Сетап для преподавания в сети
(Из ленты QA — грамотно)
В этом году я вернулся к преподаванию, и пришлось подумать про технологические условия для занятия этим делом исключительно удалённо. Если, так сказать, полез в он-лайно, то всё равно надо как-то шевелить ластами. А иначе зачем на земле этой вечной живу?!
Раньше-то всеми подразумевалось, что только живые выступления гарантируют хоть что-то, всё остальное — бред кошачий, бо неудобно же, и результат не гарантируется. В 2020-ом стало понятно, что вообще никто никому ничего не гарантирует, и неудобств полно, но если сеть стабильна и пошатать цю скалу умеючи, то результат будет норм.
Гуд. Надо продумать несколько аспектов всего этого дела:
- изображение
- освещение
- сценарий выступления
- тайминг выступления
- поведение в кадре
- смена кадров
- звук
Можно обойтись дешёвыми средствами, а можно положить $3000-4000 на запуск всего этого дела с полным оснащением. Гарантий успеха нет, надо максимально полно работать с тем, что есть здесь и сейчас, затем итерационно смотреть, если что-то можно/нужно улучшить.
Вкратце если, то будет простительно читать лекции через сеть с плохой видеокамерой, но звук должен быть безупречным. Поэтому настройку звука рассмотрим детальнее необходимого.
1. (краткая) Теория звукозаписи
Человек способен слышать звук в пределах от 16 Герц до 20 000 Гц (оно же 20 килоГерц). Это называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие — инфразвуком. Микрофоны делают и настраивают для записи звуков в разных диапазонах, но нам нужны только те, которые обслуживают наш слуховой диапазон.
20 килоГерц — много это или мало?
В формате mp3 (сжатие с потерями) спектр не превышает 16 кГц, и всё норм.
С возрастом слух ухудшается до 11-12 кГц, в эпоху постоянного ношения наушников мы глохнем до этого уровня, не доходя до пенсии. Посему 20кГц наш максимум, но это неточно, бо бывают уникумы, которые могут орать/визжать выше 20кГц.
Физиологически микрофоны делятся на два больших класса: динамические и конденсаторные. В студии певец записывается на конденсаторные микрофоны, а на сцене, в окружении барабанов, дисторшед гитарз и воя толпы, он же поёт в динамические микрофоны. Каждый инструмент уместен в своём контексте.
Помним наш контекст: неперывный разговор в масштабе комнаты.
Можно начинать со встроенного в ноутбук микрофона и смотреть, что получается. Со временем кто-то переходит на носимые гарнитуры, на usb-микрофоны (Blue Yeti — $170) со встроенной аудиокартой и крутилкой gain на корпусе, а кто-то уходит на xlr-микрофоны с крупными мембранами (> $150), внешними аудиокартами и усилителями. Таков путь, конец теории.
2. Выбор микрофона
Нет единого микрофона для всех случаев. Чем их больше — тем лучше.
Выбор подходящего микрофона может занять какое-то время (у меня на это лениво ушёл год), но на ютюбе уже сложилась индустрия обзора микрофонов, поэтому вот гранды фронта обзора микрофонов:
- (eng) https://www.youtube.com/channel/UCHHf1h8k7MA6-AG8FXjnQSw
- (eng) https://www.youtube.com/channel/UCvOU-zTlankT-JjN3ZzvuKA
- (ru) https://www.youtube.com/channel/UCbsSHHloJ2MbgpZqccKZEyg
Кажый микрофон по-своему искажает записываемые звуки. Иногда незаметно, иногда излишне. Это надо просто принять.
Ровная линия амплитудно-частостной характеристики микрофона (АЧХ) стоит дорого, но подбирать микрофон надо не по цене и «прозрачности» записи, а под особенности произношения каждого отдельного говоруна и под его окружение.
Нам присущи неотключаемые особенности речи, которые живьём незаметны, но ярко проявляются при записи через микрофон. Их надо изучить и подбирать микрофон так, чтобы ослабить свои негативные особенности и усилить позитивные — вот и вся теория.
Дальше смотрим сразу крупные, тяжёлые микрофоны студийного уровня с подключением через xlr-разъём. Их надо снабжать подвесной стойкой (K&M 23850 — $90), внешней аудиокартой (Motu M2 — $200) и предусилителем (DBX 286s — $160), и оно того стоит.
