Форум Сообщества Аналитиков

×


Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Юрий Булуй

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 »
196
Оказывается, включившись в дискуссию - расширил тему. Речь шла именно о концепции == vision, поэтому прочие доки можно было просто не смотреть.

Тем не менее, про концепцию. Основная сложность - вместить описание концепции, то есть перечисленные вопросы (у Вигерса и в RUP они близки) в 5-7-9 страниц для большой системы. А больше первые лица не читают. Поэтому идет творчество.

В тех случаях когда концепцию в 10 страниц руководство не осиливает - я обычно делаю презентацию на 10-15 минут, в которой рассказываю самые основные положения Vision.

197
Сходил для разнообразия на сайт Вигерса и посмотрел шаблон. С сожалением убедился в его слабой пригодности, как и большинства известных мне шаблонов на эту тему (например, у Крега Лармана). Дело в том, что составленная таким образом документация не дает общего представления о системе. Совершенно. И затраты на ее восстановление - обычно превышают возможности и уровень заказчика. Потому что такой шаблон она усложняет восприятие, а не упрощает. Ну и для разработчиков и аналитиков - это тоже не сахар. И если с примером кафетерия еще можно как-то разобраться, то приличная предметная область порождает такой документ на 300-800 страниц, который пригодет лишь для чтения по диагонали и совершенно не оправдывает сил на создание.

P.S. Если Заказчик балдеет от таких документов и хочет их иметь в этом виде - не вопрос. Но если он просто ждет реальной работы над решением своих проблем - то этот шаблон от Вигерса - не лучший способ.

Лично мне больше нравится шаблон из RUP. А шаблон Vision-а от Вигерса ему не противоречит. Не соглашусь с тем, что такой шаблон не дает представления о системе. Он вполне дает ответы на такие вопросы как:
- цели и задачи создания системы,
- почему она создается и для кого,
- какие преимущества получает заказчик от системы,
- кто будет пользоваться и для решения каких задач,
- какие есть альтернативы и почему выбранное решение лучше,
- каковы основные фичи (!) системы
- какие были сделаны предложения и какие существуют зависимости
- какие имеются дополнительные ограничения и требования (в т.ч. внешние по отношению к системе)
- каков общий план реализации системы

Плюс, нужно понимать для кого делается этот документ ... он делается для лиц, принимающих решения о том быть проекту или нет ... т.е. преимущественно для бизнес-заказчиков. Объем документа не должен быть большим. Или требуется что-то еще сказать, чтобы получить представление о системе?

198
У себя на проекте мы в своё время хотели вносить УЖЕ согласованные требования в реквизит, дабы облегчить написание ЧТЗ. Руководсто посчитало, что трудозатраты на занесение текущих требований в реквизит необоснованно экономически,это уже другая, пройденная история :)

О, да ... внедрение инструментальных средств RDM, это еще та тема ... Инструментарий эффективен на больших и долгоиграющих проектах или на множестве идущих параллельно средних. Плюс, конечно же культура работы с требованиями в организации играет немаловажную роль.

199
Да, это всё интересно, спасибо. Как раз сейчас начинаю ГОСТ изучать, да и в принципе замечания и идеи интересны.
Тем не менее, хотелось бы услышать комментарии по моему изначальному вопросу.. Или вы считаете, что мне надо работать по вашему способу и найденный мною способ не эффективен (по каким-то причинам)?

Вы действительно верите, что не зная контекста в котором вы работаете можно сказать эффективен или нет данный способ? Но тем не менее ... вы рискуете остаться в памяти коллег "вечно молодым", т.к. попросту вас настигнет karoshi,  если изменения в формулировках требований, которые будет делать заказчик, будет влиять на их трассировку, и если вы эти связи будете отслеживать один и вручную ... с поправками на общее кол-во требований, топологию связей требований, среднее число трейсов на одно требование и среднее кол-во изменений на одно требование.

Как этого избежать (один из возможных вариантов) - я написал выше - это решение "корневой проблемы". Иногда более эффективно решать именно ее, а не ее следствия.

