Форум Сообщества Аналитиков

Дисциплины => Системный Анализ и Требования => Тема начата: Galogen от 04 Июня 2007, 09:36:26

Название: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 04 Июня 2007, 09:36:26
Юра Булуй, мне говорил от наличии неких тестов , которые позволяют установить с определенной степенью точности есть или нет у человека (студента) аналитические способности.

Мне действиетльно важно иметь некий сценарий опроса, что бы осуществить первичный отбор. Очень часто на квалификационных работах преподавателями ставится аналитическая работа (она конечно неявно там должна присутствовать всегда, но я имею в виду именно анализ в самом широком понимании). А потом к концу семестра вдруг выясняется, что у человека (студента) просто нет способностей к этому, интереса, мотивации. Он вполне не плох как исполнитель, если ему поставь задачу, но самому искать постановку - не его!!

Потому у меня есть идея использования некоего набора тестов для конроля и выявления у студентов способности к аналитической деятельности. Например в начале семестра я провожу такой тест, а потом в конце семестра. Перед началом некой квалификационной работы тоже. Выявляя ребят с аналитическими способностями - можно более активно работать с ними в этом направлении, а на других ребятах слишком не зацикливаться и не упорствовать. Это и сохранит силы, и позволит , как мне кажется, вырастить аналитика.

Конечно, тесты не нужны,если ты работаешь со студентами в тестном контакте. Однако тут есть множество рисков предвзятого отношения: студент способен, но очень ленив и не мотивирован; студент проявляет рвение, старание, прилежание - преподаватель покупается на эту магию и оценивает студента неадекватно, в то время как у студента и вовсе нет способностей к анализу...

В общем требуются тесты для выявления латентных способностей к аналитической деятельности, тесты-оценки уровня подготовленности в этом плане.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Юрий Булуй от 04 Июня 2007, 23:48:46
Хм ... вобщем англоязычные тесты я действительно видел ... . И вобщем-то тесты не столько на аналитические способности, сколько направленные на выявление усвоения материалов тренингов по теме Разработка и управление требованиями.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Denis Beskov от 05 Июня 2007, 00:07:18
Клёво, видел, видел-таки! Ааааа!
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 05 Июня 2007, 08:46:17
Клёво, видел, видел-таки! Ааааа!
Дени, ты это что? Непохоже на тебя - столь лаконичный ответ с минимумом информации. Видел? Видел-таки? Или таки не видел?
В общем мне нужны тесты, много и разных. Может придумаем? Хотя боюсь не по зубам...
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: bas от 05 Июня 2007, 12:29:43
Денис видимо хотел получитть примеры этих тестов, а не ответ Юры, что "вобщем англоязычные тесты я действительно видел".

Даже не знаю с какой стороны подойти к написанию таких тестов, это больше уже психология ...
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Юрий Булуй от 05 Июня 2007, 16:51:17
Даже не знаю с какой стороны подойти к написанию таких тестов, это больше уже психология ...

На самом деле можно подойти очень даже просто. Это как вопросы для самоконтроля в учебниках :-). Просто их цель -- акцентировать внимание на действительно важных вещах.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Сless от 08 Июня 2007, 01:04:04
Мне действиетльно важно иметь некий сценарий опроса, что бы осуществить первичный отбор. Очень часто на квалификационных работах преподавателями ставится аналитическая работа (она конечно неявно там должна присутствовать всегда, но я имею в виду именно анализ в самом широком понимании).

Насколько мне известно самый распространенный способ проверки именно Аналитических способностей ( А заодно и коммуникативных) это Case Interview.  Типы кейсов стандартизированы. Для аналитиков я всегда даю тест на оценку размера [рынка, не стандартной величины, кол-ва апельсинов в самолете, и т.д.]
К сожалению _тесты_ достаточно топорная вещь и пригодны только для первичного отсева. ( Простые тесты имеют слабый отсев, сложные отсеивают всех нестандартно мыслящих ... )
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 08 Июня 2007, 10:44:07
Насколько мне известно самый распространенный способ проверки именно Аналитических способностей ( А заодно и коммуникативных) это Case Interview.  Типы кейсов стандартизированы. Для аналитиков я всегда даю тест на оценку размера [рынка, не стандартной величины, кол-ва апельсинов в самолете, и т.д.]
К сожалению _тесты_ достаточно топорная вещь и пригодны только для первичного отсева. ( Простые тесты имеют слабый отсев, сложные отсеивают всех нестандартно мыслящих ... )
Да мне и нужны простые тесты для отсева
Я же писал - понять стоит ли человека мучить анализом или поставить ему тройку
Или когда давать тему - давать аналитическую тему или лучше что-то практическое
Сейчас часто ориентируешься по оценкам или вообще никак не ориентируешься - даешь тему и все - а потом понимаешь , что все тови усилия напрасны - вернее не напрасны конечно - человек все-таки поднимает свой уровень - но работать в аналитической сфере - не его возможности - ну нет у него для этого способностей
вот и требуется быстро и четко или легко проверить - а стоит ли брать такого человека на аналитическую работу
при этом можно проводить такой тест ежегодно начиная с первого курса и смотреть динамику

Да я могу понять это и без теста - но будет поздно - человек записан на работу, работа утверждена - и чтобы не ударить в грязь лицом - я как руководитель делаю львину работу за студента - а мне это надо? причем студент исполнительный, старательный - но не способен...
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Юрий Булуй от 09 Июня 2007, 08:49:10
простой тест ... на нестандартность мышления. "Сын отца профессора бъет отца сына профессора. Кто кого бъет?" :-) .
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 09 Июня 2007, 11:42:55
простой тест ... на нестандартность мышления. "Сын отца профессора бъет отца сына профессора. Кто кого бъет?" :-) .
Варианты возможны.
Однако
Дедушка (профессор)
Отец (профессор) - (отец сына профессора) - отец сам профессор
Сын (профессор) - собственно сын отца профессора (т.е. сын сам профессор)

Короче сын бьет отца - остальное от лукавого
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Виталий Григораш от 05 Июля 2007, 09:22:34
У меня другая точка зрения 8)

1. Проанализируем словосочетание "Сын отца профессора"
     Начнем с последнего. Имеется субъект профессор 8) У него есть отец, следовательно профессор
     является сыном этого отца --> Сын отца профессора - это профессор (ну или усложнять то его брат)
2. "Отец сына профессора"
    Те же рассуждения. Имеется профессор, у него есть сын, следовательно, профессор является отцом сына. А так как у сына может быть только один отец, то --> Отец сына профессора - это профессор

3. Вывод
    Кто кого бьет?
    3а. Профессор бьет профессора, т.е самого себя, если в 1. и 2. под профессором понимается один
         человек
    3b. Один профессор бьет другого, если под в 1. и 2. под профессором понимаются разные люди
    3с. Брат профессора бьет профессора, т.е. один брат избивает другого, если в 1. и 2.
         под профессором понимается один человек
    3d. Брат первого профессора бьет второго профессора (ну например мстит за брата 8)) если в 1. и 2.
         под профессором понимаются разные люди
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 05 Июля 2007, 12:39:55
1. "Сын отца профессора"
Согласен, что сын отца профессора - это или сам профессор или его брат.
Фиксируем:
Сын отца профессора = профессор-сын
Сын отца профессора = Брат профессора

2. "Отец сына профессора"
Отец сына профессора = профессор-отец

>>3а. Профессор бьет профессора, т.е самого себя, если в 1. и 2. под профессором понимается один человек
Если прочитать цепочку рассуждений так: внук-профессор - отец-профессор - дедушка-профессор
внук-профессор = Сын отца профессора
отец-профессор = Сын отца профессора

отец-профессор = Отец сына профессора
дедушка-профессор = Отец сына профессора

>>     3b. Один профессор бьет другого, если под в 1. и 2. под профессором понимаются разные люди
да согласен, два профессора не находящихся в родственной связи колошматят друг друга

>>  3с. Брат профессора бьет профессора, т.е. один брат избивает другого, если в 1. и 2. под профессором понимается один человек
возможно если есть два брата - один из которых сам профессор, а второй родил сына-профессора

>> 3d. Брат первого профессора бьет второго профессора (ну например мстит за брата ) если в 1. и 2. под профессором понимаются разные люди
По-моему это вариант 3b....
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Мушка от 13 Июля 2007, 10:16:55
подскажите, пожалуйста, где можно взять тесты для выявления аналитических способностей (самые простенькие)
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 13 Июля 2007, 13:21:12
подскажите, пожалуйста, где можно взять тесты для выявления аналитических способностей (самые простенькие)
Понимаете, мы и сами хотели бы это знать :). Почитайте внимательно всю ветку рассуждений - сами увидите!
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Михаил Курбасов от 13 Июля 2007, 16:57:42
Самый простенький тест - дайте кандидату в аналитики список предметов и попросите придумать как можно больше видов классификации этих предметов. Тест проверяет способность применять разные уровни абстрагирования информации.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Виталий Григораш от 18 Июля 2007, 16:28:40
Наткнулся случайно в инете.
Взято с http://blog.shumoos.com/archives/125

Цитировать
Вопросы аналитику

Буквально  недавно меня попросили провести собеседование с претендентом на позицию аналитика. Хорошо, что вопросы были  сформулированы давно. Эта заметка в помощь остальным, проводящим подобные собеседования. Важно,  почему и зачем мы задаем именно эти вопросы. Как только это станет понятно, можно будет придумать другие вопросы. А главное, понять, что должен отвечать кандидат.

