Сетап для преподавания в сети

(Из ленты QA — грамотно)

В этом году я вернулся к преподаванию, и пришлось подумать про технологические условия для занятия этим делом исключительно удалённо. Если, так сказать, полез в он-лайно, то всё равно надо как-то шевелить ластами. А иначе зачем на земле этой вечной живу?!

Раньше-то всеми подразумевалось, что только живые выступления гарантируют хоть что-то, всё остальное — бред кошачий, бо неудобно же, и результат не гарантируется. В 2020-ом стало понятно, что вообще никто никому ничего не гарантирует, и неудобств полно, но если сеть стабильна и пошатать цю скалу умеючи, то результат будет норм.

Гуд. Надо продумать несколько аспектов всего этого дела:

  • изображение
  • освещение
  • сценарий выступления
  • тайминг выступления
  • поведение в кадре
  • смена кадров
  • звук

Можно обойтись дешёвыми средствами, а можно положить $3000-4000 на запуск всего этого дела с полным оснащением. Гарантий успеха нет, надо максимально полно работать с тем, что есть здесь и сейчас, затем итерационно смотреть, если что-то можно/нужно улучшить.

Вкратце если, то будет простительно читать лекции через сеть с плохой видеокамерой, но звук должен быть безупречным. Поэтому настройку звука рассмотрим детальнее необходимого.

1. (краткая) Теория звукозаписи

Человек способен слышать звук в пределах от 16 Герц до 20 000 Гц (оно же 20 килоГерц). Это называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие — инфразвуком. Микрофоны делают и настраивают для записи звуков в разных диапазонах, но нам нужны только те, которые обслуживают наш слуховой диапазон.

20 килоГерц — много это или мало?

В формате mp3 (сжатие с потерями) спектр не превышает 16 кГц, и всё норм.

С возрастом слух ухудшается до 11-12 кГц, в эпоху постоянного ношения наушников мы глохнем до этого уровня, не доходя до пенсии. Посему 20кГц наш максимум, но это неточно, бо бывают уникумы, которые могут орать/визжать выше 20кГц.

Физиологически микрофоны делятся на два больших класса: динамические и конденсаторные. В студии певец записывается на конденсаторные микрофоны, а на сцене, в окружении барабанов, дисторшед гитарз и воя толпы, он же поёт в динамические микрофоны. Каждый инструмент уместен в своём контексте.

Помним наш контекст: неперывный разговор в масштабе комнаты.

Можно начинать со встроенного в ноутбук микрофона и смотреть, что получается. Со временем кто-то переходит на носимые гарнитуры, на usb-микрофоны (Blue Yeti — $170) со встроенной аудиокартой и крутилкой gain на корпусе, а кто-то уходит на xlr-микрофоны с крупными мембранами (> $150), внешними аудиокартами и усилителями. Таков путь, конец теории.

2. Выбор микрофона

Нет единого микрофона для всех случаев. Чем их больше — тем лучше.

Выбор подходящего микрофона может занять какое-то время (у меня на это лениво ушёл год), но на ютюбе уже сложилась индустрия обзора микрофонов, поэтому вот гранды фронта обзора микрофонов:

Кажый микрофон по-своему искажает записываемые звуки. Иногда незаметно, иногда излишне. Это надо просто принять.

Ровная линия амплитудно-частостной характеристики микрофона (АЧХ) стоит дорого, но подбирать микрофон надо не по цене и «прозрачности» записи, а под особенности произношения каждого отдельного говоруна и под его окружение.

Нам присущи неотключаемые особенности речи, которые живьём незаметны, но ярко проявляются при записи через микрофон. Их надо изучить и подбирать микрофон так, чтобы ослабить свои негативные особенности и усилить позитивные — вот и вся теория.

Дальше смотрим сразу крупные, тяжёлые микрофоны студийного уровня с подключением через xlr-разъём. Их надо снабжать подвесной стойкой (K&M 23850 — $90), внешней аудиокартой (Motu M2 — $200) и предусилителем (DBX 286s — $160), и оно того стоит.

Когда будет нужен микрофон с почти идеально прямой АЧХ для записи в студии, да ещё усилитель чтобы не вносил свои искажения, то ценник в $3000 за комплект большим не покажется.

