Опыт преподавания объектно-ориентированного подхода в моделировании, анализе(Прочитано 71678 раз)
Помню, тут речь заходила про экзаменационные задания. Некоторые варианты положил здесь:
http://sp.cmc.msu.ru/courses/prak5/exam.html



Виктор, очень интересные билеты.

Я таких билетов пока не делаю. Ниже приведу примеры билетов двух курсов: теория информационных процессов и систем(ТИПИС) и основы объектно-ориентированного анализа (ОООА).

К Вам же вопрос: как называется Ваш курс? Количество аудиторных часов? Ориентировочная программа? Как Вы оцениваете результаты экзамена? Что такое предварительный экзамен в Вашем случае? Сколько времени даете на экзамен?

У меня экзамен идет 3 академических часа, но реально превращается в 3 астрономических. Потому я использую именно астрономические. Потом проверяю в течение 3-4 часов.

В качестве примера приведу билет по ТИПИС:

1.   Понятие информационной системы и информационного процесса: общие и основные информационные процессы.
2.   Принципы представления связей в реляционной модели данных. Понятие внешнего ключа, ограничения ссылочной целостности.
3.   Используя представленную таблицу, построить модель данных.
Научный руководитель   Телефон научного руководителя   Студент    Специализация     Заведующий кафедрой
Петров С.А.               221-23-45                                     Морозов А.С.   Бухучет                Зеленый М.П.
Сидоров М.Л.               221-44-44                                     Сигарева А.А.   Инф. Технологии Мастеровой С.П.
Сидоров М.Л.               221-44-44                                     Лаптева Д.А.   Инф. Технологии Мастеровой С.П.
Абрацумян К.Н.               221-23-46                                     Шкарев А.М.   Аудит                Зеленый М.П.

4.   Мастер собирает по чертежам столы из комплектующих деталей, используя клеевой способ сборки и способ сборки на винтах. Выполнить структурный анализ в нотации IDEF0 (построить контекстную диаграмму и произвести необходимую декомпозицию).

А также билет по ОООА. К сожалению в этом году экзамена нет, только зачет

Предложить модель системы автоматизации сдачи экзамена по предмету. Описание сдачи экзамена в традиционной форме: студент приходит на экзамен, имея допуск к экзамену по данному предмету. Студент выбирает билет. Преподаватель фиксирует ФИО студента, проверяет возможность сдачи им экзамена и фиксирует номер взятого билета. Студент готовится положенный срок и сдает ответы на вопросы экзаменационного билета в письменном (устной) виде. Преподаватель, проверив ответы, выставляет оценку в зачетную книжку и ведомость. Закончив прием экзамена, преподаватель сдает ведомость в деканат. В ведомости указывается дата экзамена, название предмета, номер группы, факультет, семестр, учебный год. Для каждого студента выставляется рейтинг (минимум 26 максимум 50) за семестр (преподавателем, который ведет практические занятия), результат за экзамен (минимум 26 максимум 50), итоговая оценка (рейтинг + экзамен) в виде баллов и оценки {неудовлетворительно(<52), удовлетворительно(<70), хорошо(<85), отлично(>=85)} либо не явился, если студент не явился или не допущен к экзамену. Экзаменационный билет может содержать теоретический вопрос, задачи или задания, или выглядеть как тест.

1. Построить диаграмму вариантов использования, определить действующих лиц, участников задачи, определить границы системы и выделить возможные варианты использования уровня цели пользователя.
2. Для одного из вариантов использования (можно для всех – будет бонус в случае успеха или конфликтной ситуации) составить полное описание в соответствии с шаблоном.
3. Для другого варианта использования изобразить диаграмму деятельности с указанием плавательных дорожек, основного и альтернативных (исключительных) потоков. Или диаграмму последовательности.
4. Построить модель классов предметной области задачи.
5. Для одного из объектов или для всей системы построить диаграмму изменения его состояний.



