Рекомендации начинающему докладчику

(Из ленты Чудес не бывает или я ошибаюсь?)

Последнее время статьи в блоге появляются только благодаря тому, что хочется как-то изложить письменно то, что приходится часто повторять устно.

Сегодня подошла очередь к рекомендациям начинающим докладчикам. Будет немного про сам контент и про оформление презентации. Ничего уникального, просто те давно известные моменты, которые кажутся мне ценными и полезными.

Так получилось, что уже как 4 года я приобщился к такому процессу, как ревью докладов. Началось это благодаря моему участию в работе программного комитета конференции Heisenbug, а потом продолжилось уже на обычной работе, когда мы у себя в Semrush замутили техническое демо. Поэтому приходится частенько повторять одни и те же мысли, а я переживаю, что что-то полезное забываю сказать. Пусть будет тут, заодно может кому еще пригодится.

Итак, погнали.

Про что рассказывать и зачем оно вообще нужно?

В этом месте воспользуюсь помощью зала и просто отправлю вас к хорошим материалам других.

Рома Поборчий «Как найти в своей работе то, о чём не стыдно рассказать» (ссылка на видео, ссылка на слайды).
Если коротко и в одно предложение: смотрите на то, какие задачи делаете, какими инструментами, в какие процессы все это завернуто и как можно развиваться самому или развивать других.

Рома Неволин «Как и зачем делать доклады?«. Откровенно говоря, эта статья практически аналог того, что вы читаете здесь. Поэтому можно на ней и остановиться 🙂

Кому интересно дальше, поехали дальше.

Кажется вы нащупали возможную тему, что дальше?

Теперь ее нужно «повертеть» и ответить себе на следующие вопросы:
  • кого вы видите слушателями своего доклада, какими компетенциями они должны обладать?
  • для чего им ваш рассказ? Или для чего вам (это тоже важно)?
  • как поймете, что доклад получился?
  • что могут/должны будут сделать слушатели после доклада, когда вернутся к рабочим задачам?

Задача этого упражнения — помочь вам с контентом, структурой и выводами. 

Запускаем в работу

Я видел разные форматы подготовки и тут кажется, каждый делает так, как ему удобно. Для тех, кто делает первый доклад, я бы посоветовал следующие шаги:
  • подготовить скелет доклада (про что/зачем, основная часть/мясо тезисно, выводы).
    • зачем — тут про то, о чем будет доклад, фактически заготовка выводов, как ни странно 🙂 
    • план рассказа
    • «мясо» — содержательная часть, которая приведет нас к выводам
    • выводы — то, про что новички чаще всего забывают. Тут должна быть квинтэссенция доклада, могут быть рекомендации слушателям, ваши дальнейшие планы по этой теме (если они есть) и тп
    • все именно тезисно, без попыток оформления, расписывания пунктов и картинок
    • но картинки могут заменить собой часть тезисов (какие-то графики, диаграммы, скриншоты исходников и тп)
  • если есть возможность, обсудите результаты с кем-то. Это может быть коллега из вашей команды, ПК конференции, специально обученный человек у вас в компании. Да хоть я 😉 (мы иногда ищем докладчиков снаружи на наши митапы) Основная цель — получить первую обратную связь и оценить интерес к теме доклада. Шаг необязательный, но полезный — тему можно довернуть в более интересную сторону на раннем этапе.
  • готовим презентацию, насыщая ее контентом (рекомендации по презам будут ниже).
  • прогоны, прогоны, прогоны (самостоятельно или с напарником). Важно наговорить текст, речь не про запомнить наизусть, а про «установить связи между слайдом и той информацией, которую хочется озвучить».

Рекомендации по слайдам

  1. Текст на слайдах должен максимально лаконично отражать то, что вы хотите сказать голосом. Если текста много и он занимает весь слайд — плохо (слушатели превратятся в читателей, а вас перестанут слушать). Понятно, что речь именно про «много читать», а не про «одно слово большим шрифтом на весь слайд».
  2. Иногда текст лучше заменить картинкой со схемой, они лучше воспринимаются с озвучкой.
  3. Про картинки — если на слайде только она, то самым правильным будет максимально занять весь слайд этой картинкой, без полей, хедеров и футеров. Следите за качеством картинки (иногда лучше словами без картинок рассказать, чем на «замылки» смотреть).
  4. Если у вас есть слайд с пунктами, например, последовательность шагов, которые нужно предпринять или перечисление плюсов/минусов, то воспользуйтесь или последовательным показом этих пунктов по ходу рассказа (анимация), или сделайте отдельные слайды для каждого рассказа по каждому из подпунктов. Почему? Потому что, снова, много текста — слушатели превращаются в читателей.
  5. Тут можно посмотреть рекомендации по показу исходников на слайдах
  6. Хорошо помогает и в структурировании, и в ориентации слушателей по ходу доклада привязка слайда к плану: например, в заголовке или в расставленных по презентации слайдах, возвращающих нас к плану и тому, где мы сейчас находимся. Хороший пример в презентации Вадим Пуштаева, правда сложно реализуемый без помощников. 
  7. Если по ходу рассказа вам хочется на что-то показать указкой, например, обратить внимание на код в исходниках, акцентировать какое-то место на схеме, воспользуйтесь «хардкод-ом»: выделите нужное место или размером/цветом шрифта, или просто цветным прямоугольником. Это поможет слушателям сориентироваться на том, о чем вы сейчас рассказываете, а вам — не отвлекаться на показ.
Кажется пока все. Как обычно пункты неокончательные, буду стараться прикладывать хорошие примеры. Но потом…
Тут есть еще немного ссылок и про подготовку, и про само выступление.

Источник