Форум Сообщества Аналитиков

×


Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Леонид

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 »
226
Когда вы написали и утвердили программу и методику испытаний.

А по ходу испытаний комиссия нафиксирует замечаний в протокол. И определит сроки их устранения. :)

227
Технического, метрологического, организационного и методического обеспечения у игры не существует.
Математическое, информационное и лингвистическое обеспечение раскрываются в геймплее. Творческая раскладка геймплея на эти 3 категории скорее всего ничего не даст.

Смотря что мы называем "игрой". В том контексте, в котором я писал выше (с бэкэндом) - всё будет.

Не совсем понятно, что подразумевалось под "раскрываются в геймплее" например, по отношению к математическому обеспечению. На примере алгоритмов расчета урона при попадании различными видами боеприпасов в различные игровые объекты. Алгоритмы в ТЗ могут быть достаточно сложные (или наоборот), а до игрока в геймплее или мануалах может доводиться их аппроксимация в тех форме и объеме, которые задуманы игровым дизайнером для того, чтобы игрокам было интересно.

228
Смотрим дальше,
Как это маппировать на игру? Я не понимаю.

Например, функции:
1. Управления инвентарем персонажа
2. Вооружения персональным оружием (например, взятие наизготовку штурмовой винтовки)
3. Вооружения тяжелым оружием (за зенитное орудие усесться, например)
и т.п.
Там будет и качество, и время выполнения, и одновременность выполнения (нельзя одновременно приготовиться использовать АК47 и зенитку). В "перечень и критерии отказов" можно поместить возможные варианты недопустимого с точки зрения игровой механики поведения игрока и реакцию АС на него. Например, сообщение "Зачем ты схватился за АК внутри танка?" - и отказ функции "вооружение персональным оружием".

229
Андрей, ещё раз — мобильная игра не является автоматизированной системой. Она является программным обеспечением, программным продуктом со своими существенными особенностями, отличающими её от других категорий программных продуктов.

Я мало знаком с мобильными играми. Но разве сейчас не популярно мериться достижениями в них с приятелями? Или покупать какие-то внутриигровые ништяки за реальные деньги?

Если так, то вышеупомянутая "мобильная игра" по сути будет мощной и совершенно аутентичной автоматизированной системой с серьезной проработкой вопросов производительности (дабы на всех хватило), надежности (достижения, сохраненки) и информационной безопасностью (антифрод, платежи). Само приложение для мобильного устройства в масштабах такой АС будет разве что "приложением к".

Вся смысловая риторика автоматизации как процесса замены участков человеческой деятельности автоматизированными и автоматическими функциями...

Применима. В данном случае имеет место замена экзистенциально досуга ("во поле березу заломати") досугом автоматизированным, виртуальным.

...с сокращением затрат (времени, усилий и/или стоимости) совершенно не применима к игре.

Сокращения затрат, к примеру, это совершенно необязательный атрибут автоматизации. Вместо него может фигурировать существенное увеличение обрабатываемых объемов данных, и/или же получение каких-то принципиально новых возможностей. Порой по принципу "мы за ценой не постоим".

Что касается применимости перечисленного к игре, склонен не согласиться. Виртуальное катание в танке обойдется дешевле, быстрее и легче, чем реальное.

Игра наоборот стремится увеличить время и затраты в целом, проводимые в игре, что делает её более похожей на медиапродукцию.

А это никак к сути автоматизации не относится. Это уже ближе к маркетингу.

Единственное место, где может быть полезен ГОСТ 34 — при разработке бэкенда для системы, который будет представлять собой полноценную автоматизированную систему.

Именно. Если наша игра не имеет "бэкэнда" и является лишь загружаемым автономным приложением, тогда да - использовать 34 ГОСТ там полезно разве что тем, кто к нему привык. Насиловать непричастных не стоит. Но много ли сейчас таких (за исключением инди-энтузиастов)? Сомневаюсь. Все хотят копеечку.

Давайте, в конце концов, посмотрим, что из основного состава ГОСТ 34.602 может хоть в принципе иметь какое-то отношение к мобильной игре:

Давайте.

