Форум Сообщества Аналитиков

×


ИС Учета ГСМ. Use case и другие(Прочитано 52912 раз)
Здравствуйте, уважаемые эксперты!

Прошу помощи в построении диаграмм на UML для системы учета ГСМ.

В общем-то простая учетная система: ведение справочников транспортных средств, водителей, номенклатуры и других, а также оформление ряда документов - путевых листов, заправочных ведомостей, ввод начальных остатков, перемещение ГСМ, заправка от поставщика.
Система распределенная, кроме того, должна быть связь с 1С (импорт-экспорт) и экспорт документво и отчетов в формат MS Excel.

Для начала пыталась построить диаграмму вариантов использования. Понимаю, что очень корявая, но уже всю голову сломала.  ???
Покритикуйте, пожалуйста, а может и какие предложения возникнут?  ::)



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #1 : 09 Мая 2010, 22:43:16
Для начала попробуйте написать текст основного успешного сценария для UC "Вести учет движения ГСМ" ... посмотрите что при этом получиться. Понравиться ли он вам? Второй момент - у Диспетчера действительно нет никакой возможности редактировать после ввода ни один из документов, ввод которых отмечен included USs? Учет движения ГСМ заключается только в импорте справочников и ввода документов?
"Politics is the art of looking for trouble, finding it, misdiagnosing it, and then misapplying the wrong remedies" (c)
Мой блог
http://www.yurybuluy.blogspot.com/



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #2 : 10 Мая 2010, 04:46:18
А в чём ваша цель заключается?
Сдать экзамен?
Попудрить мозги начальству?
Найти новый смысл в скучной для себя работе?
Спроектировать робастную систему?
Обеспечить реализацию интересов заказчика?



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #3 : 10 Мая 2010, 08:31:41

Для начала попробуйте написать текст основного успешного сценария для UC "Вести учет движения ГСМ" ... посмотрите что при этом получиться. Понравиться ли он вам?

Да, сейчас конечно попробую. Однако у меня ощущение, что слишком это слишком большой кусок. Наверное его всё-таки надо разбить.
-Вообще-то я его уже разбивала так:
1) просто на ввод отдельных документов:
- ввод путевого листа;
- ввод заправочной ведомости;
и т.д.
2) и пыталась обобщить:
- учет поступления ГСМ (--> Ввод начальных остатков, --> Заправка ГСМ от поставщика)
- учет перемещения ГСМ (--> Перемещение ГСМ, --> Заправочная ведомость)
- учет списания ГСМ (--> Путевой лист)

Потом решила не разбивать и сделала опять один вариант действия.

Второй момент - у Диспетчера действительно нет никакой возможности редактировать после ввода ни один из документов, ввод которых отмечен included USs? Учет движения ГСМ заключается только в импорте справочников и ввода документов?


Это я некорректно написала, редактировать конечно может, по крайней мере пока период не закрыт и документы (или итоги по ним) не ушли в 1С. Просто не могу сформулировать одним словом. Неужели разные UC разводить и на ввод, и на редактирование, и чтобы на удаление пометить?
В некоторые справочники диспетчер может вводить новые элементы, а также их редактировать.

А в чём ваша цель заключается?

Дипломный проект



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #4 : 10 Мая 2010, 13:26:46
Для начала попробуйте написать текст основного успешного сценария для UC "Вести учет движения ГСМ" ... посмотрите что при этом получиться. Понравиться ли он вам?

