5836
Обучение / Re: Методика преподавания структурного-функционального анализа
« : 09 Января 2007, 18:06:19 »
Вот все-таки опубликую некоторые положения ГОС по ключевым предметам:
Инфоматика
Информационные технологии
Основы теории управление
Теория информационных процессов и систем
Управление данными
Моделирование систем
Проектирование ИС
Содержание моего курса (примерно)
Лекция 1. Понятие информационной системы. Основные процессы преобразования информации. История и направление развития ИС. Классификация ИС (2 часа).
Лекция 2. Типы информационных моделей. Функциональные, структурные, поведенческие, архитектурные модели и модели данных (2 часа).
Лекция 3. Основные задачи системного анализа. Понятие системы как семантической модели (2 часа).
Лекция 4. Классификация систем. Основные определения системного анализа: элемент, среда, подсистема, характеристика, параметр, свойство, закон функционирования, цель, показатель, алгоритм функционирования, качество, процесс, эффективность процесса, критерий эффективности, состояние системы, структура, ситуация, проблема (2 часа).
Лекция 5. Принципы и структура системного анализа. Девять стадий представления систем (2 часа).
Лекция 6. Сущность структурного подхода. Этапы анализа и моделирования информационных систем: сбор и анализ первичной информации, формирование требований, функциональное моделирование (2 часа).
Лекция 7. Методология функционального моделирования IDEF0. Синтаксис и семантика моделей IDEF0. (2 часа).
Лекция 8. Методология функционального моделирования IDEF0. Правила построения моделей IDEF0. Виды диаграмм IDEF0 (2 часа).
Лекция 9. Методология описания процессов IDEF3. Синтаксис и семантика моделей IDEF3. Правила построения моделей IDEF3. (2 часа).
Лекция 10. Моделирование потоков данных (процессов) DFD. Синтаксис и семантика моделей DFD. Правила построения моделей DFD. (2 часа).
Лекция 11. Моделирование потоков данных (процессов) DFD. Словарь данных. Методы задания спецификаций процессов (2 часа).
Лекция 12. Моделирование данных. Рассширенная модель "Сущность - связь" (2 часа).
Лекция 13. Моделирование данных. Методология IDEF1x (2 часа).
Лекция 14. Принципы создания моделй данных. Описание процесса. Построение моделей данных на основе анализа документов (2 часа).
Лекции 15-16. Реляционная модель данных. Основные понятия и определения. Операции над отношениями. Нормализация отношений. Нормальные формы. Синтез отношений (4 часа).
Лекция 17. Нормализация отношений. Нормальные формы (2 часа).
Лекция 18. Назначение информационно-поисковых систем. Состав и структура ИПС. Информационно-поисковые языки. Основные элементы ИПЯ. Требования к ИП. Типы отношений между словами. Типология ИПЯ. (2 часа).
Лекция 19. Дескрипторные языки. Системы индексирования. Поисковый аппарат ИПС. Модели поиска информации (2 часа).
Конечно количесвто часов тут условно, в реальной практике читаю немного иначе, что-то отставлю на сам работу, что-то даю гораздо больше, а что-то меньше
Практически задания примерно следующие, но тоже реальное занчение времени и наполнение несколько иное
Разработка документа «Оценка деятельности рассматриваемой организации» в соответствие с выданным заданием. (6 часов). Неделя №1-3.
Фактически включает общий анализ проблемы, задачи, системы
Функциональное моделирование в AllFusion Process Modeler (BPwin). Построение контекстной диаграммы, диаграммы декомпозиции, дерева узлов (6 часов). Недели №4-6.
Есть не что иное как дополнение к первой, на самом деле все делается в общем вместе циклично
Формирование системной спецификации. Разработка документа «Функциональные требования к разрабатываемой системе» (4 часа). Недели № 7-8.
Построение модели функционирования информационной системы DFD (6 часов). Неделя № 9-11.
Условное название - общая идея показать собственно общий вычислительный процесс, определить потоки, дать им название, структуризировать их
Разработка документа «Бизнес-правила рассматриваемой предметной области» (4 часа) Неделя №12-13.
Разработка инфологической модели рассматриваемой предметной области (6 часа) Недели № 14-16.
Реализация физической модели данных на СУБД MS Access 2000. (2 часа) Неделя № 17.
Разработка прототипа приложения на СУБД MS Access 2000. (4 часа) Неделя № 18-19.