Если человек склонен бубнить, то ему лучше взять микрофон вот с такой АЧХ:

Audio-Technica AT 2035

В районе басов микрофон «почти ровный», и у него есть склонность к небольшому задиранию высоких частот. Наверняка он подойдёт для записи гитары и чистого певческого вокала. Это конденсаторный Audio-Technica AT 2035 ($160).

В принципе физиология конденсаторного микрофона обеспечивает лучшие характеристики для записи инструментов и пения, но надо уметь ими пользоваться, чтобы записывать голос. Конденсаторный «ловит» всё вокруг, поэтому если взяться неумеючи, то будут слышны ВСЕ окружающие звуки, и шуршание вашего локтя о бок, и передвижение на стуле, и соседи за стеной. Чем-то помогает направленный сектор записи (кардиоидный микрофон нам друг), но и там надо приноравливаться.

Но если человек не бубнит, но его голос «высокий» или он часто щёлкает и плёскает (лёгкое чавканье) во время разговора, или «шепеляво шуршит», то такой микрофон только всё усилит, и даже если живьём оно как-то скрадывается, то слушать звук в наушниках будет неприятно.

Смотрим характеристики другого микрофона:

Shure SM 7B

Этот микрофон басовит, и высокие частоты у него прям исчезают. Мне он не подойдёт, я уже говорю низким голосом, и через него я буду абубубубу. Те, у кого речь внятная и голос выше моего, через этот микрофон будут звучать норм, с лёгким флёром радиоведущего. Это динамический Shure SM 7B ($470), икона радиотрёпа.

В принципе физиология динамического микрофона обеспечивает лучшие характеристики для записи голоса, всячески отсекая окружающий фон. Но можно перекрутить и получить обратный эффект — слишком всё «глухо».

Но это всё совершенно верно и тем не менее, совершенно неточно. Другая икона радиостудий — Electro-Voice RE20 ($870) — тоже динамический, с большой диафрагмой, отлично передаёт речь (не всякую!), и точно передает звучание музыкальных инструментов и применяется даже для подзвучивания контрабаса или большого барабана.

АЧХ замысловатая, требует изучения и экспериментирования со своим голосом и манерой разговора.

2.1 С какой стороны говорить в микрофон

В некоторые говорят только сбоку. В некоторые — только в торец.

Барух Садогурский выдаёт спич в торец

Если нужен микрофон для записи пения/голоса, то всё это неважно. Но если надо говорит в кадре, то микрофон вроде Audio-Technica AT 2035 (там говорить только сбоку) в вертикальном положении сразу закроет треть лица.

Можно его подвесить горизонтально, и чуть ниже подбородка, тогда закрытой окажется только четверть лица.

Можно подвесить его сверху, вверх тормашками, но он тяжелый, может и выпасть.

Поэтому для видео разумно взять микрофон с торцевым расположением мембраны, поставить его ниже лица или сбоку, и будет норм.

3. Микрофоны для стоять/ходить

Крупные микрофоны хороши, если голова более-менее стоит на месте. Если надо стоять у доски или вообще встать, то уже надо смотреть на микрофоны-пушки и на петличные микрофоны.

Накамерные «пушки» вроде бы адекватное решение, но все дешёвые «пушки» неадекватны, а адекватные «пушки» резко дорогие, $1000 для начала. Они нужны киношникам, когда в кадре молотят руками и ногами и петличные микрофоны неуместны, а это не наш случай.

Петличные микрофоны воспринимаются как даунгрейд, бо мелкие же, мембраны мелкие, всё такое. Но помним, что в этом деле всё неоднозначно и надо проверять.

Например, для видеокамеры (или к смартфону) можно взять дешёвый микрофон BOYA BY-M1 ($20). Его единственное достоинство — шесть метров провода. И не жалко, если порвётся — дёшево же. Звук тоже… относительно нормальный, если нет особых требований, мы снимаем на улице или на ходу. Намного лучше, чем со встроенного в видеокамеру микрофона, но и всё на этом.

Можно взять петличный микрофон в составе радиосистемы, где приёмник стоит в стороне, оттопырив антеннку, а передатчик надо вешать себе на пояс. Это всё не так, чтобы это очень дорого, но есть нюансы и хороший аппарат в итоге окажется дорогим. Также важно выбрать подходящий микрофон, а затем осознать, что это всё — аппаратура для конференций, где надо стоять у экрана, а в условиях «я в комнате» подобные изыски не нужны, тут проводного микрофона достаточно.

