Форум Сообщества Аналитиков

×


Система автоматизации диспетчерских и таксопарков(Прочитано 47865 раз)
Первым постом хочу выразить искреннюю благодарность всему Сообществу Аналитиков за предоставленные мне, да и не мне одному, Знания по Анализу и Проектированию.
Не сочтите за рекламу: Наша компания, http://spo.tyumen.ru, занимается Свободным Программным Обеспечением, СПО.
Увиденное мною разделение, на этом форуме, на бесплатные семинары, включая подробный разбор полетов в этой теме, и платные услуги по Анализу и Проектированию полностью соответствует философии СПО.

Цели, с которой я создал эту тему: 
1. Овладение практическими навыками по анализу и моделированию бизнес-процессов с помощью UML.
2. Принять за объект анализа и моделирования ИС Катрин-такси, разрабатываемую нашей компанией под лицензией GPLv.2.
3. Создать, с помощью местных гуру, достойный пример ИС.. :)

За основу своего примера я взял курсовую работу, пользователя Наташа, "Автоматизация книжного магазина", из соседней темы: http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=286.0. За что ей и всем учавствовавшим в обсуждении большой привет!

Самую последнюю версию модели вы всегда сможете увидеть по адресу  http://katrin.distance.ru/wiki/Taxi
« Последнее редактирование: 22 Марта 2009, 23:51:03 от Gordon »



Начальные затраты

На данный момент вхождение на рынок пассажирских перевозок требует относительно-больших затрат:

    * Рекламная компания: объявления в радио, газеты.
    * Помещение для диспетчеров: покупка или аренда офиса.
    * Оборудование для связи с водителями: покупка и монтаж радиостанции или сервера.
    * Информационная Система: разработка или покупка и последующее внедрение ИС.
    * Сотрудники: диспетчеры, водители с личными автомобилями и, в зависимости от типа используемой связи, рациями или современными мобильными телефонами.



Описание процесса

Клиент звонит в компанию, диспетчер принимает заявку и определяет первого, стоящего в очереди, водителя, в районе посадки.

Следующие алгоритмы работы компании зависят от используемого типа связи между диспетчерами и водителями.

Для того, чтобы встать в очередь на ближайшем районе, водитель произносит в эфир приветствие, свой позывной номер и район местонахождения либо отмечает в мобильном клиенте свой статус в "свободен" и район местонахождения.

Учет очередности водителей может вестись как Информационной Системой, с помощью мобильных клиентов, где водители отмечают свое местонахождение; либо в ручную, диспетчерами, с помощью металлического табло и намагниченными фишками, с нанесенными на них позывными номерами водителей, если компания для связи сотрудников использует радиостанции.

После определения первого в очереди водителя, в случае использования для связи радиостанции, диспетчер вызывает его по рации, с помощью позывного номера, и диктует адрес посадки пассажира, после чего водитель должен повторить адрес и подтвердить принятие заказа.

Если водителей поблизости от адреса посадки нет, то статус заказа считается "непринятый", и он оглашается через определенные промежутки времени в эфир. Любой водитель, желающий взять "непринятый" заказ, может это сделать назвав в эфир свой позывной и адрес посадки заказа.

В случае использования ИС диспетчер вводит следующие данные о заказе: адреса посадки и доставки, время подачи машины и цена поездки, если в ИС присутствует функционал расчета поездки. После ввода, ИС скидывает на мобильный телефон, первого в очереди водителя, информацию о заказе. Водитель должен либо принять заказ, тогда он должен указать время через какое он доедет до клиента, либо отказаться, тогда ИС скидывает заказ следующему в очереди водителю.

Если водителей поблизости от адреса посадки нет, то статус заказа считается "непринятый", и он помещается в специальное меню, в которое можно попасть с помощью мобильного клиента. Любой водитель, желающий взять "непринятый" заказ, может это сделать зайдя в меню "непринятых" заказов в мобильном клиенте, выделить его и нажать на кнопку ввода. После чего ему надо будет указать время, через какое он приедет к адресу посадки.

