5866
Обучение / Re: Методика преподавания структурного-функционального анализа
« : 05 Января 2007, 19:25:24 »
По порядку.
1. Этюд с квадратным уравнением закончить можно.
2. Этюд с учетом ТМЦ можно продолжить, наложив некие ограничения модельного характера. Ясно, что рассмотреть реальный бизнес процесс весьма сложно, но попробывать стоит. Если тебе не нравится этот этюд - предложи свои и ПрОб образования. Однако даже эта область мало знакома студенту, вообще я заметил, студент многое мало знакомо: причина - мало мотивации, попроси разработать систему по учету ТМЦ скажем тысяч за 10 и месяцев за 2 - удивительная метаморфоза - студент просто забомбит тебя вопросами и консультациями. Вывод - проблема мотивировки. Что делать учить всему, но этапно. Дать возможность пошевелить мозгами. В этом и методика: примеры, строгие шаблоны, набор шаблонных вопросов, контроль со стороны преподавателя, его направляющая деятельность...
3. Научить задавать вопросы - это главное. Это я всегда предполагал. Ограниченное описание и должно было стимулировать фантазию, стимулировать сутдента задавать вопросы. Но в семестре -это идет плохо, зато перед сессией - меня просто торпедировали вопросами. Вывод: каждый этап должен быть разбит на 2-3 занятия с завершающим контролем, типа напишити список вопросов, которые бы вы задали, если бы получили такое задание: нарпимер организовать прием экзаменов по математике в 10 классе школы №18. Думаю с этим справится можно....
4. Чему учить - исследовать, моделировать. Полный цикл не нужен.Все-таки пока я нацелен не на аналитиков как самостоятелных специалистов, а на разработчиков БД. Ну понимаешь каждый инженер учится читать чертежи, их чертить при необходимости, но не всем же дается это столь подробно, как скажем конструктору. Т.е. можно обойтись и без начертательой геометрии. Надо научить читать схемы, их строить. И подчеркиваю для выделение понятий и связей для модели данных, ограничений бизнес правил
5. Следует учить овладеванию приемов анализа, а не конкретно бизнес-анализу и т.п. Следует показать приницпы использования инструмента, а далее отрабатывать приемы его использования. И семестра будет мало:-)) Но зато будет еще семестр - моделирование систем, где я могу тонко продолжить, предмет Базы данных - где есть курсовая, и где требуется формирование требований, построение ИЛМ. В конце концов будет КИС на 5 курсе, где можно сделать упор на бизнес-процессах и поучиться их описывать, все-таки к тому времени знания студентов расширяться, в том числе и экономическими понятиями, теорией принятия решения, представлениями знаний, интеллектуальными ИС, проектированием ИС..
6. Предельно простые находящиеся под носом. Я все жду когда ты мне ее предложишь - кроме решения уравнения :-)) Понимаешь мы готовим специалиста по ИС, специалист по ИС должен уметь создавать модели данных - ведь это ядро системы, построение модели данных требует изучения требований, сбор информации о них. Мне неинтересно моделировать физический процесс, мне важно моделировать сопровождающий его информационный процесс. В том же учете ТМЦ: можно учесть все что ты написал и даже больше - ты просто эксперт по ТМЦ:-)) НО в нашем случае пусть будет простофиксация факта получения, факта отгрузки, факта перемещения. В конце концов мы можем задать ограничение: Склад имеет N - стеллажей, в каждом стеллаже M - секций, в каждой секции K - полок. На полке умещается Z-ящиков, в каждом ящике хранятся изделия одного типа, от одного поставщика, одной партии и прочее. Не надо слишком заморачиваться, не стоит прыгать выше головы. Ненадо залезать в паралич анализа...
Задача пусть будет простая или сложная, но решается просто. Можно просто оценивать стремление человека все описать и все учесть, оптять же итерационность цикличность. Ну зачем заказчику столь сложный анализ БП? Это он должен его предоставить, он же спец в этом, быстрый гибкий анализ, быстрое получение результат, циклическое его уточнение с заказчиком. Напрмер трудно проанализировать диаграмму функций, но гораздо проще модель данных на ее корректность, а еще проще попробывать ввести некие данные, чтобы понять свои ошибки, имхо....
А учим всему по немногу:
и научить выделять цели - это веротяно первое, чем вообще надо учить
второе формальному или полуформальному выводу одного из другого, тем более дискретныю математику они прошли, матанализ тоже, мат логику тоже. Учить диалектике мышления, расширять кругозор, включать фантазию - думаю
это главное.
Просто приведу пример из своей практики.
Я делал диплом по моделированию кинетики плазмохимических систем. Я знал ПрОб достаточно хорошо, я умел писать уравнения, решать их десятками способов, знал терминалогию, понятия, предикаты - но не умел это применять в анализе, в творческом анализе!!! И только через 3 года, когда я начал активно писать диссертацию на меня снизошло озарение, все знания встали на свои места, сложиись в цельную непротиворечивую картину.
Т.е. я к чему - все равно боьшинство студентов не будут уметь применять СА правильно, нет опыта, нет плодов ошибок, бессоных ночек, головных болей, мотивации и т.п. Но так или иначе, все-таки надо приучить определенным шаблонам поведения, алгоритмам поведения, алгоритмам рассуждения. Тот кому это явно понадобится- быстро сумеют востановить знания и систематизировать их
Однако это не исключает, что мы должны обучать правильно, методично, спрашивать строго и с пристрастием
1. Этюд с квадратным уравнением закончить можно.