И ещё надо знать, что есть петличные конденсаторные микрофоны инструментального уровня — их прикладывают к скрипкам и гитарам, или прячут в волосах артистам, которые поют. Или даже просто подвешивают на лоб:

Использовать такой петличный микрофон для говорильни можно и нужно. Дорого, но звук будет отличным.

Внезапно прекрасен микрофон AKG C417 PP ($135).

Модель с индексом PP — с xlr-разъемом. Есть и другие.

4. Нарулить звук

Обычно делают так: записывают голос с микрофона «как есть», затем в спецсофте накручивают звук так, как уху звукорежиссёра захочется. Это называется постобработка, и это разумно для подготовки аудиозаписей общего назначения. Мы же рассматриваем сетап для стриминга лекций, поэтому постобработка тут отпадает. Надо сперва нарулить звук, и затем загнать его в аудиокарту уже готовым.

Вероятно, будет удобным небольшой микшер вроде Mackie ProFX6v3 (процессор эффектов, звуковая карта и USB). Но микшеры надо уметь выбирать. Условно тренеру для настройки звука нужны эквалайзер и ревербератор. Безусловно нужны компрессор, деэссер и гейт. Сложно найти микшер, в котором всё это будет на борту, ведь всегда лучше передать обработку звука отдельным устройствам.

Кроме заточенности под определённую задачу, на отдельных устройствах есть множество собственных настроек… Но это сразу дорого и нужна отдельная стойка под всё это тяжеленное добро.

Можно подобрать софт, который будет на ноутбуке перехватывать звук из микрофона, обрабатывать его и передавать дальше. Под виндой наверняка есть много всякого, а в линуксе PulseEffects рулит невероятно. Он особенно хорош для обуздания уровня звука в кино. Можно нагнать басов или вообще гейна и выровнять общий уровень так, чтобы и речь была внятной, и чтобы от взрывов не приходилось тянуться к уровню громкости временного понижения для.

Но действительно, лучше передать управление звуком отдельному устройству. Компьютер и так будет пыхтеть от обработки видео. Внешняя аудиокарта рулит.

Модель аудиокарты — на выбор, мне очень нравится Motu M2. Она работает и под линуксом, но с нюансами, бо никто под линуксы её не готовил.

Там надо

  1. Воткнуть аудиокарту в выключенный ноут.
  2. Включить аудиокарту (пимпа сзади справа).
  3. Включить ноут.

Дальше следить, чтобы её случайно не выдернуть и не выключить, бо работать уже не будет. Придётся повторять выключение ноута.

Под виндой с ней такой шняги нет.

Предусилитель возьмём DBX 286S. Легендарная штука. Строго под один микрофон с разъемом xlr. Все нужные примочки на борту.

И тут важно всё правильно настроить.

4.1 Настройка микрофона

Если на микрофоне есть штуки вроде „-10 pad” и другие фильтры — их надо отключить, иначе потом придётся задирать gain для компенсации понижений.

  1. Подключить микрофон к предусилителю — через xlr-кабель.
  2. Подключить предусилитель к аудиокарте — через trs-джеки.
  3. Подключить аудиокарту к ноутбуку — через usb-провод.
  4. Включить аудиокарту. Драйвера установить, если есть.
  5. На аудиокарте выставить регулятор чувствительности микрофона (он же отныне и впредь „Gain”) на 12:00, просто чтобы было видно, что сигнал есть.

На dbx

  1. выкрутить все крутилки в ноль (крайнее левое положение) и на dbx, и на аудиокарте. Исключение: на dbx повернуть крайнюю правую крутилу „Output” на 12 часов (там её ноль).
  2. включить „48V phantom power” для конденсаторного микрофона.
  3. включить сам предусилитель.

Запустить Audacity — кагбэ стандартная IDE для работы со звуком.

В Audacity — переключить вход на микрофон и выход на наушники (у меня там выпадающие меню со словами ALSA default Headset — и прочие линуксовые шняжки, в виндовсах они заменяются на соответствующие названия драйверов микрофонов)

В Audacity — запустить мониторинг звука (кликнуть по зелёным полоскам «Щёлкните для старта мониторинга»). В наушниках должен появиться звук от микрофона (для этого ранее были настроены входы-выходы).

