Выполнение примера описания требований для ИС "Аттестации Студентов"(Прочитано 210238 раз)
Вот у меня тоже вызывает большие непонятки ситуация с проблемами. Вроде все жили раньше без создаваемой ИС, даже весьма успешно справлялись, а сейчас надо выявить проблему.
А может быть не проблема повлияла на желание создать ИС? А, к примеру, желание снизить затраты, в данном случае с помощью экономии времени. Но как это увязать с проблемой?



По перечню ЗЛ - попытался выявить максимально большое их количество, может даже переборщил. :)

Вопросы, связанные с коректностью и правильностью анализа, я оставлю за рамками обсуждения, поскольку по моей роли это не свойственно.

Однако замечу, что вопросы прибыли могут, конечно, рассматриваться, но следует все-таки учесть, что получение прибыли или снижение затрат в рамках бюджетного вуза, довольно сложная цель и задача.

Если рассмотреть более широко с позиции министерства или агентства, в том смысле, что подобное решение внедряемое по всем бюджетным вузам в целом может сократить расходы, а значит уменьшить бюджетное бремя, то да это интересно.

Либо постановку нужно рассматривать с позиции коммерческого вуза.

Для бюджетного вуза, вероятно, более интересным является снижение трудоемкости на получение результатов, своевременность и актуальность получаемых результатов. Своевременность может быть тем аспектом, который позволяет получать требуемую информацию и оперативно реагировать на нее в борьбе за повышение качества образование, показателей вуза. Понимать, где возникают проблемы, пытаться понять почему.

Цитировать
1.   Какова организационная структура ВУЗа, для которого разрабатывается данная Система?
Чаще линейная.
Если мы ориентируемся на учебный процесс то примерно такая:
1. Ректор
2. Проректор по учебной работе
3. Учебно-методическое управление (со своей структурой)
4. Отдел кадров студентов
5. Деканаты факультетов и институтов
6. Кафедры, возглавляемые заведующим
7. Преподаватели

Это вертикаль исполнительной власти

Помимо нее можно выделить также законодательную власть:
Ученый совет вуза - возглавляет ректор
Ученый совет факультета - возглавляет декан

Цитировать
3.   Какое подразделение ВУЗа является Заказчиком Системы?
Учебно методическое управление

На остальное попытаюсь ответить позже



В любом случае, будь ВУЗ коммерческим или бюджетным всё равно, лицо принимающее решение должно будет понимать зачем вкладываются деньги именно в разработку ИС, а не в закупку новых компов для оборудовния дополнительных помещений. Показатели ВУЗа, качество образования - это показатели, которые трудно измерить, соответственно, будет практически невозможно дать оценку приносимых бизнес-эффектов внедрённой ИС. ИМХО. Но, наверное, это уже совсем другая история, не касаемая данной ветки форума...))

Ну а что касается интересов и целей для заказчика, то помимо эффектов от использования ИС, ещё надо учесть активы и права собственности.
Для подрядчика - это создание команды сопровождения, создание референса (постконтрактная фаза сотрудничества, позволяющая при необходимости показать ИС в деле потенциальным заказчикам).



У меня небольшая проблема...  ::) В реальной жизни я не участвовал ни в одном подобном проекте, поэтому, для меня данный форум практически как обучение. В связи с чем, прошу снисхождения, если я где буду неправ или буду заблуждаться. На данный момент я в процессе обучения на одних курсах и пока, в условиях дефицита времени, могу опираться только на получаемые знания.

Моё имхо по поводу заинтересованных лиц в файле "Материал для Концепции.doc" от buster'a.
Спонсор в проекте должен быть один - заказчик. Ни какого спонсора со стороны исполнителя быть не должно.
Так же и менеджер должен быть один - руководитель проекта, как правило, имхо, это человек со стороны исполнителя, обеспечивающих выполнение работ.
Интересы менеджера проекта со стороны исполнителя - "Уговорить Заказчика на максимально приемлемый срок, на постановку более простой задачи.Выполнить и сдать проект, уложившись в срок и бюджет." Я считаю, что интерес один - получить прибыль, путём достижения поставленной цели. А согласование деталей проекта, бюджета, сроков - это наверное уже не руководство проектом, а процесс переговоров до подписания контракта.

Управляющий комитет - "Лица, обладающие правами и возможностями принимать ключевые для проекта решения" По-моему, это и есть спонсор, кто платит - тот и решает.



