Система поддержки процесса обучения (на примере кафедры)(Прочитано 4695 раз)
Доброго времени суток! Вдохновила эта тема, и я решил так же предложить совместную разработку СППР (система поддержки принятия решений) в процессе обучения (на примере кафедры).
Цель данного проекта - разработка СППР, позволяющей ЛПР эффективно принимать решения на основании информации об агентах УП (учебного процесса). УП основан на образовательных стандартах ВПО 3-го поколения и включает модульно-рейтинговую систему.
Немного о себе: Я студент Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ, г.Уфа, Башкортостан, кто не в курсе :) ), на данный момент пишу диплом, который, возможно, дальше перерастет в диссер (планирую в аспирантуру).
Специальность, на которой я обучаюсь - моделирование и исследование операций в ОТС.

Немного о дипломе разрабатываемой системе:
1) Необходимо создать систему, которая облегчит труд преподавателей, заведующего кафедрой и студента.
2) В чем заключается "облегчение":
  • Унификация правил для составления балльно-рейтинговых карт дисциплин согласно государственным образовательным стандартам и уменьшение интенсивности труда преподавателя при составлении БРК и учебного плана. Система должна быть доступна для использования даже неподготовленным пользователем
  • Учебный план составляется на основании БРК дисциплины
  • 3)   журнал успеваемости студента, отражающий баллы, набранные студентом за всю его учебную деятельность, позволяющий контролировать процесс подсчета рейтинга
Это основные инструменты. Далее планируется расширение возможностей системы (зависит от того, как много я успею к дате защиты  :) )

Я здесь первый день, хотелось бы, чтобы если сообществу будет интересна данная тема, чтобы кто нибудь из опытных форумчан взялся за курирование данным проектом.
Если интересно, продолжу тему и выложу свои наработки на данный момент.



Сначала давайте начнем с описания текущих проблем и целей разработки системы.

З.Ы. Конечно легче было бы, если несколько человек участвовали в разработке требований к Системе.
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Цитировать
Унификация правил для составления балльно-рейтинговых карт дисциплин согласно государственным образовательным стандартам и уменьшение интенсивности труда преподавателя при составлении БРК и учебного плана. Система должна быть доступна для использования даже неподготовленным пользователем
Учебный план составляется на основании БРК дисциплины
3)   журнал успеваемости студента, отражающий баллы, набранные студентом за всю его учебную деятельность, позволяющий контролировать процесс подсчета рейтинга

А как нибудь попроще можно :)

1. Составление БРК.
2. Составление учебного плана. Полуавтоматически на основании данных БРК
3. Учет успеваемости студентов (ввод, редактирование, удаление оценок , получение срезов на контрольные точки  и т.п.)

Поясните (детализируйте) пожалуйста процесс составления балльно-рейтинговых карт.
«Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно.»
-- L. A. Seneca --



Балльно-рейтинговая система организации учебной дисциплины включает следующие компоненты:
 - технологическая карта изучения учебной дисциплины;
 - учебно-методический комплекс;
 - информационно-техническая база;
 - постоянное взаимодействие преподавателя и студента с целью контроля самостоятельной учебной работы студента, выявления фактического результата обучения и целенаправленного влияния на ход учебного процесса;
 - текущий контроль учебной работы студента;
 - текущая (внутрисеместровая) аттестация;
 - промежуточная аттестация (по итогам изучения учебной дисциплины в семестре).

Технологическая карта определяет порядок изучения учебной дисциплины, совокупность видов учебной нагрузки студента, график проведения текущих аттестаций, систему мероприятий по контролю знаний, условия и процедуру их оценки.

Здесь можно сказать что нужна форма ввода информации для преподавателя ...
«Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно.»
-- L. A. Seneca --



Сначала давайте начнем с описания текущих проблем и целей разработки системы.

Да, конечно, не стал подробно расписывать проблематику, очень приятно, что отклик нашелся.

Собственно, о чем речь:
На основании образовательных стандартов ВПО третьего поколения в университете вышел приказ "Об утверждении «Положения модульно-рейтинговой системы (МРС) подготовки студентов», из которого вытекает, что структурным подразделениям необходимо обеспечить переход на МРС подготовки студентов. Переход возлагается на кафедры и их преподавательский состав.
Подробнее о МРС можно узнать на федеральном сайте российского образования.

Все это хорошо, МРС по сути, не только система оценки результатов обучения, но и хороший инструмент контроля качества образовательной деятельности университета.

