Модель будущего при проектировании IT-систем(Прочитано 4185 раз)
Автор Армен Базиян Опубликовано  31.08.2010  В статье показана важность учета будущего развития бизнеса при проектировании модели объектов системы.  В первой части показано, что показатель стоимости будущих доработок системы может рассматриваться как значимый и ключевой при разработке ИТ-систем.  Во второй части описаны изменения в процессе проектирования системы, которые появляются при ориентации на будущие изменения в бизнесе. Новый подход к проектированию дает возможность моделировать систему в разных стилях, которые перечислены в статье.      Оригинал: Модель будущего при проектировании IT-систем



Меня эта статья подвигла на вот такие размышления: http://blog.business-analyst.info/2010/10/12/razmishlenia-of-business-analyst/



Статью прочел, размышления - тоже. Сначала пара слов о требованиях как таковых. На самом деле, они - не панацея, важны не требования, а бизнес-модель, заложенная в систему. Пока изменения находятся в ее рамках, новый функционал относительно легко реализуется, а выход за эти рамки - сложнее. Бизнес-модель отличается от требований целостностью. Поскольку модель устанавливает рамки, то именно ее надо обсуждать с бизнесом, а для этого надо формулировать ее на языке бизнеса. То есть я говорю не о математической модели бизнеса в терминах ИТ, а о модели системы в терминах бизнеса.

Возможность развития системы при изменения бизнеса - это безусловно важный аспект. Но тут крайне необходим баланс. Дело в том, что сложное универсальное решение, используемое для относительно простого процесса, всегда требует от оператора выполнения лишних действий. Пример. Пусть система рассчитана на поэтапную отгрузку заказов через отдельные документы, и есть отдельный процесс формирования этих документов. А в организации всегда отгрузка происходит целиком, зато заказы часто меняются, в том числе задним числом - чтобы отразить фактическую отгрузку, то формирование этих документов и последующая синхронизация - лишние действия для оператора. И таких примеров можно привести много. Более того, сделать универсальную систему на все случаи жизни с хорошей поддержкой сложных бизнес-процессов - невозможно. Это - мой опыт непосредственного участия в развитии ИТ-систем в сложных организациях. Дело в том, что от системы требуется поддержка бизнес-процесса на достаточно высоком уровне. А человеческая изобретательность при конструировании бизнес-процессов - очень велика. И максимум, что возможно - поле комментарий (или расширяемая атрибутика), которую можно нагружать своей семантикой - но на нее не будут реагировать основные алгоритмы, а это значит массовое применение - невозможно.

А еще - есть трогательное отношение к плодам своего труда как к чему-то нетленному, вечному. Реально программисты должны понимать, что их труд - в помойку, лет через пять все, что они пишут - устареет и потребует реинжиниринга (да, у нас есть системы, работающие больше 10 лет, но я говорю о среднем).
Максим Цепков, CustIS




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19