Форум Сообщества Аналитиков

×


Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Григорий Печенкин

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 »
256
Конечно является, ведь именно его деятельность (поиск и покупка товара) автоматизирует система. А вот тут что посадите, то и вырастет. Хотите получить АРМ, будет у вас АРМ. А хотите получить распределенную информационную систему с архитектурой "клиент-сервер" - формулируйте соответствующие требования.

Конечно, я имею в виду в первую очередь разработку и оформление требований по ГОСТу (всерьёз обсуждать этапы эскизного и технического проекта, методики и программы испытаний применительно к интернет-магазинам я пока морально не готов :)).

Нет, покупатель не является "персоналом". А если выйти немного за рамки ГОСТа, он также не является и обычным "пользователем" в концепции ролей пользователей. Его цели не выводятся логическим путём из бизнес-целей создания системы (потому что цель системы - продавать, а не покупать). И поэтому подход к выявлению потребностей покупателей и трансформации их в требования к системе нужен другой.

Проектировщиков сбивает с толку то, что некоторые побочные виды деятельности покупателя действительно хорошо автоматизируются. Например, поиск товара, как здесь было сказано, а я бы к нему добавил ещё и сравнение товаров. Они очень хорошо ложатся на диаграмму юзкейсов, по ним наработан большой опыт разработки. Результат, например, такой: я (и не только я) с удовольствием использую прекрасный интернет-магазин mvideo.ru для поиска и сравнения товаров по характеристикам, а, совершив выбор, покупаю его в другом месте (иду, например, на яндекс.маркет и там выбираю уже по цене, или заезжаю в MediaMarkt по дороге домой, чтобы подержать товар в руках перед окончательным решением о покупке).

Чтобы мотивировать меня покупать тут же, не уходя с сайта, нужны новые подходы. Они есть, конечно, и в первую очередь их прорабатывают в новой отрасли, которую сейчас называют "юзабилити" или "проектирование пользовательского взаимодействия", и которая уже тесно связана с психологией (поэтому я и говорю, что современные подходы выявления и разработки требований переползают в гуманитарную область). Но тут на первый план выходит нефункциональная сторона системы. Нефункциональные требования (юзабилити) оказываются важнее, их проработка обходится дорого, и они порождают в конечном итоге очень большую долю программного кода при разработке.

А в АС функциональная сторона по определению стоит на первом месте (реализует информационную технологию выполнения установленных функций). И ментальные модели, сформировавшиеся у людей, привыкших или обученных разрабатывать "автоматизированные системы", приводят к их осознанному или неосознанному сопротивлению. Что видно, например, на том же сайте РЖД: система отвергает попытки очеловечить интерфейс покупки билетов онлайн. Но им хорошо, они монополисты, и пока могут себе это позволить.


Но бог с ними, с интернет-магазинами. Осознание того, что нефункциональная сторона стала важнее функциональной, приходит и в энтерпрайз. Интерфейсы всех современых автоматизированных банковских систем, например, ужасны. Это бесконечные перекрывающиеся таблицы, формы из десятков элементов, огромное количество непонятных условных обозначений. И уже есть спрос на "АБС с человеческим лицом". И я думаю, что та компания-производитель АБС, которая первой решится на коренную переработку подхода к проектированию, совершит революцию в своём сегменте типа той, которую в массовом масштабе совершила Apple.

257
АС (автоматизированные системы) есть одна из двух разновидностей информационных систем. Т.е. по классификации ИС делятся на автоматизированные и автоматические. Поскольку множеством автоматических систем можно пренебречь, то получается, что ИС=АС.

Ага, а АС состоит из "персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности и реализует информационную технологию выполнения установленных функций." :)

Проблема в том, что на это определение никто не обращает внимания, а оно определяет границу применимости модели, заложенной в ГОСТе. Является ли посетитель интернет-магазина "персоналом системы"? Автоматизирует ли интернет-магазин его деятельность? Если мы будем разрабатывать этот магазин по ГОСТу, то получим в результате "АРМ покупателя". С кнопками, отчётами, языками ввода-вывода данных, инструкцией по эксплуатации и т. п. :)

Понятно, что в коммерческом конкурентном сегменте такие интернет-магазины быстро и тихо загнутся, никем не замеченные. Но у нас же есть ещё гос. услуги и монополии! И вот там этот подход проявляет себя во всей красе - что на порталах государственных служб (госуслуги в первую очередь), что на сайтах РЖД и ПР.

258
Ну у нас направление Информационные системы и технологии.  Есть какое-то очень стойкое мнение, что все ИС  - это АС. Ну а ГОСТ-то как раз для него.
правда так почти никто и не умеет писать Т и оформлять проекты, но зато есть хлеб у нормоконтроля

Стойкое мнение есть именно потому, что для АС есть ГОСТ, который легко изучать и преподавать. Там всё задокументировано и разложено по полочкам.

А за всеми современными тенденциями в разработке требований не уследишь, тем более что они всё больше переползают из технической области в гуманитарную - экономика, маркетинг, психология, вот это всё.

259
О Сайте и Форуме / Re: Рубрика: Люди
« : 22 Мая 2013, 13:42:16 »
Мне тоже больше нравится - фамилия, далее имя (отчество), привык я так )
Переделать для Марины не проблема, но странно будет, если у всех ФИО, а у Марины ИФ?!

