Методика преподавания структурного-функционального анализа(Прочитано 123895 раз)
По порядку.

1. Этюд с квадратным уравнением закончить можно.
2. Этюд с учетом ТМЦ можно продолжить, наложив некие ограничения модельного характера. Ясно, что рассмотреть реальный бизнес процесс весьма сложно, но попробывать стоит. Если тебе не нравится этот этюд - предложи свои и ПрОб образования. Однако даже эта область мало знакома студенту, вообще я заметил, студент многое мало знакомо: причина - мало мотивации, попроси разработать систему по учету ТМЦ скажем тысяч за 10 и месяцев за 2 - удивительная метаморфоза - студент просто забомбит тебя вопросами и консультациями. Вывод - проблема мотивировки. Что делать учить всему, но этапно. Дать возможность пошевелить мозгами. В этом и методика: примеры, строгие шаблоны, набор шаблонных вопросов, контроль со стороны преподавателя, его направляющая деятельность...

3. Научить задавать вопросы - это главное. Это я всегда предполагал. Ограниченное описание и должно было стимулировать фантазию, стимулировать сутдента задавать вопросы. Но в семестре -это идет плохо, зато перед сессией - меня просто торпедировали вопросами. Вывод: каждый этап должен быть разбит на 2-3 занятия с завершающим контролем, типа напишити список вопросов, которые бы вы задали, если бы получили такое задание: нарпимер организовать прием экзаменов по математике в 10 классе школы №18. Думаю с этим справится можно....

4. Чему учить - исследовать, моделировать. Полный цикл не нужен.Все-таки пока я нацелен не на аналитиков как самостоятелных специалистов, а на разработчиков БД. Ну понимаешь каждый инженер учится читать чертежи, их чертить при необходимости, но не всем же дается это столь подробно, как скажем конструктору. Т.е. можно обойтись и без начертательой геометрии. Надо научить читать схемы, их строить. И подчеркиваю для выделение понятий и связей для модели данных, ограничений бизнес правил

5. Следует учить овладеванию приемов анализа, а не конкретно бизнес-анализу и т.п. Следует показать приницпы использования инструмента, а далее отрабатывать приемы его использования. И семестра будет мало:-)) Но зато будет еще семестр - моделирование систем, где я могу тонко продолжить, предмет Базы данных - где есть курсовая, и где требуется формирование требований, построение ИЛМ. В конце концов будет КИС на 5 курсе, где можно сделать упор на бизнес-процессах и поучиться их описывать, все-таки к тому времени знания студентов расширяться, в том числе и экономическими понятиями, теорией принятия решения, представлениями знаний, интеллектуальными ИС, проектированием ИС..

6. Предельно простые находящиеся под носом. Я все жду когда ты мне ее предложишь - кроме решения уравнения :-)) Понимаешь мы готовим специалиста по ИС, специалист по ИС должен уметь создавать модели данных - ведь это ядро системы, построение модели данных требует изучения требований, сбор информации о них. Мне неинтересно моделировать физический процесс, мне важно моделировать сопровождающий его информационный процесс. В том же учете ТМЦ: можно учесть все что ты написал и даже больше - ты просто эксперт по ТМЦ:-)) НО в нашем случае пусть будет простофиксация факта получения, факта отгрузки, факта перемещения. В конце концов мы можем задать ограничение: Склад имеет N - стеллажей, в каждом стеллаже M - секций, в каждой секции K - полок. На полке умещается Z-ящиков, в каждом ящике хранятся изделия одного типа, от одного поставщика, одной партии и прочее. Не надо слишком заморачиваться, не стоит прыгать выше головы. Ненадо залезать в паралич анализа...
Задача пусть будет простая или сложная, но решается просто. Можно просто оценивать стремление человека все описать и все учесть, оптять же итерационность цикличность. Ну зачем заказчику столь сложный анализ БП? Это он должен его предоставить, он же спец в этом, быстрый гибкий анализ, быстрое получение результат, циклическое его уточнение с заказчиком. Напрмер трудно проанализировать диаграмму функций, но гораздо проще модель данных на ее корректность, а еще проще попробывать ввести некие данные, чтобы понять свои ошибки, имхо....

А учим всему по немногу:
и научить выделять цели - это веротяно первое, чем вообще надо учить
второе формальному или полуформальному выводу одного из другого, тем более дискретныю математику они прошли, матанализ тоже, мат логику тоже. Учить диалектике мышления, расширять кругозор, включать фантазию - думаю
это главное.

Просто приведу пример из своей практики.
Я делал диплом по моделированию кинетики плазмохимических систем. Я знал ПрОб достаточно хорошо, я умел писать уравнения, решать их десятками способов, знал терминалогию, понятия, предикаты - но не умел это применять в анализе, в творческом анализе!!! И только через 3 года, когда я начал активно писать диссертацию на меня снизошло озарение, все знания встали на свои места, сложиись в цельную непротиворечивую картину.
Т.е. я к чему - все равно боьшинство студентов не будут уметь применять СА правильно, нет опыта, нет плодов ошибок, бессоных ночек, головных болей, мотивации и т.п. Но так или иначе, все-таки надо приучить определенным шаблонам поведения, алгоритмам поведения, алгоритмам рассуждения. Тот кому это явно понадобится- быстро сумеют востановить знания и систематизировать их

Однако это не исключает, что мы должны обучать правильно, методично, спрашивать строго и с пристрастием



Некоторые мысли вслух.

Строго говоря методике использования СА в вузе учат на всем протяжении обучения. Т.е. в первую очередь в вузе учат решать задачи и решать их наиболее приемлемым способом.

СА применяется для решения нескольких типов задач:
строго формализованных - эти задачи наиболее распространены в обучении, они строго определены, методы известны - задачи математики, физики, химии и т.п. различные математические схемы сводимые к теории автоматов, дифурам, сетям, СМО, и т.п.
частично формализованные - используются комбинированные как качественные так и количественные методы
наконец неформализованные или слабо формализованные - наиболее общие задачи и наиболее сложные - основные методы снятия неопределенности качественные.

В нашем случае я все-таки склонен полагать что задачи частично формализованы, поэтому существенный вклад в анализ вносят качественные методы: мозговой штурм, дельфи, экспертные оценки, эвристики и т.п.