Если что-то слышно — всё гуд, на аудиокарте перевести „Gain” на 0.

Если нет — разобраться, где затык.

На смартфоне

  1. выставить уровень звука из смартфона: 50-60%.
  2. включить «белый шум», можно найти на сайтах вроде http://onlinetonegenerator.com/noise.html

Положить смартфон перед микрофоном.

На dbx — медленно поднимать Gain ровно до зажигания лампочки „0 db” (третья слева). Больше не накручивать, меньше тоже.

В Audacity — смотреть на мониторинг уровня записи «белого шума». Там зелёные полоски пляшут под давлением «белого шума». Expected result: -18 db.

Если уровень устойчиво прыгает ниже уровня „-18 db” (как у меня на картинке выше) — на dbx очень медленно крутим крутилку „Output” вправо (в плюс). Или можно на аудиокарте очень медленно начать крутить gain от нуля вправо (в плюс).

Если уровень прыгает выше уровня „-18 db” и на аудиокарте gain в нуле — на dbx очень медленно крутим крутилку „Output” влево (в минус).

Если уровень застыл на „-18 db” — готово, можно отключить «белый шум».

Записать где-нибудь, на какой риске теперь стоит крутилка гейна — это будет норма для данного сетапа и окружения.

На dbx

  1. убедиться в том, что „Process bypass” отключён
  2. включить фильтр „80 hz high-pass”

Он отсекает все звуки ниже 80 Герц, и полезен для записи голоса, бо ниже 80 Гц человеческий голос не звучит, а всякие гудения и шуршания и хлопки рук по столу в фоновом окружении присутствуют постоянно, их этот фильтр и задавит. А вот для записи музыкальных инструментов этот фильтр не нужен.

Большего от микрофона требовать незачем.

Отныне надо выдерживать расстояние от рта до микрофона — минимум один кулак, максимум — микрофон на расстоянии одного локтя.

При разговоре первое время надо посматривать на лампочки gain на dbx. Если постоянно горит первая и помаргивает вторая — всё гуд. Если зажигается третья — отодвинься от микрофона. Если загорается аж четвертая — отодвинься ещё дальше, у тебя перегруз, так нельзя.

Положение гейна — не святой Грааль. Просто надо помнить, что если бесконтрольно повышать gain, в микрофон придут все шуршания, поскрипывания и буквально — звуки из-за стены.

Можно даже из комнаты послушать, что о тебе говорят домашние или соседи где-то на кухне прямо сейчас.

Поэтому можно (но не обязательно) крутить гейн туды-сюды, бо фон помещения меняется.

Будешь в другой день усталым — сила голоса упадёт — и не заметишь, как начнёшь докручивать гейн.

Будешь в другой день весёлым — сила голоса будет выше, гейн, соответственно, нужно будет сделать пониже.

Перейдёшь в другую комнату — и хорошо бы откалибровать гейн по-новой (не обязательно).

Воткнёшь в предусилитель другой микрофон — калибруй по-новой (не обязательно). Важно только постоянно знать, где «норма» гейна.

Уже отсюда кому-то становятся нужны компрессор, лимитер, энхансер, подавление чавков, причмокиваний, сибилянтов, эксплозивов и прочие штучки-дрючки, а кому-то нет. Нам они нужны, поэтому и dbx 286s.

4.2 Настройка компрессора

Компрессор делает чудеса. Выравнивается общий уровень шума до какого-то предела, звук становится более плотным и иногда упругим. Даже можно более-менее свободно крутить головой.

На первый взглдя, у dbx неадекватный компрессор, бо в норме надо по-отдельность настраивать threshold, ratio и release, а тут всего две крутилки с названием Drive и Density. Но на деле там всё норм.

Голос можно начать «ловить» на середине крутилки, но опытные звукорежиссёры советуют сразу установить 7.5, и не будем им возражать.

  1. Установить Density на 7.5.
  2. Начать говорить и медленно крутить Drive в плюс до тех пор, пока на огоньках „Gain reduction dB” начнёт моргать первый справа огонёк (у него цифра 3).

При разговоре первое время надо посматривать на лампочки, и следить, когда будет помаргивать и второй справа огонёк (у него цифра 6). Если загорается что-то дальше — перестань орать и отодвинься от микрофона.