В качестве реплики, не как Заказчик, но как просто проходящий.

Знаете ли Вы, что
Цитировать
В любом случае, будь ВУЗ коммерческим или бюджетным всё равно, лицо принимающее решение должно будет понимать зачем вкладываются деньги именно в разработку ИС, а не в закупку новых компов для оборудовния дополнительных помещений. Показатели ВУЗа, качество образования - это показатели, которые трудно измерить, соответственно, будет практически невозможно дать оценку приносимых бизнес-эффектов внедрённой ИС.
это далеко не так. Знаете ли Вы, что финансирование вуза целиком зависит от его показателей. Одним из таких показателей может быть и качество образование, которое в частности складывается из успеваемости студентов. Умение упраялть этим показателем - значительная причина на интерес к подобного рода программе. Компы сами по себе прибыли не дают.

Но я согласен, что мы можем пренебречь таким фактором, хотя я вам скажу откровенно. Если полагать ректора таким лицом, то я вам скажу, что ректор, это самое последнее лицо, которое реально заинтересовано в системе. Не заинтересованы в этом и проректоры, и даже деканы. Все начинается с того, что кто-то из преподавателей (передовых) в силу своей креативной природы начинает что-то создавать и внедрять в своем окружении. Иногда по счастливой случайности рядом вдруг оказывается кто-то из проректоров, которые видят - ба да это хорошо. И тогда вот начинается !! Понимаете, ни прибыль, ни снижение затрат. Движущимся фактором становится нечто иное, иногда как это так в соседнем вузе есть, а мы что? Или мы что - передовой рубеж цивилизации или арьегард? Как вы полагает такое может быть важным мотивом?

Потому в данном конкретном случае игра продолжается, но пытаться определить некие бизнес-цели может оказаться и надуманной задачей



Цитировать
2.   Какие подразделения ВУЗа, помимо перечисленных в таблице, и какие внешние по отношению к ВУЗу лица затронет (решит/создаст проблемы, предоставит/ликвидирует возможности) создание Системы? В чем будет выражено это влияние?

Я как Заказчик, да и просто человек в расстерянности от вопроса.
Хотя...
интерес может быть у родителей

Один раз в 5 лет каждый вуз проходит аттестацию. Потому проведение самоаттестации - в нашем случае учет успеваемости и внедрение широкой системы тестов, может быть полезным

Но на мой взгляд, пока говорить о чем-то из вне, сложно. Или стоит более просто сформулировать вопрос

Цитировать
1.   Что послужило причиной для создания данной Системы?
Интерес к информационным технологиям
Престиж обладания оными
Желание снизить рутинность работы связанной с учетом успеваемости
Желание снизить сроки получения итоговой информации, повысить достоверность
Унифицировать систему документооборота, перейти на безбумажную технологию (бумаги тратится море)
ээ не могу пока придумать, просто вот захотелось и все...

Цитировать
2.   Какие проблемы призвана решить разрабатываемая Система?
унифицировать систему оценки знаний
сделать эту систему более прозрачной для преподавателей, студентов и их родителей и своевременной (т.е. обеспечить уникальность информации в пределах 1 недели)
повысить степень самоконтроля знаний студентами через систему автоматизированных тестовых заданий
может еще что придумаю если поможите



Начну немного критиковать:

1. ЗЛ
1.1. Я бы всех со стороны Исполнителя объединил в один юнит - проектная команда со стороны Исполнителя, т.к. вряд ли у них (у нас) может возникнуть конфликт интересов, во всяком случае относительно этого проекта. Следовательно и интересы д.б. общие.
1.1. Интерес "Уговорить ..." - очень сомнительный это скорее подзадача задачи "Выполнить и сдать проект, уложившись в срок и бюджет"
1.2. Спонсор проекта со стороны Заказчика - это для нас скорее всего "Учебно методическое управление", т.е. непосредственный Заказчик
1.3. Менеджер проекта со стороны Заказчика, Управляющий комитет - таких ролей вроде у нас нет
1.4. ИМХО Учебно-методический отдел = Учебно методическое управление, так Эд?
1.5. У Учебно-методического отдела, Деканата, Преподавателя и т.д. нет интереса получить ИС, у них есть интерес просто Сократить, Уменьшить, Получить ...
1.6. В Интересах скорее нужно обозначить задачи, т.е. зону интересов ЗЛ, а с п. 7 идет попытка выявить Цели. Или везде пишем Цели ЗЛ или везде их Задачи
1.7. Как я понял Эда, то в данной ИС заинтересован еще Проректор по уч. работе. Что он хочет?? Какие его функции в описанном Эдом БП? "А также их (Студентов) Родители" (с)
1.8. Так же не понятно в чем заинтересованы и как задействованы у нас:
* Отдел кадров студентов
* Кафедры, возглавляемые заведующим
* А может еще затронуть Минобразование?