В основе МРС лежит балльно-рейтинговая система, которая предусматривает текущий(посещение занятий, выполнение ткстов и заданий на семинарских и лабораторных работах и тп), рубежный(контр.раб, коллоквиумы, РГР) и промежуточный контроли (крусовая раб, зачет, экзамен).

На основании полученного учебного плана кафедра составляет учебные программы по дисциплинам , включающие:
1) Темы модуля (вообще модуль и дисциплина разные понятия, но раз уж в приказе оперируют ими как равноценными терминами, допустим такую погрешность и не будем обращать на это внимание в дальнейшем).
2) Трудоемкость (в часах), распределенная по видам работы;
3) Перечень образовательных результатов и критерии их оценивания, пакет контрольно-измерительных материалов для текущего и рубежного конттроля аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Распределение баллов и образовательные результаты по модулю (модулям), критерии оценивания результатов, количество баллов по видам контроля и формам работы отражается в бально-рейтиноговой карте (БРК).
Т.е. БРК сожержит информацию, сколько и за какую работу выдаются баллы.

БРК разрабатывается преподавателем.

Хватит теории, ближе к делу:
Для чего внедряется МРС:
Основной замысел введения МРС заключается в достижении управляемости учебного процесса со стороны преподавателя и студента. Управляемость достигается за счет:
−   создания стимулов для организации самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя и заведующего кафедрой;
−   создания стимулов для студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности;
−   определения требований к учебной деятельности и ее результатам  со стороны преподавателя в начале занятий;
−   достижения прозрачности оценок студента и измерения успеваемости по группе, потоку, факультету;
−   самостоятельного выбора со стороны студента видов  работ и степени ее сложности, времени на его выполнения и т.д.
−   более четкое распределение ответственности в учебном процессе между преподавателем и студентом. Иначе говоря, если преподаватель выполнил все требования модульно-рейтинговой системы, то студент полностью отвечает за результаты своей учебы со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
Регулярная оценка качества образования  в виде представительного массива результатов контроля является звеном обратной связи между преподавателями и студентами, которая позволяет не только зафиксировать степень освоения какой-либо дисциплины конкретным студентом на текущий момент, но и определить  адекватность методики преподавания современным требованиям, а также выявить тенденции развития процесса обучения.

Но есть несколько больших минусов!
1) новые технологии не так легко вводятся в практику. На это требуется много времени и труда. В этом основная проблема, ведь нужно очень быстро реагировать на запросы современности.
2) общих правил вычисления баллов пока нет (порой даже в рамках одного ВУЗа)
3) введение МРС увеличивает интенсивность труда преподавателя в связи с организацией персонального контроля знаний, подготовки заданий и другого методического обеспечения, составления балльно-рейтинговых карт дисциплин.
4) Не достигается открытость. Формулы вычисления рейтинга не простые, и для того чтобы вычислить рейтинг точно преподавателю необходимо проводить большой труд в неурочное время. Но общих расчетных программ опять же пока нет. В результате студенты будут знать свой конечный рейтинг, но не смогут отследить сам процесс подсчета.
5) Слишком большой массив информации, который невозможно  сложно обработать вручную.

Постановка задачи:
Явным выходом из сложившейся ситуации является внедрение СППР, которая возмет на себя следующие функции:
1) −   систематический, распределенный во времени,  сбор информации и частичный контроль  учебного  процесса
2) −   Унификация правил для составления балльно-рейтинговых карт дисциплин, автоматизация составления БРК и учебных программ
3) −   Удобное, открытое представление рейтинга студента в режиме реального доступа, отражающее баллы, набранные им в учебном процессе.
Все это позволит в разы (хотя это понятно и без построения математической модели, мы к этому еще вернемся) сократить инетенсивность труда преподавателя, ЛПР.

Так как основную деятельность в этом ведет кафедра и сотрудники, то решено  рассмтривать ее как единую систему, потому что ее свойства переносимы (на другие кафедры) и расширяема (отражает процесс обучения в универе в целом).

О боже, сколько текста, прошу всех прощения, постарался выделить важные участки для более удобного усвоения информации.



Еще одна проблема. в первом сообщении я написал, что являюсь студентом спец-ти "Моделирование и исследование операций в ОТС". Диплом должен соответствовать. Для меня важна не столько разработка системы (я ее разработаю, но к защите диплома вероятно не успею), сколько соответствие понятию СППР. Хотя системы поддержки бывают разные, у нас определенные требования:
в ВКР должна хорошо отражена оптимизационная задача либо аналитика ОТС. Данная СППР включает или может включать все это, но я не могу решить, что взять за основу изучения.
Себе я сделал описал постановку задачи:
1) СППР должна повысить технико-экономические показатели путем уменьшения трудозатрат преподавателя и ЛПР.