Основные виды деятельности аналитика:
Выявление требований
Формализация требований для передачи остальным членам команды

Это основные виды деятельности. Гипертрофируем в утверждение: ”Эти виды деятельности есть смысл существования проектной роли аналитик”. Дополнительно, в зависимости от проекта, аналитик может заниматься внедрением, подготовкой рабочей и конечной документации, тестированием, подготовкой документов, в соответствии с ГОСТами. Оставим пока эти вещи в стороне и сосредоточимся на первостепенных.

Итак, вопросы кандидату:

Какие методы выявления требований вы знаете?
Как правило, работа с требованиями начинается именно с выявления. И эти методы нужно хотя бы знать. Часто кандидат начинает с пункта “проведение интервью с заказчиком”. И останавливаются на этом. Если это произошло, можно помочь собеседуемому, задав вводную: “Заказчика нет”. Это заставит кандидата вспомнить (или) придумать остальные методы. Следите как говорит кандидат. По тому какую терминологию он использует, можно сделать предположение о теоретической подготовке. По полноте описания методов - о реальном опыте. Второе важнее. Если кандидат претендует на позицию ведущего, можно уйти в высший пилотаж, попросив сравнить применимость и эффективность различных методов для различных типов проектов. А можно подробно разобрать один из методов.

Напишите прецедент снятия денег со счета при помощи банкомата. И напишите бизнес процесс, ну скажем, знакомства через сайт.
Позволяет оценить навык выдачи формализованной документации. Предлагайте написать примеры в любой нотации, на выбор кандидата. Можно в двух-трех.

Из каких частей, по вашему мнению, состоит спецификация требований?
Достаточно простой, на первый взгляд, вопрос. Показывает насколько хорошо подходит кандидат под ваш проект. Т.е. если кандидат с ходу называет функциональные и нефункциональные требования, а на наводящие вопросы об остальных видах мнется и молчит, то понятно, что он сталкивался в своей профессиональной деятельности только с простыми бизнес приложениями. Если называет только дизайн интерфейса - то, скорее, с простыми сайтами. Худший вариант, если кандидат говорит “ТЗ” и никак не может расшифровать, что туда входит.

Какие инструменты анализа знаете?
Имеется ввиду не инструментальные средства, а именно инструменты, такие как “рыбий скелет”, “диаграмма Парето”, метод “пяти почему” и тому подобное. Это вопрос на выявление требований и переход к их формализации и ранжированию. Можно задавать этот вопрос в паре с задачей о лифтах. [1]

Общий вопрос, который стоит задавать кандидатам на любую позицию:
Что читали и что собираетесь читать, какие курсы посещали?
Имеет смысл задать этот вопрос дважды. Один раз, о самообразовании по конкретной специальности, второй по разработке ПО вообще. Человек, претендующий на ведущего, должен прочитать как минимум десяток - другой миллионов знаков.

———————————————-

[1] Условия задачи. Есть некая крупная организация, занимающая целиком многоэтажный офис. Поток людей большой, т.к. столовая находится на улице и курить в здании запрещено. Кроме того, постоянно приходят посетители. На настоящий момент лифты не справляются с нагрузкой. Предложите способы решения проблемы. Примечание. Лифты менять нельзя.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Михаил Курбасов от 18 Июля 2007, 19:02:59
Провел блиц-опрос наших аналитиков по вопросу "Какие инструменты анализа знаете?" С радостью убедился, что правильного (по мнению автора топика) ответа не назвал никто. Теперь я спокоен - эти ребята у нас никого не переманят; мы для них слишком необразованные.  ;D
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 18 Июля 2007, 20:56:04
Фигня какая-то со ссылками. Ну да ладно

Виталий, Михаил!
Есть инициатива и предложения начать разрабатывать собственный тест на аналитические способности.
Тест не должен быть слишком сложным. И он не должен проверять знания и навыки анализа, имеется в виду, проявить и понять латентные способности. Причем быстро, ясно.
Пусть даже будет в результате ошибка, например выявили способности - а он не проявил их. Бывает. Может и наоборот быть не выявили - а он их проявляет.
Зачем надо? Для понимания имеет смысл с этим человеком иметь дело и вкладывать в него усилия или нет.

Второй этап, уже проверка остаточных навыков после вуза или после работы, именно для того чтобы выяснить - хорошо, али нет..

Кстати это надо назвать не инструменты анализа, а приемы анализа или практики анализа. Но инструменты сбивают.
Кроме того, я например все эти практики знаю, но тоже 100% ответил бы только с полподсказки, не иначе.
Почему? Потому как нет четкого определения, и нет четкой направленности.
Да именно эти практики встречаются у Leffingwell. Но они идут в контексте метода анализа корневых причин.
Так что Михаил не стоит растраиваться и считать себя неучами.
Вы им в следующий раз скажите: А они знают метод анализа по куриной лопуатке?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Михаил Курбасов от 18 Июля 2007, 22:11:11
А я и не расстраиваюсь, я прикалываюсь ;D. Просто, на мой взгляд, вопросы составлены не вполне корректно. Многие двусмысленные, нечеткая терминология ("инструменты", которые на самом деле вовсе и не "инструментарий", а методы)... Т.е. когда мы беремся оценивать чьи-то способности, резонно задуматься "а судьи кто?"
Еще почему-то местами пользуется популярностью метод озадачивания людей головоломками (ну, вот типа про сыновей профессоров, лупцующих друг друга). Но, во-1х, способность решать логические головоломки, по моему мнению, не обязательно коррелирует с навыками профессионального аналитика. А во-2х, человеку это может быть просто неинтересно - ну вот нет такого хобби, решать олимпиадные задачки для школьников - и опять же это ничего не говорит о способностях к работе аналитиком.

А насчет предложения по разработке тестов... Я целиком и полностью разделяю мнение г-на Cless, ранее высказанное в этой ветке:
Насколько мне известно самый распространенный способ проверки именно Аналитических способностей ( А заодно и коммуникативных) это Case Interview.  [...] К сожалению _тесты_ достаточно топорная вещь и пригодны только для первичного отсева. ( Простые тесты имеют слабый отсев, сложные отсеивают всех нестандартно мыслящих ... )
Мой опыт применения тестов показывает именно это: сделать точный и однозначный вывод о наличии аналитических способностей _только_ на их основе невозможно.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 18 Июля 2007, 22:43:32
Ну хорошо. Давайте сделаем это CASE Interview. Как оно делается, какие вопросы задавать?

Я уже говорил, аналитиком и рождаются, и становятся. Есть некие способности или нет.
Просто приходят ко мне 30 студентов, а я их долбаю анализом, что есть мочи. А у него нет к тому способностей. А может у него нет просто интереса? Значит попробовать его заинтересовать. Вот смотри!

Я же не говорю, что тест - это панацея и единственный инструмент. Мне он нужен как щуп, стоит человеку давать аналитическую работу или нет.

Была у меня дипломница. Делал очень аналитическую работу. К концу работы я понял, ну не аналитик она, но я пытался сделать ее аналитика. В результате - я потратил массу сил, человек почти ничему не научился. Потому мне и важно понять как узнать есть эти способности или нет в начале проекта, чтобы не парится и давть человеку работу по силам.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: bas от 20 Июля 2007, 11:55:14
Эд и Михаил,

Вы говорит о разных вещах. Эд говорит про тесты для выявления способностей, а Михаил о тестах для аналитика, для выявления знаний в области системного анализа.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: tolldo от 21 Июля 2007, 19:34:29
А еще есть интеллект, память, инструментальные навыки. Что есть аналитические способности? Это стремление мыслить нестандартно или способность быстро решить стандартную задачу стандартными средствами? Что должно измеряться, интеллектуальные способности или специфический опыт?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 21 Июля 2007, 19:59:52
А еще есть интеллект, память, инструментальные навыки. Что есть аналитические способности? Это стремление мыслить нестандартно или способность быстро решить стандартную задачу стандартными средствами? Что должно измеряться, интеллектуальные способности или специфический опыт?
Когда я открывал тему я достаточно ясно сказал, что нужно.
Нужно выявить СПОСОБНОСТЬ к аналитической деятельности, не навыки проверить, а именно способности.
Например, тренер посмотрел на мальчика и видит - плечи широкие, руки длинные, ноги длинные - и говорит, приводите мальчика в плавание.
Или другое - дали вам пробежаться 100 метров измерили пульс, частоту дыхания, что-то еще  и говорят - у вас есть способности бегать на короткие дистанции.

Т.е. задача не выявить талант к анализу, а именно способность, предрасположенность. И причину я назвал, чтобы время зря не тратить с человеком, если ему это неинтересно и он просто к этому не способен.