2. Проблемы
2.1. Эд дал не мало пищи для размышления нужно зафиксировать его проблемы.
2.2. Эд, у меня еще к тебе вопрос - Какие сейчас возникают проблемы в описанном тобой процессе?
* М.б. где-то тратится много времени??
* Какая-то информация не фиксируется или не может быть получена??
* Не известны допущенные\штрафники\отчисленные
* Что-то требуется для предоставления выше а у Вас нет или трудно получить??
* Да и просто с какими проблемами сталкиваетесь когда аттестуете Студента в течении сессии и в конце??
* Какие есть самые рутинные операции у тебя и других ЗЛ?
* М.б. что-то нужно предоставлять Студентам?
* Что бы хотели улучить в существующем процессе? Чего не хватает сейчас?
2.3. Эд ,что ты понимаешь под "унифицировать систему оценки знаний". Что это такое в твоем понимании и для чего нужна она Вам?
2.4. Эд, для чего нужно "повысить степень самоконтроля знаний студентами через систему автоматизированных тестовых заданий"? Самоконтроль - это же не самоцель?!
2.5. Эд, что Вам даст "Престиж обладания оными"?
2.6. Почему или для чего м.б. полезным "проведение самоаттестации - в нашем случае учет успеваемости и внедрение широкой системы тестов"??

3. Цели
3.1. Если мы говрим о Целях, то очень желательно указать качественные или количественные показатели улучшения. Например - "Снизить время фиксации результатов работы группы Студентов до 5 минут"
3.2. Эд, каким образом может данная ИС повысить качество образования?
3.3. Эд, чтобы Вы хотели такое получить (или ИС делала бы), чтобы сделать Вас (тебя в частности) абсолютно счастливым в рамках описанного тобой процесса?
« Последнее редактирование: 20 Января 2009, 01:12:23 от bas »
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



я вам скажу, что ректор, это самое последнее лицо, которое реально заинтересовано в системе. Не заинтересованы в этом и проректоры, и даже деканы. Все начинается с того, что кто-то из преподавателей (передовых) в силу своей креативной природы начинает что-то создавать и внедрять в своем окружении.
Абсолютно логично, это примерно то, о чём я говорил. Как говорится, нафига козе баян, в смысле зачем ректору тратиться на эту ИС. И как доказать ректору, что ИС нужна ВУЗу. И всё же, при этом вполне реальна "инициатива снизу" и какие-то свои подходы окружения лиц принимающих решения для получения финансирования. :)



2. Проблемы
Цитировать
* М.б. где-то тратится много времени??
Ну в принципе да - 35 кафедр, более 200 учебных групп (разных курсов), в каждой группе до 30 человек, но в среднем возьмем 23. Преподаватель в течение до контрольной точки ставить результат в журнал, потом подсчитывает суммируя, выставляет в Контрольный лист, Кнтрольный лист передается в деканат, деканат суммирует все это, передает в УМУ там вновь суммируют по деканатам - т.е. при ручной обработке тратися масса времени от недели и более. А следует заметить, что сейчас у деканатов масса и другой работы, а про летнюю сессию уже и говорить не имеет смылса - все на ушах стоят: два потока бакалавры, дипломники - - естественно если данные от преподавателя сразу попадают в нужные места, где их просто использую а не подситывают контролирую и учитываю - это облегчение. И очень серьезно
А обработка тестов - это тоже серьезно, в налаженной системе конечно будет существенная экономия времени, бумаги, да и не требуется предельное внимание и концентрация, ошибаться буду реже и воновника легче определить, ведь данные вводит преподаватель

Цитировать
* Какая-то информация не фиксируется или не может быть получена??
например посещение лекций - никак не фиксируется сейчас только через журнал старосты, но преподаватель или вынужден сам это контролировать или вообще не имеет этойинформации, но представьте контроль за потоком из 5 -10 групп - не перекличку же устраивать

Цитировать
* Не известны допущенные\штрафники\отчисленные
Да здесь есть проблема - например были случая когда студенты вписывали в зачеткизачеты и шли получали допуск, а потом шли на экзамены были скандалы и прочее, а у деканата пока он не получит обратно ведомость после экзамена совершенно нет уверенности что все окей

Цитировать
* Что-то требуется для предоставления выше а у Вас нет или трудно получить??