Когда будет нужен микрофон с почти идеально прямой АЧХ для записи в студии, да ещё усилитель чтобы не вносил свои искажения, то ценник в $3000 за комплект большим не покажется.
Если человек склонен бубнить, то ему лучше взять микрофон вот с такой АЧХ:
В районе басов микрофон «почти ровный», и у него есть склонность к небольшому задиранию высоких частот. Наверняка он подойдёт для записи гитары и чистого певческого вокала. Это конденсаторный Audio-Technica AT 2035 ($160).
В принципе физиология конденсаторного микрофона обеспечивает лучшие характеристики для записи инструментов и пения, но надо уметь ими пользоваться, чтобы записывать голос. Конденсаторный «ловит» всё вокруг, поэтому если взяться неумеючи, то будут слышны ВСЕ окружающие звуки, и шуршание вашего локтя о бок, и передвижение на стуле, и соседи за стеной. Чем-то помогает направленный сектор записи (кардиоидный микрофон нам друг), но и там надо приноравливаться.
Но если человек не бубнит, но его голос «высокий» или он часто щёлкает и плёскает (лёгкое чавканье) во время разговора, или «шепеляво шуршит», то такой микрофон только всё усилит, и даже если живьём оно как-то скрадывается, то слушать звук в наушниках будет неприятно.
Смотрим характеристики другого микрофона:
Этот микрофон басовит, и высокие частоты у него прям исчезают. Мне он не подойдёт, я уже говорю низким голосом, и через него я буду абубубубу. Те, у кого речь внятная и голос выше моего, через этот микрофон будут звучать норм, с лёгким флёром радиоведущего. Это динамический Shure SM 7B ($470), икона радиотрёпа.
В принципе физиология динамического микрофона обеспечивает лучшие характеристики для записи голоса, всячески отсекая окружающий фон. Но можно перекрутить и получить обратный эффект — слишком всё «глухо».
Но это всё совершенно верно и тем не менее, совершенно неточно. Другая икона радиостудий — Electro-Voice RE20 ($870) — тоже динамический, с большой диафрагмой, отлично передаёт речь (не всякую!), и точно передает звучание музыкальных инструментов и применяется даже для подзвучивания контрабаса или большого барабана.
АЧХ замысловатая, требует изучения и экспериментирования со своим голосом и манерой разговора.
2.1 С какой стороны говорить в микрофон
В некоторые говорят только сбоку. В некоторые — только в торец.
Если нужен микрофон для записи пения/голоса, то всё это неважно. Но если надо говорит в кадре, то микрофон вроде Audio-Technica AT 2035 (там говорить только сбоку) в вертикальном положении сразу закроет треть лица.
Можно его подвесить горизонтально, и чуть ниже подбородка, тогда закрытой окажется только четверть лица.
Можно подвесить его сверху, вверх тормашками, но он тяжелый, может и выпасть.
Поэтому для видео разумно взять микрофон с торцевым расположением мембраны, поставить его ниже лица или сбоку, и будет норм.
3. Микрофоны для стоять/ходить
Крупные микрофоны хороши, если голова более-менее стоит на месте. Если надо стоять у доски или вообще встать, то уже надо смотреть на микрофоны-пушки и на петличные микрофоны.
Накамерные «пушки» вроде бы адекватное решение, но все дешёвые «пушки» неадекватны, а адекватные «пушки» резко дорогие, $1000 для начала. Они нужны киношникам, когда в кадре молотят руками и ногами и петличные микрофоны неуместны, а это не наш случай.
Петличные микрофоны воспринимаются как даунгрейд, бо мелкие же, мембраны мелкие, всё такое. Но помним, что в этом деле всё неоднозначно и надо проверять.
Например, для видеокамеры (или к смартфону) можно взять дешёвый микрофон BOYA BY-M1 ($20). Его единственное достоинство — шесть метров провода. И не жалко, если порвётся — дёшево же. Звук тоже… относительно нормальный, если нет особых требований, мы снимаем на улице или на ходу. Намного лучше, чем со встроенного в видеокамеру микрофона, но и всё на этом.