Конечно, все люди способны к анализу в той или иной степени, это свойства нашего мышления. Однако одни более способны, четче понимают это.
Есть же всякие тесты на профпригодность, почему бы не посмотреть для аналитика. Тут возможно и второй слой, а что значит аналитик?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Shur от 21 Июля 2007, 23:22:20
Предложение:
Прочитать потенциальным аналитикам лекцию о наиболее ярких (с Вашей точки зрения) примерах применения аналитических способностей  в жизни (не обязательно в сфере автоматизации, можно вплоть до рассказов о Шерлоке Холмсе :) ). После этого провести индивидуальные собеседования - опишите потенциальному аналитику ситуацию, в которой Вы находитесь  и предложите ему сформулировать свои представления о том, что такое аналитическая работа:
 Типа "Нужно выполнить аналитическую работу, но  можем ли мы поручить её Вам зависит от того, как Вы вообще представляете себе аналитическую работу. Каковы Ваши впечатления о материале, услышанном на лекции.".
Потенциальный аналитик в беседе должен продемонстрировать способность поддерживать разговор об анализе как на примерах из лекции, так и на собственных примерах (прочитанных или из жизни). Лекция должна помочь ему вспомнить свой материал по ассоциации с услышанным на лекции.
Интересно было бы подобрать материал в лекции, который иллюстрировал бы выявление причинно-следственных связей, а также ситуации введения по результатам анализа принципиально новых понятий, сущностей. В беседе постараться навести разговор на обсуждение аналогичных ситуаций.
Специалистов творческих специальностей, таких, как артистов или художников мастера подбирают фактически "под себя". Поэтому если Вы будете наставником этих аналитиков, наверное, элемент субъективного подхода - Вашей личной оценки, будет оправдан - тесты всего не скажут.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: bo от 24 Июля 2007, 23:57:58
Есть инициатива и предложения начать разрабатывать собственный тест на аналитические способности.
Тест не должен быть слишком сложным. И он не должен проверять знания и навыки анализа, имеется в виду, проявить и понять латентные способности. Причем быстро, ясно.

гм... ничего у вас не получиться. :-)
потому что публично созданый тест будет быстро проанализирован желающими, и выложен куда-то в инете.
после этого вы будете получать заготовленые ответы. :-)

мне кажеться, что есть только один путь, ставить задачу, и смотреть на то, как ее решает "испытуемый".
но и в этом случае вы не сможете отличить человека с опытом, и человека, который только что на ваших глазах "это сделал первый раз в жизни".
да... 5why - замечательно описан в анекдоте. только никто об этом не знает. :-)

примеры задач:
1) любая на "прикинуть". сколько автозаправок в городе, сколько почтовых отделений, какая площадь поверхности у моего стола.
2) назовите цепочку знакомых, между двумя известными людьми. например мной и вон тем человеком на улице.
3) предложите способ найти ответ, который вы не знаете, в условиях, в которых вы сейчас находитесь. например, как можно узнать, что я ел сегодня на завтрак.

во
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Кэт от 31 Июля 2007, 13:25:30
1. "Сын отца профессора"
Согласен, что сын отца профессора - это или сам профессор или его брат.
Фиксируем:
Сын отца профессора = профессор-сын
Сын отца профессора = Брат профессора

2. "Отец сына профессора"
Отец сына профессора = профессор-отец

>>3а. Профессор бьет профессора, т.е самого себя, если в 1. и 2. под профессором понимается один человек
Если прочитать цепочку рассуждений так: внук-профессор - отец-профессор - дедушка-профессор
внук-профессор = Сын отца профессора
отец-профессор = Сын отца профессора

отец-профессор = Отец сына профессора
дедушка-профессор = Отец сына профессора

>>     3b. Один профессор бьет другого, если под в 1. и 2. под профессором понимаются разные люди
да согласен, два профессора не находящихся в родственной связи колошматят друг друга

>>  3с. Брат профессора бьет профессора, т.е. один брат избивает другого, если в 1. и 2. под профессором понимается один человек
возможно если есть два брата - один из которых сам профессор, а второй родил сына-профессора

>> 3d. Брат первого профессора бьет второго профессора (ну например мстит за брата ) если в 1. и 2. под профессором понимаются разные люди
По-моему это вариант 3b....

Че то не сходится у вас))
А вот мой вариант:
Итак фраза: Сын отца профессора бъет отца сына профессора. Кто кого бъет?"
Декомпозируем:
"Сын отца профессора" - имеется отец-профессора, у которого есть 2 ребенка - сын и профессор.
"бъет отца сына профессора" - у профессора есть сын, у которого есть отец, но это не сам профессор, так как тогда фраза "бъет отца сына профессора" выродилась бы в "бъет сына профессора", а во фразе все слова ключевые и их выбрасывать нельзя. Значит профессор женщина.

Таким образом, "Сын отца профессора" приходится братом профессору, а профессор ему сестрой. У сестры есть муж, который является "отцом сына профессора". Значит, брат сестры-профессора бьет ее мужа.

усе :)
ЗЫ в инете подсказок не искала. Вспомнила только, что была еще какая-то подобная загадка, где фигурировала женщина))
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Denis Beskov от 31 Июля 2007, 13:47:40
Вообще есть мысль перевести дискуссию в практическое русло - подготовить и провести конкурс для (будущих) аналитиков.

Направленность конкурса - выявление способностей к аналитической деятельности у разработчиков, админов, инженеров с целью дальнейшего профессионального развития в этой области. Также возможны студенты старших курсов.

Вариант 1: В онлайне - нужны будут задачи, тесты и т.д.
Минусы - никак не проверишь коммуникативные навыки.

Вариант 2: В оффлайне - то же самое + представители компаний в роли заказчиков/экспертов ПрОбл для сбора требований.
Минусы - не все смогут приехать, нужно помещение и т.д. и т.п.

Соответственно нужны будут спонсоры, которые смогут сделать предложение о работе победителям.

Заодно и критерии отбора разработаем.

Понятно, что сфера у нас сложная и неоднозначная, но никто не говорил, что будет легко)
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 31 Июля 2007, 14:18:21
Вообще есть мысль перевести дискуссию в практическое русло - подготовить и провести конкурс для (будущих) аналитиков.
Идея просто отличная, а главное, она может стать тем ключевым моментом нашего сайта. Я всегда обдумывал такую возможность (на примере sql-ex.ru).
Было бы конечно неплохо реализовать такую идею и даже развить ее до сертификации. сравнивая с sql-ex.ru я конечно понимаю, что там это сделать было куда проще и логичнее. Однако надо в этом направленнии двигаться.
Если это будут задачи, то конечно лучше всего продумывать автоматическое их оценивание.
Но пока я с трудом себе это все представляю - однако действительно задача для нас сообщества аналитиков:-)
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: bo от 01 Августа 2007, 01:02:14
hi.

гм... "а судьи кто?". т.е. вы уверены, что оценивать аналитиков будут люди, которые смогут это делать?
сели как-то около десятка аналитиков крупной компании, и решили придумать критерии "крутости аналитиков". ну надо им было.
так вот споры возникли уже по job description.
задачи сделать можно. я выше перечислил, можно еще накидать. только...
1) многое из того, что приписывают здесь аналитику - работа или архитектора, или лид-девелопера.
2) человек с самым высоким iq в мире - сидит без работы. его никуда не берут. а идея подобная.
3) насчет ценности для работодателя. я не наблюдаю толпы hr-ов на этом сайте. хотя на других it-шных они пасуться "всей толпой да не по разу в день". или аналитики никому не нужны, или ...(опять мордобой будет). :-)

во
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Denis Beskov от 01 Августа 2007, 02:49:39
гм... "а судьи кто?". т.е. вы уверены, что оценивать аналитиков будут люди, которые смогут это делать?
Спонсорами конкурса должны выступать компании с мощными аналитиками.

Цитировать
сели как-то около десятка аналитиков крупной компании, и решили придумать критерии "крутости аналитиков". ну надо им было.
так вот споры возникли уже по job description.
Прецедентное мышление - это как-то не аналитически. Тем не менее АП КИТ уже вроде стандарты утвердила (http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573).

Цитировать
задачи сделать можно. я выше перечислил, можно еще накидать. только...
1) многое из того, что приписывают здесь аналитику - работа или архитектора, или лид-девелопера.
Интересно, где это и кто? С другой стороны, в малых компаниях именно так и происходит - вынужденное совмещение ролей, это нормально.

Цитировать
2) человек с самым высоким iq в мире - сидит без работы. его никуда не берут. а идея подобная.
Я вроде специально писал про оффлайн и коммуникационные навыки. Да и широта тестов и задач должна быть междисциплинарной, а не узко-логической. Грубо говоря, кроме IQ ещё и EIQ существует.

Цитировать
3) насчет ценности для работодателя. я не наблюдаю толпы hr-ов на этом сайте. хотя на других it-шных они пасуться "всей толпой да не по разу в день". или аналитики никому не нужны, или ...(опять мордобой будет). :-)
Если рынка нет, то его можно создать :) С другой стороны, мне коллеги подсказывают, что на hh.ru идёт активная охота за аналитиками (http://moikrug.ru/topics/943699433/). А если в качестве спонсоров выступят 2-3 мощные компании с кадровым запросом по аналитикам, то и проблемы не будет.