2. Этюд с учетом ТМЦ можно продолжить, наложив некие ограничения модельного характера. Ясно, что рассмотреть реальный бизнес процесс весьма сложно, но попробывать стоит. Если тебе не нравится этот этюд - предложи свои и ПрОб образования. Однако даже эта область мало знакома студенту, вообще я заметил, студент многое мало знакомо: причина - мало мотивации, попроси разработать систему по учету ТМЦ скажем тысяч за 10 и месяцев за 2 - удивительная метаморфоза - студент просто забомбит тебя вопросами и консультациями. Вывод - проблема мотивировки. Что делать учить всему, но этапно. Дать возможность пошевелить мозгами. В этом и методика: примеры, строгие шаблоны, набор шаблонных вопросов, контроль со стороны преподавателя, его направляющая деятельность...
3. Научить задавать вопросы - это главное. Это я всегда предполагал. Ограниченное описание и должно было стимулировать фантазию, стимулировать сутдента задавать вопросы. Но в семестре -это идет плохо, зато перед сессией - меня просто торпедировали вопросами. Вывод: каждый этап должен быть разбит на 2-3 занятия с завершающим контролем, типа напишити список вопросов, которые бы вы задали, если бы получили такое задание: нарпимер организовать прием экзаменов по математике в 10 классе школы №18. Думаю с этим справится можно....
4. Чему учить - исследовать, моделировать. Полный цикл не нужен.Все-таки пока я нацелен не на аналитиков как самостоятелных специалистов, а на разработчиков БД. Ну понимаешь каждый инженер учится читать чертежи, их чертить при необходимости, но не всем же дается это столь подробно, как скажем конструктору. Т.е. можно обойтись и без начертательой геометрии. Надо научить читать схемы, их строить. И подчеркиваю для выделение понятий и связей для модели данных, ограничений бизнес правил
5. Следует учить овладеванию приемов анализа, а не конкретно бизнес-анализу и т.п. Следует показать приницпы использования инструмента, а далее отрабатывать приемы его использования. И семестра будет мало:-)) Но зато будет еще семестр - моделирование систем, где я могу тонко продолжить, предмет Базы данных - где есть курсовая, и где требуется формирование требований, построение ИЛМ. В конце концов будет КИС на 5 курсе, где можно сделать упор на бизнес-процессах и поучиться их описывать, все-таки к тому времени знания студентов расширяться, в том числе и экономическими понятиями, теорией принятия решения, представлениями знаний, интеллектуальными ИС, проектированием ИС..
6. Предельно простые находящиеся под носом. Я все жду когда ты мне ее предложишь - кроме решения уравнения :-)) Понимаешь мы готовим специалиста по ИС, специалист по ИС должен уметь создавать модели данных - ведь это ядро системы, построение модели данных требует изучения требований, сбор информации о них. Мне неинтересно моделировать физический процесс, мне важно моделировать сопровождающий его информационный процесс. В том же учете ТМЦ: можно учесть все что ты написал и даже больше - ты просто эксперт по ТМЦ:-)) НО в нашем случае пусть будет простофиксация факта получения, факта отгрузки, факта перемещения. В конце концов мы можем задать ограничение: Склад имеет N - стеллажей, в каждом стеллаже M - секций, в каждой секции K - полок. На полке умещается Z-ящиков, в каждом ящике хранятся изделия одного типа, от одного поставщика, одной партии и прочее. Не надо слишком заморачиваться, не стоит прыгать выше головы. Ненадо залезать в паралич анализа...
Задача пусть будет простая или сложная, но решается просто. Можно просто оценивать стремление человека все описать и все учесть, оптять же итерационность цикличность. Ну зачем заказчику столь сложный анализ БП? Это он должен его предоставить, он же спец в этом, быстрый гибкий анализ, быстрое получение результат, циклическое его уточнение с заказчиком. Напрмер трудно проанализировать диаграмму функций, но гораздо проще модель данных на ее корректность, а еще проще попробывать ввести некие данные, чтобы понять свои ошибки, имхо....
А учим всему по немногу:
и научить выделять цели - это веротяно первое, чем вообще надо учить
второе формальному или полуформальному выводу одного из другого, тем более дискретныю математику они прошли, матанализ тоже, мат логику тоже. Учить диалектике мышления, расширять кругозор, включать фантазию - думаю
это главное.
Просто приведу пример из своей практики.
Я делал диплом по моделированию кинетики плазмохимических систем. Я знал ПрОб достаточно хорошо, я умел писать уравнения, решать их десятками способов, знал терминалогию, понятия, предикаты - но не умел это применять в анализе, в творческом анализе!!! И только через 3 года, когда я начал активно писать диссертацию на меня снизошло озарение, все знания встали на свои места, сложиись в цельную непротиворечивую картину.
Т.е. я к чему - все равно боьшинство студентов не будут уметь применять СА правильно, нет опыта, нет плодов ошибок, бессоных ночек, головных болей, мотивации и т.п. Но так или иначе, все-таки надо приучить определенным шаблонам поведения, алгоритмам поведения, алгоритмам рассуждения. Тот кому это явно понадобится- быстро сумеют востановить знания и систематизировать их
Однако это не исключает, что мы должны обучать правильно, методично, спрашивать строго и с пристрастием