Можно взять петличный микрофон в составе радиосистемы, где приёмник стоит в стороне, оттопырив антеннку, а передатчик надо вешать себе на пояс. Это всё не так, чтобы это очень дорого, но есть нюансы и хороший аппарат в итоге окажется дорогим. Также важно выбрать подходящий микрофон, а затем осознать, что это всё — аппаратура для конференций, где надо стоять у экрана, а в условиях «я в комнате» подобные изыски не нужны, тут проводного микрофона достаточно.
И ещё надо знать, что есть петличные конденсаторные микрофоны инструментального уровня — их прикладывают к скрипкам и гитарам, или прячут в волосах артистам, которые поют. Или даже просто подвешивают на лоб:
Использовать такой петличный микрофон для говорильни можно и нужно. Дорого, но звук будет отличным.
Внезапно прекрасен микрофон AKG C417 PP ($135).
Модель с индексом PP — с xlr-разъемом. Есть и другие.
4. Нарулить звук
Обычно делают так: записывают голос с микрофона «как есть», затем в спецсофте накручивают звук так, как уху звукорежиссёра захочется. Это называется постобработка, и это разумно для подготовки аудиозаписей общего назначения. Мы же рассматриваем сетап для стриминга лекций, поэтому постобработка тут отпадает. Надо сперва нарулить звук, и затем загнать его в аудиокарту уже готовым.
Вероятно, будет удобным небольшой микшер вроде Mackie ProFX6v3 (процессор эффектов, звуковая карта и USB). Но микшеры надо уметь выбирать. Условно тренеру для настройки звука нужны эквалайзер и ревербератор. Безусловно нужны компрессор, деэссер и гейт. Сложно найти микшер, в котором всё это будет на борту, ведь всегда лучше передать обработку звука отдельным устройствам.
Кроме заточенности под определённую задачу, на отдельных устройствах есть множество собственных настроек… Но это сразу дорого и нужна отдельная стойка под всё это тяжеленное добро.
Можно подобрать софт, который будет на ноутбуке перехватывать звук из микрофона, обрабатывать его и передавать дальше. Под виндой наверняка есть много всякого, а в линуксе PulseEffects рулит невероятно. Он особенно хорош для обуздания уровня звука в кино. Можно нагнать басов или вообще гейна и выровнять общий уровень так, чтобы и речь была внятной, и чтобы от взрывов не приходилось тянуться к уровню громкости временного понижения для.
Но действительно, лучше передать управление звуком отдельному устройству. Компьютер и так будет пыхтеть от обработки видео. Внешняя аудиокарта рулит.
Модель аудиокарты — на выбор, мне очень нравится Motu M2. Она работает и под линуксом, но с нюансами, бо никто под линуксы её не готовил.
Там надо
- Воткнуть аудиокарту в выключенный ноут.
- Включить аудиокарту (пимпа сзади справа).
- Включить ноут.
Дальше следить, чтобы её случайно не выдернуть и не выключить, бо работать уже не будет. Придётся повторять выключение ноута.
Под виндой с ней такой шняги нет.
Предусилитель возьмём DBX 286S. Легендарная штука. Строго под один микрофон с разъемом xlr. Все нужные примочки на борту.
И тут важно всё правильно настроить.
4.1 Настройка микрофона
Если на микрофоне есть штуки вроде „-10 pad” и другие фильтры — их надо отключить, иначе потом придётся задирать gain для компенсации понижений.
- Подключить микрофон к предусилителю — через xlr-кабель.
- Подключить предусилитель к аудиокарте — через trs-джеки.
- Подключить аудиокарту к ноутбуку — через usb-провод.
- Включить аудиокарту. Драйвера установить, если есть.
- На аудиокарте выставить регулятор чувствительности микрофона (он же отныне и впредь „Gain”) на 12:00, просто чтобы было видно, что сигнал есть.
На dbx
- выкрутить все крутилки в ноль (крайнее левое положение) и на dbx, и на аудиокарте. Исключение: на dbx повернуть крайнюю правую крутилу „Output” на 12 часов (там её ноль).
- включить „48V phantom power” для конденсаторного микрофона.
- включить сам предусилитель.
Запустить Audacity — кагбэ стандартная IDE для работы со звуком.
В Audacity — переключить вход на микрофон и выход на наушники (у меня там выпадающие меню со словами ALSA default Headset — и прочие линуксовые шняжки, в виндовсах они заменяются на соответствующие названия драйверов микрофонов)
В Audacity — запустить мониторинг звука (кликнуть по зелёным полоскам «Щёлкните для старта мониторинга»). В наушниках должен появиться звук от микрофона (для этого ранее были настроены входы-выходы).