все есть, просто получать эти цифры долго
в частности есть форма 3НК предоставляемая в министерство и там же может быть обнаружена. У кого есть системы автоматизации тратя день на составление отчета, а вот мы напрример месяц и не уверены в достоверности каждой цифры

Цитировать
* Да и просто с какими проблемами сталкиваетесь когда аттестуете Студента в течении сессии и в конце??
ну тут вроде особых проблем нет, скорее проблемы истории данных: например студент восстановился и не ходит на занятия а в списке есть? потом узнаешь что ему перезачли, а почему бы преподавателю не получить эту информацию сразу или просто сразу чтобы такого студента в списке не было,  а то часто приходится тянуть такую мертвую душу

Цитировать
* Какие есть самые рутинные операции у тебя и других ЗЛ?
ну я вообще вся свою деятельность автоматизирую, и часто рад этому. Потерялся журнал посещений, оценки или еще что, а уменя все под рукой, пришел студент после академа и утверждает что сдал экзамен ждо хрипоты - востонавливаю историю и говорю врешь братец не было такого , в оббщем я такой вот передовой мне трудно ответит, но вообще есть преподаватели за автоматизацию и категорически против
Цитировать
* М.б. что-то нужно предоставлять Студентам?
Да студенты с удовольствием смотрят свой рейтинг, котролируют преподавателя, напоминают ему если он забыл выставить или требуют объяснений почему вот столько а не столько и каков прогресс в целом

Цитировать
* Что бы хотели улучить в существующем процессе? Чего не хватает сейчас?
мне сложно ответить, процесс в целом нормальный улучшать что-то не надо, просто переходим на новые технологии вот все - это же нормально время такое

Цитировать
2.3. Эд ,что ты понимаешь под "унифицировать систему оценки знаний". Что это такое в твоем понимании и для чего нужна она Вам?
Это означает, что по предмету информатика у всех единое количество заданий и каждое задание одинаково оценивается
Это также означает единую систему по сосбтвенно оценки (пусть как рекомендации но все-таки доступную для изучения) Студент должен знать почему ему поставили скажем 32 балла и снизила почему на каком основании.

Цитировать
2.4. Эд, для чего нужно "повысить степень самоконтроля знаний студентами через систему автоматизированных тестовых заданий"? Самоконтроль - это же не самоцель?!
А чтобы студент мог видеть за что ему ставят оценки и как, и видел за счет чего он может повлиять на свою оценку

Цитировать
2.5. Эд, что Вам даст "Престиж обладания оными"?
Очень много, если в вузе используют информационные технологии в управлении - это и престижно и повышает рейтинг и повышает благосклонность власть имущих

Цитировать
2.6. Почему или для чего м.б. полезным "проведение самоаттестации - в нашем случае учет успеваемости и внедрение широкой системы тестов"??
см выше все по тем же причинам - повышение показателей

Цитировать
3. Цели
3.1. Если мы говрим о Целях, то очень желательно указать качественные или количественные показатели улучшения. Например - "Снизить время фиксации результатов работы группы Студентов до 5 минут"
Я бы не стал говорить стол категорично, как проверить достижение цели можно указать и в критерии