Кроме того, этот сайт слабо известен по словам "системный аналитик".
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Denis Beskov от 01 Августа 2007, 03:31:41
Зашёл на HH в раздел вакансий.

Ищу в категориии "Информационные технологии", Россия по слову:
"программист" - 1700 вакансий
"разработчик" - 700 вакансий

"аналитик" - 400 вакансий
"бизнес аналитик" - 200 вакансий
"системный аналитик" - 100 вакансий
"аналитик требований" - 100 вакансий
"архитектор" - 100

т.е. соотношение между спросом на программистов и аналитиков где-то 5:1 - 7:1.

Конкретно по Москве сейчас висит 80 вакансий по словам "системный аналитик" в HH.ru и 40 в МоёмКруге. Много ли это, мало?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: tolldo от 01 Августа 2007, 23:05:58
Всем привет!
Вопрос о выявлении способностей, а может быть и умений, IMHO, упирается в критерии оценки. Ставлю вопрос конкретно, вот есть два специалиста, один видимо лучше, а другой - хуже. Кажется все просто, разработали тест, вопросы, ответы, результат.
Я тут на графике изобразил результаты этих двоих. Вот вы лично кого считаете лучшим, красненького или синенького?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Denis Beskov от 01 Августа 2007, 23:11:26
tolldo, всё просто, оценка должна быть комплексная и многокритериальная.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 02 Августа 2007, 10:18:49
Анатолий, задача типичная. Смотрите теорию оценивания.

Очевидно, что график выполнен в обычной балльной системе. Т.е. Ответил не ответил и насколько баллов. При оценивании результатов нужно будет понять какую шкалу взять для измерения результатов, какое осреднение лучше использовать и т.д.

Вот тут мы имеем два всплеска в первом случае и ровный результат во втором. Думаю такой результат вряд ли в реальной практике возможен. Тем не менее, если вопросы равнозначны и вносят равновзвешенный вклад, то побеждает тот, кто получил больше баллов в сумме.

В принципе не зная заданий, не зная принципов оценивания, сказать кто лучше или хуже сложно. И опять же для чего лучше-хуже: если скажем у одного возникают озарения, а другой стабилен как танк, кто лучше? Ит депенд
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Михаил Курбасов от 02 Августа 2007, 11:43:15
Лично мне "синенький" специалист был бы интереснее. С ним есть шанс, что этими всплесками можно научиться управлять, делая их выше и стабильнее. Это сложно, но это интересно попробовать. С красненьким все проще - надо просто сравнить: его стабильный уровень выше или ниже ваших потребностей, и исходя из этого принять решение - иметь с ним дело или как.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Shur от 02 Августа 2007, 16:41:23
Вопрос: кто должен оценивать аналитика? В какой позиции, роли должен находиться тот, кто должен оценивать аналитика?
1. С одной стороны, результаты работы аналитика оцениваются разработчиками (архитектор, программисты), которые должны использовать его результаты в своей работе.
2. С другой стороны последние посты данной темы подразумевают оценку аналитка, аналитками же. Зачем? Для коллективной анлитической работы? Интересно, что проблемы коллективной аналитической работы (не коллективной разработки в целом!)  до сих пор не обсуждались.
3. Или подразумевается оценка аналитка со стороны лидера проекта, который стоит и над разработчками и аналитиками?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Denis Beskov от 02 Августа 2007, 16:53:14
Вопрос: кто должен оценивать аналитика? В какой позиции, роли должен находиться тот, кто должен оценивать аналитика?
1. С одной стороны, результаты работы аналитика оцениваются разработчиками (архитектор, программисты), которые должны использовать его результаты в своей работе.
2. С другой стороны последние посты данной темы подразумевают оценку аналитка, аналитками же. Зачем? Для коллективной анлитической работы? Интересно, что проблемы коллективной аналитической работы (не коллективной разработки в целом!)  до сих пор не обсуждались.
3. Или подразумевается оценка аналитка со стороны лидера проекта, который стоит и над разработчками и аналитиками?
А кто оценивает программиста? Кто оценивает тестировщика?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Shur от 02 Августа 2007, 17:32:42
А кто оценивает программиста? Кто оценивает тестировщика?

Правильно ли я Вас понял, что Вы не считате, что роль оценщика аналитика существенна для результата оценки? Или что "оценщик" аналитика может быть выбран тем же способом, что и "оценщик" программиста и тестировщика?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Denis Beskov от 02 Августа 2007, 17:35:46
Правильно ли я Вас понял, что Вы не считате, что роль оценщика аналитика существенна для результата оценки? Или что "оценщик" аналитика может быть выбран тем же способом, что и "оценщик" программиста и тестировщика?
Существенна конечно, роль - работодатель в лице руководителя той или иной оргструкуры. Понятно, что тестовые задания будут готовиться с участием работодателя, но не только им.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Shur от 02 Августа 2007, 17:50:40
Существенна конечно, роль - работодатель в лице руководителя той или иной оргструкуры. Понятно, что тестовые задания будут готовиться с участием работодателя, но не только им.

А насколько существенно "участие" в составлении  тестов этих других специалистов (помимо работодателя)? Насколько значимым для тестирования является взгляд на аналитическую деятельность конкретного специалиста ( с точки зрения его роли в проекте)? Или можно не заморачиваться на специфику требований к аналитику со стороны разных специализаций в проекте, а достаточно при составлении тестов просто следовать принципу "одна голова хорошо, а две лучше"?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 02 Августа 2007, 21:44:45
Кажется, тема стала развиваться совершенно в ином направление. Тема гласит о потребности выявления аналитической способности, а не о потребности оценивания деятельности аналитика.

Так или иначе спор пошел вокруг оценивания деятельности. "А кто следит за цензором?"  (с).

Для начала все-таки нужно понять, что оценивается и выявляется: способности, знания, навыки, умения, качество проделанной работы.
Очевидно мы можем проверить только первые четыре пункта. Опять же это можно делать в игровой и полуигровой манере. Как это делается например в разных программах. Помните - человек приходит с проектом, а сидят бизнесмены и решают дать ему мильон или не дать. Хорошо ли они решили или нет, судить сложно. Но мильон то их! Так, что в какой-то степени получится тоже самое.

Однако нам нужно все-таки делать упор не просто на отбор "Алло, мы ищем таланты!" (с), а на отбор с обучением. Опять же по аналогии с sql-ex.rU. Чтобы был дух соревновательности, а задания такие - что зубы скребут 4 месяца и более :-), а делать все равно охота...
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: ser от 02 Августа 2007, 21:48:52
Итак фраза: Сын отца профессора бъет отца сына профессора. Кто кого бъет?"

А ведь "правильный" аналитик вместо того чтобы всю эту абракадабру бросаться раскладывать по полочкам просто уточнит, о чем конкретно идет речь. Ну не в тесте, а в жизни. И, как правило, все окажеться намного проще. К чему я веду? Предположим составлен тест из подобных вопросов. И что он покажет? Думаю он отделит личностей склонных к фантазиям от тех, кто мыслит более практически. А аналитик должен быть фантазером?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 02 Августа 2007, 22:15:57
Сын отца профессора бъет отца сына профессора. Кто кого бъет?

А ведь "правильный" аналитик вместо того чтобы всю эту абракадабру бросаться раскладывать по полочкам просто уточнит, о чем конкретно идет речь. Ну не в тесте, а в жизни. И, как правило, все окажеться намного проще. К чему я веду? Предположим составлен тест из подобных вопросов. И что он покажет? Думаю он отделит личностей склонных к фантазиям от тех, кто мыслит более практически. А аналитик должен быть фантазером?

Не согласен. Как раз по данной задаче и можно понять как ведет себя человек, кк фантазер или как сенрьезный аналитик, который оперирует только фактами.

Вот смотрите, Ser:
1 часть фразу: сын отца профессора говорит нам о таких возможных вариантах как:
сын-профессор или брат профессора - это непреложно и следует из текста фразы. Из текста фразы неясно кто профессор - женщина или мужчина, потому оба варианта в данном случае возможны и не противоречивы.

2 часть фразы: отца сына профессора говорит нам, что либо отец-профессор, либо отец супруг профессора, т.е. по просту муж профессора - тоже непреложный факт, который говорит нам в данном случае поскольку сын может быть только у разнополых супругов (не будем учитывать современные тенденции - однако и они нам не мешают)

В результате у нас могут родится такие варианты:
сын-профессор бьет отца-профессора (возможно и чужого)
брат профессора бьет мужа профессора
профессор сам себя бьет по маковке за какую-то оплошность.

Здесь конечно выходит на первый план уже знания семантического анализа, основы которого нам как ИТ аналитику возможно не давались и не требовались, хотя наверное имею значение для любого аналитика.
Если подходить с семантической модели то вариант брат бьет мужа - наилучший, хотя сам себя бьет - тоже неплох, но больно сложен вариант Брат бьет мужа обходится минимальным числом профессоров - т.е. 1, а один из принципов анализа не порождай сущности сверх меры!

