Форум Сообщества Аналитиков

×


Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Galogen

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 »
5836
Вот все-таки опубликую некоторые положения ГОС по ключевым предметам:

Инфоматика
Цитировать
Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.
Обратите внимание на выделенное красным

Информационные технологии
Цитировать
Содержание новой информационной технологии как составной части информатики; общая классификация видов информационных технологий и их реализация в технических областях; модели процессов передачи, обработки, накопления данных в информационных системах; системный подход к решению функциональных задач и к  организации информационных процессов в системах; глобальная, базовая и конкретные информационные технологии; особенности информационных технологий; модели, методы и средства реализации перспективных информационных технологий.

Основы теории управление
Цитировать
Управление и информатика; общие принципы системной организации; устойчивость, управляемость и наблюдаемость; инвариантность и чувствительность систем управления; математические модели объектов и систем управления; формы представления моделей; методы анализа и синтеза систем управления. Цифровые системы управления; использование микропроцессоров и микро-ЭВМ в системах управления; особенности математического описания цифровых систем управления, анализа и синтеза систем управления с ЭВМ в качестве управляющего устройства; программная реализация алгоритмов управления в цифровых системах.
Читают преподаватели других кафедр, в частности кафедры кибернетики и автоматизации химических процессов

Теория информационных процессов и систем
Цитировать
Основные задачи теории систем; краткая историческая справка; терминология теории систем; понятие информационной системы; системный анализ; качественные и количественные методы описания информационных систем; кибернетический подход; динамическое описание информационных систем; каноническое представление информационной системы; агрегатное описание информационных систем. Операторы входов и выходов; принципы минимальности информационных связей агрегатов; агрегат как случайный процесс; информация и управление. Модели информационных систем; синтез и декомпозиция информационных систем; информационные модели принятия решений; возможность использования общей теории систем в практике проектирования информационных систем.
Мой предмет, модели есть - инструментов нет. Интересно что такое каноническое представление ИС - 6 лет искал, нашел когда-то что это представление ИС в виде иерархической модели или просто как строгая иерархия, кого чего? Для себя решил, что это просто представление ИС через виды обеспечения...

Управление данными
Цитировать
Основные понятия банков данных и знаний; информация и данные; предметная область банка данных; роль и место банков данных в информационных системах; пользователи банков данных; преимущества централизованного управления данными; база данных как информационная модель предметной области; система управления базой данных (СУБД); администратор базы данных; архитектура банка данных; инфологическое проектирование базы данных; выбор модели данных; иерархическая, сетевая и реляционная модели данных, их типы структур, основные операции и ограничения; представление структур данных в памяти ЭВМ; современные тенденции построения файловых систем; обзор промышленных СУБД; тенденции развития банков данных.
Интерсно правда? Делаем БД, а моделировать предметную область еще как бы и не научились. Т.е. если я не должен давать в своем предмете это, то где давать моделирование данных, IDEF1x, ERD или что-то подобное?

Моделирование систем
Цитировать
Основные понятия теории моделирования; классификация видов моделирования; имитационные модели информационных процессов; математические методы моделирования информационных процессов и систем; планирование имитационных экспериментов с моделями; формализация и алгоритмизация информационных процессов; концептуальные модели информационных систем; логическая структура моделей; построение моделирующих алгоритмов; статистическое моделирование на ЭВМ; оценка точности и достоверности результатов моделирования; инструментальные средства; языки моделирования; анализ и интерпретация результатов моделирования на ЭВМ; имитационное моделирование информационных систем и сетей.
Если посмотреть программы на основе этогй выдержки ГОС, то мы увидим, каждый вуз трактует это по своему. Я ориентируюсь на учебник Советова Моделирование систем. Правда в настоящий момент данный курс передан функциональному математическому моделирования, а я планирую читать UML. Тут кстати есть резервы для изменения курсов: ТИПиС - читаем основы, приниципы анализа, понятия UML подробно, SADT поменьше. А на следующем курсе попробывать уже именно проектирование-моделирование

Проектирование ИС
Цитировать
Общая характеристика процесса проектирования ИС; структура информационно-логической модели ИС; разработка функциональной модели; исходные данные для проектирования; разработка модели и защита данных; разработка пользовательского интерфейса; разработка проекта распределенной обработки. Структура программных модулей; разработка алгоритмов; логический анализ структур ИС; анализ и оценка производительности ИС; управление проектом ИС; проектная документация; инструментальные средства проектирования ИС; типизация проектных решений; графические средства представления проектных решений; эксплуатация ИС.
Курс 200 часов с курсовой, ведут лекции 2 преподавателя. Один читает скажем формальную часть, дкументирование и т.п. Другой что читает не знаю. Но от меня требуют, чтобы я уже подготовил студентов к сиспользованию SADT, DFD и даже UML. При этом они так в этом уверены, что если я выброшу такую часть из своих курсов, то это будет означать, что народу прийдется в спешном порядке изучать DFD как-то самостоятельно. Боюсь представить что из этого получится...