Инфоматика
Цитировать
Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.Обратите внимание на выделенное красным
Информационные технологии
Цитировать
Содержание новой информационной технологии как составной части информатики; общая классификация видов информационных технологий и их реализация в технических областях; модели процессов передачи, обработки, накопления данных в информационных системах; системный подход к решению функциональных задач и к организации информационных процессов в системах; глобальная, базовая и конкретные информационные технологии; особенности информационных технологий; модели, методы и средства реализации перспективных информационных технологий.
Основы теории управление
Цитировать
Управление и информатика; общие принципы системной организации; устойчивость, управляемость и наблюдаемость; инвариантность и чувствительность систем управления; математические модели объектов и систем управления; формы представления моделей; методы анализа и синтеза систем управления. Цифровые системы управления; использование микропроцессоров и микро-ЭВМ в системах управления; особенности математического описания цифровых систем управления, анализа и синтеза систем управления с ЭВМ в качестве управляющего устройства; программная реализация алгоритмов управления в цифровых системах.Читают преподаватели других кафедр, в частности кафедры кибернетики и автоматизации химических процессов
Теория информационных процессов и систем
Цитировать
Основные задачи теории систем; краткая историческая справка; терминология теории систем; понятие информационной системы; системный анализ; качественные и количественные методы описания информационных систем; кибернетический подход; динамическое описание информационных систем; каноническое представление информационной системы; агрегатное описание информационных систем. Операторы входов и выходов; принципы минимальности информационных связей агрегатов; агрегат как случайный процесс; информация и управление. Модели информационных систем; синтез и декомпозиция информационных систем; информационные модели принятия решений; возможность использования общей теории систем в практике проектирования информационных систем.Мой предмет, модели есть - инструментов нет. Интересно что такое каноническое представление ИС - 6 лет искал, нашел когда-то что это представление ИС в виде иерархической модели или просто как строгая иерархия, кого чего? Для себя решил, что это просто представление ИС через виды обеспечения...
Управление данными
Цитировать
Основные понятия банков данных и знаний; информация и данные; предметная область банка данных; роль и место банков данных в информационных системах; пользователи банков данных; преимущества централизованного управления данными; база данных как информационная модель предметной области; система управления базой данных (СУБД); администратор базы данных; архитектура банка данных; инфологическое проектирование базы данных; выбор модели данных; иерархическая, сетевая и реляционная модели данных, их типы структур, основные операции и ограничения; представление структур данных в памяти ЭВМ; современные тенденции построения файловых систем; обзор промышленных СУБД; тенденции развития банков данных.Интерсно правда? Делаем БД, а моделировать предметную область еще как бы и не научились. Т.е. если я не должен давать в своем предмете это, то где давать моделирование данных, IDEF1x, ERD или что-то подобное?
Моделирование систем
Цитировать
Основные понятия теории моделирования; классификация видов моделирования; имитационные модели информационных процессов; математические методы моделирования информационных процессов и систем; планирование имитационных экспериментов с моделями; формализация и алгоритмизация информационных процессов; концептуальные модели информационных систем; логическая структура моделей; построение моделирующих алгоритмов; статистическое моделирование на ЭВМ; оценка точности и достоверности результатов моделирования; инструментальные средства; языки моделирования; анализ и интерпретация результатов моделирования на ЭВМ; имитационное моделирование информационных систем и сетей.Если посмотреть программы на основе этогй выдержки ГОС, то мы увидим, каждый вуз трактует это по своему. Я ориентируюсь на учебник Советова Моделирование систем. Правда в настоящий момент данный курс передан функциональному математическому моделирования, а я планирую читать UML. Тут кстати есть резервы для изменения курсов: ТИПиС - читаем основы, приниципы анализа, понятия UML подробно, SADT поменьше. А на следующем курсе попробывать уже именно проектирование-моделирование
Проектирование ИС
Цитировать
Общая характеристика процесса проектирования ИС; структура информационно-логической модели ИС; разработка функциональной модели; исходные данные для проектирования; разработка модели и защита данных; разработка пользовательского интерфейса; разработка проекта распределенной обработки. Структура программных модулей; разработка алгоритмов; логический анализ структур ИС; анализ и оценка производительности ИС; управление проектом ИС; проектная документация; инструментальные средства проектирования ИС; типизация проектных решений; графические средства представления проектных решений; эксплуатация ИС.Курс 200 часов с курсовой, ведут лекции 2 преподавателя. Один читает скажем формальную часть, дкументирование и т.п. Другой что читает не знаю. Но от меня требуют, чтобы я уже подготовил студентов к сиспользованию SADT, DFD и даже UML. При этом они так в этом уверены, что если я выброшу такую часть из своих курсов, то это будет означать, что народу прийдется в спешном порядке изучать DFD как-то самостоятельно. Боюсь представить что из этого получится...