Виктор,

Присоединяйтесь к теме: http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=557.0
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



К Вам же вопрос: как называется Ваш курс? Количество аудиторных часов? Ориентировочная программа? Как Вы оцениваете результаты экзамена? Что такое предварительный экзамен в Вашем случае? Сколько времени даете на экзамен?
Курс называется "Объектно-ориентированный анализ и проектирование". Мне достался по наследству от А. М. Вендрова, который читал его с 2000 по 2006 на нашем факультете (ВМК МГУ).
Программу положил тут:
http://sp.cmc.msu.ru/courses/prak5/ooapprogram.zip
Распределение часов не совсем соответствует действительности + добавилась лекция по OCL.
Выложен вариант, который я давал в Черноморском филиале. Там занятия велись "вахтовым" методом: 2 недели сплошного ООАиП по 4 пары в день, в конце экзамен. Писали 2 астрономических часа. Все студенты, посещавшие лекции и работавшие на семинарах, справились успешно, на мой взгляд. В группе из 25 человек 9 отл, 2 хор, 6 уд., 8 неуд. Предварительный экзамен -- это возможность сдать предмет в зачетную сессию, результат его либо засчитывается, либо студент приходит на основной в январе. При этом варианты по трудности одни одинаковы.



Виктор,
Присоединяйтесь к теме: http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=557.0
bas, дело интересное и нужное, но зима у кого-то каникулы, а у меня -- уборочная. :)



Виктор,

программа Вашего курса во многом перекликается с нашим курсом по проектированию информационных систем. Это что касается по духу.

Различия: у нас больше часов, этот курс я не читаю, тот, кто его читает, препадает его в таком виде: одна часть - это этапы проектирования и техническая документация, другая часть - рассказывают, что такое UML. На практикум разбит на семинарские занятия и лабораторные + курсовая. Упор делается на DFD, UML так для пристежки (что меня сильно удручает). Никакого архитектурного анализа, никаких the best practices.

Что читаю я:
в рамках ТИПиС: введение в системный анализ, общие положения по информационным системам и принципам их построения, структурные нотации IDEF, DFD. На практике делаем то, что описано в ветке: http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=445.0. То есть главным образом бизнес-моделирование с выходом на концепцию и начала анализа предметной области. Часов примерно как в Вашем - 76.

в рамках ОООА: основы UML (достаточно бегло), общие принципы ОО моделирования и анализа. На практике делали в прошлом году то, что описано в данной ветке: http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=137.0

в этом году хочу несколько переделать курс в ключе: http://www.intuit.ru/department/itmngt/analisis/, т.е. дать основы требованиям, согласованности разных моделей, основы UML и его использования. Правда по часам курс у меня скромнее - всего 60. Прийдется пренебречь вопросами проектирования, изучением шаблонов, что, конечно, жаль, т.к. в курсе проектирования ИС, где по идее это и стоило рассмотреть, вряд ли будет продолжение :( .

В программе, что Вы даи посмотреть есть пособие: 2.   Вендров А. М., Малышко В. В. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с использованием UML. – М.: Издательский отдел факультета ВМиК МГУ, 2002.
Нельзя ли на него посмотреть в ближайшем рассмотрении? Адрес почты: galiaskarov чаучау isuct точка ru.

В прошлом году я OCL давал немного. Вообще строил курс главным образом по книге Рамбо и Блаха "UML 2.0 Объектно-ориентированое моделирование и разработка"

Подумываю на таким вопросом: полностью перестроить курс ТИПиС и ОООА, поскольку курсы мои, то логически выстроить их так:
1. Системный анализ (важно да и дань ГОС)
2. Основы ИС (история, определения, классификация, назначение, виды и структура обеспечения)
3. Методологические основы разработки без особой привязки к парадигме.
4. Бизнес анализ и анализ предметной области (бизнес моделирование)
5. Методологии и нотации - типа обзора
6. Требования, анализ требований
7. Моделирование данных (IDEF1x)
(это часть остается в ТИПиС)
8.Методологические основы ООАиП
9.UML
10.OCL
11.Шаблоны проектирования
(это часть в ОООА)

Нотации рассмотреть в целом обзорно хотелось бы затронуть IDEF0, DFD, IDEF1x, Эрексона Пенкера, BPMN, UML.
В контексте лекций сделать упор на какую-то определенную нотацию - скорее всего UML, BPMN


Билет я посмотрел. Очень интересно, хотелось бы обменяться мнениями и впечатлениями, а также собственными заготовленными материалами.

Заинтересовали два вот этих вопроса:
17.   Моделирование бизнес-процессов. Модель бизнес-процессов. Модель бизнес-анализа. Примеры. Переход от бизнес-моделей к моделям системы.
18.   Моделирование бизнес-процессов по методу Эриксона и Пенкера. 4 представления. Сравнение с методикой RUP. Пример.

