Форум Сообщества Аналитиков

×


Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Леонид

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 »
346
5 копеек не про UML.

1. Если менеджер в жизни нужен для того, чтобы "вести" договор (а не только в виде отметки на память - кто подписал), то одного в модели будет недостаточно. Менеджеры за время действия договора будут меняться. Как минимум, потребуется журнал вида "кто / с  / по ". Как минимум. Ну и аудит спасибо скажет.

2. Про объект страхования, который не лицо. Что бы это ни было, упоминать в его характеристике слово "справочник" не стоит. В лучшем случае это будет объект учетной системы, в худшем - мастер-данные. 

348
Ракета пошла. :)

Несколько примечаний по первой части от человека, который за последние пару десятков лет (да что уж там - за всю жизнь) не начитал ни одного академчаса по IDEF0 (индивидуальные разъяснения не в счет).

Схемка на титуле (2:00) - прелесть. Стройное выражение мысли "туда даже в хорошую погоду лететь - только керосин жечь".

"Только глядя на картину, не вчитываясь в слова, мы можем сказать, насколько полная модель построена"

Точно можете? А ну как забыли что-то из механизмов подписать? Или управления? Или ассортимента входов-выходов. В том смысле, что два под стрелкой уже обозначили, а третий, не менее важный - профукали?

Про стрелку "управление" (оно же "управляющее воздействие"), которая превратилась в "условие успешного выполнения функции" - тоже понравилось.

"Механизм - кто отвечает за какую-то функцию".

Ох, далеко не всегда [только] исполнитель является ответственным (вспоминаем схемку с титула).

"Если нам не нужно было бы исследовать сложную систему, нам не нужно было бы строить модель. Если бы система была простая, нам не требовалось бы строить какие-либо модели"

Я правильно понимаю - для "несложных" систем модели не строят? А судьи по вопросам сложности - кто?

"Когда мы начнем писать текстовое ТЗ, нам очень сложно в начале проконтролировать наличие всех необходимых элементов"

Так то ж вам. Вот, оказывается, кто запугивает аналитиков младшего возраста так, что потом они при слове "ТЗ" писаются.

Ну и в целом, продажа IDEF0 в качестве штуки, которая и коммуникациями позволяет управлять, и изменениями, и степень неопределенности сама по себе уменьшает... Даже не знаю, как и сказать. Сильно смахивает на сову с глобусом внутри.

P.S. Голос приятный. :)

349
Есть потребность в создании системы, сохраняющей разнообразные бизнес-правила
Правила будут задаваться уже не разработчиками, а людьми, более знакомыми с бизнесом.
...и есть ли примеры  удачного описания этих правил

Удачного - в смысле, сдали систему и не пришлось прятаться от разгневанного Заказчика? :)
Примеры есть.

Практика показала, что какой язык (текстовый, графический) ни реализуй, пользуются им все равно считанные единицы, которым хватает на это ума и инициативы (и которые легко осваивают и графику, и текст). Подавляющее же большинство просто использует результаты их труда.

Так что текстовый язык с точки зрения компактности и возможности "локализации" под бизнес-терминологию выглядит предпочтительнее графического, а его сравнительная громоздкость  компенсируется сообразительностью писателей. Но обязательно надо сделать удобную возможность публиковать разработанные правила и осознанно их выбирать и применять (плюс подредактировать под себя).

350
Интервью с заинтересованным лицом. Кто как фиксирует ответы на контекстно-свободные вопросы?

Согласен с Эдуардом - собственная, органично подходящая лично тебе "система" рулит.

Сам царапаю в блокнотик (если нет - то на любой попавшийся лист) так, как привык. Приоритеты, например, обозначаю количеством "+" или "!" на полях.
И не "ответы" фиксирую, а полученные факты, озвученные (любой стороной) соображения, возникшие в процессе идеи (и подозрения). Все то, что на досуге надо будет "подумать".

Плюс - быстро. Минус - "разбирать" каракули во что-то приличное надо оперативно, через неделю контекст выветривается и связную картину не сложить (или это лично у меня голова такая дырявая).

Диктофонами не пользуюсь. Они ощутимо стесняют непривычных людей (то есть, большинство), плюс их не везде можно даже проносить (не говоря о том, чтобы применять).
Пусть я лучше что-нибудь забуду (не уловлю, пойму не так) и потом переспрошу, чем ограничу "интервьюируемого" в свободе его словоизлияния. Это не страшно - все равно в любом общении какая-то часть информации по совокупности объективных и субъективных причин окажется недостоверной, неактуальной или просто нерелевантной.

351
А ТРИЗ не подойдет?

Увы, нет. Не тянет пока. Задумка была очень интересной, но насколько мне известно (по сайтам), адепты-последователи разделились на лагеря и заняты выяснением кто из них больше "тру" не в меньшей степени, чем развитием идеи. А развитие буксует (возможно, по вполне объективным причинам).
 

