Типы вариантов использования(Прочитано 12662 раз)
Кажется знаний по предложенной теме столько, что можно написать пару диссертаций. Однако когда пытаешься применить эти знания, возникает ощущение чего-то недодуманного и недопонятого.

Имеет ли смысл говорить о типах вариантов использования?

По крайней мере, различают ВИ уровня бизнеса и уровня системы или системные варианты использования.

Можно сказать наверное так, варианты использования бизнеса описывают использование бизнес-системы с точки зрения внешних по отношению к ней систем и акторов (клиентов, партнеров, поставщиков, фискальных и государственных органов и т.п.)

Т.е. если клиент-покупатель идет в магазин, то с его позиции бизнес-система магазин должна Продать нужный ему товар (цель клиента купить что-то, а задача системы продать это что-то). Или клиент банка желает получить кредит в банке, это означает, что с его точки зрения банк как бизнес-система должна ПРЕДОСТАВИТЬ кредит. Надеюсь я правильно расставляю акценты? То есть если описывать ДВИ этого уровня, то варианты использования должны формулироваться с позиции того, что бизнес-система должна (или что ожидает клиент) сделать для внешней сущности.

Если затем мы рассматриваем варианты использования системного уровня (подразумевая в этом случае систему автоматизации некоторой деятельности), то они также должны формулироваться в терминах того, что данная система автоматизации должна делать для уже пользователя системы автоматизации.

Т.е. если клиент желает КУПИТЬ товар, то  магазин должен ПРОДАТЬ его, а система учета продаж должна ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ продажу. Возможно вариант использования уровня бизнеса может реализовываться, обеспечиваться набором вариантов использования системного уровня (имея в виду систему автоматизации).

Тогда при анализе мы формулируем сначала цели бизнес-акторов (условно говоря пользователей бизнес-системы), эти цели бизнес-акторов трансформируются в варианты использования бизнес-системы, но уже с точки зрения задач бизнес-системы. Задача бизнес-системы - это уже уровень цели исполнителя - пользователя системы автоматизации, которые в свою очередь трансформируются в задачи системы автоматизации.

Правильно ли я выстраиваю цепочку рассуждений?
Можно ли сказать, что задачи бизнес-системы, которые мы предполагаем автоматизировать есть features системы автоматизации или все-таки это уже системные варианты использования, т.е. задачи системы автоматизации?

Для усиления момента рассмотрим такой пример.

Цель клиента снять номер гостиницы. Задача гостиницы  этом случае предоставить номер или обслужить клиента. Если мы пытаемсяавтоматизировать этот процесс, то варианты системного уровня могут быть: осуществить поиск свободных номеров, зарегистрировать заказ номера, вести учет оказываемых услуг, произвести расчет клиента?




Re: Типы вариантов использования Ответ #1 : 01 Февраля 2008, 00:42:44
Кажется знаний по предложенной теме столько, что можно написать пару диссертаций. Однако когда пытаешься применить эти знания, возникает ощущение чего-то недодуманного и недопонятого.

Имеет ли смысл говорить о типах вариантов использования?
Обычно говорят не о типах, а об уровнях.

Цитировать
По крайней мере, различают ВИ уровня бизнеса и уровня системы или системные варианты использования.

Можно сказать наверное так, варианты использования бизнеса описывают использование бизнес-системы с точки зрения внешних по отношению к ней систем и акторов (клиентов, партнеров, поставщиков, фискальных и государственных органов и т.п.)

Т.е. если клиент-покупатель идет в магазин, то с его позиции бизнес-система магазин должна Продать нужный ему товар (цель клиента купить что-то, а задача системы продать это что-то). Или клиент банка желает получить кредит в банке, это означает, что с его точки зрения банк как бизнес-система должна ПРЕДОСТАВИТЬ кредит. Надеюсь я правильно расставляю акценты? То есть если описывать ДВИ этого уровня, то варианты использования должны формулироваться с позиции того, что бизнес-система должна (или что ожидает клиент) сделать для внешней сущности.
Да, всё так. Только не сущности, а агента. Сущность не имеет интересов, даже наведённых (как прочие системы).

Цитировать
Если затем мы рассматриваем варианты использования системного уровня (подразумевая в этом случае систему автоматизации некоторой деятельности), то они также должны формулироваться в терминах того, что данная система автоматизации должна делать для уже пользователя системы автоматизации.

Т.е. если клиент желает КУПИТЬ товар, то  магазин должен ПРОДАТЬ его, а система учета продаж должна ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ продажу. Возможно вариант использования уровня бизнеса может реализовываться, обеспечиваться набором вариантов использования системного уровня (имея в виду систему автоматизации).