Итак как я полагаю студент 3 курса уже имеет определенный навык проведения СА, хотя он может и не знать об этом. Однако мы можем эксплуатировать это фундамент и аппелировать к нему. Главное показать приемственность..

Теперь о нашем курсе и методике.

ГОС я уже приводил, не буду повторяться. Каково окружение.
Дискретная математика, Математическая логика. Реляционная алгебра, Теория веротяности и статистика, Информационные технологии, Струткурное программирование, Математический анализ, Функциональное математическое моделирование

Что требуется дать - основы и приниципы (закономерности) ОТС и СА,  общие понятие ИС, ее структуру, формы обеспечения, понятие жизненного цикла, методолгии структурного анализа IDEF, DFD, IDEF1x.

Что требуется закрепить:
1. Разделению задачи на подзадачи
2. Целеполаганию
3. Умению анализировать информацию и задавать вопросы
4 Выделять существенные стороны, выделять понятия и связи этих понятий
5. Уметь выделять требования, формулировать их, определять бизнес-правила в рамках недостатка информации
6. Уметь проводить анализ документов
7. Уметь строить Idef0 модели? DFD, обращаться с IDEF1x. На самом деле - это нетак сложно, сложнее получить что-то действительно ценное.

Как действовать
Лабораторный практикум - 18 пар = 36 часов. Все задачи должны быть разделены на этапы с промежуточным контролем. Контрольные задания должны выполнятся за одно занятия, включая предварительную домашнюю работу.
Задание возможно должно представлять достаточно понятный и неочень сложный бизнес-процесс в упрощенном представлении. Главное тут методика и техника анализа, а не конечный продукт. Хотя конечный продукт стимулирует вооброжение. потому вводим обязательный этап реализация базы данных в Аксесс.
Почему - доступен, есть литература на каждого студента, есть примеры в конце концов. Есть функция подтаблиц, которая позволяет проследить логику использования и заполнения БД. Кроме того планируется результаты работы 1 семестра использовать по желанию в 2 семестре при реализации курсовой работы по проектированию БД и простого приложения...

Методика
1. Занятие начинается с примера, который преподаватель демонстрирует с помощью видео техники.
2. Судентам предлагается повторить приемы работы самостоятельно на своем задании - веротяно задание на пару студентов - ограничение на посадочные места - 16 компьютеров около 30 студентов, кроме того имитация коллективной работы.

Какие этапы занятия.
1. Уяснение задачи. Струтуризация задачи по возможному шаблону (нужен шаблон - ясный понятный неочень формализованный и сложный). Целеполагание. Выстраивание иерархии целей. Выделение участников и их интересов. думаю этот прием применим в любой методологии
2. Описание процесса по заданию. Формирование вопросов, которые следует задать (опять примерный перечень вопросов, некий тест-проверки) Цель возбудить фантазию, стимулировать воображение.
3. Построение модели по описанию, пусть модель ради модели. Строим модель IDEF0, есkи нужно IDEf3 (шаблон, рекомендации по формированию контекста) Основание результаты работы 1 и 2 урока. Думаю иерархия целей - трансформируется в иерархию функций. Остается определится со структурными связями. Повести ранжирование функций, выделить наиболее значимые первоочередные, без которых дальнейшее моделирование не возможно.
Уточнение входной управляющей выходной информации (документы, отчеты бланки и т.п.)
4. Трансформация IDEF0 в DFD, предложение по струткуре будущей ИС. Предложение маршрутов обработки информации, определение хранилищ, верификация потоков, связывание потоков с данными (сущностями и атрибутами)
5. Ведение словаря данных
6. Формирование миниспецификаций - фактически ВИ нижнего уровня
7. Трансформация DFD в IDEF1x - либо автопереносом определнных сущностей, либо проведением анализа документов форм отчетов и бланков. Во втором случае следует сформировать гипотетические документы (а возможно мне самому их предоставить, сложно но думаю вы мне поможите, и с нами Бог). Думаю модель аднных должна быть неочень сложной и содержать неболее 5-6 таблиц - сущностей, даже после нормализации

Пусть задача не будет выполнена комплексно, пусть будут частичные процессы, но коли студенты работают в паре, можно помочь выбрать им два значимых и доплняющих процесса, где каждый рассматривает свой вариант, а потом сравнивает на предмет пересечения.

Например процесс размещение заказа в интернет магазине книг и процесс выполнения заказа. В обоих случаях нужен тематический каталог книг. Как он заполянется и формируется можно опустить, но его струткура нужна как при размещении заказа, так и при его выполнении

Жду конструктивных предложений...



Цитировать
Усвоение студентами совокупности теоретичес¬ких знаний должно привести к формированию в их сознании такой структуры знаний, которая соответствова¬ла бы структуре изучаемой теории. Знания студентов, отвечающие этому требованию, т.е. образующие струк¬туру, адекватную структуре научной теории, будут назы¬вать системными. Системные знания — это знания, структурирующиеся в сознании студента по схеме: основные научные понятия — основные положения — следствия — приложения.
Как же сформировать системные знания?
Для этого у студента должны быть сформированы:
— знания о теории, ее составе и структуре;
— представления о природе получения этих знаний;
— представления о том, какие знания входят в теории непосредственно, а какие — опосредованно;
— представления о роли научных фактов для теории.
Таким образом, для формирования системности в зна¬ниях студентов им необходимы знания о знаниях, назы¬ваемых методологическими (Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшекласс¬ников. М.: Педагогика, 1978).



Красиво ты все расписал, но некоторые моменты надо более выделить, а другие скрыть.
Насчет - маловато времени - согласен. Но давай все-таки учтем такой факт. Я обучаю тебя численным методам, моя задача пройтись по всем типам задач за семестр. Я готовлю тебе задания, объясняю методику их решения. Научишься ли ты решать эти задачи на 100% после семестра? Очень сомневаюсь, и еще больше сомневаюсь, если в дальнейшем тебя никто не застваит использовать эти методы.