352
Да - я имел в виду эту статью.

Она про отдельные методики - кто и как предлагает решать проблемы (если принять предположение, что приведенное в статье - достоверно).

Мне в ней понравилось другое:
"Методика системного анализа разрабатывается и применяется, если у лица, принимающего решение (ЛПР), нет необходимых сведений об определённой ситуации, позволяющих её формализовать и найти решение задачи."

Вот. Истина где-то рядом. То есть, методика решения конкретной слабо[/не]формализованной задачи СА разрабатывается именно под эту задачу (в том числе, при помощи инструментов и знаний, которые может предложить методология).

Другими словами, можно сказать, что методология СА при решении практических вопросов непосредственно не применяется. Применяется ситуационная выжимка из нее, дополненная чем-то еще. Методика.

(ох, и много же на эту тему можно насловоблудить!)

353
На википедии вполне доступно предложена эта методология.

Эдуард, это в Вашем посте она предложена доступно. А в википедии про СА написана какая-то чушь. Прямо с самого начала:

"Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы."

Именно по установлению структурных связей? Ну-ну.

"Системный анализ возник в эпоху разработки компьютерной техники."

То есть, до того устанавливать структурные связи никто не догадался? Или рассматривать изучаемое явление как систему, порой - сложную?

"Успех его применения при решении сложных задач во многом определяется современными возможностями информационных технологий."

А я по наивности полагал, что успех во многом определяется тем, кто анализирует. Авторы текста когда нибудь видели, например, как толковая девушка решает сложную задачу "что надеть на корпоратив"? Никаких информационных технологий, все вручную. А система альтернатив, доводов и выводов (и структурных связей) выстраивается такая, что дух захватывает.

...

"Системный анализ предоставляет к использованию в различных науках, системах следующие системные методы и процедуры:"

Ай да СА! Ай да молодец! Что бы мы без него делали? (И как вообще жили до эпохи разработки компьютерной техники?)
В списке предложенного относительно "свежие" методы и процедуры можно пересчитать по пальцам одной руки невнимательного школьного трудовика. Всё остальное было старым уже тогда, когда Ра разъезжал над Нилом.

В общем, интернет-забор в очередной раз развлек. Все бы хорошо, если бы его еще и дети не читали (и не писали).

354
Это не потянет? http://www.methodolog.ru/

Не потянет.

Авторы отталкиваются от: "Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. Этим определением мы и пользуемся."

И с этой же колокольни утверждают, что "На сегодняшний день представляется возможным изложить методологию научной деятельности (методологию научного исследования), методологию практической деятельности, методологию учебной деятельности, а также изложить начала методологии художественной деятельности, и методологии игровой деятельности."

Не поспоришь: действительно известно, как организовать научную (как наиболее близкую к нашему случаю) работу. То есть, как создать условия для продуктивной (см. определение авторов) деятельности организационной системы (см. рис.1 авторов).
У того же Л.П. Берии, к примеру, прекрасно получалось даже без глубоких философских изысканий.

А я писал про другое. Про методологию организации деятельности внутри черепной коробки, которая позволяет создавать нечто новое в подготовленных внешних условиях (или даже без оных). Про самую ценную, неотторгаемую от носителя и пока еще невоспроизводимую штуку. Которая позволяет заорать в ванне "эврика!" или хлопнуть себя ладонью по лбу под другое словцо. Вот в этом деле прогресс еще не далеко зашел.

355
А имеет ли смысл методология анализа в отрыве от всего цикла разработки ПО?

Если
1. воспринимать анализ в контексте того, что я писал чуть выше ("создание образа будущей системы", оно же "проектирование"), или что говорят "зарубежные университеты" ("to build a logical model of the new system"),
2. помнить, что в отечественной практике по сей день цветут и пахнут не только ОКР, но и НИР,

...то очень даже. Проектирование в отрыве от остальных элементов цикла разработки ПО имеет смысл и востребовано на сегодняшний день (сталкиваюсь регулярно).

Методология сего явления? Смотря что ей считать. Сам анализ (который на самом деле не анализ вовсе, а совсем наоборот - синтез) живет в области философии. Весь "обвес" в виде сводов знаний, методрекомендаций, нотаций, шаблонов, стандартов - это или методология подготовки данных для самого анализа (проектирования), либо методология оформления его результатов. Но не его самого.
Не уверен, что я доживу до дня, когда увижу "методологию творчества и созидательного начала" версии хотя бы 1.0.

356
Леонид, я привел часть известных мне определений.

Я это понимаю. Для такого рода явлений определения можно множить бесконечно, и все равно не попасть в суть (как с вышеупомянутой любовью, или, например, управлением).
Интересует меня не столько точное определение явления, сколько его трактовка конкретными людьми в конкретной ситуации.