Drive — это уровень интенсивности звука, при котором компрессор начинает работать. Типа threshold и gain в одном. Компрессор — это всегда понижающий фильтр, поэтому разумно при повышении уровня отсекания усилить gain, чтобы компенсировать потерю силы сигнала, вот Drive это и делает одновременно. Для гитары это маразм, а для голоса — то, что нужно.

Density — это регулятор the release time. Как только уровень звука опустится ниже уровня threshold и будет перехвачен компрессором, он будет какое-то время «удерживаться» в пониженном состоянии, затем возвращаться в исходное состояние. Вот Density и задаёт это время удерживания. Если грубо:

  • high density = short release time. Это для резких звуков, для барабанов.
  • low density = long release time. Это для гитары, которой нужен сустейн.

Если позже захочется добавить Drive, надо будет соответственно уменьшать Density (крутить влево), выдерживая всё ту же настройку по огонькам — постоянно на 3, изредка на 6.

4.3 Настройка деэссера

Обычно сибилянты проявляются в диапазоне 5-8k, поэтому 4k — первый нижний уровень.

У меня через какое-то время эта крутилка встала на уровень 3k. Помним о том, что всё неоднозначно и требует экспериментирования.

  1. Выставить Frequency = 4k.
  2. Начать говорить в микрофон предложения с большим количеством шипящих и свистящих.
    • Шла сссашка по шоссе и сушшшила сссушки…
    • У сссашшши в кашше сыворотка изсссс простоквашши…
    • Ссссукккин ттты ссссын…
  3. Медленно крутить вверх Threshold до тех пор, пока не загорится зелёная лампочка „1”. С этого момента все шипящие в наушниках начнут слегка приглушаться.

Если захочется задавить их ещё сильнее, то продолжаем крутить Threshold до тех пор, пока не начнёт загораться и красная лампочка „6”. В норме это сигнал о пределе, поэтому лучше откатить Threshold чуток назад.

Threshold —— уровень звука, при котором деэссер начинает работать.

Frequency — уровень (точнее, частоты), который деэссер будет обрабатывать сибилятны. В зависимости от голоса и манеры разговора, можно поднять или опустить.

4.4 Настройка энчансера

Это базовый эквалайзер, как на советской аудиоаппаратуре. Если микрофон идеально передаёт твой натуральный тембр, причет недостатки произношения и приукрашает звук, то энчансер может быть лишним. И наоборот…

  • LF — низкие частоты. Басы.
  • HF — высокие частоты. Верхи.

Середина тут не нужна, не опера.

Выставить их по вкусу и потребностям.

Если басы будут в норме — звучать будешь как король радиостудии. Если задрать басы — будешь бубнить, как бубнилка.

Если верхи будут в норме — будешь звучать кристально чисто и ясно. Если задрать верхи — начнёшь шипеть, как… шипелка.

Обязательно надо учесть не только звук в своих наушниках, но и звук в приёмнике.

Для одной из лекций я настроил энчансер наилучшим образом, но не учёл, что у MS Teams / Zoom есть своё мнение об эквалайзинге, и себя я слышал норм, а для слушателей я был абубубубубу… что я узнал только позже, в записи. Блэт.

Лечение: в настройках звука Teams делать тестовые звонки и слушать, как звучит голос там, и соответственно выстраивать его на своей стороне.

4.5 Настройка гейта

Самая полезная и подлая примочка, хорошо знакомая всем митоллизд-гитарастам. Она глушит общий уровень звука во время молчания, подавляя естественный «белый шум» и паразитные шумы. При этом легко подавляет и полезные шумы. У dbx гейт весьма агрессивный, поэтому осторожнее.

Тишина из микрофона всегда звучит с каким-то уровнем шипения, и ухо к этому привыкает. Если между говорильней будет совершенная, мёртвая тишина, то при начале следующего предложения переход от тишины к звукам будет взрывным, и это будет утомлять слушателей сильнее, чем можно предположить.

  1. Выставить Ratio в промежутке между 1.5:1 и 2:1 — там довольно много места.
  2. Выставить Threshold в районе -15 dbu.
  3. Замолчать и медленно крутить Threshold и слушать звук в наушниках. В норме надо поймать момент, где наступает момент полной тишины, затем чуток откатить крутилку назад, чтобы осталось совсем-совсем немного общего шума. Это предотвратит упомянутый эффект «взрывов».
  4. Начинаем говорить, смотреть на лампочки и слушать, что получилось. В момент разговора должна гореть (моргать, точнее) зелёная лампочка, в момент молчания должна гореть красная.