Содержание моего курса (примерно)
Лекция 1. Понятие информационной системы. Основные процессы преобразования информации. История и направление развития ИС. Классификация ИС (2 часа).
Лекция 2. Типы информационных моделей. Функциональные, структурные, поведенческие, архитектурные модели и модели данных (2 часа).
Лекция 3. Основные задачи системного анализа. Понятие системы как семантической модели (2 часа).
Лекция 4. Классификация систем. Основные определения системного анализа: элемент, среда, подсистема, характеристика, параметр, свойство, закон функционирования, цель, показатель, алгоритм функционирования, качество, процесс, эффективность процесса, критерий эффективности, состояние системы, структура, ситуация, проблема (2 часа).
Лекция 5. Принципы и структура системного анализа. Девять стадий представления систем (2 часа).
Лекция 6. Сущность структурного подхода. Этапы анализа и моделирования информационных систем: сбор и анализ первичной информации, формирование требований, функциональное моделирование (2 часа).
Лекция 7. Методология функционального моделирования IDEF0. Синтаксис и семантика моделей IDEF0. (2 часа).
Лекция 8. Методология функционального моделирования IDEF0. Правила построения моделей IDEF0. Виды диаграмм IDEF0 (2 часа).
Лекция 9. Методология описания процессов IDEF3. Синтаксис и семантика моделей IDEF3. Правила построения моделей IDEF3. (2 часа).
Лекция 10. Моделирование потоков данных (процессов) DFD. Синтаксис и семантика моделей DFD. Правила построения моделей DFD. (2 часа).
Лекция 11. Моделирование потоков данных (процессов) DFD. Словарь данных. Методы задания спецификаций процессов (2 часа).
Лекция 12. Моделирование данных. Рассширенная модель "Сущность - связь" (2 часа).
Лекция 13. Моделирование данных. Методология IDEF1x (2 часа).
Лекция 14. Принципы создания моделй данных. Описание процесса. Построение моделей данных на основе анализа документов (2 часа).
Лекции 15-16. Реляционная модель данных. Основные понятия и определения. Операции над отношениями. Нормализация отношений. Нормальные формы. Синтез отношений (4 часа).
Лекция 17. Нормализация отношений. Нормальные формы (2 часа).
Лекция 18. Назначение информационно-поисковых систем. Состав и структура ИПС. Информационно-поисковые языки. Основные элементы ИПЯ. Требования к ИП. Типы отношений между словами. Типология ИПЯ. (2 часа).
Лекция 19. Дескрипторные языки. Системы индексирования. Поисковый аппарат ИПС. Модели поиска информации (2 часа).
Конечно количесвто часов тут условно, в реальной практике читаю немного иначе, что-то отставлю на сам работу, что-то даю гораздо больше, а что-то меньше
Практически задания примерно следующие, но тоже реальное занчение времени и наполнение несколько иное
Разработка документа «Оценка деятельности рассматриваемой организации» в соответствие с выданным заданием. (6 часов). Неделя №1-3.
Фактически включает общий анализ проблемы, задачи, системы
Функциональное моделирование в AllFusion Process Modeler (BPwin). Построение контекстной диаграммы, диаграммы декомпозиции, дерева узлов (6 часов). Недели №4-6.
Есть не что иное как дополнение к первой, на самом деле все делается в общем вместе циклично
Формирование системной спецификации. Разработка документа «Функциональные требования к разрабатываемой системе» (4 часа). Недели № 7-8.
Построение модели функционирования информационной системы DFD (6 часов). Неделя № 9-11.
Условное название - общая идея показать собственно общий вычислительный процесс, определить потоки, дать им название, структуризировать их
Разработка документа «Бизнес-правила рассматриваемой предметной области» (4 часа) Неделя №12-13.
Разработка инфологической модели рассматриваемой предметной области (6 часа) Недели № 14-16.
Реализация физической модели данных на СУБД MS Access 2000. (2 часа) Неделя № 17.
Разработка прототипа приложения на СУБД MS Access 2000. (4 часа) Неделя № 18-19.