Цитировать
3.2. Эд, каким образом может данная ИС повысить качество образования?
Это мое мнение, но
1. анализ статистики и тенденций
2. анализ причин снижения или повышения качества (хотя бы по оценкам)
3. анализ этого опыта и широкое его распространение
Мне кажется это самая важная миссия вуза - давать качественное образование, а что же оно есть - вот сстема и можетпомочь ответить на вопросы
Цитировать
3.3. Эд, чтобы Вы хотели такое получить (или ИС делала бы), чтобы сделать Вас (тебя в частности) абсолютно счастливым в рамках описанного тобой процесса?
Понимаешь тут нужно смотреть с разных точек зрения - со стороны руководства разного звена - это снижение рутинности получения отчетов, быстрота их получения, разные формы представления отчетов, актуальность и достоверность
У преподавателя пока особых счастьев нет, но возможно - тестирование или всякие системы самоконтроля снимут бремя с преподавател, дадут ему больше возможности для творчества
Также возможность получения информации по студенту в общем историческом срезе тоже позволяет более гибко с ним работать и т.д.
Например мне говорят вот этот студент хорош ой как хорош, окей, я вынужден идти в деканат, например чтобы узнать о нем все, в деканате этого не любят время тратить еще, а тут я залез в систему на правах препода я могу например посмотреть список дисциплин и оценки и сделать СВОЙ вывод, или узнать кто им читал предмет такой-то и придти и сказать этому другому чтобы он мне студентов не портил, а то жалобу напишу :) ну в таком духе

Вообще как не странно преподавательская среда очень на самом деле закрыта и консервативна, и разобщена до ужаса :(



Мне кажется я слишком много работаю как Заказчик - надо взять отпуск



Эд,
Спасибо за детальные объяснения, немного стал просматриваться свет в окошке. Все же ИС нужна не только для престижа, но и для достижения конкретного результата :) А уходить на покой рано еще рано, у Аналитиков должны возникнуть ИМХО уточняющие вопросы по твоему последнему посту + нужно оформить результаты последних уточнений.
С одной стороны сложно в таком формате выуживать Требования, а с другой все остается на века :)

Господа Аналитики,
1. Как-то не увидел в работе mouse, да и StUtk и veta не очень активны :) Моя аська всегда открыта - задавайте вопросы если что-то не понятно.
2. ИМХО нужно оформлять первую часть Концепции (ЗЛ, Проблемы, Цели)
3. Кажется у нас наклевывается также:
* Возможность Анализа истории Студента по допускам\предметам\Преподавателям\академам\т.д.
* Возможность предоставления Отчетности для Деканата\Кафедры\Руководства ВУЗа и для для Минобразования
* Возможность учета защиты Диплома\гос. экзаменов\Бакалавров, кстати а что-то нужно для Аспирантов?
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



bas, 474, Эдуард, спасибо за комментарии, развернутые ответы и советы и ссылки.
в крайнем случае завтра утром выложу свои мысли на тему ЗЛ, проблем и целей.
Вопрос: в каком виде это будет удобнее это выкладывать? чтобы никого не сбивать с мыслей истинных...  :)
Не ошибается тот, кто ничего не делает.



Т.к. разделение труда (кто-то отвечает за ЗЛ, кто-то за Цели и т.д.) народ не воспринял, то имеет смысл каждому выкладывать свой вариант мыслей по поводу ЗЛ, Проблем, Целей и т.д. в виде приложенного файла.
Как накопим достаточно обработанной информации то нужно ее агрегировать и записывать в шаблон Концепции от Карла Вигерса, естественно, переводя попутно разделы.
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Честно говоря, не вполне представляю, как на данном этапе можно распараллелить работы. Ведь сейчас каждая работа вытекает из следующей.

Но и в том виде, в каком мы работаем сейчас, тоже получается не очень удобно. Заказчик отвечает сразу на вопросы ото всех и очень часто (потому и устал). Думаю, надо определить промежуточный milestone, к которому мы на основе имеющейся информации сформируем какое-то общее видение и зададим окончательные вопросы. Одним письмом. До milestone рецензенты должны будут минимум один раз дать свое экспертное мнение.
Я не хочу знать, почему то или иное намерение неосуществимо. Нужно мыслить в направлении: что сделать, чтобы осуществить.
Истина где-то рядом...



Согласен.

Давайте так:
1. До выходных, т.е. до 23 января включительно, каждый описывает свой вариант ЗЛ, Проблем и Целей проекта, выкладывает их на форуме в виде прикрепленного файла + формулирует свои вопросы прямо внутри прикрепляемого файла
2. До среды, т.е. до 28 января, рецензенты смотрят варианты и говорят что оставить, а что убрать или подкорректировать.
3. До след. выходных, т.е. до 30 вкл., я задаю сформулированные Аналитиками вопросы Эду и Эд отвечает.
4. До 2 февраля, все Аналитики правят свои записи и выкладывают.
5. До 8 февраля, кто-то из Аналитиков агрегирует все записи Аналитиков в документ Концепция
6. Далее смотрим что делать дальше.

Так пойдет?
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19