Но в таком случае теряется смысл СППР, так как она должна не только предоставлять читабельную и юзабельную информацию о процессе обучения  для  самостоятельного принятия решений ЛПР (как я считаю), но и предлагать варианты решений (с чем я бы поспорил, так это не обязательное условие в определении СППР. Но что поделать, дипломный рукводитель всегда прав :) ).
В таком случае, в рамках данной системы я бы мог предложить следующие варианты:
1) Обрабатывается информация о всем потоке, в котором выявляются проблемные элементы (студенты, а может даже группы), в работе которой есть сильное отклонение от нормы (в худшую сторону, хотя можно и влучшую, тогда это будет инструмент для поиска не только двоечников, но и умников :) ), например: студент пропускает злостно занятия уважительной причины, выявлена тенденция ухудшения показателей усвоения знаний (студент, группа), не оказывается должное внимание куратором на деятельность группы, преподаватель перестал преподавать и т.д. - с такой информаций можно играть по всякому и использовать для различных случаев. А поддержка принятия решений заключается в следующем:
а) ЛПРу нет необходимости просмтатривать весь массив данных, система выводит список лишь по определенным критериям (настраиваемых ЛПР)
б) На основании построения тенденции учебного процесса делать прогноз, позволяющий проводить профилактику назревающих проблем, либо поиск наиболее выигрышного варианта действия (основываясь на некой базе знаний), хотя пока я представления не имею как это можно осуществить.
2) Инструмент для построения БРК и учебного плана не только позволяет самостоятельно (хотя и с использованием автоматической части) составить БРК, но и сама предлагает различные варианты (опять же из базы знаний, например, основываясь на прошлых БРК этого преподавателя, на БРК этой же дисциплины, но другого преподавателя, по типу дисциплины, и т.д.).
О, тут же появилась еще идея - сохранять все важные действия, элементы в некую Базу знаний дял дальнейшего использования системой. Похоже, меня уносит не в те дали  ;D
3) Фишка для студентов:
Система поиска оптимального усвоения учебного плана для достижения определенной отметки (уровня знаний или количества баллов). Допустим, студент хочет 4-ку, чтобы не сильно напрягаться. Система автоматически выводит возможные варианты сбора очков усвоения знания, ведущих к цели студента. А так же возможно уведомление об ухудшении индивидуального учебного процесса.

Но если все же остановиться на первом варианте (расчет эффективности внедрения путем оценки интенсивности труда до и после), то у меня сейчас встала проблема не то что с построения функциональной модели, а даже с построения мат.модели...

верное ли я понимаю, что в данном случае значением математической функции является показатели человеко-часов, потраченных на работу?
Допустим, функцию можно выразить в форме y=S+G+T - где S, G, T - это переменные, отражающие объем работы со студентами, группами и преподавателями соответственно.  Тогда нам нужно уменьшить значение этих переменных путем управления входными данными и настройкой выходных данных (нет необходимости работать всеми, нужно обратить внимание только на проблемные элементы). Надеюсь, выражаюсь логично и понятно, не спал более суток. Жду ваши замечания и предложения, до связи! =)




А почему вы полагаете, что эта система будет чем-то полезна преподавателю, тем более студенту.
Поясню свою мысль, у нас в вузе имеется, так называемая, рейтинговая система. Т.е. после каждого занятия преподаватель выставляет некоторый балл, баллы суммируются и должны своевременно выставляться в ведомость к контрольной точке. Их три, но реально работаю две, поскольку последняя получается автоматом из ведомости зачета или экзамена.
Так вот несмотря на существование этой системы уже на протяжении более, чем 10 лет, все равно большая половина преподов постоянно ругается в моменты выставления оценок, делает это не своевременно и считает это лабудой (что на самом деле и есть)

Т.е. мысль такая, создание и внедрение системы
 - это лишняя головная боль для всех, кому придется постоянно ею пользоваться
 - делаются такие системы не под человека, а под разработчика (к сожалению) или под руководителя (ну вот пусть он и заполняет данные :))

Итак, какую такую пользу принесет система:
студенту
преподавателю
и т.д.

Мне бы хотелось начать с этого. Причем кратко без кучи текста, который малопонятен и слишком специфичен (ну и скучен)
« Последнее редактирование: 20 Декабря 2012, 22:10:58 от Galogen »



Вдохновила эта тема, и я решил...
Видимо вдохновила не на долго :)
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19