ВИ: Вести учет движения ГСМ
ID: 1
Краткое описание:
Диспетчер документально отражает движение ГСМ
Основные действующие лица:
Диспетчер
Второстепенные действующие лица:
Нет
Предусловия:
Нет
Основной поток:
1.   ВИ начинается, когда Диспетчер выбирает опцию «Создать новый документ» или «Редактировать документ» или «Пометить документ»
2.   Если Диспетчер выбирает опцию «Создать документ», то
   2.1.   Система открывает форму создания нового документа
   2.2.   Диспетчер заполняет реквизиты документа.
   2.3.   Система проверяет корректность введенных данных.
   2.4.   Диспетчер выбирает опцию «Записать».
   2.5.   Система сохраняет документ в БД.
   2.6.   Диспетчер выбирает опцию «Провести».
   2.7.   Система отражает движение ГСМ в таблицах движения ГСМ.
   2.8.   Диспетчер выбирает опцию «Закрыть».
   2.9.   Система закрывает форму документа.
3.   Если Диспетчер выбирает опцию «Редактировать документ», то
   3.1.   Система открывает форму документа
   3.2.   Диспетчер редактирует реквизиты документа.
   3.3.   Система проверяет корректность введенных данных.
   3.4.   Диспетчер выбирает опцию «Записать».
   3.5.   Система сохраняет документ в БД.
   3.6.   Диспетчер выбирает опцию «Провести».
   3.7.   Система отражает движение ГСМ в таблицах движения ГСМ.
   3.8.   Диспетчер выбирает опцию «Закрыть».
   3.9.   Система закрывает форму документа.
4.   Если Диспетчер выбирает опцию «Пометить документ на удаление», то
   4.1.   Система помечает документ на удаление.
   4.2.   Система удаляет движение ГСМ в таблицах движения ГСМ.
Постусловия:
Нет (Хотя, вероятно, должны быть, причем для разных "Если" свои?)
Альтернативные потоки:
Нет.

В реальном приложении кроме кнопок "Записать", "Провести", "Закрыть" будет также кнопка "ОК", которая сразу выполняет все эти три действия.

Смущает меня в этом сценарии то, что:
1. Документы могут быть разными, а в сценарии у меня какой-то абстрактный документ.
2. Наличие многих "Если". Как-то хотелось бы от них уйти. Причем возможно, что Если здесь использовать неправомерно, а следует использовать, допустим, альтернативные потоки?

Может лучше поделить на несколько ВИ? Тогда как? Каждый документ отдельно?
Или каждый документ и операцию отдельно? Тогда при наличии 6 документов и 4 операций (ввод, редактирование, просмотр, удаление) получится 24 ВИ?

В общем наверное следует поделить ВИ "Учет движения ГСМ" на несколько ВИ, но только не знаю как.



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #5 : 10 Мая 2010, 14:48:55
А в рамках дипломного проекта уже проведено обследование, сформулированы решаемые проблемы, выдвинуты принципиальные решения, сформирована концепция? Есть контекстная диаграмма системы, словарь ключевых понятий предметной области? Можно с ними ознакомиться?



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #6 : 10 Мая 2010, 15:13:05
А в рамках дипломного проекта уже проведено обследование, сформулированы решаемые проблемы, выдвинуты принципиальные решения, сформирована концепция? Есть контекстная диаграмма системы, словарь ключевых понятий предметной области? Можно с ними ознакомиться?
Словаря ключевых понятий предметной области нету, у нас не требуют.  ::)
Обследование и ТЗ прикрепила в вордовском файле
IDEF0 сделала пока только TO BE.



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #7 : 10 Мая 2010, 15:15:37
Ещё диаграммы...



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #8 : 10 Мая 2010, 21:19:25
Да, сейчас конечно попробую. Однако у меня ощущение, что слишком это слишком большой кусок. Наверное его всё-таки надо разбить.
А не случайно Юрий Вам вопрос задал. Он прямо намекал на то, что у Вас должны возникнуть с этим проблемы.
Просто если слегка задуматься, а что такое вести учет движения ГСМ? Учет это что? Функция, деятельность, задача, процесс. Можно ли выразить "ведение учета движения ГСМ" через понятие - СПОСОБ, ВАРИАНТ того, как я использую систему в данный конкретный момент, чтобы ... чтобы что?

Цитировать
Это я некорректно написала, редактировать конечно может, по крайней мере пока период не закрыт и документы (или итоги по ним) не ушли в 1С. Просто не могу сформулировать одним словом. Неужели разные UC разводить и на ввод, и на редактирование, и чтобы на удаление пометить?
Работа по созданию, редактированию, просмотру и удалению может быть описана шаблоном CRUD ВИ +. + означает некоторый дополнительный ВИ типа поиска по критерию.