Посмотрим на наш случай: Только закончится семестр - здравствуйте пожалуйста UML, где те же приемы можно рассматривать, но под другим углом. Парлельно нужно делать курсовую по БД: а это набор докментов или атрибутов + набор функций, которые нужно студенту выделить в осмысленный проект и сделать работающее приложение.
Идем дальше следующий год образования - проектирование ИС с курсовой, где преподы требуют со студентов DFD моделирования и моделирования данных (хотя скажу по секрету сами не в зуб ногой в этом не разбираются:-) )
5 курс - еще две работы курсовой проект и дипломный проект, так что есть где знания закрепить, расширить и обновить. По крайней мере, мои студенты поработают над этим в поте лица (дипломники I mean)

Графический инструментарий IDEF и DFD - не слишком сложен, гораздо понятен и быстро запоминается по сравнению с тем же UML. Фактически по каждой методике достаточно пол лекции, разве только для IDEF1x побольше. Другое дело применение, однако тут только опыт,опыт и опыт - и ничего больше. К сожалению, сказав 1001 раз, что функциональный блок следует называть глагольной или отглагольной фразой, я тем не менее всегда встречаюсь с названиями именительных существительных и т.п. Так или иначе, все-таки главным будет даже не графическое изображение моделей, а их текстовое, смысловое, логическое сопровождение.

Цитировать
3. Кроме тем и вышеописанных навыков во введении надо дать задачи на развитие фантазии и понимание системного подхода.
Подскажи пример? Мне -то кажется, что все что мы делаем в сфере обучения и есть системный подход, по крайней мере в моем контексте....

Цитировать
Если не делать полный цикл, нужно искать адекватные средства оценить результат решения задачи.
А метод обратной связи тея как не водушевляет? Говорят - это основной метод уяснения того, как студенты понимают предмет.

Думаю фантазию можно возбуждать некими микроконтрольными занятиями, на 10-15 минут. Например:
Цитировать
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Ну и некий вопрос - запишите последовательность действия, бизнес-процесс:-)) предложите модель данных для данных строк
Я каждую лекцию практически  провожу летучку на 10 минут, задаю теоретические вопросы и микропрактические, на  которые можно ответить за 1 минуту...
Кроме того можно каждое задание на практических разбить на ряд вопросов, на которые студент должен ответить и получить минимальные гарантии, что у него что-то получилось. Т.е. мысль такая - разбить каждое занятие - на маленькие обозримые вопросы-ответы, которые постепенно будут складываться в единую концепцию.

Т.е. как раз здесь и можно применить правило-метод дерева целей, каждый раз задавая себе вопрос: достаточно полно данное описание раскрывает цель.
Скажем выбираем 1 задание - выработка цели, границы, участников
1. Определить цель процесса
     а.ответить на вопрос что делает процесс, для чего служит
     б.кому это нужно, почему
     в.требуется декомпозиция цели
     г. какие функции попомгаю достичь цель
     д. бла бла бла
2. Какова область дейстивя, границы
     а. процесс как-есть
     б. учет без бухгалтерских проводок
     в. что-то не так??? :-)
3. Кто участвует в процессе
    а. что они делают, для чего
    б. с кем взаимодействуют
    с. опишите роль каждого и т.д.

Ну это я так сумбурно конечно, надеюсь услышать что-то более профессиональное

[qoute]Во первых можно копать в математике. Например: нарисуй процесс сложения в столбик (IDEF вообще способен моделировать простейшие процессы решения математических задач?)
Во вторых можно копать в физике и геометрии - процесс решения есть везде.[/quote]
 
Сережа, ну не нравится мне эти задачи. Как пример на лекция согласен, но мне требуется чтобы это выделялось в семантическую модель данных, то что требует хранения, а не только обработки. Кончено можно исхитрится и составить таблицу парметры уравнения, результат уравнения - но это не то. Конечно учится моделированию можно на всем, но задачи надо все-таки выбирать из области близкой для использования именно студентами нашей специальности. Все-таки странно обучать студента-химика моделированию электротехнических процессов - как бы не схожи были эти процессы. Кроме того системный анализ все-таки  в своей исходной посылке применяется для решения смешанных нечеткоструктурированных задач, а задачи физики, математики для них все-таки больше приемлемы методы исследования операций, методы математического и имитационного моделирования, такие задачи чаще решаются типовыми методами.

Конечно показать на лекции методическую основу, многовариантность, уменияе задаваться вопросами лучше на задачах такого плана как ты указал, т.к. всегда можно быстро проверить правильность (другими методами). Да с этой позиции такие примеры хороши и в практике лабораторных. Однако я боюсь мы слишком далеко уйдем от наших реалиях.
Все-таки нам нужна пусть простая, но многообразная предметная область. А как ее реализовать в том же примере решения системы линейных уравнений матричным способом - тут все детерминировано - метод, постановка задачи, способ решения.
Т.е. если мы берем такую задачу - как сдача студентом экзамена. Только процесс сдачи - тут все довольно ясно и вместе с тем есть информация, которую следует хранить, условия которые следует обрабатывать, и понятность - каждый студент к этому времени уже сдавал экзамены минимум 4 сессии.
В любом случае надо уходить от стадии высказывания мыслей, к стадий наполнения. Чем больше ошибок сделаем тем лучше...

Знаешь как вводил систему тестирования знания. А я три года проводил колокувиумы-тесты. Диктовал вопрос, студенты писали ответ. Каждый год через такую процедуру проходил примерно 16 групп, за три года 48 вариантов ответов у меня накопилось, я ввел их в комп, обработал, отбросил совсем глупые, откорректировал грамматические ошибки. И получил тест, одновременно довольно простой - но отлично стимулирующий внимание. Поскольку варианты ответов были очень близки. Сначал почти все получали двойки, даже при 3 попытках, но потом народ привык и стал внимательно читать ответы. Уровень образования - хотя бы с теоретической точки зрения сильно повысился.

Цитировать
паралич анализа чаще всего вызван отсутствием информации, а значит, отсутствием следующего вопроса, уточняющего модель.
Ты прав, но только отчасти. Как это не парадоксально, паралич часто возникает, когда стараешь ответить на слишком много вопросов. Понимаешь чем больше ты знаешь, тем больше возникает попутных неизвестных факторов. Все-таки я сторонник быстрой атаки, быстрого прохода по всем аспектам. Метод последовательных приближений - вот аналог моего подхода, главное дожен быть критерий для сравнения - здесь могут подойти например аналоги



Сергей, вчера полночи не спал. Думал думал и наконец чего-то такое надумал.

