Форум Сообщества Аналитиков

×


Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Galogen

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 »
856
Эд, отписал.

Ты давал авторам стандартный чеклист ошибок по Коберну?
Денис, каюсь нет. Если у  тебя он имеется, можешь поделиться?

857
Друзья, спасибо за интерес к разбору ВИ, но может Вы оставите комменты здесь?
https://docs.google.com/document/d/10QgoTnF_sVX9tGnCxmnerN4CyDQso-_IHyiNHGStd7c/edit

858
Ну а что касается обучения системному мышлению, так лично у меня в Вузе был курс системного анализа. Так что да, учили. Как сейчас - не знаю. Тоже учат, скорее всего. И наверное, даже лучше, чем меня (я-то был редким раздолбаем). Вот только проку мне от их познаний в области системного мышления, когда на практике нужны навыки?
Такого предмета у наших студентов нет. Правда, в рамках читаемого мною предмета есть раздел, посвященный системному анализу и основам теории систем.
Я согласен, что привить культуру системного мышления крайне сложно, и Ваши наблюдения подтверждаются фактами. Правда, я не делал подобный измерений, но есть такое ощущение, что с каждым годом уровень студентов понижается.
Но говорить что у них у всех клиповое мышление, ну я бы не подписался под этим. Разные бывают.
Мне например никто не преподавал системный анализ, ну ничего как-то клиповости нет.

Цитировать
Возможно, действительно не совсем понял. Но с другой стороны - а-ля ГОСТ есть, и есть потребность вставить куда-нибудь туда последнюю све... то есть, ВИ.
Ну так ровно тоже можно сказать о DFD, BPMN, IDEF0 и IDEF3.

Цитировать
А ведь это совсем не проблема оформления. Это коллизия систематизации информации. Как если бы один конструктор состоял из кубиков, а другой - из пирамидок. Пока играем только одним или другим - все замечательно. Но когда несколько кубиков в конструкторе меняют на пирамидки - начинаются проблемы. То углы пирамидок за пределы кубиков торчат, то кубики на вершинах пирамидок не стоят. Даже примеры из приложенной инструкции не собираются.
А из каких по Вашему кубиков должна состоять тогда пояснительная записка?

Цитировать
Почему? Можете раскрыть мысль?
Производство - это создание чего-либо по заранее подготовленной технологии, тут главное контролировать параметры процесса и характеристики исходного сырья. Ну это на мой взгляд. Программы не производятся, они разрабатываются. Производятся копии(на болванках). Ну такое вот мое представление:)

Цитировать
Песня действительно не новая. :)
Ага, первая фраза на работе- забудьте то, чему вас учили в вузе. У нас все по другому. Потому не стоит видимо и пытаться.

859
Я бы в ВИ написал не
"1. Менеджер меню делает запрос на создание меню на определенную дату."
а
"1. Менеджер меню делает запрос на создание меню на определенную дату в пределах допустимых дат."
и все, потоки 10.1 и 10.2 уже не нужны:)
Ага понял.
 
Цитировать
ВИ писал один человек, а реализовывал другой?
Точно так.

Цитировать
И еще вопрос по пункту 5. Там речь идет о типе меню всего меню, или о типе меню в котором находится блюдо выбранной категории?
Если не уточнить этот вопрос, может показаться, что есть два вида "типов меню", один тип меню у каждого блюда, и один тип меню у всего меню, в которые входят блюда, каждое со своим типом меню:)
Зачем вообще все так переусложнять с типами меню? Это было озвучено в задаче или так решил создатель ВИ?
В реальной постановке было, есть меню кафетерию в который входя разные блюда, в том числе и из ресторанов. Т.е. кафетерий договаривается и часть блюд не готовит и заказывает у ресторанов. Клиенту дается понять, что он может заказывать блюда из соседних ресторанов. Но это довольно опционально.
Также есть стандартные блюда, на которые можно оформить подписку.
И наконец генеральный заказчик сделал вводную - иметь Винную карту.

Таким образом появилось это понятие типа меню, которое реально и не тип меню, а как бы классификатор блюда, определяющий принадлежность к некоторому меню и соответственно имеющий спецправила обработки.