Если что-то слышно — всё гуд, на аудиокарте перевести „Gain” на 0.
Если нет — разобраться, где затык.
На смартфоне
- выставить уровень звука из смартфона: 50-60%.
- включить «белый шум», можно найти на сайтах вроде http://onlinetonegenerator.com/noise.html
Положить смартфон перед микрофоном.
На dbx — медленно поднимать Gain ровно до зажигания лампочки „0 db” (третья слева). Больше не накручивать, меньше тоже.
В Audacity — смотреть на мониторинг уровня записи «белого шума». Там зелёные полоски пляшут под давлением «белого шума». Expected result: -18 db.
Если уровень устойчиво прыгает ниже уровня „-18 db” (как у меня на картинке выше) — на dbx очень медленно крутим крутилку „Output” вправо (в плюс). Или можно на аудиокарте очень медленно начать крутить gain от нуля вправо (в плюс).
Если уровень прыгает выше уровня „-18 db” и на аудиокарте gain в нуле — на dbx очень медленно крутим крутилку „Output” влево (в минус).
Если уровень застыл на „-18 db” — готово, можно отключить «белый шум».
Записать где-нибудь, на какой риске теперь стоит крутилка гейна — это будет норма для данного сетапа и окружения.
На dbx
- убедиться в том, что „Process bypass” отключён
- включить фильтр „80 hz high-pass”
Он отсекает все звуки ниже 80 Герц, и полезен для записи голоса, бо ниже 80 Гц человеческий голос не звучит, а всякие гудения и шуршания и хлопки рук по столу в фоновом окружении присутствуют постоянно, их этот фильтр и задавит. А вот для записи музыкальных инструментов этот фильтр не нужен.
Большего от микрофона требовать незачем.
Отныне надо выдерживать расстояние от рта до микрофона — минимум один кулак, максимум — микрофон на расстоянии одного локтя.
При разговоре первое время надо посматривать на лампочки gain на dbx. Если постоянно горит первая и помаргивает вторая — всё гуд. Если зажигается третья — отодвинься от микрофона. Если загорается аж четвертая — отодвинься ещё дальше, у тебя перегруз, так нельзя.
Положение гейна — не святой Грааль. Просто надо помнить, что если бесконтрольно повышать gain, в микрофон придут все шуршания, поскрипывания и буквально — звуки из-за стены.
Можно даже из комнаты послушать, что о тебе говорят домашние или соседи где-то на кухне прямо сейчас.
Поэтому можно (но не обязательно) крутить гейн туды-сюды, бо фон помещения меняется.
Будешь в другой день усталым — сила голоса упадёт — и не заметишь, как начнёшь докручивать гейн.
Будешь в другой день весёлым — сила голоса будет выше, гейн, соответственно, нужно будет сделать пониже.
Перейдёшь в другую комнату — и хорошо бы откалибровать гейн по-новой (не обязательно).
Воткнёшь в предусилитель другой микрофон — калибруй по-новой (не обязательно). Важно только постоянно знать, где «норма» гейна.
Уже отсюда кому-то становятся нужны компрессор, лимитер, энхансер, подавление чавков, причмокиваний, сибилянтов, эксплозивов и прочие штучки-дрючки, а кому-то нет. Нам они нужны, поэтому и dbx 286s.
4.2 Настройка компрессора
Компрессор делает чудеса. Выравнивается общий уровень шума до какого-то предела, звук становится более плотным и иногда упругим. Даже можно более-менее свободно крутить головой.
На первый взглдя, у dbx неадекватный компрессор, бо в норме надо по-отдельность настраивать threshold, ratio и release, а тут всего две крутилки с названием Drive и Density. Но на деле там всё норм.
Голос можно начать «ловить» на середине крутилки, но опытные звукорежиссёры советуют сразу установить 7.5, и не будем им возражать.
- Установить Density на 7.5.
- Начать говорить и медленно крутить Drive в плюс до тех пор, пока на огоньках „Gain reduction dB” начнёт моргать первый справа огонёк (у него цифра 3).