Согласны?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Shur от 03 Августа 2007, 10:18:04
2 Galogen
Даже если соискатель-аналитик предложит решение задачи об избитом отце сыне профессора, можно ли обойтись без оценки решения? Ведь последнее предложение вашего поста - это фактически оценка решения задачи, фомулирование того, что Вы считаете наилучшим решением для данной задачи.
Вы не согласились с Ser, но и не опровергли его утверждение (о том, что решение вопроса может быть осуществлено "опытным путем" за счет получения дополнительной информации из конкретного контекста) . Сам факт Вашего несогласия с подходом Ser укзывает на то, что Вы признаете, что его точка зрения по обсуждаемому вопросу отличается от Вашей. Итого (если Ser не откажется от своего подхода и не примет Ваш) будем иметь по крайней мере две точки зрения на общий подход к способу выявления аналитических способностей (неявно подразумевающий их оценку).
 В подходе Ser есть очень важное зерно - требование быть способным самостоятельно очерчивать/уточнять рамки и содержание задачи в конкретном контексте, чего сложно добиться если человек привык только решать задачи, которые ему ставит кто-то другой.
ИМХО противопоставлять два подхода ("чисто логический" и "опытный" - от контекста)  имеет смысл не для выявления, какой из них более правильный, а для выяснения - не являются ли эти два подхода по крайней мере двумя разными аспектами аналитических способностей.
Возможно, различие подхода, который отстаиваете Вы в предыдущем посте, от указанного Ser связано с различием Ваших с Ser практик, с которыми Вы связываете свои аналитические интересы?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: tolldo от 03 Августа 2007, 11:59:02
Всем привет!

Когда я рисовал, представленный выше график, то имел ввиду именно выявление способностей.

Поскольку предполагается создание некоего измерительного прибора (теста), я хотел сказать следующее: каждый тест не просто что-то измеряет. Измерение производится в соответствии с заранее сформированной моделью этого явления (которое измеряется). В общем случае тест это такой же прибор, как и термометр, например. Только температурные явления изучены гораздо лучше, чем особенности мышления человека. Но и с температурой не все просто. Измеряя температуру горячей воды, мы априори знаем что это вода и ее температура от 0 до 100 град. А если нет? Простая линейка накладывает ограничения на измеряемый объект: измеряемая сторона должна быть прямой. Точно также в результаты любого теста - это измерение в рамках априори принятой модели измеряемого явления.

На приведенном выше графике представлены не столько два результата, сколько два известных подхода, две модели выявления профессиональных качеств, два способа мышления исследователя. Первый подход, "красненький", выявляет нечто стабильное, уровень, стандарт, базу. При таком подходе "синенький" график не возможен, он будет "срезан", отфильтрован в рамках априори заданного диапазона. Фактически, после всех усреднений, результат каждого респондента - это прямая, параллельная ОХ. Таков подход. Разница только в высоте этой прямой, которая и есть оценка уровня, базовой подготовки.

Про первый подход знают все и пользуются чаще всего только им. Второй подход не выявляет базовую готовность. То есть предполагается, что задачу вы все равно решите. Важно не это. Важно то, КАК вы будете ее решать. Много есть способов для решения задачи. Какие способы выберете вы?

И если говорить о выявлении именно способностей, а не базовых знаний, то их может выявлять, IMHO, только "синенький" принцип составления тестовой модели.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: tolldo от 03 Августа 2007, 13:01:47
2 Денис "Майевтик"

Цитировать
tolldo, всё просто, оценка должна быть комплексная и многокритериальная.

Цитировать
Оптнер во вступлении к своей известной книге цитирует некоего Р.Б. Пери:
Специалиста можно определить как человека, который с течением времени знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, пока, наконец, он не станет знать почти все ни о чем. Наоборот "дженералист" определяется как человек, который с течением времени знает все меньше и меньше о все большем и большем, пока, наконец, он не будет знать практически ничего обо всем.

Вот я читаю документ http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573 (http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573). И создалось у меня впечатление, что это либо бред людей, которые ничего не понимают в оценке профессиональных качеств, либо лицемерие, мол контора пишет, а у меня все равно будет по-другому.

IMHO, уровень профессионализма не определяется только базовыми знаниями и умениями. Этого не достаточно. Настоящий профессионал обязательно должен иметь знания и умения в какой-либо узкой области, но значительно выше базовых. Суперпрофессионал владеет своей узкой проф. областью так, как вообще никто и нигде. И при этом у него должна быть широта знаний по всему профессиональному спектру, но на базовом уровне. IMHO, это обязательное условие, сочетание "дженерализма" и специализации. Такое сочетание лежит в основе профессионального развития как отдельного человека, так и отрасли в целом. И указанный выше документ, IMHO, должен стимулировать такое развитие, а не тормозить.

Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 03 Августа 2007, 14:33:08
Ser связано с различием Ваших с Ser практик, с которыми Вы связываете свои аналитические интересы?
Да я не аналитик, я преподаватель. Возможно Вы и правы, утверждая наличия двух подходов к аналитической деятельности. Безусловно, данная задача это лишь пример - очень отвлеченный, но все-таки просто пример. Наверное в реальной практике можно было бы задать уточняющие вопросы для быстрого достижения решения задачи.
Но если мы проверяем умение просто рассуждать, т.е. без знания аналитический практик (вернее знание их на уровне школы и "чистого" образования). Анализ предполагает разделение задачи на части, причем при делении возможны варианты. После деления задачи и генерации вариантов, идет синтез. Синтез можно осуществялть по-разному, я предложил минимальность связей.
Вчера предложил товарищу эту задачу - он тоже начал рассуждать с позиций профессор бьет себя самого, сын бьет отца, некий сын бьет некого отца - они не родственники.
Однако когда я уточнил, что каждое слово в предложении значимо и не повторяте зависимости - он быстро нашел ответ брат бьет мужа.
Может я и не прав - данная задача  не мое детище:-) Да и вообще аналитические задачи настолько инвариантны, что наверное невозможно устроить их конкурсное решение, так как ответы могут быть неоднозначны. К ому же в данном случае вообще-то проверяются скорее не аналитические способности (хотя а что это такое), а логические...
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Shur от 03 Августа 2007, 15:01:06
2Galogen
ИМХО обсуждать "что  такое аналитическая деятельность" рискованно вне контекста. Во внеконтекстной постановке определение аналитических способностей сводится к выявлению способностей к логическому рассуждению, мышлению в самом широком смысле этого слова. А это уже задача типа теста Тьюринга.
В "боевых условиях" есть возможность проверить аналитиков на практических задачах, в которых контекст задают (описывают) лица, реально заинтересованные в практическом решении этих задач. Логически мыслящий аналитик им нужен постольку, поскольку им нужен результат. Т.е. задать реальный контекст в практических задачах - не проблема.
Но в Вашей задаче выявления аналитических способностей с позиции преподавателя всё равно актуальна проблема задания контекста (хотя, наверное, это самая сложная часть этой задачи).  Возможно, для этого потребуется обозначить спектр макрозадач, задающих контекст аналитической деятельность. Т.е. показать как эта логика работает на практических задачах.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 03 Августа 2007, 15:38:13
ИМХО обсуждать "что это такое аналитическая деятельность" рискованно вне контекста. Во внеконтекстной постановке определение аналитических способностей сводится к выявлению способностей к логическому рассуждению, мышлению в самом широком смысле этого слова. А это уже задача типа теста Тьюринга.
Да совершенно согласен с Вами. Но умение логично и стройно мыслить разве не предполагает способности и к анализу?

Вопрос опять же, что понимать под анализом? Контекст у нас с Вами более или менее ясен - анализ в области информационных технологий. Поскольку химик-аналитик - это не одно и тоже, что и информатик-аналитик :-) Хотя вот в той же аналитической химии все строго и понятно: есть качественный анализ и есть количественный анализ.
Может нам тоже выстроить определенную иерахию анализов касаемо ИТ.
В принципе это уже сделано - но не всегда понимаемо (ну по крайней мере мною)
Например, когда я читаю часть лекций, посвященных структуре системного анализа, то привожу такую классификацию:
1.   Функционально-структурный анализ
2.   Морфологический анализ
3.   Генетический анализ
4.   Анализ аналогов
5.   Анализ эффективности
6.   Формирование требований к создаваемой системе
При этом не надо забывать, что декомпозиция фактически инструмент анализа, часто выносится как отдельный этап.

Цитировать
В "боевых условиях" есть возможность проверить аналитиков на практических задачах, в которых контекст задают (описывают) лица, реально заинтересованные в практическом решении этих задач. Логически мыслящий аналитик им нужен постольку, поскольку им нужен результат. Т.е. задать реальный контекст в практических задачах - не проблема.
Да, конечно, задание контекста - это не проблема. Правда не понятно, а что бывают аналитики нелогично мыслящие? Мыслящие образами, интуитивные?

