Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)(Прочитано 31558 раз)
Уважаемые коллеги.

Меня зовут Алексей. Я работаю не бизнес аналитиком, а менеджером проектов в ИТ. Недавно, один мой старый друг описывал мне проблемы, которые возникали и продолжают возникать у них в компании, в процессе работы над интернет проектами (созданием сайтов). При описании одной из них, я задумался и не смог придумать решение. Выношу проблему на общее обсуждение заинтересовавшихся.

Дано:
Есть компания, которая занимается созданием сайтов с нуля и под ключ. В этой компании, на многих проектах возникает следующая проблема. При попытке сдать дизайн сайта Заказчик говорит: "Все хорошо, но вот тут бы подправить...", ну, и как вы понимаете, таких итераций возникает большое количество, а время дизайнера необходимо оплачивать. Если контракт T&M, то все более-менее хорошо, иначе-плачевно. Получается, с одной стороны время дизайнера, перерасход которого никто оплачивать не собирается, с другой стороны перспектива получить деньги за последующие этапы (дизайн, как правило один из первых этапов). При этом бриф для дизайнера, функциональное задание и ТЗ пишется и утверждается, и эскизы, показываемые Заказчику им соответствуют. Так, что не сказать, что проблема от каши в голове, но ведь можно под один бриф подобрать тысячи вариантов дизайна. Вот и мучается человек, в попытках удовлетворить Заказчика.
Мне кажется, проблема тут кроется в том, что для дизайна подобрать четкие критерии приемки проблематично.
Вопрос:Как же быть? На текущий момент компания фиксирует итерации или сроки на дизайн или количество эскизов, но ведь это не факт, что повышает удовлетворенность Заказчика. А хотелось бы и дизайн, удовлетворяющий клиента получить и по деньгам не просесть.
Коллеги, кто сталкивался с проблемой и решил ее - напишите, пожалуйста. Кто не сталкивался, но имеет идеи - все равно напишите, возможно здесь мы решение и найдем.

Всем спасибо,
Алексей



Один из вариантов, точнее модификация вашего подхода к фиксации итераций: делайте число итераций при разработке сайта малым, но в договоре оговаривайте возможность (платную) для Заказчика подавать заявки на доработку, но уже после приема работы Заказчиком. Мотивировать тем, что на готовом продукте, а не на прототипе, Заказчик сможет принять взвешенное решение что действительно важно поменять, а на что можно махнуть рукой и деньги съэкономить.



Тут может быть 2 подхода:
1) закладывать предполагаемое время на доработку и согласование в цену, с запасом
2) если последующие этапы более прибыльны и покроют превышение трудозатрат на дизайн - списывать превышение на пресейл
3) определённый объём доработок гарантировать после сдачи проекта, в рамках тех. поддержки.

Для коммерческого предприятия удовлетворённость Заказчика - лишь один из инструментов получения экономической прибыли, причём обычно не самый важный. Например, Заказчик будет максимально удовлетворён, если Ваша компания сделает для него всё в лучшем виде и бесплатно, и его совершенно не будет волновать, что она потом обанкротится.



to AlexTheRaven:
какие два из трёх? :о)))

расскажу в контексте обсуждаемого историю:
в одном музее была какая-то большая (по размеру) картина одного из старых мастеров. а значит была ценной и старой. от времени на ее поверхности появилось большое количество пятен, причем разного размера, существенно портящих и впечатление зрителей, и саму картину.
администрация музея пригласила реставратора, была проведена экспертиза и было принято решение, что с учетом стоимости работ следует удалить 3-4 самых больших пятна. реставратор добросовестно выполнил задачу, но когда он показал отреставрированную картину, ему указали на 3 больших пятна, которые следовало бы удалить. он снова сделал это, но потом нашлись следующие 3 пятна.

Ничего не напоминает?  Кстати, реставратор оказался умнее дизайнеров интернет-сайтов и сделал так, чтобы больше подобных желаний не возникало.

чтобы не занимать Ваше время, сразу скажу, что сделал это реставратор. Он выбрал 10-20 самых больших и мешающих восприятию пятен и удалил их. После чего администрация музея осталась довольна. И хотя в окончании этой истории умалчивается о вознаграждении, думаю, основной ответ на Ваш вопрос в ней есть. Более того, компании других профилей давно пользуются подобными вещами.

Аналогичным образом рекомендую поступить и Вашему приятелю.
« Последнее редактирование: 14 Августа 2009, 12:28:34 от Водолей »
Лью воду...



К 3ем вариантам AlexTheRaven, можно еще добавить:
4. В Договоре прописать и на словах озвучить заказчику, что затраты на доработки по дизайну вы делите 50 на 50 с ним
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Аналогичным образом рекомендую поступить и Вашему приятелю.
Дизайн сайта и пятна на картине малосопоставимы. Пятно существует объективно, может быть обнаружено реставратором и удалено заранее. Предсказать же, что именно не понравится заказчику дизайнер, как правило, не в силах.



В общем-то согласен с 474. Реставратор мог договориться, что а) общая площадь пятен будет составлять не более x% картины, при этом б) площать пятен на произвольно выбранной области в n кв.см. будет не более m кв.см. С дизайном так не сделаешь. Т.е. иначе говоря, реставратор все-таки мог найти критерии приемки, а по сайту что выбрать?
Дело не только в затратах, но и в сроках. Стадия дизайна зачастую держит дальнейшие этапы...
« Последнее редактирование: 14 Августа 2009, 11:04:16 от Koshmarik »



Цитата: 474
Дизайн сайта и пятна на картине малосопоставимы. Пятно существует объективно, может быть обнаружено реставратором и удалено заранее. Предсказать же, что именно не понравится заказчику дизайнер, как правило, не в силах.

