Форум Сообщества Аналитиков

×


Манифест: Лучший в России Учебник(Прочитано 19437 раз)
Дописан манифест, призывающий к созданию нового лучшего ;) в России открытого и пополняемого учебника по разработке и внедрению ПО. Я приступаю к его созданию и приглашаю присоединиться всех желающих в качестве соавторов, читателей, редакторов, рецензентов и оппонентов.

http://boatmanshome.ru/cgi-bin/page.pl?21dev_001.page

Эдуард, прошу обратить внимание - это тот мой обещанный взгляд на методику и материал для преподавания.

Всем, кто выдвигал идею о сертификации аналитиков - это может стать основой, так как чтобы на что-то сертифицировать, надо где-то создать описание того, на что ты сертифицируешь.



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #1 : 19 Февраля 2008, 09:09:49
Сергей, привет! Ты гигант :)

Фонтанируешь, можно сказать. Манифест прочитал. Идея отличная. С удовольствием поработаю, если достанет сил.
Тебе как автору проекта, генератору идеи предлагаю продумать вопрос реализации проекта. Совместно нужно разложить задачу на кирпичики, и каждый такой кирпичик "слепить и обжечь".

Какие потребуются ресурсы? Я могу поговорить с нашими админами (в вузе) для создания площадки по разработке учебника - wiki или блоговую систему



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #2 : 19 Февраля 2008, 11:11:04
Если честно, не очень понятны цели. Особенно с переходом...

Ответьте мне плиз на такие вопросы:
1. Чем эта книга будет лучше, чем три книги:
* Вигерс - требования
* Коберн - ВИ
* SWEBOK
2. Почему Вы уверены что книга получится как руководство к действию, а не перемалывания теории в пустую?
3. Какова все таки цель книги?
4. Не понял структуры книги особенно пп. 2,3,4

З.Ы. Предлагаю ЗЛ собраться в Скайпе и обсудить идею в виде брейн-шторма
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #3 : 19 Февраля 2008, 12:11:39
Саша, это только наметки.
Цель формирование учебника или учебной среды. Написанной русскоговорящими для русскоговорящих с учетом россиских практик и менталитета



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #4 : 19 Февраля 2008, 12:12:20
Цитировать
Учитывая существующие недостатки в хорошем учебнике болжны быть следующие темы (в порядке важности):
1) Глоссарий и базовые абстрактные принципы анализа и разработки;
2) конкретные методы преобразования моделей;
3) конкретные шаблоны и примеры мелкой россыпью.

По аналогии, самый лучший учебник английского языка должен содержать следующие темы (в порядке важности):
1) Англо-русский словарь и базовые правила английской грамматики;
2) Конкретные методы перевода с английского на русский и обратно;
3) Типовые фразы и примеры использования грамматических правил.

 8)
greesha.ru

Реальность - это убийство прекрасной теории бандой мерзких фактов. (Роберт Гласс)



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #5 : 20 Февраля 2008, 17:01:47
Для пункта 1.2 предполагаемого плана книги предлагаю попытаться ввести в обращение термин "инжиниринг" и его IT-аналог software engineering (IT-инжиниринг?). По этой ссылке есть интересная история термина.

Все отечественные компании традиционного промышленного ("инженерного") профиля так или иначе работающие на зарубежных рынках вынуждены использовать этот термин при описании сути своей деятельности.
Понятие инжиниринга позволяет различать специальные знания (и практики по их созданию) о свойствах объектов (не зависящих от использующих их людей) и менеджмента - практиках и знаниях о деятельности людей (управлении людьми, организации и координации), эти объекты использующих или создающих.
В отечественной практике понятию "инжиниринг" практически дословно соответствует термин "проектирование" но без функций технического надзора и иных форм ответственности за результаты труда инженера. Хотя проектировщикам технический надзор и вменялся в обязанности, смысл понятия "проектирование" его не включал.

Использование понятия инжиниринг:
1. Дает возможность вернуть отечественному инженеру обязанность  и возможность руководствоваться требованиями потребителей своего труда при проектировании. Позволяет вооружить его для этого концептуальными средствами и представлениями, опираясь на мировую практику. Ответственность (в широком смысле, а не только в смысле УК) за результаты инженерного труда (внедрение, пусконаладочные работы) также должна быть включена в содержание инженеринговой деятельности (что соответствует тенденциям в мировой практике).
2. Перербросить смысловой "мостик" между IT и "традиционным инжинирингом" в той части, где их деятельность имеет много общего (особо важная задача для России).
« Последнее редактирование: 20 Февраля 2008, 17:05:10 от Shur »



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #6 : 20 Февраля 2008, 17:45:53
Дописан манифест, призывающий к созданию нового лучшего ;) в России открытого и пополняемого учебника по разработке и внедрению ПО.
Думаю, придётся так или иначе ограничить классы создаваемого ПО, к которому будет применим учебник.