Цитировать
В некоторые справочники диспетчер может вводить новые элементы, а также их редактировать.
Вообще справочник в данном контексте - это результат реализации. ВИ же описываются на уровне хотения, т.е. или AS IS -
это описание ВИ в стиле прозрачного ящика, или TO BE - описание ВИ в стиле черного.


Смущает меня в этом сценарии то, что:
1. Документы могут быть разными, а в сценарии у меня какой-то абстрактный документ.
2. Наличие многих "Если". Как-то хотелось бы от них уйти. Причем возможно, что Если здесь использовать неправомерно, а следует использовать, допустим, альтернативные потоки?
Рекомендации по написанию спецификаций вариантов использования
Как моделировать альтернативные потоки?

Цитировать
Тогда при наличии 6 документов и 4 операций (ввод, редактирование, просмотр, удаление) получится 24 ВИ?
Всего-то, а почему Вас это пугает?

Цитировать
В общем наверное следует поделить ВИ "Учет движения ГСМ" на несколько ВИ, но только не знаю как.
То что ВИ "Учет движения ГСМ", это не ВИ, я надеюсь Вы поняли. Теперь дело за малым, выделить эти самые ВИ :)

Немного по диаграммам.

1. На контекстной диаграмме не указаны цель построения диаграммы и точка зрения - грубейшее нарушение SADT подхода.
2. Не понимаю как Приказ (нормативный или распорядительный документ) является у Вас входом? Это же чистое управление
3. на диаграммах очень мало обратных связей - единственный вид обратный выход - вход. Устойчивые системы, системы с обратными связями выход управление
4. В IDEF0 допускается отсутствие входа, но отсутствие управления карается оставлением без сладкого!



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #9 : 11 Мая 2010, 09:28:30
А не случайно Юрий Вам вопрос задал. Он прямо намекал на то, что у Вас должны возникнуть с этим проблемы.
Я, честно говоря, сразу подумала, что он хочет так "мягко подвести"...

Работа по созданию, редактированию, просмотру и удалению может быть описана шаблоном CRUD ВИ +. + означает некоторый дополнительный ВИ типа поиска по критерию.
Честно искала по форуму, но не нашла. Так и писать "CRUD+ документа "Путевой лист"?
Скачала "Use Cases Patterns and Blueprints" By Gunnar Övergaard, Karin Palmkvist. Пытаюсь изучать. Ещё думаю может написать какой-нибудь "синоним", типа "Оформление документа "Путевой лист", чтобы не смущать преподавателей?

Рекомендации по написанию спецификаций вариантов использования
Как моделировать альтернативные потоки?

Угу, первую Вашу статью я уже читала, по ней и старалась делать описание.
Просто у нас требуют описывать ВИ в виде диаграммы действия, а не текстуально. Т.е. типа каждый ВИ - своя диаграмма действия. Сейчас попробую описать свои ВИ.

Всего-то, а почему Вас это пугает?
Вроде как диаграмма должна быть понятна и неспециалисту. Мне кажется, что диаграмма со множеством непонятных кружков мелким шрифтом должна не то что пугать, но казаться сложной и непонятной.
В общем-то дело даже не в количестве, а в росте этого количества с увеличением числа документов, ну и гибкость - неудобно 4 ВИ добавлять-убирать, если нужно добавить-убрать один документ. Хотя описывать такие ВИ в виде диаграмм действий гораздо удобнее.

То что ВИ "Учет движения ГСМ", это не ВИ, я надеюсь Вы поняли. Теперь дело за малым, выделить эти самые ВИ :)
Угу, пойду пока по самому простому пути, сделаю ВИ в виде документов, просто больше ничего в голову не приходит.

Немного по диаграммам.