Цитировать
Но в Вашей задаче выявления аналитических способностей с позиции преподавателя всё равно актуальна проблема задания контекста. 
Ну еще раз, задача не моя :-) Я вовсе не этого добивался, когда открывал тему, повторяться не буду - посмотрите мои прошлые - начальные посты.
Я просто обратился с вопросом - существуют ли какие-то экспресс методы диагностики, пусть дающие не очень надежный 100% результат, для быстрой проверки некоего человека - в моем случае студента, на предмет его способности или неспособности к аналитической деятельности в области информационных систем, программирования. Что это значит, я и сам не очень четко понимаю.
Выяснилось, таких методов нет, или они сложны, либо невозможныю А может сама постановка вопроса не корректна, т.к. нет аналитических способностей, а есть некая сумма знаний, умений, навыков и способностей, которая достаточно вероятно указывает на успешность их обладателя именно в области анализа.

Помню некий тест на профпригодность указывал у меня склонность к исследовательской деятельности, при этом там были некоторые критерии, которые меня несколько удивили: например уровень агрессии (у меня оказался высоким - хотя я себя считал человеком очень флегматичным) и еще некоторые.. В беседе с психологами - они у нас в аспирантуре проводили занятия - выяснилось, что мол в данном случае для исследователя высокий уровень агресии очень мол характерен, просто он сублимируется на научной задаче, а не на окружении

Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Shur от 03 Августа 2007, 16:10:59
2Galogen
Насчет нелогично мыслящих аналитиков: аналогично тому, как существует теоретическая и экспериментальная физика можно, наверное, рассматривать и два аспекта аналитической деятельности.
Один - способность логически сопоставить, соотнести между собой (логически, теоретически) суждения и информацию об обсуждаемом предмете, проверить их на непротиворечивость и вывести новые (теоретические) знания.
Второй - способность соотнести суждения и информацию с реальной практикой, убедиться в том, что суждения являются фактами, а информация истинна.
И тот и другой аспект требуют способностей мышления (логик), но разных.


Вторая важная часть вопроса - что понимать под контекстом. Контекст Заказчика автоматизируемой системы (его дело, его бизнес)? Или контекст собственно реализации автоматизируемой системы (контекст автоматизированных систем, процессы, способы и средства их создания)?
В этом смысле разделы системного анализа, которые Вы процитировали, сами контекстами автоматизируемой предметной области не являются. Каждый из этих подходов является только средством для анализа реальной автоматизируемой деятельности Заказчика.
Под контекстом я подразумевал именно рельную практику,а не знания (информацию) о ней, которые могут быть несовершенны. Задание такого контекста в режиме лекции, тренинга или семинара всегда будет оставаться только приближением. Чем сложнее задача, тем сильнее последствия использования "кабинетного контекста".
Самый простой способ соотвествовоать "правде жизни" - работать в тестном (и частом) контакте с реальными практиками предметной области. Возможно, именно это является центральной изюминкой Agile-подходов?
Более сложный подход: пытаться формализовывать на концепутальном уровне различные практики предметных областей, но это проблематично сделать в обсуждении в форуме (опять же - нужны "живые" практики предметных областей)...
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 03 Августа 2007, 16:53:16
Насчет нелогично мыслящих аналитиков: аналогично тому, как существует теоретическая и экспериментальная физика можно, наверное, рассматривать и два аспекта аналитической деятельности.
Да я понимаю Вашу мысль. Однако считаю, что деление на экспериментальную и теоретическую части науки - деление условное и скорее используется для удобства. И там и там нужна логика, почему это логика разная? Не совсем понятно. Другое дело что различны методы исследования и соотвественно выводы. Экспериментатор может ставить себе задачу собирать факты, но не обсуждать и обощать их. Возможно ему это и нужно, однако это скорее инженер, чем научный ученый. Все-таки постановка эксперимента нуждается в теоретическом фундаменте и наоборот. да есть физики-теоретики, но это скорее математики и философы.



Цитировать
В этом смысле разделы системного анализа, которые Вы процитировали, сами контекстами автоматизируемой предметной области не являются.
Но я их вовсе в этом контексте и не приводил, просто привел виды анализа. К тому, что наверное разные виды, требуют разных навыков и способностей, а может базируются на чем-то одном...

Цитировать
Под контекстом я подразумевал именно рельную практику... Задание такого контекста в режиме лекции, тренинга или семинара всегда будет оставаться только приближением. Чем сложнее задача, тем сильнее последствия использования "кабинетного контекста".

Не могу понять, что Вы мне пытаетесь тут объяснить или донести. Если то факт, что в рамках университетских занятий невозможно создать условия вы полного проявления и изучения аналитических способностей, навыков, умения и знаний студента, то тут и спорить не о чем. Это же естественно. Соответственно студент не может выполнить корректно все возможные действия аналитика. Но а требуется ли это, возможно ли это в рамках существующей системы образования? Думаю нет. Но всеми студентами (или подавляющим большинством) все дисциплины, связанные с практиками анализа, где отсутствует четкая постановка, а есть потребность как раз эту постановку сделать, воспринимаются примерно как рыбий жир - ясно, что не вкусно, но приходится пить, и естественно при любой возможности избегаем его. Есть студент у меня - очень умный, работоспособный и прочее. Но однажды он меня просто убил - вы скажите, что мы должны вам сделать, я мол сделаю. И действительно - он быстро и четко исполняет задачу, если постановка четкая и однозначная (типа студент пренадлежит 1 и только 1 группе, группа принадлежит 1 и только 1 факультету) вот из таких формулировок задача решается быстро. Но если сказано найдите приемлемое решение для ПрОбл учебный процесс - возникает вот такой вопрос- а что мы должны вам сделать конкретно!
Так что когда я говорил о спосбностях, я все-таки имел в виду задачи как раз реальные, дипломный проект часто студенты делают  на реальных предприятиях, либо задача вполне реальная - ну скажем в моем случае была задача условно говоря в предложении на автоматизации процессов деканата. Практика куда как реальна, студент сам работал в этом деканате, имеет возможность беседовать и т.д.

Цитировать
Самый простой способ соотвествовоать "правде жизни" - работать в тестном (и частом) контакте с реальными практиками предметной области. Возможно, именно это является центральной изюминкой Agile-подходов?
Что такое работать в тесном контакте с реальными практиками? Что такое реальные практики? Что означает это для случая обучения студентов?


Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Shur от 03 Августа 2007, 18:24:00
2Galogen
Насчет разных логик:
Логика, как минимум включает понятия, которые используются для формулирования суждений. Даже в данном форуме имели место разные мнения по поводу понятий используемых в аналитической деятельности (например, по понятию цели). Есть практки, для которых достаточно знать, что цели просто есть. А есть практики, для которых, важно понимать, как эти цели получаются. Можно конечно, считать, что раз участники обсуждения говорят по русски и используют одни и те же слова, значит и логика у них одна. Но если используя одни и те же слова они получают разные суждения, я бы говорил, что они используют разную логику. И не в уничижительном смысле, а для обозначения масштабов различия взглядов участников обсуждения.

А насчет реальной практики: Вы сами привели пример студента, который работал непосредственно с Заказчиком и постановка была взята из жизни, а не из книжки. Я именно это и имел в виду под практикой, реальным контекстом. Но есть знания которые одинаково полезны при создении систем,  автоматизирующих управленческий учет на предприятиях и системы документооборота, а есть знания, специфичные для каждой из задач. Также специфичны, например, автоматизация учета производства нефтепродуктов и учета работы магазина. Если можно обучать студентов с "погружением" в различные предметные области - это замечательно. Хуже, когда эти знания они вынужденно получают "из третьх рук".

Для случая обучения студентов такое плотное взаимодействие с реальной практикой требует от аналитика-студента способностей правильно интерпретировать извлеченную из Заказчика информацию. Можно ли считать, что эти способности - те же самые, которые выявляются при решении логических задач?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 03 Августа 2007, 23:04:46
Для случая обучения студентов такое плотное взаимодействие с реальной практикой требует от аналитика-студента способностей правильно интерпретировать извлеченную из Заказчика информацию.
Да в этом сама соль. Поскольку ведь и преподаватель может интерпретировать информацию Заказчика совершенно иначе, чем студент. И тут сложность - согласны?
Однако посмотрим на ситуацию иначе: вы обучаете студентов скажем технологии изготовления кинескопов. За основу берется естественно существующая технология, но в первую голову изучаются научные основы процесса. Как, что, почему влияет и т.д. Однако можно ли сказать, что мы обучаем реальной технологии? Нет, абсолютно! Тут есть множество причин. Одну из причин озвучил некто bo, в ответ на просьбу привести примеры составления тестов из требований - "коммерческая тайна", однако.
Потому - в высшей школе в любом случа будет преподавать "теоретические" знания только. Понять как правильно извлекает студент знания из опроса заказчика тоже проверить сложно, это как принцип Гейзенберга. Я как наблюдатель неизбежно ввожу помеху в наблюдаемый процесс. Я ставлю задачу и я ожидаю получить на некого ответ, который я полагаю есть правильный. Но так ли это? Предположим я прошу решить задачу: составить некий sql-запрос. Положим я сделал вариант, котрый проверил на множестве различных данных и убедился в его правильности. Тут есть ответ, он точный и однозначный, его лекго проверить, анализируя исходные данные таблиц. Меня уже не волнует как студент решит эту задачу: составит 1 запрос, или воспользуется функцией пользователя или составит серию запросов, или напишет программу для извлечения данных - у меня есть с чем сравнить. Это строгоформализованный ответ - другого верного просто быть не может.
В случае наших задач - однозначного ответа получить нельзя, поскольку ответ многовариантен. Теория систем учит, что всегда существует одно единственное решение наиболее эффективное в данном случае, но оно не дает точного инструмента как туда попасть. Это аналогично понятию доменно-ключевой нормальной формы, мы можем проверить действительно ли БД находится в этом состоянии, но пока не можем дать рекомендации точные и однозначные как в случае обычной нормализации, как прийти в эту ДКНФ. Мне кажется ситуация с анализом очень похожая.
Что же тогда делать? - ответ не совсем ясен, но скорее всего прививать навыки аналитической деятельности.