Содержание моего курса (примерно)
Лекция 1.   Понятие информационной системы. Основные процессы преобразования информации. История и направление развития ИС. Классификация ИС (2 часа).
Лекция 2.   Типы информационных моделей. Функциональные, структурные, поведенческие, архитектурные модели и модели данных (2 часа).
Лекция 3.   Основные задачи системного анализа. Понятие системы как семантической модели (2 часа).
Лекция 4.   Классификация систем. Основные определения системного анализа: элемент, среда, подсистема, характеристика, параметр, свойство, закон функционирования, цель, показатель, алгоритм функционирования, качество, процесс, эффективность процесса, критерий эффективности, состояние системы, структура, ситуация, проблема (2 часа).
Лекция 5.   Принципы и структура системного анализа. Девять стадий представления систем (2 часа).
Лекция 6.   Сущность структурного подхода. Этапы анализа и моделирования информационных систем: сбор и анализ первичной информации, формирование требований, функциональное моделирование (2 часа).
Лекция 7.   Методология функционального моделирования IDEF0. Синтаксис и семантика моделей  IDEF0. (2 часа).
Лекция 8.   Методология функционального моделирования IDEF0. Правила построения моделей  IDEF0. Виды диаграмм IDEF0 (2 часа).
Лекция 9.   Методология описания процессов IDEF3. Синтаксис и семантика моделей  IDEF3. Правила построения моделей  IDEF3. (2 часа).
Лекция 10. Моделирование потоков данных (процессов) DFD. Синтаксис и семантика моделей  DFD. Правила построения моделей  DFD. (2 часа).
Лекция 11. Моделирование потоков данных (процессов) DFD.  Словарь данных. Методы задания спецификаций процессов (2 часа).
Лекция 12. Моделирование данных. Рассширенная модель "Сущность - связь"  (2 часа).
Лекция 13. Моделирование данных. Методология IDEF1x  (2 часа).
Лекция 14. Принципы создания моделй данных. Описание процесса. Построение моделей данных на основе анализа документов (2 часа).
Лекции 15-16. Реляционная модель данных. Основные понятия и определения. Операции над отношениями. Нормализация отношений. Нормальные формы. Синтез отношений (4 часа).
Лекция 17. Нормализация отношений. Нормальные формы (2 часа).
Лекция 18. Назначение информационно-поисковых систем. Состав и структура ИПС. Информационно-поисковые языки. Основные элементы ИПЯ. Требования к ИП. Типы отношений между словами. Типология ИПЯ. (2 часа).
Лекция 19. Дескрипторные языки. Системы индексирования. Поисковый аппарат ИПС. Модели поиска информации (2 часа).

Конечно количесвто часов тут условно, в реальной практике читаю немного иначе, что-то отставлю на сам работу, что-то даю гораздо больше, а что-то меньше

Практически задания примерно следующие, но тоже реальное занчение времени и наполнение несколько иное

Разработка документа «Оценка деятельности рассматриваемой организации» в соответствие с выданным заданием.  (6 часов). Неделя №1-3.
Фактически включает общий анализ проблемы, задачи, системы
Функциональное моделирование в AllFusion Process Modeler (BPwin). Построение контекстной диаграммы, диаграммы декомпозиции, дерева узлов (6 часов). Недели №4-6.
Есть не что иное как дополнение к первой, на самом деле все делается в общем вместе циклично
Формирование системной спецификации. Разработка документа «Функциональные требования к разрабатываемой системе» (4 часа). Недели № 7-8.
Построение модели функционирования информационной системы DFD (6 часов). Неделя № 9-11.
Условное название - общая идея показать собственно общий вычислительный процесс, определить потоки, дать им название, структуризировать их

Разработка документа «Бизнес-правила рассматриваемой предметной области» (4 часа) Неделя №12-13.
Разработка инфологической модели рассматриваемой предметной области (6 часа) Недели № 14-16.

Реализация физической модели данных на СУБД MS Access 2000. (2 часа) Неделя № 17.
Разработка прототипа приложения на СУБД MS Access 2000. (4 часа) Неделя № 18-19.

5837
Цитировать
Про список тем: была поставлена цель. Если мой список подходит, хорошо, если надо внести исправления, предлагай и будем его фиксировать.
А нельзя огласить весь список(с). Ты дал рекомендации, а списка нет. Список может быть разным.
Могу предложить - задачи из численной математики:
1. Численное решение нелинейных уравнений (метод помследовательных приближений, Ньютона, хорд и т.п.)
2. Решение СЛАУ - матричный способ, способы прямые, способы итерационные
3. Интерполяция и аппроксимация
4. Дифуры и их системы
5. Оптимизация

Цитировать
BPWIN сейчас нет (раньше был, теперь что-то с лицензией не то), попробую достать и поставить.
BPwin 4.1.4. скачаешь с http://www.interface.ru (нужно зарегится, хотя можно и обмануть, там закачка идет с фтп, регистрация нужна только для контроля). Keygen могу выслать.