После подачи машины по адресу посадки, водитель сообщает диспетчеру по рации, либо отмечает в мобильном клиенте, с помощью смены состояния на "подъехал", о своем прибытии. Диспетчер перезванивает клиенту и сообщает о подаче машины, либо ИС скидывает с помощью СМС информацию о подаче машины если телефон клиента мобильный или проигрывает запись с сообщением о подаче машины, если телефон клиента стационарный/городской.

После посадки клиента, водитель сообщает в эфир свой позывной номер и то, что он посадил пассажира(ов) либо меняет в мобильном клиенте свое состояние на "в пути".

После приезда на адрес доставки клиент оплачивает поездку в сумме:

    * Стоимость проезда по маршруту, по действующим тарифам, +
    * Стоимость подачи машины на время, по действующим тарифам, +
    * Стоимость ожидания клиента возле адреса посадки, первые 10 минут бесплатно, остальные по действующим тарифам, +
    * Стоимость ожидания, если в пути клиент выразил необходимость остановиться по своим нуждам, по действующим тарифам.
    * Другие условия по действующим тарифам.

После высадки клиента(ов) водитель снова встает в очередь на районе местонахождения произнося в эфир свой позывной номер и район либо меняет в мобильном клиенте свой район местонахождения.

Каждый водитель заканчивая работу произносит в эфир свой позывной, благодарит за работу диспетчеров и прощается с ними либо выключает мобильный клиент на телефоне.



Продолжение следует..



Не будете возражать, если ваш пример мы будем использовать на разборах на наших практикумах?



Gordon,

Отлично. Рад что Вам здесь понравилось и то, что Вы хотите внести неоценимую лепту для Начинающих.

Теперь по теме ... Поподробнее посмотрю попозже. Сейчас же замечания по структуре:
Не понятно что Вы хотите описать в разделе "1 Описание предметной области"? ИМХО там все должно быть про Бизнес: ЗЛ, Описание деятельности ЗЛ (БВИ), Проблемы, Цели, ДБО.
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.






Gordon,
Отлично. Рад что Вам здесь понравилось и то, что Вы хотите внести неоценимую лепту для Начинающих.
Я сам начинающий, и очень расчитываю на вашу помощь. :)

Теперь по теме ... Поподробнее посмотрю попозже. Сейчас же замечания по структуре:
Не понятно что Вы хотите описать в разделе "1 Описание предметной области"? ИМХО там все должно быть про Бизнес: ЗЛ, Описание деятельности ЗЛ (БВИ), Проблемы, Цели, ДБО.
Да, это понятно.
Сюда я хочу выкладывать то, что можно назвать "чистовиком". "Черновик" лежит здесь: http://katrin.distance.ru/wiki/Taxi Собственно эта ссылка есть в моем первом посту, видимо я не ясно пояснил..

Не будете возражать, если ваш пример мы будем использовать на разборах на наших практикумах?
Совсем нет..
« Последнее редактирование: 23 Марта 2009, 13:44:04 от Gordon »



БВИ


Проблема №1: Большая нагрузка на диспетчеров во время пика заказов

В основном приводит к повышенному времени ожидания клиентом принятия заказа диспетчером, также при повышенных нагрузках возможны ошибки человеческого характера.

Решение проблемы №1

Проблема будет решена за счет замены диспетчера-человека программно-аппаратным комплексом, состоящим из:
    * Sphinks - программа по распознаванию речи.
    * Asterisk - call-центр.
    * Katrin-taxi - ERP-система.
    * A-S-K - скрипт, объединяющий Sphinx, Asterisk и Katrin-taxi.
    * Сервер подключенный к сети Интернет

Проблема №2: Рассогласованность адресов посадки и мест скопления водителей у разных компаний

Как правило, часты случаи когда у компании№1, в районе№1, скопилось большое кол-во водителей, а в районе№2, большое кол-во "непринятых" заказов. В свою очередь у компании №2, в районе№2, есть очередь водителей, а в районе№1 некоторое кол-во "непринятых" заказов. Это приводит к увеличению времени подачи машины к клиенту.