1. На контекстной диаграмме не указаны цель построения диаграммы и точка зрения - грубейшее нарушение SADT подхода.
2. Не понимаю как Приказ (нормативный или распорядительный документ) является у Вас входом? Это же чистое управление
3. на диаграммах очень мало обратных связей - единственный вид обратный выход - вход. Устойчивые системы, системы с обратными связями выход управление
4. В IDEF0 допускается отсутствие входа, но отсутствие управления карается оставлением без сладкого!
Хорошо, спасибо!
Сейчас буду исправлять.

В приказе об установлении норм расхода топлива содержатся нормы расхода топлива для каждой модели транспортного средства, которые просто забиваются в справочник "Модели транспортных средств". Если я переформулируют этот поток как "Нормы расхода топлива", то это будет корректный входной поток?



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #10 : 11 Мая 2010, 11:13:30
IMHO, двигаясь от ввода отдельных документов, Вы будете очень долго ...э... двигаться к тому, что Вам нужно.
Я понимаю, что это задача для Вас новая, но Вы же должны не просто "двигаться", а решать выявленные проблемы, с учетом их приоритетов.
Какие у Вас проблемы выявлены? Какая - главная? На каких этапах работы с ГСМ они потенциально возникают?

Думаю, что Вам нужно в целом посмотреть на задачу и определить из каких участков состоит движение ГСМ на предприятии (а ГСМ всегда находятся в движении: откуда-то они берутся, как-то используются, что с ними происходит)

Опишите этот процесс, а потом наложите на него свои документы (для большей простоты можно начать с информационного потока: т.е. как появляется и движется информация о ГСМ) - попробуйте проследить "путь" ГСМ в контексте имеющихся проблем, попытайтесь установить причинно-следственную связь между проблемами и состоянием участков, где они возникают/проявляются...

Пробуйте смотреть на это хозяйство сверху, а не изнутри.

P.S. Кстати, в Вашем ТЗ практически отсутствуют функциональные требования к тому, что должна делать система. Это большое упущение.
Лью воду...



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #11 : 11 Мая 2010, 17:32:43

Какие у Вас проблемы выявлены? Какая - главная? На каких этапах работы с ГСМ они потенциально возникают?

Ох, попробую. Главная проблема в том, что мне нужно написать диплом в условиях катастрофической нехватки времени. Шучу конечно.
Взгляд на проблемы у меня однобокий, со стороны бухгалтерии, потому что общалась я в основном с бухгалтерами. К сожалению, я не вижу проблемы с позиции начальника участка, например или самих водителей.

Итак, Главная Проблема – хищение ГСМ, т.е. водители сливают дизтопливо и продают.

Вторая проблема – первичная документация, на основании которой происходит списание ГСМ, т.е. путевые листы, приходят к бухгалтеру по ГСМ с опозданием и ещё позже отражаются по бухгалтерии.

Третья проблема – путевые листы и заправочные ведомости часто заполняются неправильно, цифры «не идут» и бухгалтер исправляет их, подгоняет. Кроме цифр иногда не понятно, например, какой из водителей Ивановых имелся ввиду.

Четвертая проблема – организация выросла, стало много техники, сотрудников, и, соответственно, путевых листов. Бухгалтер не успевает их обрабатывать.

Пятая проблема – расчет нормативного и фактического расхода топлива по путевым листам проводится в Экселе, а итоги забиваются в 1С. Это не очень удобно и приводит возникновению ошибок.

Все эти проблемы появляются на последнем этапе движения ГСМ, когда дизтопливо было выдано водителям и должно быть списано путевыми листами. Ну или на этапе документального оформления списания ГСМ.

Ещё, возможно, проблемой является нехватка оборотных средств, необходимые счета оплачиваются с большим опозданием. Таким образом, начальникам участков выгоднее завысить расход дизтоплива и занизить остатки, потому что в этом случае руководство раньше «пошевелится», счета оплатят, и вероятность простоя будет ниже. С оборотными средствами решить трудно, однако установление оперативного контроля над расходом дизтоплива, безусловно, поможет.