2.6.1. В подразделе «Требования к системе в целом» указывают:
1. требования к структуре и функционированию системы; — в лучшем случае это геймплей + карта навигации + структура игрового мира. но как именно называние их таким образом поможет — не ясно

Или же:
1. Подсистема управления навыками персонажа
2. Подсистема навигации на глобальной карте
3. Подсистема внебоевого перемещения на локальной карте
4. Подсистема боестолкновения
5. Подсистема НСИ (характеристики видов вооружения, брони, моделей техники и т.п.)
6. Подсистема расчета урона

И взаимосвязи этих подсистем - что и зачем передается из одной в другую.

2. требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы; — не применимо, у самой игры персонала нет

При наличии бэкэнда будет полный штат с начальниками, инженерами (включая дежурных), программистами, техподдержкой, пиаром и прочими.

3. показатели назначения; — ну да, игра должна затягивать и приносить миллион долларов в месяц. но это не задание для программиста

Скорее, это снова про бэкэнд. Предельное количество пользователей, пиковые нагрузки, сроки хранения данных и т.п.

5. требования безопасности; — не применимо, если не считать ограничения на использование мельтешаших цветов и недопущение развития нервных расстройств, припадков эпилепсии и депривации сна. но чтобы это правильно сформулировать, нужно знать хоть что-то из эргономики, когнитивной психологии и социологии

Это про бэкэнд. Чтобы инженера током не ударило, сервером не зашибло, в кондиционер не затянуло.

6. требования к эргономике и технической эстетике; — даже ISO 9241/9126/25010 практически ничего не говорят о том, как задавать требования к графическому дизайну. я тоже не знаю

А вот сюда уже про эпилепсию игроков. Как именно про нее писать - разумеется, ГОСТ 34 не указ.
И много про эргономику бэкэнда. У нас же вроде и по юзабилити недавно какой-то переводной ГОСТ вышел. Им можно воспользоваться, при желании.

7. требования к транспортабельности для подвижных АС; — не применимо

Да. Пункт достаточно редко используется. Не так уж часто встречаются мобильные АС . По крайней мере, в мирной сфере.

8. требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы; — не применимо

Бэкэнд в полный рост.

9. требования к защите информации от несанкционированного доступа; — любой продакт с минимальным опытом игры не забудет, что аккаунт должен быть с паролем

Если есть аккаунт с паролем - значит, это уже не просто автономное приложение (за исключением редких случаев). Значит, есть бэкэнд. А любой продакт с такой АС не забудет, что там в информационной безопасности гораздо больше, нежели защита паролей. Да хоть отлов читеров - он тоже может быть включен в этот раздел.

11. требования к защите от влияния внешних воздействий; — не применимо или нужно подходить очень творчески

Просто считается, что в этом деле все по умолчанию хорошо. И не надо думать про возможное подтопление серверной, задымление помещений персонала и т.п. Потому на практике применяется редко.

13. требования по стандартизации и унификации; — есть в стандарте на софт

Да, можно взять оттуда, дабы не изобретать велосипед.

230
как после обследования понять что все(нужные) требования собраны?

А как у вас самих появится внутреннее чувство "ну, вроде понимаем", да с заказчиком найдете общий язык в деталях предстоящих подвигов - так значит и собраны.

Т.е как проводить тестирование, проверку требований?

Проверять хотя бы на непротиворечивость, особенно если "в поле" работает несколько человек. Причем не только полученные требования между собой, но и с "окружающей средой" с ее ограничениями (если требования получились про космолёт, а вас хватит только на велосипед - понятное дело, что требования надо немного доработать).

Также неплохо свериться с целями предстоящих работ - а то ли вы вообще собрались делать? Трассировать требования, то есть.

Но конечно, все эти вопросы надо задавать себе не после, а во время.

Какие документы кроме Отчета об обследовании могут быть написаны не забегая сразу до ТЗ.

Да какие вам/заказчику нужны, такие и могут. Концепции, программы, технико-экономические обоснования, проекты регламентов и распоряжений. Писать можно о чем угодно, в меру имеющейся информации и потребностей. Вас что-то конкретное интересует?

Я понимаю что в целом в обследовании итерационный подход, пока не будет достигнут определенный уровень качества требований аналитиком или менеджером, но как этот уровень определяется?