Цитировать
Если "Конечная цель ясна" - это ты про задачу с приходованием книг, то, возможно, она ясна тебе. Наша задача изложить цель в виде текста так, чтобы онга была ясна всем максимально одинаково.
Но она же ясна. Знать что привезли, кто, когда, сколько. Знать что есть, Знать кому отдали когда и сколько. Зачем усложнять задачу сверх меры??

Далее по поводу документов. Не моя цель учить пользоваться теми или иными доукментами. Сегодня одни документы, завтра другие. Но использовать что-то в качестве шаблона можно. Что прогрессивнее и проще то и лучше. Документ видение мне не очень понятен, но думаю с твоей помощью разберемся в нем.

Цитировать
какие книги от кого были получены (правильно ли я понял: от какого поставщика)
Думаю зависит от постановки. Мы можем сделать поставщика и издательство одним лицом, а можем использовать промежуточное лицо. Думаю это не суть важно, просто понятие поставщик в данной ситуации логично. В конце концов книготорговое предприятие может осуществлять поставки и самостоятельно...

Цитировать
сколько каких книг на складе (без учета расхода это не получить!)
Да конечно, потому можно дать вторую часть другому студенту-напарнику

Цитировать
- требуются ли дополнительные заказы на книги (определить стратегию заказа: МЗ, с использованием MRP еще что-то...)
Важный процесс но в нашем контексте можно о нем забыть, мы же не собираемся моделировать все предприятие, а некоторый его кусочек

По остальное. Интересно, но думаю для моего курса это не подъемно, это еще сложнее чем, то, что я использую сейчас. И опять же - мы обсуждаем процесс проектирования в его полной форме, но нет еще у студентов знания, архитектурного решения, опыта работы с БД, знаний ООП и много другого, без чего успешным наше видение не сделаешь.

У меня ощущение, что мы вероятно друг друга слабо понимаем. А главное я ни как не понимаю как объяснить, что же мне нужно. Вроде говорю, говорю, а все равно нет понимания.
Возможно у меня шоры, возможно ты воспринимаешь всю концепцию не так.

Ты пытаешься предусмотреть все моменты, выгоды, прибыль и т.п. Думаю ты прав, так и следует делать, но студенту это вообще-то сложно.

Вот предметы пройденные студентами к моменты начала моего курса:
Алгебра и геометрия
Дискретная математика            
Математическая логика и теория алгоритмов               
Вычислительная математика            
Математический анализ               
Вероятность и статистика                                                Функциональный анализ                                                Электротехника и электроника                                             
Метрология, стандартизация и сертификация
Физика                                                         
Химия               
Информатика                                                      Информационные технологии            
Архитектура ЭВМ и систем, в т.ч.курсовой проект (*)                                    
Компьютерная геометрия и графика                                             
Статистические метода прогнозирования                                          
Схемотехника                                                      

Параллельно со мной идут
функциональное математическое моделирование                     
Операционые системы
Защита и надежность информации
Теория принятия решений

Экономика - будет только за мной, Технико-экономический анализ в 9 семестер

Понимаешь к чему веду?                     


5838
Да в догонку, все-таки как мне кажется вопросы проектирования, использования разных схем и подходов - это все-таки должны давать в курсе проектирование ИС моими коллегами, но я не могу отвечать за качество и содержание их предметов.
Я сам хочу уйти от этих проблем. Мне кажется я должен давать скажем приницпы моделирования данных, использования некоторого инструментария, принципы системного анализа, привязка методов СА к последующему проектированию ИС. Т.е. все то, что в последующем может трансформироваться в грамотный проект. Даже формирование требований к системе - думаю не мой хлеб, скорее мой хлеб - это методы анализа информации, вытаскивания фактов и т.п. Однако сложно отделить одно от другого, потому приходится "брать на грудь" "чужой" материал

5839
Денис, еще не знакомился. Хотя подобные вещи читал в других местах.
Следует просто заметить, что я не экономист, у меня нет опыта работы в бизнес-структурах, у меня нет опыта разработки больших бизнес-систем.
Так же все-таки надо учесть, что программа образования в целом дает конечный продукт - студента с определенным уровнем знаний, однако каждый преподаватель не эквивалентен этому уровню знаний. Но я пытаюсь расширить этот кругозор лично, однако из этого не следует, что к этому стремятся все преподаватели. Заметьте я простой преподаватель, а не заведующий кафедрой, не методист, не ЛПР, который определяет что и в каком объеме должен знать студент. К сожалению, учебные программы составляются повидимому не всегда компетентными людьми. Потому преподаватель часто является заложником собственных представлений о дисциплине. В моем случае такая же ситуация. Не было бы сомнений, я бы не обращался за помощью.

Материал конечно интересный, но есть еще проблема и времени.

5840
Вариант использования Пройти тестирование - дублирует вариант Изменить профиль. В целом вообщем неплохо

5841
Денису.