Итак, тезисы размышлений.
1. Системный анализ не панацея.
2. Системный подход - один из подходов, хотя и передовых
3. Системный анализ <> системный подход
4. Системный анализ для ИС <> системный анализ для бизнеса
5. Системный анализ для бизнеса = системный анализ для КИС
6. КИС будем изучать на 5 курсе, а потому уже можно взять бизнес-анализ за рога
7. Задачи математического или физико-химического плана можно использовать как отправные точки, синхронно рассказывая о IDEF-DFD. Взять на грудь это не сложно, нет там ничего особо нового, кроме некоторых ограничений.
6. Семинары вообще можно развести - не делать единую комплексную задачу, а сделать маленькие задачки из разных областей, что мне кажется довольно существенно. Чтобы задачи были и из изветной им области - например математики, и не совсем известной. Ведь СА именно тогда эффективен, когда изучается терра инкогнита.
Насчет сложности - можно поспорить, но не буду, скажу лишь "СА - это методика здравого смысла" (с). Найду точную цитату - приведу...
7. Моделирование данных, конечно, было бы неплохо иметь вообще отдельный семестр - от начала до конца, но нет его. Вообще в ГОС нигде нет даже строчки о том, что нужно учить IDEF DFD UML и прочее, думаю - это большой непорядок с одной стороны, а с другой стороны определнная дальновидность, правда эта дальновидность больше отрицательного вносит чем положительного. Потому - моделирование данных можно провести на основе анализа документов. Вообщем нужно думать размышлять
8. Подготовлю свое видение той же функции учета поступлений - выложу на суд обсудим.
А тебя попрошу докончить математический пример, правда лучше возьми скажем метод Ньютона для решения нелинейного уравнения(нахождения корня), всетаки там есть цикл, обратная связь

9. Про обратную связь в педагогике - это личное общение со студентом - каждым, чтобы почувствовать его интерес- неинтересн, понять что и как он понимает и не понимает. Именно этим я и занимаюсь фактически на практике, даже показывая пример -  я всегда задаю вопросы аудитории и жду ответы, показываю им как нужно их анализировать и предпочитать одно другому, однако личное общение сверхважно - без него обучение пустой номер... Талмуд конечно никто не кладет да и не нужен, критерии очень простые: критерий здравого смысла- раз, критерий техники использования два, критерий умения формулировать мысли - три.

10. Про набор тем и подтем.
предлагаю занятие 1. Знакомство с инструментарием IDEF, это вообще в целом не сложно. В качестве примера берем хоть твой математический пример,  обычно беру пример изготовления стола. Почему начинаем с этого - метод погружения, выплескивается некоторая мало понятная информация, очерчивается круг проблем и вопросов, к тому же надо еще лекции начитать:-))
Занятие 2. - Подробно разбираем этапы: целепологание, границы, цель моделирования - контрольное задание
Занятие 3. - Модель черный ящик(входы выходы, механизмыы, управление) - контрольное задание
занятие 4. - модель состава и структуры - инвариантность, критерии оценки вариантов (да вот а как оценивать?) - контрольное задание
Занятие 5 - пример более приближенный к жизни, сбор стула стола или еще чего, сопровождаемый документацией наряд, заказ, чертеж, спецификация, накладная и т.п. - опять же контрольное задание
Я думаю тут главное раскрутить машину и задать определенные стрессовую ситуацию для студентов - тяжело в учении - лекго в бою...



Давай брать быка за рога.

Предлагается задача
Автоматизировать обработку информации при приеме товара от поставщиков (ввод данных приходной накладной);
В качестве товара рассматриваются книги.
Книги подразделяются на жанровые группы (худлжественная литература, учебная, научно-техническая, компьютерная, бытового назначения). Внутри группы книги отличаются авторами, наименованием, издательством, поставщиком и т.д.
Книги постаставляются только упаковками  по 20 книг в каждой. Формат в расчет не принимаем. Книги складируются на стеллажах, каждый стеллаж имеет N стоек, на каждой стойке M полок, На каждой полке можно расположить 3 контейнера. В 1 контейнере можно разместить 6 упаковок книг, т.е. имеем 6 секций

Бизнеспроцесс - принять книги
Описание: Приезжает машина с очередной поставкой книг. Книги поставляются на основании некоторого договора, проверяется путевой лист, книги разгружаются в отделе сортировки склада. По инвентарной описи кладовщик сверяет поставку, если есть недостачи или поврежденные упаковки составляется акт недостатч/брака, бракованные книги возвращаются поставщику. Принятые книги в соотвествии со свободными местами и правилами размещения, размещаются на складе. На каждую упаковку оформляется инвентарный ярлык  с номером и кратким описанием, в журнале размещения фиксируется место, размещения, номер товара и его количество. Используя счет фактуру в системе учета фиксируется данная поставка товаров и оформляется приходная накладная - копия передается в бухгалтерию, выдается поставщику(?)

Что получилось?





Конечно он остается открытым, да и как иначе. Если бы ты к примеру мог попреподавать у нас или где-то еще такой же или близкий курс, плюс вообще в сфере образования и именно на подобной специальности поработал, вероятно было бы точнее и понятнее.
Я не против математических или физических процессов, пожалуйста, давай развивать параллельно.

Я говорю сразу - четко организованной методики нет, ее к сожалению нет ни в книгах, нет ее и в живой практике. Не очень понятны цели, которые нужно достичь. Потому я и иду ощупью, использую здравый смысл.

Выдав вот такую картинку, я просто стараюсь обострить ситуацию с одной стороны, а с другой стороны вызвать тебя или еще кого на дискуссию. Поскольку картинки обсуждать - интереснее:-))

Кстати если у тебя есть BPWIN - я буду выкладывать модели в этом формате. У меня стоит версия 4.1.4 -  она конечно триальная, но вполне работоспособная.

Конечная цель ясна. Подцели я сформулировал, они на картинках. Хотя в реальности мне неинтересен вообще процесс, мне важна его информационная составляющая. Тем не менее, я специально иду на бизнес-анализ.

Заинтересованные стороны. Если следовать SADT методологии, то в ней заинтересованные стороны обычно как-то замаскированы, не выделены. Однако я понимаю, что мы можем ситуацию синтезировать.
Итак заинтересованные стороны:
1. Книготорговое предприятие - заинтересовано во всех формах учета поступающей литературы для продажи, в данном случае оно хочет знать какие униги, от кого были получены, в какой момент времени, какого качества поставка, где располагается продукция на складе, каковая ее цена закупки, сколько книг на складе, требуется ли дополнительные заказы на книги и прочее прочее. Однако в первую очередь - скдаировать товар, учесть его и сохранить столько, сколько нужно.

