Хотел бы обсудить с форумчанами вопросы содержания названного курса. Мы достаточно долго обсуждали некоторые моменты этого курса в теме
"Методика преподавания структурно-функционального анализа". Но там мы больше обсуждали вопросы практических занятий и в конце концов пришли к определенному конценсусу.
Нужно понимать, что преподавание циклично. Проходит один семестр, актуальными становятся другие темы. Вот как раз сейчас вновь на сцену выходит заявленный в названии темы предмет. Сокращено будем его именовать ТИПИС.
Несколько слов о том, как это предмет позиционируется в ГОС.
Теория информационных процессов и систем
Основные задачи теории систем; краткая историческая справка; терминология теории систем; понятие информационной системы; системный анализ; качественные и количественные методы описания информационных систем; кибернетический подход; динамическое описание информационных систем; каноническое представление информационной системы; агрегатное описание информационных систем. Операторы входов и выходов; принципы минимальности информационных связей агрегатов; агрегат как случайный процесс; информация и управление. Модели информационных систем; синтез и декомпозиция информационных систем; информационные модели принятия решений; возможность использования общей теории систем в практике проектирования информационных систем.
Всего на дисциплину отводится 170 часов, из них на аудиторные занятия примерно 80 часов. Т.е. самостоятельная работа достаточно большая.
Сама рабочая программа представлена на
сайте моей кафедры (не пугайтесь сайт имеет временный вид, дизайн будет переделываться и наполняться. Плохо, что всем этим приходится заниматься мне, остальные либо не хотят, либо не могут. А студентов просить - так взяточник, сразу требуют поблажек на экзамене
Порядок лекций и их наполненность может несколько меняться. Это некоторый фиксированный вариант. Так, например, вопросы связанные с моделями данных приходится кратко читать по договоренности с преподавателем следующего курса по "Управлению данными".
Если в кратце, то я на лекциях даю
- небольшой обзор общей теории систем: цели, предмет, понятия, определения, практические выкладки, понятия системного анализа.
- исторические сведения о развитии АИС, понятия, определения, назначение и т.п.
- дальше несколько оторванно от предыдущего перехожу к структурным методам и рассматриваю ряд нотаций в рамках использования их для моделирования, анализа и т.п.
Хотелось бы кое-что изменить.
Во-первых, это должен быть некоторый вводный и обзорный курс, предваряющий более детальное изучение. Однако такого позволить себе к сожалению мы не можем, потому следует сделать этот курс более практичным и жестким.
Лучше всего, было бы отдельно читать ОТС и системный анализ, отдельно методы анализа и проектирования.
Во-вторых, практически нет дисциплины, где четко и ясно описываются что такое требования и как с ними работать. Поскольку требования пронизывают весь проект в целом, но их формирование и анализ в большей степени происходит при инициации проекта, формировании ТЗ и т.п., то думаю имеет смысл более детально остановится здесь именно на требованиях.
В-третьих, может вообще исключить ОТС и системный анализа как самомостоятельный раздел и освещать его по мере необходимости?
В-четвертых, понятие ИС я хотел бы взять из лекций МГУ Когаловского. Вот содержание главы по ИС.
Глава 1. Информационные системы и их функции 12
1.1. Что такое информационная система 12
1.2. Моделирование реальности в информационных системах 22
1.3. Функции информационных систем 28
1.4. Разновидности информационных систем 40
1.5. Общие тенденции развития информационных систем 48 Литература к главе 1 59
Рассказано довольно внятно и интересно. Вот определение АИС, которое он дает:
Определение понятия «информационная система». Автоматизированной информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системным персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Практически занятия в целом менять не буду, может изменю формат, постараюсь сделать их менее формальными и больше уделять вниманию работе ребят в команде. Т.е. меньшее число проектов (неболее 3 или 4 на всю группу), но больший контроль через семинары, коллективные обсуждения, работа над ошибками и т.п. Т.е. примерно так же как я делал это в
эксперименте.
Цель, задача, намерение, желание - потренироваться сначала на структурных методах, а в следующем семестре, используя эти же задачи, реализовать их уже объектными методиками. Причем хочу сделать так, что готовые описания этого семестра, были бы исходными документами для работы в следующем семестре, причем ребята обмениваются своими работами. Что получится, не знаю. Надеюсь все-таки в ближайшее время сменить основное амплуа преподавателя на основное сотрудника ИТ-компании. Но хотелось бы все равно наследство оставить.
В общем жду комментариев и предложений. Денис - твои мысли очень ценны, пожалуйста, найди время для предложений.
Напомню расклад основных дисциплин:
1-2 курсы Информатика, Всякие математики, Компьютерная графика, Программирование (паскаль), Вероятности и статистика, Информационные технологии, ну и общеобразовательные дисциплины
3 курс - как раз сейчас ТИПИС, функциональные мат модели, что-то еще не помню
3 курс (2 семестр) будет - ООП, моделирование систем, надежность ИС
все остальные дисциплины по ИТ уже 4 - 5 семестр.