Из-за наличия данных проблем руководством организации было решено создать диспетчерскую службу, которая бы занималась оперативным контролем за расходом дизтоплива. Т.е. вместо бухгалтера в центральном офисе, к которому путевые листы приходят с опозданием на месяц, да ещё неправильно заполненными, на дорожно-строительном участке будет сидеть диспетчер и отслеживать, кому и зачем даётся дизтопливо. Бухгалтерия, отдел снабжения и коммерческий отдел в центральном офисе при этом оперативно видят, сколько дизтоплива осталось и с какой скоростью оно расходуется, т.е. можно даже попытаться планировать, когда оно закончится.

Разрабатываемая ИС как раз и должна автоматизировать работу диспетчерской службы.

Думаю, что Вам нужно в целом посмотреть на задачу и определить из каких участков состоит движение ГСМ на предприятии (а ГСМ всегда находятся в движении: откуда-то они берутся, как-то используются, что с ними происходит)

Опишите этот процесс, а потом наложите на него свои документы (для большей простоты можно начать с информационного потока: т.е. как появляется и движется информация о ГСМ) - попробуйте проследить "путь" ГСМ в контексте имеющихся проблем, попытайтесь установить причинно-следственную связь между проблемами и состоянием участков, где они возникают/проявляются...

Пробуйте смотреть на это хозяйство сверху, а не изнутри.

О движении ГСМ:

Дизтопливо покупается у поставщика. От поставщика дизтопливо вроде приезжает на наших бензовозах.  С бензовозов заливается в машины и строительную технику.
Это основной вариант. Кроме этого есть ещё заправка по пластиковым картам, по талонам, за наличный расчет (это, в основном, легковые машины в офисе).

О документальном оформлении:

Поставщик выставляет счет-фактуру и накладную. По бухгалтерии это проводится документом «Поступление материалов».

Заправка конкретных машин оформляется заправочной ведомостью, где написано, какое топливо, в какую машину, в каком количестве и какому водителю залито. Соответственно, каждый водитель расписывается в получении.
Водителю выдается путевой лист, в нём написано какая машина, какой водитель. Водитель заполняет путевой лист данными о начальном и конечном пробеге, заправках, маршруте. Исходя из этих данных, диспетчер рассчитывает расход топлива по нормам и по факту.

Путевые листы и заправочные ведомости передаются бухгалтеру, который на основании заправочной ведомости списывает ГСМ с заправщика на водителя. На основании путевого листа ГСМ списываются с водителя.

На мой взгляд, слабое место здесь - заправочные ведомости и путевые листы. Видимо потому, что над процессом расхода ГСМ не установлен нормальный контроль, так как бухгалтеру на расстоянии трудно отследить правильность и обязательность заполнения первичной документации.

Сейчас поняла, что совсем плохо представляю сам процесс, расспрошу бухгалтера.

Мда, опять у меня получается старая схема – «Поступление – Перемещение – Расход».  :-\

P.S. Кстати, в Вашем ТЗ практически отсутствуют функциональные требования к тому, что должна делать система. Это большое упущение.
Спасибо! Да, действительно, постараюсь исправить.



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #12 : 11 Мая 2010, 18:55:44
Сделала "диаграмму классов". Вот где ужас-то.  :'(



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #13 : 11 Мая 2010, 19:04:36
А почему вы идёте от документов, а не от объектов реального мира?
Документ - это же просто форма представления информации о каком-то срезе вашей информационной модели реальности.

А в реальности есть факты заправки, есть ёмкости, есть их объёмы, есть расходы.
Документы - это уже понятия от них производные.

На основе учётных данных можно сформировать как отчёты об объекте (у вас = документы), так и о их множестве (аналитические).

А на основе документов вы уже посчитать аналитических отчёт не сможете



Re: ИС Учета ГСМ. Use case и другие Ответ #14 : 11 Мая 2010, 19:09:42
А почему вы идёте от документов, а не от объектов реального мира?
Документ - это же просто форма представления информации о каком-то срезе вашей информационной модели реальности.
От объектов я начинала идти, а скатилась к документам, видимо потому что для меня это конкретика, а объекты - абстракция.
Сейчас попробую вернуться к объектам, чтобы можно было проследить связи и зависимости.




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19