Форум Сообщества Аналитиков
Дисциплины => Обучение => Тема начата: Galogen от 17 Октября 2011, 23:25:37
-
Друзья, у кого какие идеи по содержанию данного предмета? Двухсеместровый для магистрантов. Выписку из ФГОС сделаю, когда его получу.
Спасибо
-
Да этож целая наука :).
Основываться наверно придется на Systems Engineering Handbook
-
Понятное дело:) Спасибо за подсказку, а есть в каком-то виде, чтобы посмотреть глазком?
-
Есть полезная статья Батоврина (вложение). Она и в интернете есть.
+ на портале Массачусетского технологического института "на ихнем".
Вот здесь, например (http://ocw.mit.edu/courses/aeronautics-and-astronautics/16-842-fundamentals-of-systems-engineering-fall-2009/lecture-notes/).
Также на портале можно поискать по слову "Systems Engineering".
Но придеться все переводить и адаптировать :(
Есть также наш стандарт Iso/iec 15289:2006 Системная и программная инженерия. Содержание документации процессов жизненного цикла систем и программного обеспечения.
А в целом сейчас идут по пути совокупности ФГОС и типовых образовательных стандартов.
-
Да спасибо за советы и ссылки.
В свою очередь выкладываю проект или уже не проект ФГОС по направлению нашей магистратуры
-
Проделал довольно большую работу. "Погулял" по интернету, повпитывал информацию. К однозначному ответу не пришел. Все образовательные программы, которые удалось обнаружить, иностранные и ... весьма разнообразные, т.е. сильно ориентированы на профиль университета.
Тот же MIT дает несколько различных курсов по системной инженерии с определенной приставкой, но даже фундаментальный курс по системной инженерии, по своей программе, ориентирован на описание технических процессов. Вот примерный состав разделов или тем:
Введение в дисциплину
Анализ заинтересованных лиц
Определение требований
Системная архитектура и концептуализация
Исследование рынка и выбор концепции
Проектирование и междисциплинарная оптимизация
Человеческий фактор
Управления системными интерфейсами и системной интеграцией
Верификация и валидация
Безопасность системы
Ввод в действие и эксплуатация
Управление жизненным циклом системы
В принципе следует принять во внимание, что дополнительно будет курс Управление проектами. НО проблема даже не в этом, а в наполненности содержанием каждого раздела?
Следует ли в разделах Анализ заинтересованных лиц и Определение требований, читать материал, посвященный практикам, инструментам, техникам в этой области, а в Системная архитектура и концептуализация давать виды архитектур, принципы архитектурного подхода и анализа?
Или достаточно обратить свое внимание на Программную инженерию? Например программу Липаева
Лекция 1. Программная инженерия в жизненном цикле программных средств
Лекция 2. Профили стандартов жизненного цикла систем и программных средств в программной инженерии
Лекция 3. Модели и процессы управления проектами программных средств
Лекция 4. Системное проектирование программных средств
Лекция 5. Технико-экономическое обоснование проектов программных средств
Лекция 6. Разработка требований к программным средствам
Лекция 7. Планирование жизненного цикла программных средств
Лекция 8. Объектно-ориентированное проектирование программных средств
Лекция 9. Управление ресурсами в жизненном цикле программных средств
Лекция 10. Дефекты, ошибки и риски в жизненном цикле программных средств
Лекция 11. Характеристики качества программных средств
Лекция 12. Выбор характеристик качества в проектах программных средств
Лекция 13. Верификация, тестирование и оценивание корректности программных компонентов
Лекция 14. Интеграция, квалификационное тестирование и испытания комплексов программ
Лекция 15. Сопровождение и мониторинг программных средств
Лекция 16. Управление конфигурацией в жизненном цикле программных средств
Лекция 17. Документирование программных средств
Лекция 18. Удостоверение качества и сертификация программных продуктов
-
Я сделал некоторые наброски. Составил два (неполных) вариантов содержания дисциплины Системная инженерия.
Какой из вариантов атрактивнее (привлекательнее)? Что бы вы добавили в каждый пункт содержания понравивашегося варианта? Добавьте здесь, пожалуйста
-
Добавил еще вариант. Буду благодарен за дальнейшие советы по организации практических работ.