сопоставимы-сопоставимы...
это значит плохой дизайнер, который только и может, что дизайнить. а ведь там тоже требования, только выраженные в более мягкой и поэтому менее понятной форме "мне бы хотелось", "это нам не подходит"

Цитата: Koshmarik
В общем-то согласен с 474. Реставратор мог договориться, что а) общая площадь пятен будет составлять не более x% картины, при этом б) площать пятен на произвольно выбранной области в n кв.см. будет не более m кв.см. С дизайном так не сделаешь. Т.е. иначе говоря, реставратор все-таки мог найти критерии приемки, а по сайту что выбрать?
Дело не только в затратах, но и в сроках. Стадия дизайна зачастую держит дальнейшие этапы...

любят же ИТ-ишники фигнёй заниматься :о)))
конечно есть критерии, только их нужно уметь выявить.

что значит "держит"? у вас фиксированные сроки проекта? а почему на дизайн сроки не фиксируются тогда. ограничение сроков - вполне себе критерий: вы должны за час выбрать любой из представленных 10 вариантов или любую их комбинацию.
читайте кирсанова (если не спутал фамилию автора)
Лью воду...



чтобы не занимать Ваше время, сразу скажу, что сделал это реставратор. Он выбрал 10-20 самых больших и мешающих восприятию пятен и удалил их. После чего администрация музея осталась довольна.
Неверно. Он не удалил их, а сделал их меньше. Кроме того он выбрал еще с десяток пятен и увеличил их. Таким образом на картине получилось 20-30 примерно одинаково больших пятен, которые не бросались в глаза.

В принципе, так тоже можно делать. Раскрашен сайт плох, но одинаково плохо.
Сергей Мартыненко
http://martyinenko-sergey1.moikrug.ru/



Раскраска сайта и его кодирование - два разных проекта и должны оцениваться по разному.

Писатели часто пишут книги по заказу. И аким то образом им удается это делать?
Сергей Мартыненко
http://martyinenko-sergey1.moikrug.ru/



При попытке сдать дизайн сайта Заказчик говорит: "Все хорошо, но вот тут бы подправить...", ну, и как вы понимаете, таких итераций возникает большое количество, а время дизайнера необходимо оплачивать. Если контракт T&M, то все более-менее хорошо, иначе-плачевно. Получается, с одной стороны время дизайнера, перерасход которого никто оплачивать не собирается, с другой стороны перспектива получить деньги за последующие этапы (дизайн, как правило один из первых этапов). При этом бриф для дизайнера, функциональное задание и ТЗ пишется и утверждается, и эскизы, показываемые Заказчику им соответствуют.


Дизайн дело неблагодарное, вроде политики или воспитания чужих детей. Каждый считает себя экспертом, причём это не лечится.

По возможности прописать количество и содержание этапов по разработке дизайна в ТЗ или договоре, и потом ему следовать.
Скажем, 1-й этап - обсуждается и утверждается навигация, перечень и состав экранов, 2-й - варианты оформления в виде эскизов, третий - доводка по предложениям заказчика.
Можно ещё оговорить или даже подарить заказчику 4-й, бонусный этап - доводка по результатам опытной эксплуатации.

Важно то, что все пожелания и хотелки сводятся и обсуждаются в определённые, заранее оговоренные моменты времени, а не непрерывно в процессе разработки, когда заказчику кто-то что-то посоветовал, или он сам прочитал очередную главу Ководства.

Но может быть, именно это и делается ("компания фиксирует итерации"), просто недостаточно чётко определены результаты каждого этапа?
greesha.ru

Реальность - это убийство прекрасной теории бандой мерзких фактов. (Роберт Гласс)



По поводу фиксации сроков на дизайн отдельно - принято. Но только у Заказчика обычно деадлайн на готовый сайт такое-то число. И понятно, что оправдать себя и прикрыть зад тем, что именно Заказчик срывает сроки можно легко, но цель-то не в этом... По поводу хотелок, дело не в них. Просто критерий "нравится-не нравится" настолько субъективный, что сложно, очень сложно понять как его удовлетворить. Коллеги, поймите, цель отнюдь не сказать Заказчику: "Сам дурак" и обосновать это. Цель - сделать клиента довольным дизайном и не в ущерб себе.  Со всеми его заморочками...



Алексей, Вы знаете анекдот про царя зверей и "Умные на лево, красивые на право"?

Критерий общий не вывести для "нравится-не нравится". Максимум, из сумасшедшего - могу посоветовать озвучивание независимой платной экспертизы у какой-нибудь веб-студии за деньги заказчика. Бред полный и влетит в копеечку. Заказчик может быть не доволен, но вот как это преподнесете.. или работой команды у которой он сделал заказ или работой экспертов-оценщиков :)
« Последнее редактирование: 14 Августа 2009, 15:21:21 от ASG(Сергей) »
Per aspera ad astra.



Вот почему все так любят отвечать вопросом на вопрос???
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Вот почему все так любят отвечать вопросом на вопрос???

Стремление не дать прямой ответ человеку, а подвести его к нему, что бы он САМ вывел решение которое лучше отразит его мировоззрение. Это экономит тучу времени на выяснение деталей.
наверное так :)
« Последнее редактирование: 14 Августа 2009, 15:30:01 от ASG(Сергей) »
Per aspera ad astra.




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19