860
Если основной поток занимает больше 7-10 строк, я предпочитаю выносить даже мелкие ветвления в альтернативные потоки. Здесь можно было бы так сделать.
И ещё мне нравится стиль описания ветвлений, когда в точке ветвления (2) пишется что-то типа:
"1. Менеджер меню делает запрос на создание меню на определенную дату.
2. Система проверяет существование меню на указанную дату.
3. Система выводит новое меню с входящим в него списком стандартных блюд."
, а остальная часть ветвления выносится в альтернативный поток.
Ну нравится не нравится, тут как говорится дело вкусов. Почему такой стиль вызывает у вас негативные эмоции?

Цитировать
Разве если менеджер изменит цену на экране, то это изменение может на нём не отобразиться? Или имеется ввиду что-то другое и нужно уточнить пункт?
Думаю, студент не совсем понял идею диалога. Возможно ему показалось. что когда клиент что-то ввел в поле система это отобразила - т.е. некое действие. Конечно. тут ошибка. Действия системы нет. Если бы изменилась общая сумма, подсветилась строка, куда вводится цена. Другой разговор.

Цитировать
Если верить этому пункту, то мы можем добавить в меню блюда категорий, не разрешённых новым типом меню (на который меняем). Так не должно быть?
А что есть новый тип? По-моему в описании сказано, что выбирается тип меню, а потом категория блюда. Но я согласен, описанные действия далеко не ясные.

Цитировать
Как я понял прямой связи с блюдом не должно быть. Будет связь между типами меню и категориями многие-ко-многим и между категориями и блюдами (один-ко-многим или многие-ко-многим). Я не прав?
Ну из описания ВИ Вы никаких таких вывод сделать не можете, верно? На самом деле в реализации Категория блюда и Тип меню - атрибут блюда. Не уверен есть ли перечисление или таблица с категориями и типами, но это 1-ко-многим в лучшем случае. Между Типами и категориями связь опосредованная, но получается что одно блюдо может быть отнесено только к одной категории и только к одному типу меню. Без вариантов.

Цитировать
Кем задан этот порядок и в каком порядке должны располагаться категории между первыми и напитками? Сначала салаты, а потом вторые или наоборот?
Порядок задан Заказчиком


861
1. Почему бы сразу не обязать менеджера при создании меню выбирать тип? Это избавит его от ошибок, а нас от альтернативного потока 10.4 - да и выглядит коряво с точки зрения юзабилити:)
Согласен.

Цитировать
2. Судя по ВИ, менеджер не может сохранить стандартный набор блюд как новое меню. Согласно 3.2 он обязан добавить новые блюда. Это так задумано или студент недосмотрел?
Да в ВИ не указано явно, но стандартный набор блюд должен всегда присутствовать в меню. Потому при создании меню, блюда помеченные как стандартные автоматом переносятся в создаваемое меню.

Цитировать
3. Альтернативный поток 10.3 - не вижу его применения. Судя по ВИ, категория выбирается только при добавлении нового блюда. А если он хочет добавить новое блюдо, то выбор категории обязателен и осуществляется до выбора блюда. Таким образом я не вижу как ВИ может перейти в этот поток.
Согласен. Мне этот момент тоже показался весьма странным. На реализации это выглядит так.
Менеджер меню, выбрав команду "создать меню", получает предложение указать дату, на которую создается меню.
Система отображает список стандартных блюд, сгруппированных
- 1 по типу меню (который есть свойство блюда)
- 2 по категории (с учетом заданного порядка - от первых к напиткам) категория тоже свойство блюда.
Менеджер указывает цену выведенных блюд.
Менеджер может добавить другое (нестандартное) блюдо.
Система предлагает выбрать тип меню - Менеджер выбирает (например Блюда из ресторанов)
Система отображает список категорий блюд  - Менеджер выбирает категорию.
Если!!!! есть блюда соответствующие типу и категории, то отображается первое блюда из списка.
Так что менеджер при формировании меню по сути играет в рулетку. Мне сказали, что реализовано полностью согласно описанию ВИ.
4. Ну и проверку на даты я бы не стал включать как альтернативные потоки. Просто контроль при создании меню и все.
[/quote]

862
1. Описания ВИ применяются в "Программе и методике испытаний" (код "ПМ") в качестве методов проверки системы на соответствие требованиям ТЗ.
2. Диаграмму ВИ можно применять в том же документе для пояснения, каким образом решены  задачи разработки системы (из раздела 2 ТЗ), но будет избыточный "бантик".