Особенно второй
« Последнее редактирование: 20 Декабря 2007, 19:54:15 от Galogen »



Galogen,
пособие можно скачать тут (~1Мб):
http://sp.cmc.msu.ru/courses/prak5/umlpracticum.pdf
Честно признаюсь, оно устарело. Упомянуто, так как неудобно -- лектор и без книжки.  ::)
А. М. Вендров издал обновленное пособие в 2004-ом году (~1Мб):
http://sp.cmc.msu.ru/courses/prak5/umlpracticum2004.pdf
почти полный аналог "Практикума", вышедшего в "Финансах и статистике". Оно и является базовым для семинарских занятий.
Бизнес-моделирование в рамках курса дается на ознакомительном уровне. Для студентов я выложил конспект (~750Кб, zip, word):
http://sp.cmc.msu.ru/courses/prak5/conspect04.zip
Дайте знать, если увидите, что я "начудил".  ;D



Виктор,

Так не обязательно в каникулы, можно и попозже. Главное чтобы было желание и не затягивалось оно на долго.
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Виктор,
спасибо.

Если эти практикумуы то, что я думаю, то у меня они есть. Как есть закупленные в библиотеку для студентов книги. Также есть учебник Вендрова 1-е издание от 2000 года.

Конспект лекция посмотрел. Вполне комильфо, хотя и кратко. Нотации Эриксона - Пенкера, как я понимаю, взяты из книги Business Modeling with UML: Business Patterns at Work by Hans-Erik Eriksson and Magnus Penker ISBN: 0471295515.
Книга имеется в электронном виде, но руки никак не доходят.

Правда, я склоняюсь к использованию BPMN. Хотя переход к нотациям Эриксона-Пенкера после IDEF0 более очевидный.

Вообще трудно решится, что лучше. Хотя нотация Эриксона поддержена в Enterprise Architect и лекго в использовании.

Мои студенты активно используют их в бакалаврских и дипломных работах. Правда глубоко понимания их кажется нет, скорее как заменитель IDEF0 и возможность расширять вариантами использования и диаграммами активности



Конспект лекция посмотрел. Вполне комильфо, хотя и кратко. Нотации Эриксона - Пенкера, как я понимаю, взяты из книги Business Modeling with UML: Business Patterns at Work by Hans-Erik Eriksson and Magnus Penker ISBN: 0471295515.
Книга имеется в электронном виде, но руки никак не доходят.
Galogen, да, книжка эта. Этот год -- первый, поэтому читал, что было до меня. За наводку на BPMN благодарю.



Виктор, вообще мне интересно:
1. кого вы готовите
2. на каком курсе предмет
3. что они к этому моменту уже знают и какой опыт имели
4. какие параллельно предметы проходит (конечно из области ИТ)

Отвечая на эти вопросы лично, можно получить:
1. специалистов в области информационных систем и технологий - понятие слишком широкое, но по другому не скажешь, это не специалисты в области ИТ с уклоном в некую предметную область: экономика, химия, производство или нечто иное. У нас получается как -то так объемно-абстрактно: на первых курсах вдалбливают физику (3 семестра, электротехнику и схемотехнику - 2 семестра, всякое моделирование физических систем - 2 семестр). На страших курсах, вдруг делаем вираж в сторону экономико-управленческих наук: экономика предприятия, маркетинг, менеджмент, тэа. Зав каф. говорит - типа наши , специалисты широкого профиля, мне смешно...
2. ТИПиС 1 семестр 3 курса, ОООА - 2 семестр - 3 курса
3. немного опыта программирования на Паскале, изучены общеобразовательные предметы, прочитан 2-х семестровый курс Информационные технологии, Архитектура ЭВМ и Сети, Операционные системы
4. Паралельно проходят Надежность ИС, Базы данных, Первый семестр технология объектного программирования, моделирование систем



Виктор, вообще мне интересно:
1. кого вы готовите
2. на каком курсе предмет
3. что они к этому моменту уже знают и какой опыт имели
4. какие параллельно предметы проходит (конечно из области ИТ)
Учебный план наших студентов (с III по V курс) лежит тут:
http://sp.cmc.msu.ru/info/plan03-08.zip
Сейчас курс ООАиП переползает с 9-го семестра на 7-ой (4-ый курс).
Кого готовит ВМК, ответить затруднительно. Формально: математиков - системных программистов. Учебный план наполнен матаном, дифурами, вычметодами, матфизикой в больших объемах. На 3-5 курсах пытаемся из математиков сделать программистов, разработчиков и IT-шников. Выходит то, что выходит.
Последние несколько лет появились бакалавры. Кто такие, чего учат -- для меня загадка, но курс также вставлен им в учебный план. Их учебный план тут:
http://www.cs.msu.ru/jetspeed/portal/content/view/documentation/general?id=20000846



Да уж, черт ногу сломит.