2. Поставщик (экспедитор поставщика) - заинтересован в качественной поставке книг, в их сохранности, несет отвественно за доставку, готов принять брак, должен получить соотвествующий акт приемки книг, акт браков, недостач.

Теперь некоторый комментарий:
Вот передо мной две системы: 1С предприятие стандартная конфигурация и КИС "Восточный экспресс". Конечно помимо чисто прихода, учитываются соотвествующие бухгалтерские проводки, появляется информация в соотвествующих справочниках и т.п. См. рисунок

Но все вопросы по нумеровке, разгрузке, идентификации и прочее скрыты. Хорошо это или плохо, мне кажется не очень хорошо, но с другой стороны, если происходит простой учет - достаточно по понятной схеме - сформулировать задачу автоматизации (фактически форму хранения данных, бизнес-правила, способ предоставления данных).
 Тем неменее я понимаю, нужно понять сначал весь бизнес-процесс, чтобы найти более приемлемые решения.

Скажем в моем случае можно предположить, что кладовщик перемещается по складу с ноутбуком или наладонным компом и вводит информаци. о товаре, о месте ее расположения, сразу, извлекая предварительно специальный штрихкод и прикрепляя его к упаковке, автоматически занося в некий преварительный накопитель информацию о поставке. Затем просто скачав эту информацию на головном компьютере - быстро формирует приходную накладную. Реализаций может быть много....



Что-то я не очень понял, почему беседа потекла в такое русло.

Имхо, методика преподавания - это прежде всего КАК учить, исходя из того, ЧЕМУ учить.

Если хотите создавать конкретный учебный курс, то имхо стоит посмотреть существующие и понять, чем они вас не устраивают.

Говоря о типичных осязаемых бизнес-процессах, хочу привести пример работы кассира - в читаемой мной сейчас книге Лармана "Applying UML and Patterns" в качестве сквозного примера выбрана POS-система. Как раз с точки зрения бизнеса в книге всё очень плохо описано. Мне кажется, это гораздо более наглядный и доступный процесс, нежели доставка и хранение книг, которую редко кто наблюдает и сталкивается.



Тут на днях брал в книжном магазине полистать учебник по "Теории информационных процессов и систем" - так вот там сплошные формулы, векторы и матрицы. Вы уверены, что SADT - это то, чем надо кормить наших студентов?

Ну т.е. даже если брать банально в лоб информ. процессы - хранение, представление, передача, обработка (преобразование), удаление, сбор, поиск - то SADT тут вообще непричём, впору половину семестра читать Теории передачи информации и т.д.

Если смотреть ГОС 654700, то там после курса ТИПиС ещё отдельно будут "Моделирование Система" и "Проектирование ИС", вот там SADT, ARIS и UML уместны.

А в ТИПиС мне кажется надо смотреть ближе к этому.



Денису!
Ну хорошо с целями определились.
Сразу вопросы:
- 4 балла из скольки?
- Ты представляешь себе объем работы по составлению тестов с учетом приведенного перечня навыков?
- Ты представляешь, как перечень навыков впихнуть в 1 семестр?
- Как организовать надежный механизм признания работодателем навыков студентов?

Критерии в целом ясны, но все так же непонятно, как связать состояние, в котором мы находимся с желаемым состоянием читывая, что оно все еще недостаточно определено.
Эти цели и критерии я приводил в качестве примера ) Приведённый перечень навыков скорее представляет мои интересы в компетенции потенциальных коллег-аналитиков, чем действительно необходимые навыки студентов именно этой специальности.



Денису.

1.Денис, я пытась читать предмет ТИПиС уже 6 лет. За это время я переделывал свой предмет 6 раз, иной раз на 50%.
У вас есть ГОС и учебный план. Вы должны были обратить внимание на множество дисциплин предшедствующих ТИПиС.
Есть там и теория информации, где им читают вопросы передачи данных и т.п. Учебников по ТИПИС фактически нет, все старые учебники - действительно ориентированы на одни сплошные формулы и связаны главным образом с теорией вычислительных процессов, а это замечу не одно и тоже. Лично я вообще возражаю против такой постановки вопроса, а зачем программисту, базисту, аналитику надо знать какова физика передачи данных? Да для общего понимания картины нужно, для понимания построения БД или ИС, до некоторой степени. Например, если канал имеет одну пропускную способность, а вы пытаетесь получить отличное быстродействие при большом количестве пользователей.
Далее - первые два года я читал ТИПиС без использования SADT и другого - проблемы дальше, проблемы невсегда мои. Потому произошло переосмысление дисциплины. В чем теория? теория систем, теория анализа, теория моделирования в обобщеном смысле, но направленная на способы построения систем и не просто систем, а ИС. любая ИС это информационное обеспечение, техническое обеспечение, персонал, программное обеспечение.
Техническое обеспечение - не моя задача (есть курсы ЭВМ, опреционные системы, платформы и т.п.)
Программное обеспечение - опять же не моя конкреная задача (есть ООП, Управление данными, проектирование и т.п.)
Моя задача - информационное обеспечение - что это такое, как его организовать, как оно влияет на все остальное. Это теория я ее даю на лекциях, что следует закрепить на практике - конечно применение анализа, способы решения задач, закономерности решения задач, при этом мне следует учитывать некоторую преемственность, какую, а такую что например на при проектировании ИС, студент должен владеть инструментарием и семантикой нотаций
Вообщем, давайте не будем мне советовать, что и каким образом читать. А лучше побеседуем о том как преподавать, то что уже обсуждается...
Я думаю уже все понятно

2. Приведенные вами ссылки учебных курсов затрагиваю теорию, а не практику - две совсем разные вещи



Цитировать
Про список тем: была поставлена цель. Если мой список подходит, хорошо, если надо внести исправления, предлагай и будем его фиксировать.
А нельзя огласить весь список(с). Ты дал рекомендации, а списка нет. Список может быть разным.
Могу предложить - задачи из численной математики:
1. Численное решение нелинейных уравнений (метод помследовательных приближений, Ньютона, хорд и т.п.)
2. Решение СЛАУ - матричный способ, способы прямые, способы итерационные
3. Интерполяция и аппроксимация
4. Дифуры и их системы
5. Оптимизация

Цитировать
BPWIN сейчас нет (раньше был, теперь что-то с лицензией не то), попробую достать и поставить.
BPwin 4.1.4. скачаешь с http://www.interface.ru (нужно зарегится, хотя можно и обмануть, там закачка идет с фтп, регистрация нужна только для контроля). Keygen могу выслать.