1.Денис, я пытась читать предмет ТИПиС уже 6 лет. За это время я переделывал свой предмет 6 раз, иной раз на 50%.
У вас есть ГОС и учебный план. Вы должны были обратить внимание на множество дисциплин предшедствующих ТИПиС.
Есть там и теория информации, где им читают вопросы передачи данных и т.п. Учебников по ТИПИС фактически нет, все старые учебники - действительно ориентированы на одни сплошные формулы и связаны главным образом с теорией вычислительных процессов, а это замечу не одно и тоже. Лично я вообще возражаю против такой постановки вопроса, а зачем программисту, базисту, аналитику надо знать какова физика передачи данных? Да для общего понимания картины нужно, для понимания построения БД или ИС, до некоторой степени. Например, если канал имеет одну пропускную способность, а вы пытаетесь получить отличное быстродействие при большом количестве пользователей.
Далее - первые два года я читал ТИПиС без использования SADT и другого - проблемы дальше, проблемы невсегда мои. Потому произошло переосмысление дисциплины. В чем теория? теория систем, теория анализа, теория моделирования в обобщеном смысле, но направленная на способы построения систем и не просто систем, а ИС. любая ИС это информационное обеспечение, техническое обеспечение, персонал, программное обеспечение.
Техническое обеспечение - не моя задача (есть курсы ЭВМ, опреционные системы, платформы и т.п.)
Программное обеспечение - опять же не моя конкреная задача (есть ООП, Управление данными, проектирование и т.п.)
Моя задача - информационное обеспечение - что это такое, как его организовать, как оно влияет на все остальное. Это теория я ее даю на лекциях, что следует закрепить на практике - конечно применение анализа, способы решения задач, закономерности решения задач, при этом мне следует учитывать некоторую преемственность, какую, а такую что например на при проектировании ИС, студент должен владеть инструментарием и семантикой нотаций
Вообщем, давайте не будем мне советовать, что и каким образом читать. А лучше побеседуем о том как преподавать, то что уже обсуждается...
Я думаю уже все понятно

2. Приведенные вами ссылки учебных курсов затрагиваю теорию, а не практику - две совсем разные вещи

5842
Конечно он остается открытым, да и как иначе. Если бы ты к примеру мог попреподавать у нас или где-то еще такой же или близкий курс, плюс вообще в сфере образования и именно на подобной специальности поработал, вероятно было бы точнее и понятнее.
Я не против математических или физических процессов, пожалуйста, давай развивать параллельно.

Я говорю сразу - четко организованной методики нет, ее к сожалению нет ни в книгах, нет ее и в живой практике. Не очень понятны цели, которые нужно достичь. Потому я и иду ощупью, использую здравый смысл.

Выдав вот такую картинку, я просто стараюсь обострить ситуацию с одной стороны, а с другой стороны вызвать тебя или еще кого на дискуссию. Поскольку картинки обсуждать - интереснее:-))

Кстати если у тебя есть BPWIN - я буду выкладывать модели в этом формате. У меня стоит версия 4.1.4 -  она конечно триальная, но вполне работоспособная.

Конечная цель ясна. Подцели я сформулировал, они на картинках. Хотя в реальности мне неинтересен вообще процесс, мне важна его информационная составляющая. Тем не менее, я специально иду на бизнес-анализ.

Заинтересованные стороны. Если следовать SADT методологии, то в ней заинтересованные стороны обычно как-то замаскированы, не выделены. Однако я понимаю, что мы можем ситуацию синтезировать.
Итак заинтересованные стороны:
1. Книготорговое предприятие - заинтересовано во всех формах учета поступающей литературы для продажи, в данном случае оно хочет знать какие униги, от кого были получены, в какой момент времени, какого качества поставка, где располагается продукция на складе, каковая ее цена закупки, сколько книг на складе, требуется ли дополнительные заказы на книги и прочее прочее. Однако в первую очередь - скдаировать товар, учесть его и сохранить столько, сколько нужно.

2. Поставщик (экспедитор поставщика) - заинтересован в качественной поставке книг, в их сохранности, несет отвественно за доставку, готов принять брак, должен получить соотвествующий акт приемки книг, акт браков, недостач.

Теперь некоторый комментарий:
Вот передо мной две системы: 1С предприятие стандартная конфигурация и КИС "Восточный экспресс". Конечно помимо чисто прихода, учитываются соотвествующие бухгалтерские проводки, появляется информация в соотвествующих справочниках и т.п. См. рисунок

Но все вопросы по нумеровке, разгрузке, идентификации и прочее скрыты. Хорошо это или плохо, мне кажется не очень хорошо, но с другой стороны, если происходит простой учет - достаточно по понятной схеме - сформулировать задачу автоматизации (фактически форму хранения данных, бизнес-правила, способ предоставления данных).
 Тем неменее я понимаю, нужно понять сначал весь бизнес-процесс, чтобы найти более приемлемые решения.

Скажем в моем случае можно предположить, что кладовщик перемещается по складу с ноутбуком или наладонным компом и вводит информаци. о товаре, о месте ее расположения, сразу, извлекая предварительно специальный штрихкод и прикрепляя его к упаковке, автоматически занося в некий преварительный накопитель информацию о поставке. Затем просто скачав эту информацию на головном компьютере - быстро формирует приходную накладную. Реализаций может быть много....

5843
Давай брать быка за рога.