Цитировать
Я приступаю к его созданию и приглашаю присоединиться всех желающих в качестве соавторов, читателей, редакторов, рецензентов и оппонентов.
http://boatmanshome.ru/cgi-bin/page.pl?21dev_001.page
Где соавторить и как?

Я так и не понял про первую красную стрелку - методы построения Модели 1 достаточно известны и называются "бизнес-анализ и требования". Чего не хватает BABOK'у, Калянову, Шееру и Вигерсу?



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #7 : 20 Февраля 2008, 17:49:35
2bas
...Но если попробовать опять, то нужен целостный взгляд на процесс разработки и внедрения.
Целостный взгляд может обернуться книгой на 2 тыс. страниц, я не уверен, что такой формат нужен современным инженерам. Скорее, серия из 5 книг, но которая будет СОГЛАСОВАНА, а не то безумие, что творится на INTUIT.ru и книжных полках.



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #8 : 20 Февраля 2008, 17:54:08
Для пункта 1.2 предполагаемого плана книги предлагаю попытаться ввести в обращение термин "инжиниринг" и его IT-аналог software engineering (IT-инжиниринг?). ...
Я против термина, т.к. уже есть "инженерное дело" и "программная инженерия" (а это уже даже в вузах преподают). А инжиринг выглядит нелепицей из набора "девелопмент", "секьюринг", "кейтеринг" и прочих порождений ленивых проводников западных методов и терминов.



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #9 : 20 Февраля 2008, 18:15:36
Целостный взгляд может обернуться книгой на 2 тыс. страниц, я не уверен, что такой формат нужен современным инженерам.

У меня есть такая. Называется "Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат".
Осилил примерно четверть и бросил. :)

А "инжиниринг" на русский можно перевести как "инженерство".
greesha.ru

Реальность - это убийство прекрасной теории бандой мерзких фактов. (Роберт Гласс)



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #10 : 20 Февраля 2008, 18:37:06
Можно научиться рисовать модели (методы построения), а вот методы извлечения и определения, что извлекать - это танцы с бубном.
Не совсем, есть стандарный набор методов - интервью, анкетирование, мозговой штурм, интроспекция, наблюдения и т.д. Но поскольку эти методы недетерминированы, то результат в конкретное время не гарантирован.

Цитировать
С первого раза в свое время с первой книги у меня не вышло нарисовать полезную на практике модель и написать полезную спецификацию требований (возможно - это я один такой, у остальных получается).
А в какой области инженерной деятельности получается с первого раза?

Цитировать
Кроме этого требования собирали задолго до Вигерса и будут собирать после - это всего лишь конкретные методы, а под ними есть основание, которое было и будет и начать надо с него, иначе чуть изменится ситуация и методы перестанут работать.
Какие основания? Чего недостаёт в традиционных методах?



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #11 : 20 Февраля 2008, 19:38:00

Тут есть, о чем поговорить. Одна из колоссальных проблем приживления западных практик к нашей действительности - несовместимость модели управления, культуры и менталитета. Если в любой отечественной проектной области (что строительной, что машиностроительной, что во многом в ИТ) цикл ТЭО-концепция-проектирование-производство-внедрение неделим, то на западе есть узкая специализация и в каждой фазе работают разные компании. В России в любом проектном институте, где сохранилась советская модель управления действует матричная структура, в которой ведущий специалист или главный инженер проекта - это технический специалист, выполняющий функции менеджера проекта, при том, что инструменты мотивации остаются в руках начальников отделов. То есть менеждмент и техника переплетены. В результате каждый технарь, если хочет расти, обязан осваивать и культуру управления и культуру проектирования (и у них есть много общего). Свода по инжинирингу (то есть по чистому проектирования) недостаточно для инженера в нашей стране. Хорошей иллюстрацией разницы менталитета была фраза "это не наши activity", на одном из семинаров. В России все по другому было и есть, что будет - не знаю.