Цитировать
Если "Конечная цель ясна" - это ты про задачу с приходованием книг, то, возможно, она ясна тебе. Наша задача изложить цель в виде текста так, чтобы онга была ясна всем максимально одинаково.
Но она же ясна. Знать что привезли, кто, когда, сколько. Знать что есть, Знать кому отдали когда и сколько. Зачем усложнять задачу сверх меры??

Далее по поводу документов. Не моя цель учить пользоваться теми или иными доукментами. Сегодня одни документы, завтра другие. Но использовать что-то в качестве шаблона можно. Что прогрессивнее и проще то и лучше. Документ видение мне не очень понятен, но думаю с твоей помощью разберемся в нем.

Цитировать
какие книги от кого были получены (правильно ли я понял: от какого поставщика)
Думаю зависит от постановки. Мы можем сделать поставщика и издательство одним лицом, а можем использовать промежуточное лицо. Думаю это не суть важно, просто понятие поставщик в данной ситуации логично. В конце концов книготорговое предприятие может осуществлять поставки и самостоятельно...

Цитировать
сколько каких книг на складе (без учета расхода это не получить!)
Да конечно, потому можно дать вторую часть другому студенту-напарнику

Цитировать
- требуются ли дополнительные заказы на книги (определить стратегию заказа: МЗ, с использованием MRP еще что-то...)
Важный процесс но в нашем контексте можно о нем забыть, мы же не собираемся моделировать все предприятие, а некоторый его кусочек

По остальное. Интересно, но думаю для моего курса это не подъемно, это еще сложнее чем, то, что я использую сейчас. И опять же - мы обсуждаем процесс проектирования в его полной форме, но нет еще у студентов знания, архитектурного решения, опыта работы с БД, знаний ООП и много другого, без чего успешным наше видение не сделаешь.

У меня ощущение, что мы вероятно друг друга слабо понимаем. А главное я ни как не понимаю как объяснить, что же мне нужно. Вроде говорю, говорю, а все равно нет понимания.
Возможно у меня шоры, возможно ты воспринимаешь всю концепцию не так.

Ты пытаешься предусмотреть все моменты, выгоды, прибыль и т.п. Думаю ты прав, так и следует делать, но студенту это вообще-то сложно.

Вот предметы пройденные студентами к моменты начала моего курса:
Алгебра и геометрия
Дискретная математика            
Математическая логика и теория алгоритмов               
Вычислительная математика            
Математический анализ               
Вероятность и статистика                                                Функциональный анализ                                                Электротехника и электроника                                             
Метрология, стандартизация и сертификация
Физика                                                         
Химия               
Информатика                                                      Информационные технологии            
Архитектура ЭВМ и систем, в т.ч.курсовой проект (*)                                    
Компьютерная геометрия и графика                                             
Статистические метода прогнозирования                                          
Схемотехника                                                      

Параллельно со мной идут
функциональное математическое моделирование                     
Операционые системы
Защита и надежность информации
Теория принятия решений

Экономика - будет только за мной, Технико-экономический анализ в 9 семестер

Понимаешь к чему веду?                     




Вот все-таки опубликую некоторые положения ГОС по ключевым предметам:

Инфоматика
Цитировать
Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.
Обратите внимание на выделенное красным

Информационные технологии
Цитировать
Содержание новой информационной технологии как составной части информатики; общая классификация видов информационных технологий и их реализация в технических областях; модели процессов передачи, обработки, накопления данных в информационных системах; системный подход к решению функциональных задач и к  организации информационных процессов в системах; глобальная, базовая и конкретные информационные технологии; особенности информационных технологий; модели, методы и средства реализации перспективных информационных технологий.

Основы теории управление
Цитировать
Управление и информатика; общие принципы системной организации; устойчивость, управляемость и наблюдаемость; инвариантность и чувствительность систем управления; математические модели объектов и систем управления; формы представления моделей; методы анализа и синтеза систем управления. Цифровые системы управления; использование микропроцессоров и микро-ЭВМ в системах управления; особенности математического описания цифровых систем управления, анализа и синтеза систем управления с ЭВМ в качестве управляющего устройства; программная реализация алгоритмов управления в цифровых системах.
Читают преподаватели других кафедр, в частности кафедры кибернетики и автоматизации химических процессов

Теория информационных процессов и систем
Цитировать
Основные задачи теории систем; краткая историческая справка; терминология теории систем; понятие информационной системы; системный анализ; качественные и количественные методы описания информационных систем; кибернетический подход; динамическое описание информационных систем; каноническое представление информационной системы; агрегатное описание информационных систем. Операторы входов и выходов; принципы минимальности информационных связей агрегатов; агрегат как случайный процесс; информация и управление. Модели информационных систем; синтез и декомпозиция информационных систем; информационные модели принятия решений; возможность использования общей теории систем в практике проектирования информационных систем.
Мой предмет, модели есть - инструментов нет. Интересно что такое каноническое представление ИС - 6 лет искал, нашел когда-то что это представление ИС в виде иерархической модели или просто как строгая иерархия, кого чего? Для себя решил, что это просто представление ИС через виды обеспечения...

Управление данными
Цитировать
Основные понятия банков данных и знаний; информация и данные; предметная область банка данных; роль и место банков данных в информационных системах; пользователи банков данных; преимущества централизованного управления данными; база данных как информационная модель предметной области; система управления базой данных (СУБД); администратор базы данных; архитектура банка данных; инфологическое проектирование базы данных; выбор модели данных; иерархическая, сетевая и реляционная модели данных, их типы структур, основные операции и ограничения; представление структур данных в памяти ЭВМ; современные тенденции построения файловых систем; обзор промышленных СУБД; тенденции развития банков данных.
Интерсно правда? Делаем БД, а моделировать предметную область еще как бы и не научились. Т.е. если я не должен давать в своем предмете это, то где давать моделирование данных, IDEF1x, ERD или что-то подобное?