Индикация простейшая:

  • красная = ворота закрыты
  • зелёная = ворота открыты (под давлением голоса)

Если что-то не то, можно покрутить Ratio и снова смотреть-слушать, что получилось.

У меня Ratio осталось ровно между 1.5:1 и 2:1, а Threshold ушёл намного ниже -30 dbu. Мне норм.

Но полного молчания сложно добиться, есть же незаметный для себя, но чёткий для микрофона уровень дыхания. Молчу-то я молчу, но носом дышу интенсивно. Давайте настроим.

  1. Threshold на ноль.
  2. Выставить Ratio на 1.7:1, горит зеленая лампока, гейт открыт.
  3. Молча дышим перед микрофоном в нормальном режиме и медленно поднимаем уровень Threshold до тех пор, пока не погаснет зелёная лампочка и загорится красная лампочка — гейт закрыт.
  4. Меееедленно добавить Threshold ещё на три деления. Отныне настройка будет происходить только между этими тремя делениями.

Принцип тот же

  1. надо поймать момент наступления полной тишины,
  2. затем на деление-другое откатить крутилку назад, чтобы осталось совсем-совсем немного общего шума, чтобы уменьшить эффект «взрывов».

Теперь при разговоре гейт открыт, а когда переводишь дыхание — гейт надёжно захлопывается (красная лампочка) и от твоего дыхания никто не сотрясается.

Наглядный пример важности гейта — моё выступление на конференции testingstage.com. На сцене я звучал нормально. В зале меня слышали тоже ок. В записи оказывается, что я дышу, ака чёртишо, и это сильно заметно и раздражает.

Ratio — определяет соотношение степени закрытия ворот к уровню сигнала, который в них заходит. Если соотношение будет высоким, то появляется отрезание звуков, хотя голос при этом может начать звучать чётче (но добавится gain). Если меньше — останется больше полезного сигнала, но «захлопывать паразитные шумы» будет почти что некому.

Threshold — уровень звука, при котором гейт (буквально «забор») открывается. Если выставить его слишком высоко, начало и конец звуков будут подавляться, и диктор будет звучать, как дурной дельфин из-под воды.

5 Про изображение

Любая современная камера обещает снимать сразу в 4К и 60fps, но в доступных нам видеокамерах это недолгие игрища и дежурная мракетология.

Для стриминга и записи лекций достаточно 1920х1080р (Full HD) и 30fps.

Только для стриминга достаточно 1280×720p (HD) и киношных 24fps. И то, если сеть позволяет.

В целом с качеством видео мудрить незачем, мы тут не студия видеопродакшна для вашей уникальной свадьбы, а в итоге один фиг твоё лицо превращается в иконку в zoom, поэтому подойдёт любая продвинутая до Full HD вебкамера.

В таком режиме нужна продвинутая картинка?

Однако не каждая вебкамера может делать аккуратный «наезд», чтобы регулировать масштаб видимого на заднем фоне, не передвигая треногу с камерой, поэтому можно подумать про любую современную видеокамеру с выходом hdmi, автофокусом и рядом всяких нужных параметризируемых свойств.

Например, Panasonic HC-VXF11

Подключение видеокамеры к ноуту: если вебкамера, то usb.

Если внешняя видеокамера, то hdmi, и тут или [дешевая] супер-флэшка Elgato Cam Link для одного источника, или [дорогая] Atem mini для нескольких источников (когда надо, чтобы была камера спереди, камера сверху стола, камера сбоку…).

Если стримить через OBS Studio даже с несколькими видеоисточниками, то вместо Atem mini можно эффективно использовать Elgato Stream Deck.

Смотреть на ютюбе как это делают стримеры игр, всё уже продумано за нас.

Задний фон — продумать его отдельно.

Если есть возможность, то надо сделать за спиной /много/ свободного пространства, но это не обязательно. Дорогой и чоооорный театральный бархат продаётся рулонами в магазинах тканей, зелёные ткани в розетках по месту жительства, дальше соображать самостоятельно.