Как правило, по достижении точки "всё, время вышло".

231
Полностью согласен. Хотя необходимость повторной регистрации в каждом филиале - явная проблема :). Какие бы Вы формулировки предложили?

Не претендуя на глубокое понимание применяемого подхода (и работы библиотек), попробую присоединиться к дискуссии в частностях.

То, что перечислено в разделе документа "проблемы", таковыми на деле не являются. Посмотрим по пунктам.

1. "Трудоемкость регистрации читателя". Про негров верно сказали выше. Шерифа их проблемы не волнуют. Зато шерифа могут волновать:
- Избыточные затраты, связанные с необходимостью менять (изготовление + логистика) исписанные библиотекарем читательские билеты.
- Скандалы с посетителями, вызванные ошибками при заполнении формуляра и билета (описки в фамилии и т.п.). Например, пришел некто за книжкой, выстоял очередь - а ему "мы вас не знаем!", или "фиг тебе, а не подпись в обходном - у нас твоей фамилии по формулярам нет!".

2. Повторная регистрация. Тоже само по себе - не проблема. Проблемами могут стать:
- Злоупотребления читателей, плоть до расхищения ценных фондов. Пример: забанили читателя в одном филиале за невозвращенную книжку - он пошел в другой, зарегистрировался там и снова понабрал всякого.
- Невозврат фондов + утраченная история, которую можно пользовать в маркетинговых целях. Девочка всю жизнь ходила в филиал на Марксистской, потом вышла замуж, сменила фамилию и переехала с мужем на Ленинский, а там другой филиал. А "мужики-то не знают". Которые с Марксистской.

3. Трудоемкость поиска изданий:
Трудоемкость - это характеристика некого процесса, которая прямо мапится, как минимум,  на затраты на производственный персонал + связанные с этим расходы. В том числе: ФОТ+начисления, затраты на организацию рабочих мест, АУП, ублажение законных интересов различных инстанций, которые (интересы) прямо пропорциональны количеству сотрудников организации (вроде той же трудовой инспекции).

4. Информация о наличии. Проблемы:
- Избыточные расходы на комплектование фонда. Учет показывает фактическую нехватку экземпляров, экземпляры докупаются, а потом возвращаются "загулявшие". Получается пересортица.
- Отпугивание клиентов. Сначала формирование ожидания клиента ("да, по каталогу у нас есть, ща принесу"), а затем полное разочарование ("ну, закончились видимо"). Клиента после этого можно долго не видеть. Минус доход.

5. Трудоемкость заказывания. Обратно, давим на то, что тот же объем работы вместо трех библиотекарей смогут выполнять два. Плюс увеличим скорость обслуживания клиентов - возможно даже, что превзойдем конкурентов. Что можно использовать в маркетинговых целях.

6. Трудоемкость комплектования заказа. То же самое: меньше трудоемкость - меньше расходы на выполнение операции.

- - -

Это были проблемы уровня топ-менеджмента. По тем же пунктам проблемы для директора библиотечной службы будут другими. Которые в целом можно свести к: непрозрачности процессов, головной боли из-за раздутых штатов, боли с другого конца организма от согласования бюджетов в совете директоров.

232
...И как любой заказчик, должны четко понимать что хотите...

Вот тут улыбнулся. :)

233
Для всех / Re: Пишем ТЗ по ГОСТ 34
« : 14 Апреля 2015, 11:02:08 »
Леонид. Спасибо за подробные разъяснения моих "заблуждений" :)

Рад стараться! :)

234
Сегодня одно, завтра другое, каждый день появляются костыли, которые нужно решать решать и еще раз решать.

У дипломированных аналитиков-менеджеров-[вставить свое] - все точно так же.

Вот и думаю взяться за все.

Так Вы уже. Только если начнете забивать себе голову всей научной и псевдонаучной фигней сразу - с высокой вероятностью угробите текущую работу. Как та сороконожка, которая задумалась, в каком порядке ей нужно ноги переставлять.

235
"Выходит я аналитик, менеджер проекта, и TeamLeader."

Не обижайтесь, но пока Вы ни то, ни другое, ни третье. Не морочьте себе голову.
Зато у Вас уже получается что-то делать, и вот отсюда и надо плясать.