Моделирование систем
Цитировать
Основные понятия теории моделирования; классификация видов моделирования; имитационные модели информационных процессов; математические методы моделирования информационных процессов и систем; планирование имитационных экспериментов с моделями; формализация и алгоритмизация информационных процессов; концептуальные модели информационных систем; логическая структура моделей; построение моделирующих алгоритмов; статистическое моделирование на ЭВМ; оценка точности и достоверности результатов моделирования; инструментальные средства; языки моделирования; анализ и интерпретация результатов моделирования на ЭВМ; имитационное моделирование информационных систем и сетей.
Если посмотреть программы на основе этогй выдержки ГОС, то мы увидим, каждый вуз трактует это по своему. Я ориентируюсь на учебник Советова Моделирование систем. Правда в настоящий момент данный курс передан функциональному математическому моделирования, а я планирую читать UML. Тут кстати есть резервы для изменения курсов: ТИПиС - читаем основы, приниципы анализа, понятия UML подробно, SADT поменьше. А на следующем курсе попробывать уже именно проектирование-моделирование

Проектирование ИС
Цитировать
Общая характеристика процесса проектирования ИС; структура информационно-логической модели ИС; разработка функциональной модели; исходные данные для проектирования; разработка модели и защита данных; разработка пользовательского интерфейса; разработка проекта распределенной обработки. Структура программных модулей; разработка алгоритмов; логический анализ структур ИС; анализ и оценка производительности ИС; управление проектом ИС; проектная документация; инструментальные средства проектирования ИС; типизация проектных решений; графические средства представления проектных решений; эксплуатация ИС.
Курс 200 часов с курсовой, ведут лекции 2 преподавателя. Один читает скажем формальную часть, дкументирование и т.п. Другой что читает не знаю. Но от меня требуют, чтобы я уже подготовил студентов к сиспользованию SADT, DFD и даже UML. При этом они так в этом уверены, что если я выброшу такую часть из своих курсов, то это будет означать, что народу прийдется в спешном порядке изучать DFD как-то самостоятельно. Боюсь представить что из этого получится...

Содержание моего курса (примерно)
Лекция 1.   Понятие информационной системы. Основные процессы преобразования информации. История и направление развития ИС. Классификация ИС (2 часа).
Лекция 2.   Типы информационных моделей. Функциональные, структурные, поведенческие, архитектурные модели и модели данных (2 часа).
Лекция 3.   Основные задачи системного анализа. Понятие системы как семантической модели (2 часа).
Лекция 4.   Классификация систем. Основные определения системного анализа: элемент, среда, подсистема, характеристика, параметр, свойство, закон функционирования, цель, показатель, алгоритм функционирования, качество, процесс, эффективность процесса, критерий эффективности, состояние системы, структура, ситуация, проблема (2 часа).
Лекция 5.   Принципы и структура системного анализа. Девять стадий представления систем (2 часа).
Лекция 6.   Сущность структурного подхода. Этапы анализа и моделирования информационных систем: сбор и анализ первичной информации, формирование требований, функциональное моделирование (2 часа).
Лекция 7.   Методология функционального моделирования IDEF0. Синтаксис и семантика моделей  IDEF0. (2 часа).
Лекция 8.   Методология функционального моделирования IDEF0. Правила построения моделей  IDEF0. Виды диаграмм IDEF0 (2 часа).
Лекция 9.   Методология описания процессов IDEF3. Синтаксис и семантика моделей  IDEF3. Правила построения моделей  IDEF3. (2 часа).
Лекция 10. Моделирование потоков данных (процессов) DFD. Синтаксис и семантика моделей  DFD. Правила построения моделей  DFD. (2 часа).
Лекция 11. Моделирование потоков данных (процессов) DFD.  Словарь данных. Методы задания спецификаций процессов (2 часа).
Лекция 12. Моделирование данных. Рассширенная модель "Сущность - связь"  (2 часа).
Лекция 13. Моделирование данных. Методология IDEF1x  (2 часа).
Лекция 14. Принципы создания моделй данных. Описание процесса. Построение моделей данных на основе анализа документов (2 часа).
Лекции 15-16. Реляционная модель данных. Основные понятия и определения. Операции над отношениями. Нормализация отношений. Нормальные формы. Синтез отношений (4 часа).
Лекция 17. Нормализация отношений. Нормальные формы (2 часа).
Лекция 18. Назначение информационно-поисковых систем. Состав и структура ИПС. Информационно-поисковые языки. Основные элементы ИПЯ. Требования к ИП. Типы отношений между словами. Типология ИПЯ. (2 часа).
Лекция 19. Дескрипторные языки. Системы индексирования. Поисковый аппарат ИПС. Модели поиска информации (2 часа).

Конечно количесвто часов тут условно, в реальной практике читаю немного иначе, что-то отставлю на сам работу, что-то даю гораздо больше, а что-то меньше

Практически задания примерно следующие, но тоже реальное занчение времени и наполнение несколько иное

Разработка документа «Оценка деятельности рассматриваемой организации» в соответствие с выданным заданием.  (6 часов). Неделя №1-3.
Фактически включает общий анализ проблемы, задачи, системы
Функциональное моделирование в AllFusion Process Modeler (BPwin). Построение контекстной диаграммы, диаграммы декомпозиции, дерева узлов (6 часов). Недели №4-6.
Есть не что иное как дополнение к первой, на самом деле все делается в общем вместе циклично
Формирование системной спецификации. Разработка документа «Функциональные требования к разрабатываемой системе» (4 часа). Недели № 7-8.
Построение модели функционирования информационной системы DFD (6 часов). Неделя № 9-11.
Условное название - общая идея показать собственно общий вычислительный процесс, определить потоки, дать им название, структуризировать их

Разработка документа «Бизнес-правила рассматриваемой предметной области» (4 часа) Неделя №12-13.
Разработка инфологической модели рассматриваемой предметной области (6 часа) Недели № 14-16.

Реализация физической модели данных на СУБД MS Access 2000. (2 часа) Неделя № 17.
Разработка прототипа приложения на СУБД MS Access 2000. (4 часа) Неделя № 18-19.



мысль моя развивается спонтанно и очень дискретно :-). Поскольку все мысли  приходится обдумывать буквально на ходу, между путешествием домой или на работу, либо в паузы между атаками студентов.