Если взять за основу то, что преподается в университетах (беру не наши, а зарубежные университеты), то СА
SYSTEMS ANALYSIS The purpose of the systems analysis phase is to build a logical model of the new system.

Вот до сих я с зарубежными университетами соглашусь.

The first step is requirements modeling, where you investigate
business processes and document what the new system must do to satisfy users. Requirements modeling continues the investigation that began during the systems planning phase. To understand the system, you perform fact-finding using techniques such as interviews, surveys, document review, observation, and sampling. You use the factfinding results to build business models, data and process models, and object models.     
The deliverable for the systems analysis phase is the system requirements document. The system requirements document describes management and user requirements, costs and benefits, and outlines alternative development strategies.

А вот с этим не могу. На мой вкус, эта часть относится к тому, что принято называть бизнес-анализом. И является лишь подготовительным этапом для "to build a logical model of the new system". Просто потому, что на выходе мы в лучшем случае получим документ с человеко-ориентированной моделью "как есть", перечнем плюсов-минусов затеваемого и направления дальнейшего развития.

Вообще, они честно признаются, для чего это нужно: "You use the factfinding results to build business models, data and process models, and object models." (причем это будет потом, поскольку в "The deliverable for the systems analysis phase" все это не упомянуто).

Впрочем - контекст, контекст и еще раз контекст.

Т.е. СА может рассматриваться как научная дисциплина,...

Может (как и управление).

...или как фаза процесса системного строительства. Как фаза - это по сути работа с требованиями.

Фаза протяженностью во все строительство. Поскольку сначала мы собираем данные для формирования требований, потом формируем их, потом реализуем (видоизменяя в процессе), потом проверяем, что получилось.

357
У меня есть подозрение, что Наталья тоже этого не знает.

Ну как же так? :)
С одной стороны, если яндекс нам не врет, Наталья ушла на вольные хлеба с должности руководителя отдела системного анализа НПК "Высокие технологии и стратегические системы".
С другой, она с легкостью может дать оценку состояния отрасли по стране в целом.
Такой человек явно что-то знает! "I want to believe" (с)!

С практическо-бытовой :) т.зр. СА - это способ определения характеристик, структуры системы, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой.

Да, но это определение явления через его влияние на окружающий мир. Само явление при этом остается черным ящиком.
Эдак и я умею: СА - деятельность, направленная на создание образа будущей системы в форме графических моделей, текстовых описаний, эскизов интерфейсов и т.п.
(вспомнил вкладыши к жвачкам "love is...")

358
Спасибо. Не успеваем с руководством работать - выгоняют наших руководителей :)

Плюс важно помнить, что от человека в жизни (и на работе, как ее части) зависит многое, но не все. В некоторых случаях дешевле обойдется и будет полезнее для личного состава собраться, и уволить руководство. :)

Или по частям: сначала отправляем в разведку боем самых инициативных и "продающихся", затем они, закрепившись на новых местах, перетягивают остальных. Плохо, что коллектив развалится. Хорошо, что есть шанс на то, что он не развалится, а размножится делением. :)

359
Извините. Поясню.
Если руководитель имеет рычаги для обучения, то понятно, что процесс обучения пойдет. А вот если у руководителя нет  никаких реальных рычагов (ни премий, ни надбавок, ни курсы, ни семинары, даже отгул и то не может дать), то как заставить рядового аналитика обучить новичка?

Никого заставлять не надо. Даже нельзя.

Можно:
1. Показывать личным примером.
2. Задействовать вышеупомянутое "хорошее человеческое отношение". Если ты в свое время помог человеку, и просишь его помочь другому новичку - он вряд ли откажет. В противном случае это проблема п.3.
3. Отбирать на работу людей, которым по совокупности личных качеств с высокой вероятностью будет интересно делиться опытом, помогать и смотреть, как растут их подопечные.

Такая помощь оказывается в рамках рабочего времени, т.е. формальных оснований для отгулов или компенсаций нет.  Разумеется, она идет в ущерб основной работе наставника. Однако этот момент руководителю наиболее подвластен: даем оценку трудозатрат с учетом "отвлечений". Это безусловно затраты работодателя. Но есть и выгоды: в результате в группе/отделе/департаменте увеличивается общее количество сплоченности, мотивации и лояльности, о которых так любят поговорить директора и руководители отделов кадров. Причем не показные, а настоящие.

И да. С руководством надо работать. Капля камень точит (ну или хотя бы задрать так, чтобы оно сказало "да вот тебе премии и отгулы, отъ...вали уже!").

360
Леонид , а если на руководящей должности? Простого аналитику без мотивации и плюшек как заставить обучить новичка?

Прошу прощения, не понял вопрос.

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 »