Тогда при анализе мы формулируем сначала цели бизнес-акторов (условно говоря пользователей бизнес-системы), эти цели бизнес-акторов трансформируются в варианты использования бизнес-системы, но уже с точки зрения задач бизнес-системы. Задача бизнес-системы - это уже уровень цели исполнителя - пользователя системы автоматизации, которые в свою очередь трансформируются в задачи системы автоматизации.

Правильно ли я выстраиваю цепочку рассуждений?
Всё так, только задачи системы могут соответствовать не столько интересам пользователей, сколько интересам владельцев и прочих ЗИ. Например - обеспечить централизованное хранение данных. И пользовательские задачи не один-в-один трансформируются в задачи системы.

Цитировать
Можно ли сказать, что задачи бизнес-системы, которые мы предполагаем автоматизировать есть features системы автоматизации или все-таки это уже системные варианты использования, т.е. задачи системы автоматизации?

Для усиления момента рассмотрим такой пример.

Цель клиента снять номер гостиницы. Задача гостиницы  этом случае предоставить номер или обслужить клиента. Если мы пытаемся автоматизировать этот процесс, то варианты системного уровня могут быть: осуществить поиск свободных номеров, зарегистрировать заказ номера, вести учет оказываемых услуг, произвести расчет клиента?
Ты сам всё показал, а если бы показал детальнее, было бы ещё понятнее. Почему ты не позаимствуешь структурированный стиль изложения у Boatman'а?

Отношение между фичами и пользовательскими задачами в общем случае - многие-ко-многим.
Фича может звучать как "Управление заказами", "Управление ЖЦ заказов", а пользовательская задача - "Зарегистрировать заказ". Кстати, формулировка "Осуществить поиск" у тебя не правильная, не целевая. Ну осуществил я поиск, цель достигнута? Не факт. И таким образом, формулировка фичи и пользовательской задачи в общем случае не совпадает, даже если соответствует 1-к-1.



Re: Типы вариантов использования Ответ #2 : 01 Февраля 2008, 14:19:39
Согласен с Денисом
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Re: Типы вариантов использования Ответ #3 : 01 Февраля 2008, 16:20:20
Хорошо.

Почему спрашиваю. Рассматриваю многочисленные примеры в разных книгах и в статьях. Вижу, что варианты использования формулируются как задачи пользователя.

Возьмем например Боггсов (Уэнди Боггс (Wendy Boggs) Майкл Боггс (Michael Boggs) UML и Rational Rose Упражнения)
Вот на вложении отображены варианты использования системы
Как видим ВИ изображают задачи пользователя, особенно для клерка Оформить заказа, Отклонить заказ

Как в данной ситуации быть?



Re: Типы вариантов использования Ответ #4 : 01 Февраля 2008, 16:33:13
Эд, а что не так?
По-моему всё правильно - варианты использования на уровне системы = способы сценарного решения соответствующих задач пользователя и прочих агентов.



Re: Типы вариантов использования Ответ #5 : 01 Февраля 2008, 17:31:28
Эд,

Всме зависит от уровня детализации, кот. ты выбираешь.
Вот возмем два ВИ "Ввести новый заказ" и "Изменить сущ заказ". В контексте данной диаграммы можно показать 2 ВИ, т.к. кол-во ВИ это позволяет, но если ты будешь делать большую систему, то ВИ "Изменить сущ заказ" будет альтернативным сценарием ВИ "Ввести новый заказ", т.к. если ты будешь выводить CRUD ВИ для каждого пользователя, то ДВИ будет перегружена.
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Re: Типы вариантов использования Ответ #6 : 01 Февраля 2008, 18:11:54
Эд, а что не так?
По-моему всё правильно - варианты использования на уровне системы = способы сценарного решения соответствующих задач пользователя и прочих агентов.
понято. принято
просто после твоего поста в задаче на построение ДВИ
Эд, я думаю-таки, что "Принять заказ" - это прецедент, который отрабатывается Диспетчером во взаимодействии с Клиентом, а не Системой. Во взаимодействии с Системой он может только "Зарегистрировать заказ".
возник у меня перекос сознания



Re: Типы вариантов использования Ответ #7 : 01 Февраля 2008, 22:29:13
Кстати, Саша, мне думается следует прописать в FAQ вопросы, связанные с формулировкой, уровнями ВИ, причем четко показать переход от одного уровня к другому, что как преобразуется и почему. Мне кажется, это очень полезно, так часто именно на этом спотыкаются начинающие, и не только...



Re: Типы вариантов использования Ответ #8 : 02 Февраля 2008, 16:51:01
Эд, добавлю
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Re: Типы вариантов использования Ответ #9 : 02 Февраля 2008, 16:52:57
Саш, обрати внимания я там кое-какую критику навел на faq по use-cases и кое-что добавил




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19