Вы спрашиваете:
Цитировать
Можно ли считать, что эти способности - те же самые, которые выявляются при решении логических задач?
Т.е. Вы можете спросить - действительно ли человек, который умеет хорошо решать физические задачи, будет хорошим физиком-теоретиком или лучше физиком-экспериментатором? Безусловно нет! Поскольку физические задачи, поставлены кем-то, в них уже заложена определенная четкая базовая логика ее решения, примерно ясен ответ, не ясны точные значения. Здесь важным момент является умение самому сформулировать условие задачи, которую потом и самому решить. Как говорят: правильно заданный вопрос- половина ответа.
Очевидно, что нужно учить логике постановки задачи, логике формулировки вопроса, что очень и очень сложно.
Некоторые ребята делают это порой интуитивно и часто раздражаются, когда им навязываешь некий регламент действий. Другие раздражаются тем, что это препод нас достал, все время чего-то от нас хочет, чего вероятно сам не понимает.

Потому мне кажется тут надо сначала все-таки уяснить - есть такое понятие - аналитическая деятельность. Чем она например отличается от научной деятельности, от решения сложной практической или теоретической задачи. Можно ли сказать, что для решения например такой задачи (пишу примерное ее изложение дабы не подводить коллег с известного сайта): известно что некий террорист летал в течение 1 месяца, известно что, он встречался с неким человеком. известно, что их встреча была продолжительной не менее 12 часов кряду, известно, что это человек мог летат только под вымышленным именем, известно, что этих имен неболее 3, известно, что в конце месяца первым рейсом он должен был прилететь в город Н. Узнать возможных претендентов и выбрать из них того, кто имел самый минимальный налет общего времени?

Задача не полная, но как образец. Можно ли считать, что если задача будет решена, то человек обладает аналитическими способностями? Можно ли считать, что он большой знаток SQL (задачу нужно решить только с использованием SELECT и только в виде одного запроса объемом не менее 8кб и скоростью срабатывания не менее такого то числа)?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: bo от 04 Августа 2007, 00:56:18
привет всем.

эээээээээээ... как говорит молодеж - много букв. осилил половину. :-)
по поводу тестов для аналитика... я честно говоря не понял, чем мои примеры не устроили? по поводу того, что он должен уметь. а никому в голову не пришло взять описание вакансии? ну можно с того же hh. но я бы все же посмотрел у монстров. intel, ibm, boing, ge...

а вообще... знаете. работа аналитика очень похожа на работу или инженера, или технолога "по-советски". а тогда как-то не тестировали, будешь ты инженером или нет. поступил и выпустился - значит будешь. а вот категория - это да. можешь до ведущего дорасти, а можешь и чертежи дорисовывать всю жизть. :-)
это я к чему. в больших компаниях влегкую на аналитика берут первого встречного. ну не совсем. выпускник колледжа или вуза может устраиваться на должность аналитика. и его берут. что из него вырастет - жисть покажет. вообще-то там несколько ступеней. про разницу в зарплатах не знаю, но те, которые которые на самой последней - у них 6-8 лет работы в данной компании, и 3-5 лет работы чисто аналитиком.

так мы про тесты (с которых начали) или про оценку (на которую я свернул) ? :-)

во
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 04 Августа 2007, 15:18:19
Вообще интересно как дискуссия повернулась. Началось все безобидно, byur мне в частной беседе обмолвился о тестах что-то, я его спросил, он ответил, что нет таких. Вот я и спросил общественность. А пошло все совсем в другую сторону :-)

Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 04 Августа 2007, 23:31:05
Суммируя высказывания можно сказать, что заданный в заголовке темы вопрос, в чем-то сродни вопросу: как выявить способности к инженерной деятельности, к научной деятельности, к военной деятельности.
Как бы вопрос слишком широк и слабо формализован.
Скорее можно говорить о склонности к мыслительной деятельности, склонности к принятию решения, склонности делать что-то руками, и т.д.
Т.е. одному интересно придумывать идею, концепцию, проект. Другому гораздо лучше воплощать это в реальную вещь. Третьи любят и то, и другое.

В нашем случае понятие аналитической деятельности видно сводится к умению принимать факты такими как они есть, и максимально верно их истолковывать, преобразуя их в факты более понятные реализаторам задачи. Так же аналитик не должен выдумывать, того чего нет в исходной задаче, но он может ставить правильные вопросы, помогающие устранить пробелы. Аналитик работает с чем-то существующим (в реальности или умозрительно). Но сводится ли его деятельности только к анализу (ведь анализ лишь инструмент изучения системных свойств)? Наверное нет. Он обязательно синтезирует решение основываясь на результатах анализа. Но ведь синтез возможен и не только на базе анализа: интуиция, догадка, озарение, умение проникать в суть вещей - можжет у человека такая врожденная способность.. Как быть в нашей ситуации?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Shur от 04 Августа 2007, 23:57:01
Потому мне кажется тут надо сначала все-таки уяснить - есть такое понятие - аналитическая деятельность. Чем она например отличается от научной деятельности, от решения сложной практической или теоретической задачи. Можно ли сказать, что для решения например такой задачи (пишу примерное ее изложение дабы не подводить коллег с известного сайта): известно что некий террорист летал в течение 1 месяца, известно что, он встречался с неким человеком. известно, что их встреча была продолжительной не менее 12 часов кряду, известно, что это человек мог летат только под вымышленным именем, известно, что этих имен неболее 3, известно, что в конце месяца первым рейсом он должен был прилететь в город Н. Узнать возможных претендентов и выбрать из них того, кто имел самый минимальный налет общего времени?
Задача не полная, но как образец. Можно ли считать, что если задача будет решена, то человек обладает аналитическими способностями? Можно ли считать, что он большой знаток SQL (задачу нужно решить только с использованием SELECT и только в виде одного запроса объемом не менее 8кб и скоростью срабатывания не менее такого то числа)?

Если исходить из того, что целью обучения является выполнение не только учебных задач, а подготовка востребованных специалистов, то ответ на этот вопрос лучше адресовать тем людям, проблемы которых тестируемый аналитик будет решать (после окончания института). И задачу тестирования можно повернуть как поиск способа привлечения таких людей к оценке. Если понимать поднимание вопроса о тестировании в данном форуме как попытку такой адресации, то проблема как раз в том, что реальный практик реального специалиста оценить может, а формулировка формальных требований для задач масштаба тестирования профессиональных требований в целом, затруднительна (особенно в части способностей интерпретации реальной практики).

Ваше утверждение о том, что в высшей школе можно приобретать только теоретические знания чересчур категорично. Давно существуют формы обучения, которые тесно увязывают преподавание теории с "погружением" студентов в реальную практику (как у нас, так и за рубежом). Понятно, что менять формы обучения в сложившемся учебном учреждении со своей историей сложно. Но если воспитание аналитиков останется только Вашей личной задачей и к ней не будут проявлять интерес ни сами "воспитуемые" ни потенциальные "потребители" аналитиков, то вряд ли удастся решить эту задачу необременительным для Вас образом (включая тестирование).

Обсуждение вопроса о сущности и оценке работы аналитика (к вопросу об отличии от научной и пр.) периодически ведется в разных темах данного форума. Может быть стоит разделить обсуждение требований к работе аналитика (возможно, в чтом числе, под углом зрения обучения) от собственно проблем тестирования и оценки (какие тесты удовлетворение каким требованиям тестируют)  и вести их в разных темах?
Достаточно ли различных или даже противоречивых взглядов высказано в данной теме, чтобы сделать их предметом новой темы?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 05 Августа 2007, 20:43:58
2Shur

Да, чувствуется вы многие понимаете глубоко, вероятно, есть опыт и в обучении, и в реальной практике.

Конечно погружение в реальную практику во время обучения в вузе возможно. Для этого существуют как минимум 3 практики: учебно-производственная, производственная и преддипломная.

Я обычный преподаватель кафедры, т.е. не зав, не какой-то другой власть придержащий. Поэтому в этом смысле от меня мало, что зависит. Только качество преподавание моих предметов.

Возможно в Москве или другом крупном городе с хорошо развитой ИТ-индустрией возможность проведения занятий в реальной обстановки вполне реальна, но к сожалению не у нас в городе.

