Так... о наболевшем.
Может, у меня не так много опыта, чтобы распространять свое впечатление на всех представителей государства в роли заказчиков ИТ услуг? Может они не все такие?
Поделитесь мнениями, или, может, советами, как же с ними работать...
Потому что мои наблюдения что-то совсем неутешительные:
1. Преобладание формы над содержанием. При составлении любого рода документов нужно очень большое внимание уделять именно оформлению: правильности сокращений, терминологии, названий, естественно. Никто не спорит, конечно это важно, но не до такой же степени... Негодующий крик: "Это же полный бред!" - просто ставит в ступор, а причиной ему было всего лишь неправильное сокращение.
2. Обтекаемость формулировок. Очень часто, по крайней мере, в моей практике, категорический отказ в приеме работ, подписании протоколов и т.п. можно побороть изменением формулировки в утверждаемом документе на более "мягкую", в идеале, без прямого определения ответственности.
3. С ответственностью совсем грустная история. Найти человека, который наберется смелости взять на себя хоть какое-то решение, просто мега сложно. И если в предыдущих ситуация есть выход - быть внимательнее к мелочам, дипломатичнее, то за разработку методики преодоления данных трудностей можно давать Нобелевскую.
4. Без бумажки ты - букашка. Это, наверное, справедливо для любого рода договорных отношений - если нигде не зафиксировано, значит - не было. Но для гос. сектора это, по-моему, особенно актуально. Не всегда получается, не всегда заказчик на это идет, но нужно стремиться к документированию и утверждению практически всех своих шагов. Потому что, к сожалению, ой как часто возникает ситуация "а с чего вы такое взяли, я вам такого не говорил..."
1. Вы ведь профессионал? Что-то Вам мешает поддерживать одновременно и содержание, и форму? Или стоит с этим поработать?
А насчет крика... Почитайте Йордона Deathmarch. Там дано много подходящих рецептов и для подобной ситуации тоже.
Хотя и для реальной жизни подобная ситуация не является редкостью (уже даже не говорю про мир животных): кому-то надо ответить мягко и настойчиво, кому-то просто твёрдо, а кому-то...
2. Вы ведь работаете ДЛЯ КЛИЕНТОВ, которые платят Вам деньги, так дайте им за их деньги то что они хотят. А с другой стороны, может Вы не с тем лицом контактируете? Или просто надо больше с ним работать?
3. Попробуйте давать два-три варианта, из которых нужно обязательно выбрать один - как ребенку. Тем самым подмените необходимость "брания ответственности за формирование и проработку вариантов" на "выбор из предложенного (в явном или неявном виде перекладывая ответственность на исполнителя)". Хотя тут есть подводные камни, которые никакие уставы проекта решить не помогут. Вы ведь работаете с людьми, а они такие разные.
4. IMHO прямая обязанность менеджера проекта фиксировать и документировать всё, что имеет отношение к взаимодействию с заказчиком (неважно гос или негос) в контексте выполнения проекта. Если такой работы много, или для Вас она технически сложна (допустим Вы другой по складу человек) - возьмите специального администратора, который будет этим заниматься.
А вообще я сталкивался и с откровенно враждебными заказчиками (и не только гос), и с позитивно настроенными. От формы собственности и тп. это, поверьте, не зависит. В первом случае конечно сложнее, но ведь Вы сами выбрали свой путь. Можно конечно отказываться от работы и денег, лишь бы собственный внутренний мир не нарушить, только тогда не надо удивляться, что кто-то другой успешно обойдет тебя на повороте.
Впрочем для квалифицированного специалиста заказчиков всегда хватит. Работайте над собой и все у Вас получится.