200
...Юрий, заказчик будет подписывать только один документ. Само-собой там всё логически поделено на модули, есть  накая специфика. Финансы берут данны из инвестиций, инвестиции из корпоративных мероприятий (решения органов управления, а не пьянки :) ) + есть несколько других, так же переплетённых модулей и куча отчётов.
800 это базовое ТЗ, прибавьте к нему ещё 9 ЧТЗ стр по 80....
ТЗ должно включать все требования - функциональные, нефункциональные. Но это уже другая история :) Проект практически закрыт, доделываем последнюю доработку. Далее я уже работать в компании не буду.
Тем не менее, раз уж вопрос поднят, то я начал копать про RDM, нагуглил на первой странице запроса следующее: http://www.powertest.com/files/datasheet-teamdefine.pdf    Вроде стало понятно я такое сокращение первый раз встретил..
Глобальная проблема описана мною в исходных данных - заказчик перековыривает вордовый документ в режиме правки, что пораждает лишние телодвижения аналитика по синхронизациям. Заказчик воспринимает только ворд и только один документ на один договор.
Хотелось бы услышать ваши соображения по-поводу найденного способа описания и трассировки требований...
Спасибо!

RDM это сокращение от Requirements Definition and Management, по сути, это синтезированный термин из книги Вигерса. ReqPro относиться к т.н. инструментарию RDM.

Возможно вы пытаетесь решить задачу управления содержимым "большого документа" и  изменениями в нем, а не столько собственно задачу разработки и управления требованиями (как отдельными дискретными утверждениями). Очень часто, аналитики не понимают разницы м/у этими двумя по своей сути разными задачами - для каждой из них есть свои способы решения. Чтобы понять какую именно из задач вы решаете, я и спросил про типизацию требований (как я понял вы выделяете только 2 типа требований - функциональные и нефункциональные?).

"У нас в полку был аналогичный случай" (с) ... один мой клиент имел сходную  проблему - тоже был вынужден работать с Word, где разные представители заказчика вносили правки в режиме исправлений, правда некоторые замечания заказчиком делались от руки на распечатанной версии документа, некоторые в режиме правки в Word, а некоторые просто по-телефону или e-mail  в тексте письма были. Документы были объемными и все это вызывало трепет и ужас, плюс еще и  формальное требование работать по ГОСТ 34. Я рекомендовал сделать три простые вещи:
1. Таки работать по ГОСТ 34, где в ТЗ писать только требования, а не проектные решения - для этого есть другие стадии, а именно Технорабочий проект и соответствующая документация в нем (им было предложено объединить эти две стадии в одну, для упрощения жизни), что позволит сократить объем ТЗ.
2. Четко разделить процессы выпуска релиза ТЗ и работы по сбору и анализу изменений (на основе замечаний заказчика), что позволит не терять замечания, не путаться в версиях и т.п. (+ работа PM-ов, которые должны были постепенно приучить заказчика к такой форме работы - замечания на релиз ТЗ + обсуждения спорных замечаний).  
3. Управлять требованиями, а не документом. Т.е. типизировать и дискретизировать требования и считать изменяющейся частью именно иерархию связанных требований, а структуру документа и вводные части - задающие контекст для разделов - редко изменяемой частью.

Кроме этого были предложено:
а) стандартные шаблоны формулровки требований, что позволило сделать их описания более компактными, лаконичными и однозначными - что в свою очередь вызывало меньше замечаний заказчика. Детализация требования - вниз по иерархии, ссылки на структуры данных из Словаря данных.
б) если требование имело трассировки - указывать в виде ссылок на ID связанных требований. Учитывая, что на стадии ТЗ архитектуры системы еще не было - то и ссылок на элементы архитектуры не было, как и на тест-кейсы. Да и заказчика такие ссылки именно в ТЗ мало интересовали.
в) использовать для управления требованием и генерации релиза ТЗ RDM инструментарий (выбор был между DOORS и CaliberRM).


201
ТЗ на 800 страниц! У вас похоже очень большая система, раз только требования к ней на 800 страниц тянут. Может имеет смысл декомпозировать требования на отдельные ЧТЗ по подсистемам? Для таких сложных систем таки имеет смысл использовать инструментарий RDM, а не просто Word.
А какие типы требований вы выделяете?

202
Ошибка в названии темы. Должно быть "требуюцца". ;)

И где это вообще? По мэйлу можно догадаться, что речь идёт о Люксофте, но у него много филиалов.
А по номеру телефона можно догадаться, что это Украина.