Нет нужды ходить далеко, взять хотя бы практики летом. Есть официальные базы практики, с которыми у вуза подписан договор. Однако все равно ребят берут не охотно, а если берут то, дают какую-то отвлеченную задачу. При этом руководитель от вуза просто исключен из этого процесса.

Правда рискну выделить и другую ситуацию. Некоторые студенты работают уже начиная со второго, а порой и первого курса в ИТ-отделах или фирмах. Часто есть такая беда со студентами этой категории - они очень хорошо знают реальную практику. Однако эта реальная практика, часто сильно отличается от теории. Тем не менее конечно такие ребята более успешны (правда в реализации, а в анализе и постановке хуже), чем те, кто только учится.

В общем суммируя, я согласен что это важно, но лично я не вижу никакой серьезной возможности. Думаю это связанно с некоторыми условиями:
1. нет еще такого слоя ИТ-специалистов, которые готовы идти в высшую школу
2. слишком нищенская зарплата. Доцент имеет 13-14 разряд ETC + 40% + за звание кандидата 3000 р. А если нет звания? Т.е. оклад у человека на уровне от 3200 до 3700 р. А со всеми накрутками около 8 тыс.
3. слишком большая разница между ГОС и тем, что нужно фирмам (правда это было и в советское время)

Я пытался несколько раз делать это, т.е. искал фирмы, выходил на руководство, разговаривал. Они очень заинтересованно к этому относились, но на практику не брали.
Или говорили дайте нам студента со знанием Net. Я им предлагал - давайте ваши требования заранее, я объявлю студентам - они будут готовиться, если им будет это интересно.
Несколь раз намекал - мол давайте объединим усилия, вы мне будете допалчивать, я организую курсы и буду готовить вам группу студентов, необязательно из моего вуза.
Пока это только фантазии и мечты...


Насчет тестирования. Понимаете лично я не готов дискутировать на эту тему глубоко. Я начиналтему совсем по другому вопросу. И не хочу развивать навязанное мне направление :-)
Получается я вроде как что-то там отстаиваю.

Хотя моя точка зрения вполне определенная -  практика все покажет, это же очевидно. Меня мало волнует как это будет организовывать некая ИТ-компания. Думаю тут практика достаточно простая - никто не поставит студента сразу генеральным аналитиком.

Меня в данном вопросе больше мучает собственная шкура: т.е. у меня есть задача, под которую я беру студента. Я ориентируюсь на оценки, на общее мое впечатление о студента. При этом студента мне уже "навяливают" на 4 курсе на бакалавриате, и я вынужден с ним "мучится" до конца диплома. И проблема в том, что заданную тему, очень сложно сменить в ходе подготовки - вот в чем беда, однако :-)

А вот оценка работы аналитика сама по себе, конечно, интересно. Потому надо открыть новую тему и разобраться, а что такое аналитик (и как его понимают реальные практики, и как это рассматривать с философской точки зрения). Попытаться понять, есть ли какие-то особые характеристики личности у аналитика (в этом нам могут помочь психологи). Как можно их развивать. Очень интересно обсудить набор предметов и знаний необходимых аналитику, насколько глубоко он должен знать те или иные предметы. Что следует делать, чтобы стать успешным аналитиком и выгодно себя продать ...
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: bas от 27 Мая 2009, 17:30:38
А вот еще попалась такая задачка:
Цитировать
Итак, возьмите лист бумаги, карандаш и перерисуйте на этот лист девять точек так, как это изображено на рисунке внизу. Чтобы решить задачку, необходимо соединить все девять точек, начертив на листе бумаги не более четырех прямых линий. Прямые линии должны быть непрерывными, иными словами, нельзя отрывать карандаш от бумаги, начав чертить линии, соединяющие эти девять точек.
 *   *   *
 *   *   *
 *   *   *
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Водолей от 27 Мая 2009, 18:39:14
Цитата: bas
А вот еще попалась такая задачка:

из детской энциклопедии

сказать ответ?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: oduduka от 02 Июня 2009, 15:57:08
В моем отделе аналитики есть традиция приносить разные головоломки или brain racker-ы (типа таких (http://www.toycity.ru/prod4233.htm) или таких (http://www.puzzle-shop.ru/item.php?id=44) ). Для детей от 5 лет и старше. Никого ни на что это не тестирует (хотя несколько раз были идеи прихватить эти штуки на собеседование), а зависимость между скоростью решения и известным мне качеством работы аналитика частенько дает сбои. Зато "зарядка для ума" обеспечена, рекомендую, как пополнение в копилку советов и забав. :)
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: bas от 02 Июня 2009, 16:13:14
oduduka,

Хорошая идея, спасибо ...
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: sudo-su от 19 Марта 2010, 07:43:41
Самый простенький тест - дайте аналитику вот это из ГОСТ 34.602

Цитировать
2.6.1.1. В требованиях к структуре и функционированию системы приводят:

    1) перечень подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;...

и попросите детализировать. Если на выходе получится что-то вроде:

Цитировать
Требования к структуре и функционированию системы
1 Перечень подсистем;
1.1 Назначение подсистемы А;
1.2 Основные характеристики подсистемы А;
...
Н.1 Назначение подсистемы Н;
... и в таком духе
, то товарищ явно обладает аналитическими способностями  :P

Если напишет

Цитировать
Требования к структуре и функционированию системы
1 Перечень подсистем;
1.1 Общие сведения о подсистеме А;
1.2 Назначение подсистемы А;
1.3 Состав подсистемы А;
...
Н.1 Общие сведения о подсистеме Н;
Н.2 Назначение подсистемы Н;
Н.3 Состав подсистемы Н;
... и в таком духе
, можно смело предлагать такому товарищу место начальника департамента аналитики  ;D
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: ida - брэнд с 14-летней историей от 19 Марта 2010, 09:36:40
Есть еще такой тест - Виды инженерной деятельности.

У аналитиков обычно преобладает исследовательская ориентация (сама проходила - 12 из 12 ответов в этой категории).
С организационной - хорошо для руководства проектами или своего дела.
С проектно-конструкторской - хорошо для архитекторов.
Эксплуатационная еще ни разу не встречалась среди тех, кто проходил тест - видимо, с такой ориентацией больше работают с машинами и механизмами, чем с ПО.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Милада от 31 Августа 2010, 21:14:13
Почему отсеиваются желающие на должность бизнес-аналитика после отправки им тестового задания на описание бизнес-процесса приема человека на работу? Т.е. вернее они не отвечают, а испаряются. Верно ли до собеседования отправлять тестовое задание, или все же первоначально необходим живой контакт, а затем, если человек интересен, можно его и попросить выполнить тестовое задание?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: bas от 31 Августа 2010, 23:17:27
Возможно люди хотят сначала узнать побольше про вакансию и компанию, а уже потом тратить свои силы на что-то. Ведь предложений не так мало сейчас.
А лучше им самим позвонить и узнать.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Galogen от 01 Сентября 2010, 14:08:12
или все же первоначально необходим живой контакт, а затем, если человек интересен, можно его и попросить выполнить тестовое задание?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Милада от 10 Сентября 2010, 12:04:20
Как вы думаете, стоит ли загружать новичка тестовым заданиям, по срокам выполнения равным одному рабочему дню, а может и более?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: mouse от 10 Сентября 2010, 12:21:01
Как вы думаете, стоит ли загружать новичка тестовым заданиям, по срокам выполнения равным одному рабочему дню, а может и более?

А новичка уже к этому моменту приняли на испытательный срок?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Милада от 10 Сентября 2010, 12:28:50
А новичка уже к этому моменту приняли на испытательный срок?
Нет,
1. новичок пришел на собеседование, понравился, ему дают тестовое задание.
2. новичок выслал резюме, понравилось, ему дают тестовое задание.
вариант №2 использовался до сих пор, сейчас начинают рассматривать вариант №1.

Мне кажется, что это не совсем правильно, но с другой стороны, как определишь способности кандидата, особенно, если у нас выбор возможен из студентов (т.к. бюджет позволяет взять на работу только молодого специалиста и выращивать своего).

И, как это ни странно, большинство тестовые задания выполняют. Хотя, часть это и отпугивает.

Каких людей выбираете вы. Делаете ставку на опыт или на молодость? Каковы шансы взростить хорошего аналитика из студента только что окончившего ВУЗ?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Vadim от 10 Сентября 2010, 14:13:37
Можно пример(ы) тестового задания?
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Милада от 10 Сентября 2010, 14:31:38
Можно пример(ы) тестового задания?
1. На двух листах идет описание процесса приема сотрудника на работу
2. Далее дается задание.
  - Описать в любой известной нотации приведенный процесс принятия на работу
  - Написать постановку по одному из блоков описанной нотации
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: Vadim от 10 Сентября 2010, 14:41:50
спасибо
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: ida - брэнд с 14-летней историей от 10 Сентября 2010, 16:18:50
Есть еще такой тест Виды инженерной деятельности (http://prof.analit.biz/engenero).
Модераторы, поправьте пожалуйста сообщение: ссылка больше не работает, проект закрыт.
Название: Re: Как выявить способности к аналитической деятельности
Отправлено: bas от 10 Сентября 2010, 17:09:36
Исправил