Предлагается задача
Автоматизировать обработку информации при приеме товара от поставщиков (ввод данных приходной накладной);
В качестве товара рассматриваются книги.
Книги подразделяются на жанровые группы (худлжественная литература, учебная, научно-техническая, компьютерная, бытового назначения). Внутри группы книги отличаются авторами, наименованием, издательством, поставщиком и т.д.
Книги постаставляются только упаковками  по 20 книг в каждой. Формат в расчет не принимаем. Книги складируются на стеллажах, каждый стеллаж имеет N стоек, на каждой стойке M полок, На каждой полке можно расположить 3 контейнера. В 1 контейнере можно разместить 6 упаковок книг, т.е. имеем 6 секций

Бизнеспроцесс - принять книги
Описание: Приезжает машина с очередной поставкой книг. Книги поставляются на основании некоторого договора, проверяется путевой лист, книги разгружаются в отделе сортировки склада. По инвентарной описи кладовщик сверяет поставку, если есть недостачи или поврежденные упаковки составляется акт недостатч/брака, бракованные книги возвращаются поставщику. Принятые книги в соотвествии со свободными местами и правилами размещения, размещаются на складе. На каждую упаковку оформляется инвентарный ярлык  с номером и кратким описанием, в журнале размещения фиксируется место, размещения, номер товара и его количество. Используя счет фактуру в системе учета фиксируется данная поставка товаров и оформляется приходная накладная - копия передается в бухгалтерию, выдается поставщику(?)

Что получилось?



5844
Сергей, вчера полночи не спал. Думал думал и наконец чего-то такое надумал.

Итак, тезисы размышлений.
1. Системный анализ не панацея.
2. Системный подход - один из подходов, хотя и передовых
3. Системный анализ <> системный подход
4. Системный анализ для ИС <> системный анализ для бизнеса
5. Системный анализ для бизнеса = системный анализ для КИС
6. КИС будем изучать на 5 курсе, а потому уже можно взять бизнес-анализ за рога
7. Задачи математического или физико-химического плана можно использовать как отправные точки, синхронно рассказывая о IDEF-DFD. Взять на грудь это не сложно, нет там ничего особо нового, кроме некоторых ограничений.
6. Семинары вообще можно развести - не делать единую комплексную задачу, а сделать маленькие задачки из разных областей, что мне кажется довольно существенно. Чтобы задачи были и из изветной им области - например математики, и не совсем известной. Ведь СА именно тогда эффективен, когда изучается терра инкогнита.
Насчет сложности - можно поспорить, но не буду, скажу лишь "СА - это методика здравого смысла" (с). Найду точную цитату - приведу...
7. Моделирование данных, конечно, было бы неплохо иметь вообще отдельный семестр - от начала до конца, но нет его. Вообще в ГОС нигде нет даже строчки о том, что нужно учить IDEF DFD UML и прочее, думаю - это большой непорядок с одной стороны, а с другой стороны определнная дальновидность, правда эта дальновидность больше отрицательного вносит чем положительного. Потому - моделирование данных можно провести на основе анализа документов. Вообщем нужно думать размышлять
8. Подготовлю свое видение той же функции учета поступлений - выложу на суд обсудим.
А тебя попрошу докончить математический пример, правда лучше возьми скажем метод Ньютона для решения нелинейного уравнения(нахождения корня), всетаки там есть цикл, обратная связь

9. Про обратную связь в педагогике - это личное общение со студентом - каждым, чтобы почувствовать его интерес- неинтересн, понять что и как он понимает и не понимает. Именно этим я и занимаюсь фактически на практике, даже показывая пример -  я всегда задаю вопросы аудитории и жду ответы, показываю им как нужно их анализировать и предпочитать одно другому, однако личное общение сверхважно - без него обучение пустой номер... Талмуд конечно никто не кладет да и не нужен, критерии очень простые: критерий здравого смысла- раз, критерий техники использования два, критерий умения формулировать мысли - три.

10. Про набор тем и подтем.
предлагаю занятие 1. Знакомство с инструментарием IDEF, это вообще в целом не сложно. В качестве примера берем хоть твой математический пример,  обычно беру пример изготовления стола. Почему начинаем с этого - метод погружения, выплескивается некоторая мало понятная информация, очерчивается круг проблем и вопросов, к тому же надо еще лекции начитать:-))
Занятие 2. - Подробно разбираем этапы: целепологание, границы, цель моделирования - контрольное задание
Занятие 3. - Модель черный ящик(входы выходы, механизмыы, управление) - контрольное задание
занятие 4. - модель состава и структуры - инвариантность, критерии оценки вариантов (да вот а как оценивать?) - контрольное задание
Занятие 5 - пример более приближенный к жизни, сбор стула стола или еще чего, сопровождаемый документацией наряд, заказ, чертеж, спецификация, накладная и т.п. - опять же контрольное задание
Я думаю тут главное раскрутить машину и задать определенные стрессовую ситуацию для студентов - тяжело в учении - лекго в бою...

