Байка-21. SCRUM, Kanban и все, все, все

(Из ленты 255 ступеней)

– О, свежая черника и земляника! – В кухню влетели Заяц с Оруженосцем.
– А также голубика, костяника, шиповник и малина, – продолжил Чеширский
– Костяника? – заинтересовался Армигер.
– Ее еще называют северным гранатом за обилие витаминов.
– А в чайнике что? И откуда дровишки?
– В чайнике какие–то травки. А дровишки от Бабушки Флэш, – ответил Шляпник.
– Что вкусно, а главное – очень полезно, – напел Заяц, наливая полную пиалу.

Насладившись букетом, Армигер спросил:
– Коллеги, а почему мы девопс не внедряем? Или Канбан?
– А зачем? – удивился Заяц. – Сколько не говори канбан, эджальней от этого не станет. Ну назовем мы то, что у нас есть, канбаном. И зачем? От названия-то суть не меняется.
– Ну-у-у… – протянул Оруженосец.

– Зачем нам походить на остальных, которые страшно далеки от эджайла? – начал Кот, – Что XP, что SCRUM направлены на кардинальное уменьшение time2market за счет уменьшения времени ожидания в очередях. Для устранения времени ожидания один из самых действенных способов – уменьшение числа рабочих центров. Кстати, именно по этому пути пошла «Тойота». И за счет этого достигла огромных успехов. На смену рабочим с узкой специальностью в «Тойоту» пришли универсалы, обслуживающие несколько станков разного типа. Точно так же эджайл предполагает сокращение числа РЦ. Достаточно радикальный метод – это вместо аналитиков, проектировщиков интерфейса, программистов, тестировщиков и т.д. оставить только разработчиков. Как ни странно, помимо уменьшения time2market это может при вести к снижению стоимости в расчете на единицу функциональности. Так получается, потому что в нормальной производственной цепочке все РЦ, кроме ограничения системы, должны простаивать порядка 25%. А в сбалансированной цепочке все РЦ будут простаивать 20-25%. XP пошло в универсализации еще дальше. Каждый кусок кода должны знать минимум два программиста. Вместо узкой специализации «Каждый знает свой модуль» получается «Желательно, чтобы все знали все». Это позволяет еще сильнее снизить потери на вариациях. А ведь именно борьбу с вариациями Деминг считал главнейшей задачей менеджмента. А вовсе не «мотивацию персонала».

– К сожалению, внедрению эджайл-методологий в России мешают психология и корпоративная культура. Причем мешают настолько, что делает внедрение практически невозможным, – добавил Шляпник. И, помолчав, процитировал Деминга: – Мы сами всё разрушим своими же упорными стараниями.

– Это как? – заинтересовался Оруженосец.
– Смотри, – перехватил беседу Заяц. – На подготовку кодера нужно два года. Как выяснили ДеМарко с Листером  в ходе «Военных маневров», после двух лет изучения языка разница программирования разница в скорости и качестве кодирования на маленьких задачах практически незаметна. Зато после двух лет инженер может расти сначала как программист, потом как разработчик. Если брать пятиуровневую модель зрелости разработчика ([1] – стажер, [2] – начинающий, [3] – инженер, [4] – … , [5] – …), то для перехода со второго на третий уровень требуется порядка 10 000 часов. А это лет 6–7. Для перехода с третьего на четвертый, когда инженер начинает прилично разбираться в смежных дисциплинах (анализ, UX, контроль качества, написание руководства пользователя) и ряда предметных областей (логистика, бухгалтерия, …), пройдет еще несколько лет.

– А зачем все это? – спросила неслышно подкравшаяся Синичка. – И зачем руководство пользователя?!
– Не стоит брать на работу программистом тех, кто не в состоянии понятным образом излагать свою мысль на родном языке. Категорически. Эта работа им противопоказана. Если инженер не желает изучать ничего, кроме кодирования, то он так и останется кодером.

– А что же по этому поводу говорит наша корпоративная культура? – добавил интриги Кот.
– Что? – в унисон спросили Синичка и Оруженосец.
– А вот что, – и Чеширский вытащил из шляпы рисунок и пустил по кругу.
aii-idhanoadhaeuo-idhiadhaiienoia.jpg
– Наша индустрия предпочитает «молодых и амбициозных» сотрудникам с большим опытом. Программист просто не успевает стать разработчиком. И уходит. В менеджмент. Или вообще в другую индустрию.
Что же касается девопса, то этим идеям много десятилетий. ISO 9001 прямо предлагает вместо цепочки «инженер -> руководитель группы -> руководитель отдела -> руководитель департамента -> биг босс -> руководитель департамента -> руководитель отдела -> руководитель группы -> инженер» использовать тривиальную цепочку «инженер -> инженер». К сожалению, из-за бессмысленной и беспощадной ротации у нашей индустрии память, как у аквариумной рыбки. Пока до соседней стенки доплывет, уже забудет, что было у предыдущей. Вот и переизобретают велосипеды с шестиугольными колесами взамен велосипедов с круглыми колесами, которые делали много лет назад. Девопс, девопс сто лет в обед.
– Но ничего, – и Заяц достал еще один листок:
ieaai-auaeeaai.jpg
– С корпоративной культурой понятно. В типичной среде у кодера почти нет шансов стать разработчиком. Его просто «уйдут», – подытожил Оруженосец. – А психология?
– О! Там действует целая куча когнитивных искажений. Для примера рассмотрим «Рефлекс Земмельвайса».
– Что?
– Не что, а кто. Игнац Филипп Земмельвайс, врач-акушер. Придумал один из способов асептики и спас несколько сотен жизней. За что коллеги его травили, затем обманом заманили в психушку, где благополучно и убили через пару недель.
– Э–э–э… Я что–то не понял. Врачи убили врача за то, что он спасал жизни пациентов?!
– Угу. И за то, что предложил распространить метод на остальные клиники, с тем чтобы спасать не сотни, а десятки тысяч жизней в год. Что интересно, немецкий врача Густав Михаэлис, который одним из первых применил на практике идеи Земмельвейса и добился снижения смертности среди своих пациенток, покончил жизнь самоубийством из-за осознания собственной неспособности изменить общее мнение врачебного сообщества. Убийство и самоубийство врачей, пытавшихся спасти жизнь пациентов.
– Так что если инженер или менеджер вместо «прозрачности», «мотивации», «эджайле» и прочем «скраме» будет говорить об уменьшении связанного капитала, увеличении прохода и тому подобном за счет уменьшения вариаций и увеличении простоев рабочих центров, то есть о сути эджайла, то он очень рискует.

– Как говорил один известный Кот: «Мнэ–э не советую, молодой человек, не советую. Съедят.»
Синичка с Оруженосцем удивленно посмотрели на Чеширского.
– Не, не, – замахал руками Чеширский, – этот Кот герой совсем другой истории. Очень неплохой.
– А о чем та история?
– О настоящем Эджайле. Эджайле с большой буквы. Ну, по крайней мере, главный герой там программист. Она так и называется: «Сказка для научных работников младшего возраста». И Эджайлу тому уже полвека. – И Чеширский выразительно посмотрел на библиотечный шкаф.
– А может, все и не так, – задумчиво пробормотал Безумный Шляпник.
– Что-то вы меня совсем запутали.
– Ну, гипотезу мы тебе дали. Проверяй. – И хлопнув Оруженосца по плечу, Заяц отправился делать кодеревью.

Источник: Байка-21. SCRUM, Kanban и все, все, все