Соответственно, где-то между стадиями "Рабочая документация" и "Ввод в действие". В зависимости от того, на какую стадию конкретного проекта запланирована разработка ПМ.
Леонид, спасибо за Ваше мнение.  Но получается ВИ - это уже результат реализации системы. Это противоречит всему моему представлению об этой технологии сбора требований и описания системы.

Цитировать
Переход от системного мышления к "клиповому". Наблюдаю то же самое в среде "молодых специалистов".
Т.е. Вы полагаете, что до введения ВИ у студентов было системное мышление и их этому учили? Можно подробнее о наблюдениях?

Цитировать
Жаль студентов. Методические указания по скрещиванию теплого с мягким загоняют их в ситуацию, в которой сделать что-то приличное в принципе невозможно. А потом они приходят на "производство" и пытаются работать так же (ну, те, кто вообще пытается).
1. Вы не совсем поняли. Есть методуказания по оформлению и требования к содержанию. Они есть аля ГОСТ 34. Хорошо это или плохо - думаю не очень и важно. Главное есть определенная структура, которой можно следовать. Мне она лично не нравится, я не воспринимаю студенческую работу как проект, все-таки это совокупность работ, которыми студент должно продемонстрировать свою уровень: умение системно или логично мыслить, понимать причины, понимать причинно-следственную связь, демонстрировал свои знания и умения. Сама методичка это особо не мешает явно, но создает неявные проблемы. Но они не столь серьезны, сложнее объяснять студенту почему ему здесь нужно написать это и это, а не то что как ему кажется написано в методичке.
2. UML в методичке не прописан, методологии по которым им следует разрабатывать свои проекты тоже. Так что нет никаких скрещиваний.
3. Проблемы возникают при оформлении работы. Это да. Вот я и поднял дискуссию, чтобы пройтись по этой теме.
4. То, что студенты приходят на "производство" (это слово уж точно не для ИТ-индустрии) и делают не так как ожидает "производитель" - ну эту песню я слышу всю свою жизнь. Не подумайте, что СССР, потом Россия, так уж уникальны в этом, при всей феншуйности западного образования.
5. Ну впрочем эта очень философичная тема и я ее поднимать здесь не хочу. Без обид, Леонид?


863
Спасибо.
4. Ну и проверку на даты я бы не стал включать как альтернативные потоки. Просто контроль при создании меню и все.
Что значит просто контроль? АП вроде как раз и включает описания исключений, которые могут возникнуть при неверных данных.


864
… и теперь пожалуйста доступ на комментирование.
Денис, ты больше меня пользуешься GDocs, посоветуй как корректно настроить доступ. Я дал доступ всем, но вот про комментарии не понял как.

... Я нашел :)

865
Доступ к файлу на GDocs. ВИ Создать меню

866
Эд, а опубликуй в GDocs, тогда будет проще комментировать попунктно.
Хорошо.

867
Вот результат творческой работы студента.

Если интересно, то прошу вас дать свои комментарии к нему (отметить хорошие стороны, указать на ошибки, сделать замечания по тексту).