5845
Красиво ты все расписал, но некоторые моменты надо более выделить, а другие скрыть.
Насчет - маловато времени - согласен. Но давай все-таки учтем такой факт. Я обучаю тебя численным методам, моя задача пройтись по всем типам задач за семестр. Я готовлю тебе задания, объясняю методику их решения. Научишься ли ты решать эти задачи на 100% после семестра? Очень сомневаюсь, и еще больше сомневаюсь, если в дальнейшем тебя никто не застваит использовать эти методы.

Посмотрим на наш случай: Только закончится семестр - здравствуйте пожалуйста UML, где те же приемы можно рассматривать, но под другим углом. Парлельно нужно делать курсовую по БД: а это набор докментов или атрибутов + набор функций, которые нужно студенту выделить в осмысленный проект и сделать работающее приложение.
Идем дальше следующий год образования - проектирование ИС с курсовой, где преподы требуют со студентов DFD моделирования и моделирования данных (хотя скажу по секрету сами не в зуб ногой в этом не разбираются:-) )
5 курс - еще две работы курсовой проект и дипломный проект, так что есть где знания закрепить, расширить и обновить. По крайней мере, мои студенты поработают над этим в поте лица (дипломники I mean)

Графический инструментарий IDEF и DFD - не слишком сложен, гораздо понятен и быстро запоминается по сравнению с тем же UML. Фактически по каждой методике достаточно пол лекции, разве только для IDEF1x побольше. Другое дело применение, однако тут только опыт,опыт и опыт - и ничего больше. К сожалению, сказав 1001 раз, что функциональный блок следует называть глагольной или отглагольной фразой, я тем не менее всегда встречаюсь с названиями именительных существительных и т.п. Так или иначе, все-таки главным будет даже не графическое изображение моделей, а их текстовое, смысловое, логическое сопровождение.

Цитировать
3. Кроме тем и вышеописанных навыков во введении надо дать задачи на развитие фантазии и понимание системного подхода.
Подскажи пример? Мне -то кажется, что все что мы делаем в сфере обучения и есть системный подход, по крайней мере в моем контексте....

Цитировать
Если не делать полный цикл, нужно искать адекватные средства оценить результат решения задачи.
А метод обратной связи тея как не водушевляет? Говорят - это основной метод уяснения того, как студенты понимают предмет.

Думаю фантазию можно возбуждать некими микроконтрольными занятиями, на 10-15 минут. Например:
Цитировать
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Ну и некий вопрос - запишите последовательность действия, бизнес-процесс:-)) предложите модель данных для данных строк
Я каждую лекцию практически  провожу летучку на 10 минут, задаю теоретические вопросы и микропрактические, на  которые можно ответить за 1 минуту...
Кроме того можно каждое задание на практических разбить на ряд вопросов, на которые студент должен ответить и получить минимальные гарантии, что у него что-то получилось. Т.е. мысль такая - разбить каждое занятие - на маленькие обозримые вопросы-ответы, которые постепенно будут складываться в единую концепцию.

Т.е. как раз здесь и можно применить правило-метод дерева целей, каждый раз задавая себе вопрос: достаточно полно данное описание раскрывает цель.
Скажем выбираем 1 задание - выработка цели, границы, участников
1. Определить цель процесса
     а.ответить на вопрос что делает процесс, для чего служит
     б.кому это нужно, почему
     в.требуется декомпозиция цели
     г. какие функции попомгаю достичь цель
     д. бла бла бла
2. Какова область дейстивя, границы
     а. процесс как-есть
     б. учет без бухгалтерских проводок
     в. что-то не так??? :-)
3. Кто участвует в процессе
    а. что они делают, для чего
    б. с кем взаимодействуют
    с. опишите роль каждого и т.д.

Ну это я так сумбурно конечно, надеюсь услышать что-то более профессиональное

[qoute]Во первых можно копать в математике. Например: нарисуй процесс сложения в столбик (IDEF вообще способен моделировать простейшие процессы решения математических задач?)
Во вторых можно копать в физике и геометрии - процесс решения есть везде.[/quote]
 
Сережа, ну не нравится мне эти задачи. Как пример на лекция согласен, но мне требуется чтобы это выделялось в семантическую модель данных, то что требует хранения, а не только обработки. Кончено можно исхитрится и составить таблицу парметры уравнения, результат уравнения - но это не то. Конечно учится моделированию можно на всем, но задачи надо все-таки выбирать из области близкой для использования именно студентами нашей специальности. Все-таки странно обучать студента-химика моделированию электротехнических процессов - как бы не схожи были эти процессы. Кроме того системный анализ все-таки  в своей исходной посылке применяется для решения смешанных нечеткоструктурированных задач, а задачи физики, математики для них все-таки больше приемлемы методы исследования операций, методы математического и имитационного моделирования, такие задачи чаще решаются типовыми методами.