Учитывая Ваши амбиции - стать всем сразу, в т.ч. "директором по развитию", я бы посоветовал следующее:
1. Работаете интуитивно и пока получается - вот и славно. Так и продолжайте, не надо делать резких движений.
2. Начинайте читать книги управленцев от ИТ. Мемуары, мысли, опыт. Только не конкретные методологии. Это позволит Вам как-то определиться, что Вам требуется и расставить приоритеты в получении необходимого.
3. Бросьте попытки объять необъятное. Если видите, что зашиваетесь на каком-то участке - наймите специально обученного человека.

236
Для всех / Re: Пишем ТЗ по ГОСТ 34
« : 13 Апреля 2015, 11:16:00 »
1. Правильно ли я понимаю, что для проектов внедрения АС, ту часть которая про ПО можно описать, например по 19 ГОСТу (ну или формате функциональной спецификации), а все что относится к его внедрению как системы по 34?
Если это так, то возможно ли обосновать такой подход, опираясь на сам ГОСТ?

В норме так не делают. И обосновать такой подход нечем (по крайней мере, с точки зрения ГОСТ, а не развитого воображения). Теоретически, ваши отношения с заказчиком - это дело ваше, в их рамках может происходить все, что угодно (19, 34, 24, спеки и презентации). Но если вам по какой-то причине нужно делать "правильно" (для развития собственных компетенций или при наличии "внешних угроз"), то делать коктейли не следует. В этом случае лучше как раз максимально придерживаться одного выбранного семейства стандартов.

2. В общепринятой терминологии, в том числе при написании проектных документов, принято любой программный продукт называть системой,

Не совсем так. В общепринятой практике принято давать определение тому, что в данном конкретном документе называется "Системой" (именно с большой буквы). Бывает так, что в одном комплекте документации от документа к документу "системами" зовут совершенно разные вещи. Это широко распространенная практика. Упрощает использование рыб-шаблонов, и даже выглядит эстетично. Но чревато проблемами.
А чтобы не было проблем, надо поступать дешево, надежно и практично: называть вещи своими именами. Например, везде по тексту (включая заголовки разделов), употреблять не "Система", а "АИС ТПРВД ГРК". Как минимум, поможет избежать накладок при компоновке каких-то сводных документов.

тогда получается, что даже если ты продаешь заказчику ПО без внедрения, но в договоре обозвали это системой, то формально необходимо описывать ее с применением ГОСТ 34 (Если, в том же договоре, допустим будет прописано, что вся сопровождающая документация должна быть подготовлена на основе соответствующих ГОСТов)?

Нет, не получается. "Система" - это просто слово-заменитель, оно ни на что не влияет. Важно то, о каких "соответствующих ГОСТах" вы договоритесь с заказчиком, если прямо в контракте они у вас не прописаны.

237
Для всех / Re: Пишем ТЗ по ГОСТ 34
« : 10 Апреля 2015, 10:06:43 »
В программу и методику испытаний отлично запихивается. Но это уже стадия рабочего проектирования (для IT - написания кода). Из документов технического проекта для use-case наверно подойдёт "Описание автоматизируемых функций".

Согласен. ПМИ - единственное место, где они смотрятся органично. Но увы, уже не относятся к требованиям.
Кроме упомянутого документа, в Техпроекте их можно, совершив определенное насилие над здравым смыслом, разместить во втором разделе Пояснительной записки к техпроекту ("Описание процесса деятельности"). Хоть вместе с диаграммой ВИ. Разумеется, сценарии должны быть для этого достаточно высокоуровневыми.

Use-case в качестве носителей требований родом из совсем другого подхода к разработке. С традиционной точки зрения они представляют из себя не требования, а полуфабрикат для их подготовки. Полуфабрикаты включать в ТЗ и техпроект не принято (а вот в "Отчет об обследовании", наверное, можно). По этой причине я бы рекомендовал не включать сценарии в тело документов ТЗ или Техпроекта, а оформлять их приложениями. В смысле, если очень-очень надо их хоть куда-то приткнуть, а возможности сформулировать на их основе нормальные требования нет.