Имя: Создать меню
Автор: ХХХХХХХХХХХХ
Дата создания: 14.09.20ХХ
Дата изменения:
Статус: Основной поток отправлен в реализацию. Утвержден 16.10.ХХ (группой товарищей )
D: 10
Действующие лица: Менеджер меню
Краткое описание: Менеджер меню кафетерия составляет меню имеющихся в наличии блюд и соответствующих им цен на выбранную дату.
Предусловия: Нет
Основной поток:
1. Менеджер меню делает запрос на создание меню на определенную дату.
2. Если меню на указанную дату уже существует, то
2.1 Система сообщает менеджеру, что меню на указанную дату уже существует
2.2 Возврат к шагу 1 основного потока
3. Иначе
3.1 Система выводит новое меню с входящим в него списком стандартных блюд.
3.2 Менеджер меню делает запрос на добавление новых блюд.
3.3 Система выводит список типов меню.
3.4 Менеджер меню выбирает тип меню.
3.5 Система выводит категории блюд входящих в выбранное меню.
3.6 Менеджер меню выбирает категорию блюда.
3.7 Система выводит блюда, относящиеся к данной категории.
3.8 Менеджер меню выбирает блюда из выбранной категории и при желании меняет цену.
3.9 Система отображает изменения.
4 Если менеджер меню желает сменить категорию блюда то система сохраняет выбранные блюда и возврат к шагу 3.6
5 Если Менеджер меню хочет сменить тип меню то система сохраняет выбранные блюда и возврат к шагу 3.4
6 Иначе
6.1 Менеджер меню делает запрос на сохранение меню.
6.2 Система сохраняет меню.

Постусловия: Меню сохранено в системе
Альтернативные потоки:
1. Дата превышает текущую более чем на 14 дней.
2. Дата меньше текущей.
3. Не выбрана категория.
4. Не выбран тип.

Имя: Дата превышает текущую более чем на 14 дней.
ID: 10.1

Действующие лица: Менеджер меню
Предусловия: Дата превышает текущую дату более чем на 14 дней.
Альтернативный поток:
1 Система сообщает, что меню на указанную дату создано быть не может.
Постусловия: возврат к вводу даты.

Имя: Дата меньше текущей.

ID: 10.2

Действующие лица: Менеджер меню
Предусловия: Менеджер меню вводит дату меньше текущей.
Альтернативный поток:
1 Система сообщает, что меню на указанную дату создано быть не может.
Постусловия: возврат к вводу даты.

Имя: Не выбрана категория.

ID: 10.3

Действующие лица: Менеджер меню
Предусловия: Менеджер не выбирает ни одну категорию и нажимает Ок.
Альтернативный поток:
1 Система сообщает, что категория не выбрана.
Постусловия: система предоставляет менеджеру возможность выбрать категорию.
Имя: Не выбрана тип.

ID: 10.4

Действующие лица: Менеджер меню
Предусловия: Менеджер не выбирает ни один тип и нажимает Ок.
Альтернативный поток:
1 Система сообщает, что тип не выбран.
Постусловия: система предоставляет менеджеру возможность выбрать тип меню.

868
автоматизированного программного комплекса?

869
Эдуард, я как раз тут (http://it-analysis.blogspot.ru/2013/10/use-cases-34.html) излагал свои мысли по этому поводу.
Спасибо, Павел. Не могу сказать, что стало понятнее, особенно после прочтения комментариев :)

Пока получается, что действительно системные ВИ (видимо уровня пользователя) могут быть включены в те или иные документы техпроекта (стадии техпроекта).

Бизнес ВИ естественно размещаются на разделе формирования требований, как советует Денис Бесков. Кстати, я тоже советовал так ранее студентам, но потом это как-то потерялось. Вообще наверное, на стадии формирования требований должна быть сформирована модель AS IS, как бы она не создавалась. Нет?

870
Ой, Бручо, пахать на Вас да пахать.
Что-то такое совершенно на уровне внеклассного чтения - простите. Ну все-таки Вы в высшем заведении учитесь. Сначала какие-то основы изучите.

Вы моделируете вообще все книжные библиотеки мира?  Почему в Вашей модели есть некий класс Library? Вы понимаете, что класс порождает в реальности объекты, т.е. нечто конкретное почти осязаемое. Библиотека №34, №123, Сельская Дунилинская, Библиотека Конгресса США и т.п. Вы все эти библиотеки моделируете?

И какой такой жанр у ваших библиотек? Библиотека в жанре Вестерн или в жанре Ранее роккоко? Что и кто у Вас имеет жанр все-таки?

Тем не менее проектирование начинают с постановки задачи, т.е. понять что и зачем делать. Назначение системы, ее границы и ее функции (свойства), модель предметной области и тогда...

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 »