Конечно показать на лекции методическую основу, многовариантность, уменияе задаваться вопросами лучше на задачах такого плана как ты указал, т.к. всегда можно быстро проверить правильность (другими методами). Да с этой позиции такие примеры хороши и в практике лабораторных. Однако я боюсь мы слишком далеко уйдем от наших реалиях.
Все-таки нам нужна пусть простая, но многообразная предметная область. А как ее реализовать в том же примере решения системы линейных уравнений матричным способом - тут все детерминировано - метод, постановка задачи, способ решения.
Т.е. если мы берем такую задачу - как сдача студентом экзамена. Только процесс сдачи - тут все довольно ясно и вместе с тем есть информация, которую следует хранить, условия которые следует обрабатывать, и понятность - каждый студент к этому времени уже сдавал экзамены минимум 4 сессии.
В любом случае надо уходить от стадии высказывания мыслей, к стадий наполнения. Чем больше ошибок сделаем тем лучше...

Знаешь как вводил систему тестирования знания. А я три года проводил колокувиумы-тесты. Диктовал вопрос, студенты писали ответ. Каждый год через такую процедуру проходил примерно 16 групп, за три года 48 вариантов ответов у меня накопилось, я ввел их в комп, обработал, отбросил совсем глупые, откорректировал грамматические ошибки. И получил тест, одновременно довольно простой - но отлично стимулирующий внимание. Поскольку варианты ответов были очень близки. Сначал почти все получали двойки, даже при 3 попытках, но потом народ привык и стал внимательно читать ответы. Уровень образования - хотя бы с теоретической точки зрения сильно повысился.

Цитировать
паралич анализа чаще всего вызван отсутствием информации, а значит, отсутствием следующего вопроса, уточняющего модель.
Ты прав, но только отчасти. Как это не парадоксально, паралич часто возникает, когда стараешь ответить на слишком много вопросов. Понимаешь чем больше ты знаешь, тем больше возникает попутных неизвестных факторов. Все-таки я сторонник быстрой атаки, быстрого прохода по всем аспектам. Метод последовательных приближений - вот аналог моего подхода, главное дожен быть критерий для сравнения - здесь могут подойти например аналоги

5846
Цитировать
Как Вам такая система?
Ну система как система, главное предусмотреть возможность изменения

Цитировать
Вообще конечно хотелось бы такую штуку сделать, но я пока не знаю, как
Разработайте собственные теги. Тот кто будет делать тесты сможет эти теги вставлять, это может быть и xml схема, которую вы переведете в реляционную струткуру - много есть возможностей, но это можно пока и оставить

Цитировать
P.S. Обратите внимание, что мы создаем подсистему тестирования (оболочку), а не ее содержание(сами тесты).
Вот не согласен в вашим руководителем. Оболочка должна отвечать всей возможной специфики тестов. Просто угадайка - не самый лучший вариант системы контроля знаниями. Если в вопросах и ответах возможны графические элементы, нужно продумать как эти графические элементы будут внедряться - сохранятся и т.п.

5847
Это нормально, просто у вас еще маловато жизненого опыта, будете потом как семечки щелкать и удивляться, чего это я раньше не понимал...

5848
Несколько мыслей вслух.

Бизнес-модель предприятия — это совокупность графических и текстовых описаний, позволяющих понимать, а в случае использования электронных средств динамического моделирования имитировать процесс управления предприятием.

Ошибочно полагать, что бизнес-модель — это просто комплект документов, описывающий только бизнес-процессы предприятия. На самом деле в основе бизнес-модели всегда лежат бизнес-цели предприятия, по большому счету полностью определяющие состав всех базовых компонентов бизнес-модели :
  • бизнес-функции, описывающие, ЧТО делает бизнес;
  • бизнес-процессы, описывающие, КАК предприятие выполняет свои бизнес-функции;
  • организационная структура, определяющая, ГДЕ исполняются бизнес-функции и бизнес-процессы;
  • фазы, определяющие, КОГДА (в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции;
  • роли, определяющие, КТО исполняет бизнес-процессы;
  • правила, определяющие связь между ЧТО, КАК, ГДЕ, КОГДА и КТО.

Описание бизнес-процессов, как наиболее трудоемкая и чреватая многими ошибками задача, нуждается в конкретной методологической платформе. Поэтому существует наиболее устоявшийся перечень атрибутов, которые модель бизнес-процессов должна описывать на изобразительном уровне, а именно:
      •   воздействия, инициирующие каждый шаг бизнес-процесса;
      •   исполнители каждого шага (это могут быть как люди, так и программы и механизмы);
      •   воздействия, регламентирующие данный шаг (законодательные акты, рыночные условия и т. п.);
      •   результат, получаемый на выходе конкретного шага бизнес-процесса.


5849
Андрей, вот давайте порассуждаем на тему вашей дипломной работы.
Каковы ее цели? Продемонстрировать умение самостоятельно решать поставленные задачи, показать профессиональные навыки, возможно сделать полезную систему для эксплуатации.

Как показывает практика - студенты врядли способны сделать что-то действительно стоящее, в дальнейшем используемое. И тут беда не студента, а скорее руководителя. Часто руководитель не может поставить правильно задачу, и дает ее на откуп самому студенту. Часто преподаватель в общем-то не заинтересован в получении конечного продукта. Дело в том, что для получения нормального продукта сам руководитель должен участвовать на всех стадиях проектирования.