То, что математика программистам не помешает - это понятно. Она у ваших студентов из ушей плещится.

Так же может и неплохо, что Ваш курс идет на 5, а может мигрировать на 4 курс. Ребята все-таки к этому моменту более зрелые, чем в начале 3 курса, когда они практически еще второкурсники.

Что меня убивает, так это подготовка, кажется, одних и тех же специалистов, ведется по разным совершенно программам и ГОС, да ладно даже это, каждый вуз вкладывает во все это свое особое понимание. В результате какая-то полная каша, что нужно бедному ИТ-студенту.

Понятно, что там где много математики и физики, студенты более развитые имеют мозги, но ведь на остальное уже мало остается времени.

Мне тут Юрий Булуй кидал ка-то ссылка на статью по программе SWEE2004 кажется так. Там довольно стройно описано, что и как надо давать. Есть разделение по категориям: программный инженер, прикладной информатики, что-то еще.
 У одних больше инженерных методов, у других побольше математики.

У Вас вроде больше готовят вторых, у нас первых.

Я бы так позиционировал инженер технолог в области ИТ. Специалист в общем широкий, но главное понимание технологии, умение эту технологию разработать, правильно применить . Ну как бы это говорится в самом названи универа - технологический

У меня глубокое убеждение, что курс подобный Вашему нужно преподавать итерационно. Возможно, начиная уже на втором курсе, и разворачивая его вплоть до 4. Это бакалавры - фиг поймешь кто это такие. Дальше или специалисты или магистры, ну с магистрами попонятнее, у них еще два года, и там можно поглумиться в сторону усложнения и деталей. А вот со специалистом чуть посложнее - им отстается 1 семестр и по сути ничего за этот семестр особо нового уже не дашь, разве что-то обобщающее, систематизирующее. Так у нас в этом курсе: мультимедиа технологии мировые информ ресурс и много экономики с профессиональным английским. Тут вроде бы шлифовка нужна, а у нас напойми что.

В целом программы на сайте http://dit.isuct.ru можно найти и так еще кое-какую информацию
« Последнее редактирование: 27 Декабря 2007, 22:45:03 от Galogen »



Galogen, спасибо за ссылку.
Наше начальство (здравомыслящая его часть) много раз бралось за голову, чтобы выстроить нормальный учебный план. Однако огромная инерция (на каждом курсе у нас примерно 450 студентов) препятствует хорошим начинаниям.



Виктор, на 100% согласен. Инерция, вернее, масса - большая сила. У вас она еще больше. Я имею в виду массу :). Но тут проблема еще в том, что помимо маассы студентво, есть еще одна критическая масса - масса преподавателей. Я не знаю как у вас в МГУ, но у нас точно до взрыва недалеко, вернее до антивзрыва. Средний возраст преподавателя 55 лет, а его отлучение от реального производственного процесса - лет 25-30. В теоретической химии, физики мало, что серьезного произошло, но в самих технологиях как минимум поменялось пару поколений, а в ИТ-технологиях вообще все происходит прямо на глазах.

Однако, масса студентов не так критична. Посудите сами. Пришли сегодня студенты. Вы их учили так. Завтрашних уже чуть лучше и немного по-другому. Послезавтрашних вообще - как  надо. То есть от курса курса волна изменений мало затрагивает предыдущие. Так что скорее нужно говорить об инерции преподавателей.

Что делать человеку в 55 лет? Вряд ли у него возникает потребность что-то кардинально изменить в жизни. К тому же чисто психологический факт, что после 40 усвоение новой информации происходит с трудом - на себе начинаю уже испытывать.

Вот и получается - даем то, что есть и как понимаем.

Еще стоит учесть, что каждый год ребята набираются разные. К тому же впереди демографическая яма - когда будем принимать всех подряд :)

Однако. Бог с этим, главное не это, главное то, что удается все-таки заложить в головы.

Вот Вы говорили, что Вам удается добиться этого - сужу по итогам сессии (с ваших слов).

Я пока могу сказать, что справляются максимум 20%, т.е. 5-6 человек из группы. И, кажется, - это вполне нормальный результат. Результат деятельности части этих 20%  я опубликовал тут: http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=445.msg6655#msg6655.
Посмотрите на досуге. Может дадите критику, чего посоветует. Хотя там больший упор на структурные методы, однако суть от этого меняется не существенно.




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19