При разговоре первое время надо посматривать на лампочки, и следить, когда будет помаргивать и второй справа огонёк (у него цифра 6). Если загорается что-то дальше — перестань орать и отодвинься от микрофона.
Drive — это уровень интенсивности звука, при котором компрессор начинает работать. Типа threshold и gain в одном. Компрессор — это всегда понижающий фильтр, поэтому разумно при повышении уровня отсекания усилить gain, чтобы компенсировать потерю силы сигнала, вот Drive это и делает одновременно. Для гитары это маразм, а для голоса — то, что нужно.
Density — это регулятор the release time. Как только уровень звука опустится ниже уровня threshold и будет перехвачен компрессором, он будет какое-то время «удерживаться» в пониженном состоянии, затем возвращаться в исходное состояние. Вот Density и задаёт это время удерживания. Если грубо:
- high density = short release time. Это для резких звуков, для барабанов.
- low density = long release time. Это для гитары, которой нужен сустейн.
Если позже захочется добавить Drive, надо будет соответственно уменьшать Density (крутить влево), выдерживая всё ту же настройку по огонькам — постоянно на 3, изредка на 6.
4.3 Настройка деэссера
Обычно сибилянты проявляются в диапазоне 5-8k, поэтому 4k — первый нижний уровень.
У меня через какое-то время эта крутилка встала на уровень 3k. Помним о том, что всё неоднозначно и требует экспериментирования.
- Выставить Frequency = 4k.
- Начать говорить в микрофон предложения с большим количеством шипящих и свистящих.
- Шла сссашка по шоссе и сушшшила сссушки…
- У сссашшши в кашше сыворотка изсссс простоквашши…
- Ссссукккин ттты ссссын…
- Медленно крутить вверх Threshold до тех пор, пока не загорится зелёная лампочка „1”. С этого момента все шипящие в наушниках начнут слегка приглушаться.
Если захочется задавить их ещё сильнее, то продолжаем крутить Threshold до тех пор, пока не начнёт загораться и красная лампочка „6”. В норме это сигнал о пределе, поэтому лучше откатить Threshold чуток назад.
Threshold —— уровень звука, при котором деэссер начинает работать.
Frequency — уровень (точнее, частоты), который деэссер будет обрабатывать сибилятны. В зависимости от голоса и манеры разговора, можно поднять или опустить.
4.4 Настройка энчансера
Это базовый эквалайзер, как на советской аудиоаппаратуре. Если микрофон идеально передаёт твой натуральный тембр, причет недостатки произношения и приукрашает звук, то энчансер может быть лишним. И наоборот…
- LF — низкие частоты. Басы.
- HF — высокие частоты. Верхи.
Середина тут не нужна, не опера.
Выставить их по вкусу и потребностям.
Если басы будут в норме — звучать будешь как король радиостудии. Если задрать басы — будешь бубнить, как бубнилка.
Если верхи будут в норме — будешь звучать кристально чисто и ясно. Если задрать верхи — начнёшь шипеть, как… шипелка.
Обязательно надо учесть не только звук в своих наушниках, но и звук в приёмнике.
Для одной из лекций я настроил энчансер наилучшим образом, но не учёл, что у MS Teams / Zoom есть своё мнение об эквалайзинге, и себя я слышал норм, а для слушателей я был абубубубубу… что я узнал только позже, в записи. Блэт.
Лечение: в настройках звука Teams делать тестовые звонки и слушать, как звучит голос там, и соответственно выстраивать его на своей стороне.
4.5 Настройка гейта
Самая полезная и подлая примочка, хорошо знакомая всем митоллизд-гитарастам. Она глушит общий уровень звука во время молчания, подавляя естественный «белый шум» и паразитные шумы. При этом легко подавляет и полезные шумы. У dbx гейт весьма агрессивный, поэтому осторожнее.
Тишина из микрофона всегда звучит с каким-то уровнем шипения, и ухо к этому привыкает. Если между говорильней будет совершенная, мёртвая тишина, то при начале следующего предложения переход от тишины к звукам будет взрывным, и это будет утомлять слушателей сильнее, чем можно предположить.
- Выставить Ratio в промежутке между 1.5:1 и 2:1 — там довольно много места.
- Выставить Threshold в районе -15 dbu.