Скажу из собственного опыта - там где я непосредственно, в живую участвовал в проекте - получались готовые к использованию системы. Там где я оказывал скорее консультативную работу - результат был довольно поверхностный, система содержала много ошибок, внедрить систему - означало полностью изучить ее с самого начала, практически изучая код, а не модели и реализацию.

Я пытаюсь по мере возможностей изменить эту ситуацию: во -первых пытаюсь требовать от студента соотвествия модели, требований и реализации, одно вытекает из другого. Это очень тяжело - студенты разный народ. Во-вторых стараюсь делить проект на части и вести его подряд пару тройку лет, чтобы обеспечить приемственность. Однако не все так просто.

В прошлом гоу 4 студента обратились ко мне с просьбой взять их на проект и сделать что-то существенное. Я им предложил разработать систему дистанционного обучения, удобную для эксплуатации и использования.
Разделились на 4 подсистемы:
1 самый продвинутый вместе со мной писал ядро системы - результат получился в общем не такой уж плохой, но конечно не идеальный
другой был ориентирован на систему разработки учебных курсов и публикации их
третий занимался подсистемой тестирования - фактически адаптировал уже имеющуюся систему под разрабатываемое ядро
четвертый занимался выводом контента, дизайном и управлением пользователями

Результат оказался весьма плачевный - причины, не умение и порой не желание работать в коллективе, не умение и не желание использовать некий единый модельный инструмент, разный уровень подготовки, сложность задачи. Однако главное все-таки было плохая заинтересованность большинства в конечном продукте, была лишь заинтересованность в представлении диплома в выгодном свете

К чему я это - моделирование, документирование и прочее - важный этап работы, но все-таки цель - это конечный продукт. Потому совет - сделайет версию прототип как можно скорее, дайте преподавателю для тестирования, пусть поиграится, попробует потестировать с ее помощью студентов. В ходе экспериментов у него появятся идеи, другое видение, ошибки будут видны отчетливее....

Теперь давайте посмотрим на вашу систему. И пройдемся для начала по ветки студента.

1. Студент становится таковым, получив регистрацию. Регистрация и авторизация - являются определющими в этом случае - без них тестирование не может состоятся.
Как вы планирует организовать регистрацию, каков ее механизм, алгоритм? В модельном случае -это может быть обычная он-лайн регистрация с подтверждением. Регистрационная форма должна содержать элементы проверки уникальности логина, корректности и допустимости пароля, корректности e-mail, графического кода для защиты от флуда, возможно требуется подтверждение, а может и нет - для начала можно сделать и без нее.
Авторизация - тоже должна иметь возможность проверки вводимой информации на корректность и допустимость символов, защиту о флуда, защиту от попытки подобрать пароль, возможность восстановления пароля - здесь столько всяких аналогов, что особых затруднений думаю врядли будет

2. Все-таки цель - это система тестирования, потому на первом этапе она вообще может идти без авторизации, правда куда тогда записывать результат? Однако для отработки механизма тестирования можно и не сохранять данные, либо присваивать студенту уникальный код при его первом заходе и потом его использовать через мехханизм сессий и кукис. Но думаю лучше сделать все-таки простенькую форму регистрации-авторизации.
Далее нужно понять как вы планируете проводить тест?
Предположим есть база данных вопросов и ответов. Выборка должна превышаь как минимум на 50% того, что будет в реальности задано. Т.е. задаете 5 вопросов на тест, то нужно как минимму 10, а лучше еще больше.
Далее какова процедура выбора и формирования тестов. Лично я использовал такую процедуру: после регистрации - студент выбирает нужный тест - для некого формируется уникальная неупорядоченная последовательность вопросов, которая записывается в БД. Далее согласно порядку отобранных вопросов выводится список вопросов, номера которых маскируются. Варианты ответов тоже выводятся в произвольном порядке.
Здесь нужно решать как выводит тест, весь целиком, или каждый вопрос отдельно? В каждом случае это может быть важно и зависеть от возможностей, нужно ли посоянное соединение или возможна потеря сессия и ее последующее восстановление, либо сессия отслеживается все время.
После завершения теста, будет выдан результат и поскольку возможны две попытки, то вероятно предложение сохранить результат или сделать еще попытку. Тогда возникает вопрос, сохранять каждую попытку или только последнюю....

3. Поскольку тестирование невозможно без предварительной его подготовки, то требуется инструмент создания теста. А для этого нужно понять каие тесты будут, какие типы вопросов и ответов будут:
1. однозначный выбор,
2. многозначный выбор
3. вычисление
4. точный ответ
5. текстовое представление вопроса
6. графическое представление вопроса
7. возможность выбора ответа нажатием на графическую область и т.п.

Нужно или нет конвертация ранее подготовленных тестов? Например я разработал список вопросв и ответов в word, то могу напрмире сохранить его как текст, сделать некую разметку типа bbcode а потом эту разметку использовать для быстрого импорта тестов в систему

5850
Я думаю, да! Набросать все сценарии, причем необязательно с альтернативными потоками. У вас их не так много. Не пытайтесь описывать подробности того, как это делается. Система - черный ящик.

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 »