238
Для всех / Re: Пишем ТЗ по ГОСТ 34
« : 09 Апреля 2015, 11:57:18 »
Попросим ответить экспертов. Одного мы уже знаем. :)

А... Ну, как соберетесь, меня растолкайте. Я тоже хочу экспертов послушать. А то и сам что скажу. :)

239
Для всех / Re: Пишем ТЗ по ГОСТ 34
« : 09 Апреля 2015, 11:33:39 »
Спасибо всем, что помогаете разобраться в таком нелёгком деле, как работа по ГОСТ34 :)

В продолжение помощи...

- Возможно ли в рамках разработки документации часть написать по ГОСТ34, а часть допустим по 19? Т.е. ТЗ пишем по 34, а руководство оператора по 19?

Да. Но такое бывает очень редко (как и использование 19-го вообще).

- Возможно ли оставить пакет документов без единого ТЗ, сразу оформить несколько ЧТЗ на каждую из подсистем?

Не слышал о таком. Нормальный подход в таком случае - сделать для всех ЧТЗ одно ТЗ-папку, в котором будут обозначены какие-то общие вопросы, а в остальном - ссылки на ЧТЗ.

- Как правильно отформатировать документ(ы)? Шрифт, поля, интервалы и тд.

Нет единого мнения. ГОСТ 2.105, который как раз об этом, разрабатывался для печатных машинок и "чертежного шрифта", которым красиво писали на ватмане от руки. Сейчас никаких проблем не вызывают ТЗ, оформленные 14 или 12 размером с полуторным интервалом. Шрифт - в принципе, что удобно. Чаще всего попадался Times New Roman. Вообще, ГОСТ 2.105 иногда оказывается довольно важным при согласовании ТЗ с заказчиком. При наличии у последнего свирепого нормоконтроля, вернуть документ могут просто по совокупности нарушений правил оформления (точки не там, списки нумерованные, а не маркированные, абзацные отступы не те и т.п.). К счастью, такое встречается редко.

Есть смысл поискать на форумах техписов: наверняка ГОСТовые шаблоны стилей для Ворда (а то и рыбы ТЗ) водятся в изобилии.

- Какие из документов, описанных в 34201 являются СТРОГО обязательными?

Думаю, это не очень корректная постановка вопроса. Обязательность диктуется ситуацией. Минимальный набор, который я видел, это ТЗ, Пояснительная записка к техпроекту, руководство пользователя и ПМИ.

- Насколько подробно необходимо описывать требования именно в ТЗ? И как понять, что необходимый уровень точности уже достигнут. (Здесь будем исходить из того, что подробные ФТ пишутся все-таки на стадии ТП, а в ТЗ пишутся требования верхнего уровня).

Это зависит. Невысокая детализация применяется тогда, когда:
- есть налаженные отношения с заказчиком;
- нет особо времени детализировать;
- есть сомнения в корректности и актуальности частных требований (когда кроме нужного придется делать еще и то, что поспешили навалить в ТЗ). Надо отметить, что в ГОСТ 34.602 (ТЗ) предусмотрен механизм внесения изменений, но на практике он применяется достаточно редко. Хлопотно это, да и чревато повышенным вниманием ревизоров.
Детализируют по максимуму тогда, когда:
- есть высокие риски того, что заказчик постарается "нагнуть" исполнителя на куда большее, чем оговаривалось изначально (пользуясь размытыми формулировками).
- есть возможность тщательно разобраться и "от души" разработать требования;
- вероятность значительного изменения требований невысокая (относительно небольшие сроки, высокая стабильность предметной области).

На практике народ лавирует между этими полюсами по обстоятельствам.

Могу добавить еще вопросы относительно ПМИ, если это пойдет в эту же тему.

Если составлять ЧАВО по ГОСТ 34 вообще, то будет в тему. На мой взгляд, связка ТЗ+ПМИ имеет наибольший "вес" при работе по ГОСТ 34.

240
Для всех / Re: Пишем ТЗ по ГОСТ 34
« : 09 Апреля 2015, 11:05:45 »
Предлагаю в этой теме общими усилиями сформировать список вопросов по ГОСТ 34, а потом сделать из них FAQ.

Перечень вопросов для FAQ - это хорошо. А как видишь работу с ответами? (пока предложено только формировать перечень вопросов).

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 »