Решение проблемы №2

Внедрение ИС-Катрин позволит рассматривать коллективы водителей разных компаний как единый коллектив, т.е. выбор водителя будет зависеть не от очередности на районе и принадлежности водителя к какой либо компании, а от: расстояния между водителем и адресом посадки, и рейтингом водителя. Что позволит максимально сократить время подачи машины к клиенту.
« Последнее редактирование: 23 Марта 2009, 14:41:58 от Gordon »



Я пытаюсь придать описанию структуру аналогичную той, которую вы (я имею в виду весь коллектив) одобрили для курсовой работы Наташи. Но изменения вносимые мной в бизнес-процессы диспетчеризации столь кардинальны, что мне кажется будет более целесообразным описать новый бизнес-процесс заново, так, как я описал старый бизнес-процесс. Прошу мнений..



В ДВИ показывается то, что должна делать проектируемая система, которая уж перевезти клиента никак не сможет :)
Соответсвено, ВИ - это фукции, которые выполняет система, по запросу актёра (кого-то внешнего, по отношению к системе).



Gordon,

ИМХО нужно сначала определиться с Problem Domain. Т.е. описать всех ЗЛ, Проблемы кот. будем решать, и потом уже БВИ, кот. представляют по сути БП компании.
Опять же нужно определиться какой уровень абстракции БВИ принять - как белый или черный ящик? Т.е. показываем или нет сотрудников Организации?
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



StUtk,

Не спеши. Есть СВИ и БВИ. Различия смотреть в ФАКе - Чем отличается диаграммы Бизнес ВИ и Системных ВИ?
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



В ДВИ показывается то, что должна делать проектируемая система, которая уж перевезти клиента никак не сможет :)
Соответсвено, ВИ - это фукции, которые выполняет система, по запросу актёра (кого-то внешнего, по отношению к системе).
Собственно в этом посту: http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=993.msg10616#msg10616 Galogen пишет, цитирую: -"Цель декомпозируема - это факт. Но ВИ не функция, ВИ отражает цель пользователя, а не является ее сам по себе."
Это противоречие, мягко говоря, вводит в ступор..



Gordon,

ИМХО нужно сначала определиться с Problem Domain. Т.е. описать всех ЗЛ, Проблемы кот. будем решать, и потом уже БВИ, кот. представляют по сути БП компании.
Опять же нужно определиться какой уровень абстракции БВИ принять - как белый или черный ящик? Т.е. показываем или нет сотрудников Организации?
дада.. понятно! :)
ЗЛ:
* Клиенты - единственной целью использовать ИС является переезд из одной точки в другую, что включает в себя: звонок в компанию, заказ поездки и, собсно, сама поездка.
* Руководители компаний - управление компанией, куда входит прием и увольнение водителей и редактирование тарифов на: поездки, з/п водителей и др. условия..
* Водители - цель: перевозка пассажиров за вознаграждение.. собственно это включает в себя: смена состояния, прием заказа и поездка.
* Диспетчеры (нужно ли их сюда включать, если в создаваемой системе они отсутствуют, а их функции берет на себя ИС?)

Проблемы:
* Клиенты - долгое время ожидания приезда машины.
* Руководители -  необходимость автоматизации компании влечет за собой затраты на разработку или внедрение и поддержку ИС, существуют большие риски связанные с некачественной разработкой или внедрением ИС.
* Водители - неоптимизированность поездок, всегда приходится проезжать довольно большое расстояние до места посадки.

Уровень абстракции БВИ предполагаю использовать как белый ящик. Интересно, кем придуманы эти термины (черный и белый ящики?)

Вроде все.. прошу дальнейших комментариев..
« Последнее редактирование: 23 Марта 2009, 16:18:04 от Gordon »




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19