Насчет связи менеджмента и инженерного проектирования:
1. В отечественной практике сотрудник проектной организации никакой юрисдикции над рабочими, которые строили по его чертежам дом или самолет, практически не имел. Если он и приобретал практику управления, то в основном управления своими подчиненными внутри проектной организации. Опыта управления рабочими на стройке или производстве он при этом не приобретал. Остановить работы на площадке или в цеху в рамках авторского надзора за нарушение проекта он практически не мог. Для сравнения: один знакомый рассказывал, как несколько лет назад заказали горелки для подогрева перед прокатом на стане металлической заготовки  по немецкому проекту одному отечественному предприятию. Приехал немец в рамках авторского надзора, осмотрел готовые горелки, все забраковал полностью. Пришлось еще несколько сотен баксов платить - заказывали другому предприятию. Я что-то не слышал аналогичных историй из отечественной практики советского времени.... Поэтому инженерное дело в зарубежном варианте предполагает иной уровень ответственности автора проекта за результат. Сама отечественная практика часто не предполагала высокого качества проектирования, многое потом делалось по месту на производстве. В лучшем случае низкая культура производства и ограниченность средств учитывалась при проектировании. При этом детальность объяснений инженера проектировщика фактически переходила в управление технологическим процессом. Это не стимулировало и высокую культуру производства, особенно в гражданском секторе - значительная часть объектов и деталей могла выполняться вообще без чертежей, а только на основании эскизов и устных объяснений проектировщиков.Эта кривизна часто выставлялась чуть ли не как наше ноу-хау...
2. На производстве, чтобы реализовать проект по кривой документации хороший исполнитель, прежде всего линейное руководство, должен был иметь приличную инженерную культуру. Поэтому прораб у нас - это в гораздо большей степени инженер, чем менеджер. И вот у него как раз инжиниринг и менеджмент часто сливаются нераздельно... У зарубежных строителей инженер-проектировщик и прораб отличаются даже цветом касок,когда находятся на площадке (корпоративная норма в рамках компании).
3. Поэтому представляется важным развивать
3.1 практики выработки требований к проекту не только по строгому соответствию неким НСИ но и требованиям конкретного Заказчика, пользователя, реального человека для которого это все это делается.
3.2 иметь возможность проверить, как сделано и иметь право и возможность отказаться санкционировать приемку работы, если она требованиям не соответствует. При этом чтобы не надо было "стоять над душой" у исполнителя, учить и заствлять его выполнять его прямые обязанности, а иметь возможность прийти и проверить сделанную работу. Иметь возможность прописать такое разделение функций в договоре, чтоб Исполнитель потом не мог оправдать собственную беспомощность низким качеством проектирования.
3.3 При этом чтобы Исполнитель мог оценить качество проекта до того, как он обнаружил его кривизну в процессе исполнения.

По любому придется расставаться с практиками, опирающимися на "человека-оркестра"  и готовность переделки работы from the scratch на каждом этапе. Как в ИТ, так и в других сферах.

Если эти практики удастся исправить опираясь на  уже существующие термины и понятия - ну что ж, тем лучше...



Re: Манифест: Лучший в России Учебник Ответ #12 : 21 Февраля 2008, 19:28:30
Хочу отметить, что написание учебника совершенно отличается от написание просто монографиии или какого-то фундаментального труда.

Во-первых, учебник рассчитан на человека только познающего некоторый предмет, а потому он должен быть написан просто, доходчиво, ясно, без лишнего углубления, но неповерхностно. Потому учебник должен быть направлен на какую-то определенную тему или тематику. Либо действительно писать серию учебников взаимосвязано.

Во-вторых, учебник раз он учебник, должен совмещаться с какими-то практическими заданиями и чем их больше и они разнообразнее, тем лучше. разработка заданий сама по себе сложная задача. Но полезная, поскольку позволит нам определить, что следует получить в ходе выполнения таких задач, а значит замотивирует нас на написание теоретической части именно в таком разделе.

В-третьих, нужно все-таки опираться и на ГОС или SWEE, чтобы определить каким багажом знаний должен обладать читающий для нормального понимания излагаемого

В любом случае нам нужен некоторый переходный период для осмысления ситуации, задачи, заполнение возможных разделов и уже далее интеграция их.

Если книгу будет писать коллектив людей, то обязательно должне быть руководитель, корректор (или группа таких людей), которые будут приводить все к единому стилю изложения.

Для меня по роду занятий такая работа близка (имею в виду написание учебных материалов), так что я согласен участвовать



LEARN ALBANIAN Ответ #13 : 21 Февраля 2008, 20:05:49
З.Ы. Предлагаю ЗЛ собраться в Скайпе и обсудить идею в виде брейн-шторма
Слово storm в английском языке имеет несколько значений. В случае brainstorming используется значение "атака, ШТУРМ, форсированное взятие". Braing storming - это по сути мозговая атака, направленная на взятие, разрешение проблемы, преодоление ситуации, созидание нового, а не "шторм" - когда участников штормит, качает и их тошнит.




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19