А... понимаю-понимаю. Это первоначальная проверка аналитика: способность работать в условиях ограниченной информации. :)

Гриша,  +100 :-)

203
Пролистал  статью ... автору имеет смысл обратить внимание на:
1. Определение и способы применения бизнес-юзкейсов (BUC). Т.е. что есть BUC, и для чего их используют
2. Определение бизнес-требований.
3. Способы представления бизнес-требований.
4. Отличие бизнес-требований от пользовательских и функциональных требований

204
Вакансии / Re: Аналитик WMS
« : 18 Октября 2010, 21:03:40 »
Уважаемый Павел Ясин, не могли бы вы сориентировать несчастных читателей, в каком городе хоть сия вакансия ... ?

205
Любой вопрос уместен и имеет право на жизнь.

Ещё можно спросить другой популярный вопрос — а будет ли видеозапись?

Но, повторяю, это как спрашивать у писателя, который только задумывается о новой книге — «а когда выйдет ваша книга?».

Если писатель говорит на широкую аудиторию "кто желает получить мою книгу, заполните небольшую анкету!", то это вводит в заблуждение аудиторию, и многие уверены что книга уже есть! А если бы писатель сказал "я хочу написать книгу, помогите мне ее сделать лучше - заполните анкету", то это была бы внятная формулировка, не вызывающая вопросов типа "когда можно получить книгу". Так что тут какой вопрос - такой и ответ :-). У аналитика желание избежать неоднозначного толкования высказываний должно быть на уровне рефлексов :-).

206
Согласен с Эдом. Настаивание на цепочке принятия решений из четырех пунктов вызывает желание подискутировать. Лишний раз убеждаюсь, что утверждение "Будь проще, и люди к тебе потянутся" (с) таки скорее работает, чем нет :-).

207
Юра, не проходи, так уж и быть. Мне тебе не о чем рассказывать.

Денис, вопрос не в том, есть ли тебе что рассказать именно мне. Я между прочем с удовольствием бы заглянул на семинар, если будет возможность. А речь идет несколько о другом - о правомочности вопроса "когда". Я просто привел пример, при котором такой вопрос выглядит вполне оправданным. Немного утрировал конечно, но исключительно для выразительности.

208
Всем привет

В октябрьском номере журнала SoftLine размещена реклама, я уверен, неплохой книги «Моделирование на UML» со следующими теглайнами:
Поделитесь пожалуйста, когда у вас были случаи, что моделирование на UML:

1. Помогло повысить эффективность эксплуатации ИС.

2. Повысило качество постановки задач силами заказчика.

3. Улучшило понимание деятельности компании силами её сотрудника.

1. Эксплуатация систем мало что общего имеет с UML, это скорее к ITSM, чем к UML .. поэтому поделиться мне тут нечем (если ITIL не интересует) :-)
2. Да, тут могу поделиться ... работая в ВТБ, есть пример удачного применения activity диаграмм - таким образом до разработчиков доносилась суть бизнес-процссов или отдельных процедур. Что действительно позволяло избежать многих проблем и недопониманий. Что есть "постановка задачи" даже в заданном контексте, мне не совсем понятно, следовательно сложно сказать, позволяли ли activity диаграммы "повысить качество постановки задач", плюс еще один момент - эти диаграммы рисовали аналитики/архитеторы, которых сложно назвать заказчиками.
3. О, да ... тот же ВТБ ... диаграммы бизнес-юзкейсов и те же activity диаграммы мне здорово помогали в понимание того, как работает бизнес, особенно в части т.н. "сквозных БП" ..., части которого размазаны по разным бизнес-юнитам.

209
Mouse, нет ещё никакого семинара. Фаза Research, а не Implementation и даже не Design.
Понятно, что все не попадут, но это не значит, что они не получат доступа к материалам.

"Какой продукт вам нужен?" - "А когда он выйдет?"

Вопрос "когда" вполне уместен и имеет свое право на жизнь, т.к. чтобы попасть на семинар нужно приложить некоторые усилия потратив свое время. Если даже тема интересна, но семинар будет 7 января, да еще  у Храма Христа Спасителя - то я даже не стану проходить опросник :-).

210
Да, город следует указывать в первую очередь. Прямо в заголовке сообщения.

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 »