6 Про освещение

Кажется разумным поставить один источник «спереди прямо», но он убирает все тени, лицо становится плоским, как блин, блин, бо пересвет — бинокулярному зрению незаметный, а моноглазу камеры сразу слишком.

Стандарт: окно плотно зашторено, слева тебе в лицо светит сильный источник (key light), справа сбоку источник на 30-50% слабее (fill light) — это оставляет тени. После освоения этого уровня открываются различные вариации. Смотреть схемы на ютюб и читать статьи.

Я экспериментировал и с двумя, и с одним источником освещения — нет единой рабочей схемы, надо пробовать и смотреть, что получается. Но когда их два, это таки разумный выбор.

Некоторые используют только один прожектор слева, а справа ставят экран из фольги, который передаёт свет слева на правое ухо, и норм, вебинары крутятся, просмотры мутятся.

Неочевидно, что от прямого света в глазах бушуют такие your bunny половецкие пляски, что даже монитор перед носом плохо различим, поэтому надо ещё нацепить на прожектор софтбокс — насадка, предназначенная для создания мягкого рассеянного освещения без резких бликов. Для этого нужен прожектор с байонетом для софтбоксов… И надо подумать про большой запасом свечения, бо софтбокс и сглаживает, и много поглощает. Поэтому эти штуки иногда ставят очень близко к источнику съёмки, и это нормально.

Вообще, со светом можно не начинать с дешёвых источников, бо хороший свет дешёвым не бывает. Поэтому лучше сразу смотреть на внушительный Godox «LED SL-150W» (в качестве key light) и небольшой Godox «LED500W 5600К» (боковой свет).

И ещё нужны штативы, лучше тоже Godox, консистенси для.

Быть готовым к тому, что эти штуки занимают много места, и если нет возможности установить их раз и навсегда, то придётся их раскладывать-собирать, и всегда приходит день, когда становится понятно, что видео почти всегда снимается на встроенную в ноут вебкамеру, а для этого достаточно того самого «свет в лицо», и все эти ваши софтбоксы… что, были не нужны…?!

Лечение то же самое — преждевременная оптимизация зло, бо стоит дорого, и требует денежного обоснования. Надо наращивать мощности спокойно и итеративно.

Никто ж не покупает педалборд за $3000 сразу и пять гитар. На это уходит год-другой.

7 Поведение в кадре

Это не что-то природно-врождённое, это дело надо изучать и тренировать отдельно. Сто лет назад я ходил на курсы актёрского мастерства, где надо было бегать-прыгать, махать киньцивками и улюлюкать, чтобы снять зажим тела и раскачать речевой аппарат (голос из живота начинается), чтобы естественным образом участвовать в студенческих театральных этюдах. Бегать-прыгать мне не понравилось, а играть в этюдах — понравилось. Спина прямая, движения свободные, челюсть разомкнута, взгляд честный, голос под контролем, всё такое. Позже это всё помогало выступать на конференциях.

А в этом году я удалённо «сходил» на курсы телезирки украинского телебачення, есть сертифицированный диплом! Получена бездна впечатлений и оттопыривание чакр из-за постоянного преодоления множества сложностей.

Уметь не бояться чёрного глаза видеокамеры — тот ещё навык. Уметь говорить и думать в двух потоках, не мэкать/бэкать и не закатывать глаза — навык, который надо тренировать. Лучше натренировать отдельно его в учебном классе, нежели на живых студентах.

Удивительно, как много курсов в этом мире не гарантируют последующего трудоустройства.

Но вы продолжайте верить в то, что курсы для тестировщиков обязательно должны последующее трудоустройство гарантировать.

8 Слайды

По-разному. Где-то нужны, где-то лучше рисовать — в zoom в меню шаринга экрана есть режим белой доски со всеми нужными шняжками, а где-то открываешь эксель и там происходит весь тест-дизайн.

Стандартом остаётся PowerPoint. Мне в последнее время зашло делать слайды в Beamer — это мощно и красиво, типографика, заголовки, учёт/нумерация таблиц и изображений, всё такое. Но это LaTeX, его надо уметь делать, понимать возможности и ограничения, и выход (даже с анимацией) всегда только в pdf.

Соппсно, всё.

Что ещё нужно для проведения занятий в режиме удалёнки?! Уметь преподавать, наверное… но это неточно.

Источник