-
такую смотрел? http://win-web.ru/itbooks/open/sommervil_ingprogr.html
-
такую смотрел? http://win-web.ru/itbooks/open/sommervil_ingprogr.html
Да, эту книгу я купил давно. Неплохая книга. Но по программной инженерии.
Во вложении я разместил некий набросок по СИ. В нем есть выдержки из статьи, показывающие разграничение СИ и ПИ.
Интересно, я на чем должен сосредоточиться в первую очередь? Кажется не на ПИ, поскольку, все-таки мы выпускаем не программных инженеров, а специалистов по ИС. С другой стороны просто СИ - слишком абстрактна, а материалов по ПСИ (программной системной инженерии) практически нет, вернее они рассеяны по множеству книг. Поэтому сейчас и задача сформулировать тематику, содержание курса в первом приближении, тематику практических занятий.
Альтернатив несколько, хочется выбрать оптимальную...
-
Альтернатив несколько, хочется выбрать оптимальную...
да-да, самую оптимальную :о)))
давай-ка начнем с критериев оптимальности или хотя бы с того, что должен суметь сделать выпускник, как специалист по ИС?
-
да-да, самую оптимальную :о)))
давай-ка начнем с критериев оптимальности или хотя бы с того, что должен суметь сделать выпускник, как специалист по ИС?
На самом деле - это не простой вопрос. Но частично ответ сформулирован ФГОСом (в извлечении у меня там есть что должен знать и уметь и владеть по их версии), а в набросках есть перечень требований от ВШЭ.
На мой взгляд магистр - это все-таки больше научное направление, следовательно:
- магистр должен знать состояние дел на текущий момент в области СИ инфосистем
- магистр должен знать тенденции
- он должен знать стандарты по СИ и владеть навыками их применения на практике
- он должен знать лучшие практики проектирования ИС
... ну продолжать можно
Реально я сильно сомневаюсь, что у магистра может сложится целостное восприятие всего этого. Ну по крайней мере в тех условиях, что у нас есть. В лучшем случае он начитается умных книг, получить некие навыки работы в тепличных условиях, ну возможно проявит себя на работе, коли будет иметь ее параллельно.
-
Реально я сильно сомневаюсь, что у магистра может сложится целостное восприятие всего этого. Ну по крайней мере в тех условиях, что у нас есть. В лучшем случае он начитается умных книг, получить некие навыки работы в тепличных условиях, ну возможно проявит себя на работе, коли будет иметь ее параллельно.
я более склоняюсь к термину "вырастание". человек должен пройти все ступени, набраться своего опыта (пусть даже не очень системного), поучиться по ходу много чему. и тогда у него появится шанс дорасти до системности ... годам эдак к 40-50. и это будет настоящий системный инженер, которого с потрохами не съешь
-
я более склоняюсь к термину "вырастание". человек должен пройти все ступени, набраться своего опыта (пусть даже не очень системного), поучиться по ходу много чему. и тогда у него появится шанс дорасти до системности ... годам эдак к 40-50. и это будет настоящий системный инженер, которого с потрохами не съешь
Да, я полностью согласен. Что только такая система "вырастания" и сработает, если человек будет стремится к получению знаний и умений их использовать. Однако вот что подумалось, до системности он дорастет только к 40-50 ... Наверное разумная оценка, но слишком долго. Наверняка, есть потребность снижения этого возраста. Должно это осуществляться много быстрее, возможно ли это? Как должна быть построена система образования для этого?
-
ну может не к 40-50, а к 30-35, только это должен быть интенсив с точки зрения:
- наставничества
- постепенно возрастающей сложности и масштаба проектов, желательно не в одной предметной области.
- ну доброй воли и мотивации обучаемого (из-под палки мил не будешь)
- да и получаться все должно, а то мотивации не будет
начать ессно нужно с хорошей базы и опять же наставника(-ов)
вопрос - что дальше? т.е. стал к 30-ти годам матерым человечищем, а дальше? "все умею, все могу, а заниматься приходится всякой ерундой"..... так и приходит кризис среднего возраста :о))
-
У MIT нынче есть целя магистерская программа в Engineering Systems Division - Systems Design and Management - http://sdm.mit.edu/
Подробности там утащить сложно (хотя.. если силлабусы курсов внезапно есть на OCW, то возможно), но сам подход любопытный.