Давайте долждемся окончания голосования через недельку.

Не у всех, я своё имя сразу так и ввёл.
И я не вижу ничего странного  в том, если каждый сам будет сам выбирать порядок, который ему нравится. Это же не база данных, в которой порядок ввода важен для сортировки и поиска.

Традиция ставить сначала имя распространена на Западе и быстро приживается у нас. А поскольку у айтишников просто по роду деятельности много контактов с западными странами, в нашей области эта традиция стала уже практически нормой.

260
Твоими устами да мед пить. А у нас студентов режут, если они не по ГОСТ оформили ТЗ и проект

А к чему вы их там готовите?

261
О Сайте и Форуме / Re: Рубрика: Люди
« : 22 Мая 2013, 10:40:12 »
Фамилия более уникальная единица наименования. я студентов сначала запоминаю по фамилии, а потом по имени. Поскольку в группе из 30 человек - 10 Даш, 5 Наташ, 3 Саши, 10 Сереж, 1 Роман и 1 Оля - ну я утрирую конечно. А если группы умножить, то вообще труба.

Кроме того в адресных книгах - у меня там более 500 записей, сортировка по имени просто бесит порой. Может быть это просто стереотип, привычка. Но это так...

Когда я работал в корейской компании, у меня была противоположная проблема: в адресной книге было несколько  десятков Кимов с разными именами. :)

В данном случае нужно просто поменять местами имя и фамилию на странице Марины. Я бы сделал это сразу, но в связи с обновлением движка потерял доступ к редактированию раздела. Поэтому призываем Сашу в этот тредик.

262
Покажите его всей нашей оборонке и государственному сектору и может быть найдутся аргументы, которые поменяют ваше мнение  ;)

Да я знаю, что в госсекторе без стандартов никак. Но imho это не повод подгонять работу аналитика под устаревшие стандарты. Оформлением ТЗ по ГОСТу должны заниматься опытные техписы-крючкотворы, которым нужно платить высокую зарплату и отправлять на хорошую пенсию досрочно из-за вредности их работы.

Ну, понятно, что это в идеальном мире. Хотя я уверен, что есть компании, которые с удовольствием возьмут этот нелёгкий труд на себя - тот же Философт, например.

263
Более точно - юзкейсы, это одна из форм представления пользовательских требований (взгляда на систему со стороны пользователя и его целей по отношению к ней). Пользовательские требования вполне можно писать в виде "<Пользователь/роль> должен иметь возможность делать ХХХ". У сценарного изложения в формате юзкейсов есть множество своих преимуществ и достоинств, в конкретных случаях. Но тезис заключается в другом - у схемы Вигерса есть явно выраженная точка зрения на систему с т.з. пользователя, и ясно в каком виде и документе она должна быть выражена/отражена, а в ГОСТ 34 ее как таковой - нет, приходится выкручиваться, если есть необходимость или желание такую точку зрения там получить в явном виде.

Когда писался ГОСТ 34, в головах его разработчиков основной моделью ещё было взаимодействие с системой через консоль. Поэтому там остались такие понятия как "лингвистическое обеспечение" и "языки ввода-вывода данных", но ещё нет никаких намёков на концепцию пользовательских ролей или пошаговые процедуры взаимодействия. Конечно, ГОСТ писался умными людьми, которые заложили в него некоторые универсальные принципы, но бессмысленно искать в ГОСТе то, чего в нём никогда не было.

А это финальный слайд моего выступления на РИТ++. Смиритесь. :)


264
Какой интересный возрастной диапазон, в первый раз такое вижу.

265
Это учебная задача, или по этой диаграмме планируется реализация?

А зачем смешивать два разных статуса на одной диаграмме? Подстатус "Просрочена / не просрочена" будет вестись в отдельном поле и, наверное, участвовать в каких-то особых процессах (контроля?).

266
Коллеги, добрый день.

Прошу помочь в прорисовке диаграммы состояний, пример для обсуждения во вложении


Это учебная задача, или по этой диаграмме планируется реализация?

267
Как это описание сценариев использования менее детально, чем требования к функциям системы?

Может быть более детально, а может быть менее детально. Я воспринял в приведенном перечне ДВИ+описание каждого ВИ как концептуальное описание системы.

Если речь идёт о ВИ как о полноценных сценариях пользовательского уровня, то они, конечно, представляют более детальную модель.

268
Вот, нашёл ссылку, позволяющую соориентироваться в терминологии:
http://www.prj-exp.ru/dwh/dwh_stages_of_development.php

269
Отталкивайтесь от того, для чего разрабатываются эти документы, кем и как они будут использоваться.

По ГОСТу технический проект, если мне не изменяет память, - это стадия создания системы, на которой выбираются и фиксируются окончательные проектные решения. ТЗ содержит требования к системе, а ТП представляет собой уже детальное описание создаваемой системы (между разработкой ТЗ и ТП может быть ещё промежуточная стадия - эскизный проект).

В вашем варианте ТП содержит менее детализированные требования, чем ТЗ. Это будет сбивать с толку людей, привыкших к устоявшейся терминологии. Я бы всё перечисленное для ТП включил в Концепцию, а если в вашем случае концепция не нужна, то в ТЗ.

270
Единственный доклад, который был мне полезен.

Какой именно? Дима на Analyst Days выступал два раза. :)

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 »