- Замолчать и медленно крутить Threshold и слушать звук в наушниках. В норме надо поймать момент, где наступает момент полной тишины, затем чуток откатить крутилку назад, чтобы осталось совсем-совсем немного общего шума. Это предотвратит упомянутый эффект «взрывов».
- Начинаем говорить, смотреть на лампочки и слушать, что получилось. В момент разговора должна гореть (моргать, точнее) зелёная лампочка, в момент молчания должна гореть красная.
Индикация простейшая:
- красная = ворота закрыты
- зелёная = ворота открыты (под давлением голоса)
Если что-то не то, можно покрутить Ratio и снова смотреть-слушать, что получилось.
У меня Ratio осталось ровно между 1.5:1 и 2:1, а Threshold ушёл намного ниже -30 dbu. Мне норм.
Но полного молчания сложно добиться, есть же незаметный для себя, но чёткий для микрофона уровень дыхания. Молчу-то я молчу, но носом дышу интенсивно. Давайте настроим.
- Threshold на ноль.
- Выставить Ratio на 1.7:1, горит зеленая лампока, гейт открыт.
- Молча дышим перед микрофоном в нормальном режиме и медленно поднимаем уровень Threshold до тех пор, пока не погаснет зелёная лампочка и загорится красная лампочка — гейт закрыт.
- Меееедленно добавить Threshold ещё на три деления. Отныне настройка будет происходить только между этими тремя делениями.
Принцип тот же
- надо поймать момент наступления полной тишины,
- затем на деление-другое откатить крутилку назад, чтобы осталось совсем-совсем немного общего шума, чтобы уменьшить эффект «взрывов».
Теперь при разговоре гейт открыт, а когда переводишь дыхание — гейт надёжно захлопывается (красная лампочка) и от твоего дыхания никто не сотрясается.
Наглядный пример важности гейта — моё выступление на конференции testingstage.com. На сцене я звучал нормально. В зале меня слышали тоже ок. В записи оказывается, что я дышу, ака чёртишо, и это сильно заметно и раздражает.
Ratio — определяет соотношение степени закрытия ворот к уровню сигнала, который в них заходит. Если соотношение будет высоким, то появляется отрезание звуков, хотя голос при этом может начать звучать чётче (но добавится gain). Если меньше — останется больше полезного сигнала, но «захлопывать паразитные шумы» будет почти что некому.
Threshold — уровень звука, при котором гейт (буквально «забор») открывается. Если выставить его слишком высоко, начало и конец звуков будут подавляться, и диктор будет звучать, как дурной дельфин из-под воды.
5 Про изображение
Любая современная камера обещает снимать сразу в 4К и 60fps, но в доступных нам видеокамерах это недолгие игрища и дежурная мракетология.
Для стриминга и записи лекций достаточно 1920х1080р (Full HD) и 30fps.
Только для стриминга достаточно 1280×720p (HD) и киношных 24fps. И то, если сеть позволяет.
В целом с качеством видео мудрить незачем, мы тут не студия видеопродакшна для вашей уникальной свадьбы, а в итоге один фиг твоё лицо превращается в иконку в zoom, поэтому подойдёт любая продвинутая до Full HD вебкамера.
Однако не каждая вебкамера может делать аккуратный «наезд», чтобы регулировать масштаб видимого на заднем фоне, не передвигая треногу с камерой, поэтому можно подумать про любую современную видеокамеру с выходом hdmi, автофокусом и рядом всяких нужных параметризируемых свойств.
Например, Panasonic HC-VXF11
Подключение видеокамеры к ноуту: если вебкамера, то usb.
Если внешняя видеокамера, то hdmi, и тут или [дешевая] супер-флэшка Elgato Cam Link для одного источника, или [дорогая] Atem mini для нескольких источников (когда надо, чтобы была камера спереди, камера сверху стола, камера сбоку…).
Если стримить через OBS Studio даже с несколькими видеоисточниками, то вместо Atem mini можно эффективно использовать Elgato Stream Deck.
Смотреть на ютюбе как это делают стримеры игр, всё уже продумано за нас.
Задний фон — продумать его отдельно.
Если есть возможность, то надо сделать за спиной /много/ свободного пространства, но это не обязательно. Дорогой и чоооорный театральный бархат продаётся рулонами в магазинах тканей, зелёные ткани в розетках по месту жительства, дальше соображать самостоятельно.