Однако хотелось высказать следующее:
Итак, моя выпускающая кафедра принадлежит факультету с названием "Институт финансов, управления и информационных систем". В пору младенчества специальности, из которого мы надо сказать только выбираемся в раннее детство, специальность имела поэтическое название "Информационные системы в управлении". Правда такое название просуществовало всего 2 года. Однако очень показательно как развивалась на мой взгляд идея создания такой кафедры и специальности, пришедшая в свое время молодому доктору наук, актифному профессору мистеру Х :-) Очевидна аналогия с названием факультета и его структурой - кафедра Экономики и Финансов, Высшая математика, мы - скромные имярек - кафедра информатики и вычислительно техники, наконец кафедра мат методов в экономике иил что-то в этом роде. Очевидная подоплека - ИС в экономике, но с уклоном в управление. Вероятно по этой причине возникла одна из дисциплин Основы теории управления (к сожалению не организационно-техническими системами, а системами техническими). Вероятно было бы просто здорово развивать специальность в сторону САПР и т.п., ориентированных на химическую промышленность. Может быть где-то когда-то такая идея и была, но после забыта. А результат остался - ГОС тот, который мы имеем. Оглядываясь на ушедшые годы преподавания на этой кафедре (как сказал, а :) ), у меня складывается общее впечатление, что готовим мы специалистов беспредметников. Плохо ли это или хорошо, не мне пока судить. Однако, хотя и преподается ряд экономических специальностей, я все-таки рискну заявить их ужасно мало, да и читаются они все больше на 4 или 5 курсе. Но много математики всякой разной, много физики и электротехники.
Базам данных посвящен 1 семестр, с этого года слава богу ООП будет уже два семестра, но вводится бакалаврская ступень, а это значит многие дисциплины, читаемые на 4 курсе перемещаются на 5. Вообще 5 курс оказывается пересыщен, а если учесть, что студенты вынуждены выполнять курсовой проект, а потом дипломный, то надо сказать - посещаемость занятий 5 курсом очень слабая.
Если сравнивать специальность с некоторой системой, которая используя ресурсы, под чутким руководством вузовского начальства, должна переварить бравого абитуриента в не менее бравого специалиста ИТ, то безусловно можно задать вопрос, а чем должен обладать данный студент - какими такими знаниями? Уметь хорошо программировать (по ГОС этого не скажешь), быть великолепным аналитиком? (вы меня уже убедили, что скорее всего нет), быть отличным специалистом БД (это мне нравится, в это я веря, все для этого делаю, но на практике к сожалению и тут кажется получается прокол, если учитывать дипломные проекты). Что же получается? А не знаю!!! Всего по немногу. При этом одни говорят нам - нам нужны программисты, учите их программировать на СИ, JAVA, NET, ВАсику, Delphi. Другие говорят - нам нужны специалисты по БД! Третьи - зачем нам ваши программисты, базисты, моделисты, математики и физики - давай нам экономиста с глубоким знанием информационных технологий!!! Кто же нужен?? Друг-приятель как то сказал - студент -выпускник должен решать любую поставленную задачу теме средствами, которые ее решают наиболее качественно и быстро. НО это анимбосибль! Но к этому стоит стремится, что же я полагаю - весь цикл образования специальности направлен на то, чтобы студент-выпускник умел проектировать, разрабатывать и сопровождать ИС. А что есть ИС, мы знаем. Основой всегда будет конечный продукт, то что на выходе, а не то каким образом мы его получали. Эффективность проверяется в конкуренции, конкуренция формирует школу, школа делает имя и специалиста.
Тем не менее, что сегодня? Учитывая, что сделали мы 3 выпуска (а ведь это немного) Могу сказать, что в общем часть работает программистами и главным образом 1эсят. Часть работает вообще не там и не здесь, часть стали большими специалистами ИТ у себя в ... маленьком городке. Некоторые перебрались в Москву, во всю админят, настраивают и прочее локальные сетки.
К чему бы надо стремится? Надо давать некоторую основу, базу. Чисто технологическое обучение может быть опасно. Какую базу давать? Вероятно базу создания ИС, разных не только КИС, но и неориентированных на бизнес и управление.
Если взять за основу жизненный цикл, то видно:
1. Возникновение проблемы - но генерировать проблемы, этому вроед не учат:-)) Проблемы возникают сами.. Но можно учить предвиденью проблем? А как? Сам бы поучился.
2. Анализ проблемы, поиск путей ее решения. Чаще всего это изучение и исследование бизнес-процессов, требований и предметной области в целом. - поиск концепции решения, построение моделей решения и т.п. На чем он базируется, чаще всего нам говорят - это системный анализ, но и исследование операций, математическое моделирование и другие методы и методики. Я вижу обучение этого этапа - как обучение элементарным действиям: сбор информации, интервьюирование, работа с документами, анализ аналогов, морфологический анализ и прочее, прочее. Возможные предметы: все виды матемаики, физика, химия, информатика, основы программирования, ТИПиС, моделирование систем, функциональное мат.моделирование, теория управления, теория принятия решения, представление знаний и т.п.

3.Далее веротяно можно идти к проектированию - Управление данными, отчасти ООП, проектирование, интеллектуальные ИС, всякие теои надежности и защиты, информационные сети

4. Кодированию - Управление данными, ООП, проектирование ИС, СОМ, и другие

5. Развертыванию - Эвм и сети, ос и всякое по

6. Эксплуатации - администрирование ИС, проектирование ИС, защита информации,сети, что то еще....

Я вижу мой предмет входит в область, главным образом анализа проблемы, и то, на ряду с другими. Если быть честным, я бы вообще упразднил это название ТИПИс. Пусть бы это был системный анализ - четко и не двусмысленно, вообще требуется предмет - разработка требований к системам, где действительно целый семестр разжовывать все до усвоения, моделирование данных, всякие UML с РУП. Но к сожалению такой возможности нет, потому приходится размазывать все по предметам, здесь дать широко но не глубоко, там дать узко, но поглубже.
На мой взгляд оптимальным было бы выделение двух специализаций: с углублением аналитической состваляющей в одном случае, а в другом более технологический уклон. НО я не лицо, принимающее решение, я даже не лицо, помогающее принять решение:-))

Так что вывод: давайте действовать не в моем видение задачи, а том, как все-таки надо.
Единственный тезис - научить студента, обущающегося анализировать проблему, понимать суть ее, находить приемлемое решение в ограниченные сроки, с органиченными ресурсами...



...
2. Приведенные вами ссылки учебных курсов затрагиваю теорию, а не практику - две совсем разные вещи
Э-э, а я как-то на название предмета ориентировался. Не надо было?




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19