6 Про освещение
Кажется разумным поставить один источник «спереди прямо», но он убирает все тени, лицо становится плоским, как блин, блин, бо пересвет — бинокулярному зрению незаметный, а моноглазу камеры сразу слишком.
Стандарт: окно плотно зашторено, слева тебе в лицо светит сильный источник (key light), справа сбоку источник на 30-50% слабее (fill light) — это оставляет тени. После освоения этого уровня открываются различные вариации. Смотреть схемы на ютюб и читать статьи.
Я экспериментировал и с двумя, и с одним источником освещения — нет единой рабочей схемы, надо пробовать и смотреть, что получается. Но когда их два, это таки разумный выбор.
Некоторые используют только один прожектор слева, а справа ставят экран из фольги, который передаёт свет слева на правое ухо, и норм, вебинары крутятся, просмотры мутятся.
Неочевидно, что от прямого света в глазах бушуют такие your bunny половецкие пляски, что даже монитор перед носом плохо различим, поэтому надо ещё нацепить на прожектор софтбокс — насадка, предназначенная для создания мягкого рассеянного освещения без резких бликов. Для этого нужен прожектор с байонетом для софтбоксов… И надо подумать про большой запасом свечения, бо софтбокс и сглаживает, и много поглощает. Поэтому эти штуки иногда ставят очень близко к источнику съёмки, и это нормально.
Вообще, со светом можно не начинать с дешёвых источников, бо хороший свет дешёвым не бывает. Поэтому лучше сразу смотреть на внушительный Godox «LED SL-150W» (в качестве key light) и небольшой Godox «LED500W 5600К» (боковой свет).
И ещё нужны штативы, лучше тоже Godox, консистенси для.
Быть готовым к тому, что эти штуки занимают много места, и если нет возможности установить их раз и навсегда, то придётся их раскладывать-собирать, и всегда приходит день, когда становится понятно, что видео почти всегда снимается на встроенную в ноут вебкамеру, а для этого достаточно того самого «свет в лицо», и все эти ваши софтбоксы… что, были не нужны…?!
Лечение то же самое — преждевременная оптимизация зло, бо стоит дорого, и требует денежного обоснования. Надо наращивать мощности спокойно и итеративно.
Никто ж не покупает педалборд за $3000 сразу и пять гитар. На это уходит год-другой.
7 Поведение в кадре
Это не что-то природно-врождённое, это дело надо изучать и тренировать отдельно. Сто лет назад я ходил на курсы актёрского мастерства, где надо было бегать-прыгать, махать киньцивками и улюлюкать, чтобы снять зажим тела и раскачать речевой аппарат (голос из живота начинается), чтобы естественным образом участвовать в студенческих театральных этюдах. Бегать-прыгать мне не понравилось, а играть в этюдах — понравилось. Спина прямая, движения свободные, челюсть разомкнута, взгляд честный, голос под контролем, всё такое. Позже это всё помогало выступать на конференциях.
А в этом году я удалённо «сходил» на курсы телезирки украинского телебачення, есть сертифицированный диплом! Получена бездна впечатлений и оттопыривание чакр из-за постоянного преодоления множества сложностей.
Уметь не бояться чёрного глаза видеокамеры — тот ещё навык. Уметь говорить и думать в двух потоках, не мэкать/бэкать и не закатывать глаза — навык, который надо тренировать. Лучше натренировать отдельно его в учебном классе, нежели на живых студентах.
Удивительно, как много курсов в этом мире не гарантируют последующего трудоустройства.
Но вы продолжайте верить в то, что курсы для тестировщиков обязательно должны последующее трудоустройство гарантировать.
8 Слайды
По-разному. Где-то нужны, где-то лучше рисовать — в zoom в меню шаринга экрана есть режим белой доски со всеми нужными шняжками, а где-то открываешь эксель и там происходит весь тест-дизайн.
Стандартом остаётся PowerPoint. Мне в последнее время зашло делать слайды в Beamer — это мощно и красиво, типографика, заголовки, учёт/нумерация таблиц и изображений, всё такое. Но это LaTeX, его надо уметь делать, понимать возможности и ограничения, и выход (даже с анимацией) всегда только в pdf.
Соппсно, всё.
Что ещё нужно для проведения занятий в режиме удалёнки?! Уметь преподавать, наверное… но это неточно.