Форум Сообщества Аналитиков
Дисциплины => Консалтинг и Внедрение => Тема начата: izmajlov_denis от 24 Апреля 2007, 14:19:14
-
Добрый день, уважаемые участники!
Я проживаю в довольно провинциальном городке под названием Кемерово. Уже на протяжении нескольки лет всё плотнее и плотнее занимаюсь разработкой ПО автоматизации БП и ИТ-обслуживанием компаний различного масштаба (в основном плотно сотрудничаю с небольшими холдингами в целом и филиалами в частности).
За это время накопился кое-какой опыт решения многих управленческих вопросов, собственные идеи-рекомендации очень часто оказываются довольно эффективными. Поэтому возникла идея оказания на коммерческой основе консалтинговых услуг в том числе. На уровне частного (ИТ-)консультанта.
Вслед за этой идеей, возник вопрос(-ы)...
1. А что такое консалтинг по вашему, а также и по общепризнаному мнению? Бизнес-консалтинг и ИТ-консалтинг в частности?
2. Чем он отличается от простых консультаций (ответов на вопросы), подсказок и рекомендаций?
3. Какие на выходе должны быть документы?
4. Наверняка есть стандарты результативных документов для [1]?
5. Может быть кто-то может поделиться своими (или не своими) примерами [4] (пусть даже с искаженной, в целях сохранения конфедициальности, информацией)?
6. Что вообще нужно знать/уметь/иметь, чтобы оказывать услуги ИТ-консультанта?
7. Как оценивать стоимость услуг? По часам?
-
Добрый день, Денис.
Консалтинг -- это не ответы на вопросы как многие себе думают. Это
а) понимание целей, потребностей и проблем заказчика.
б) разработка решений для достижения целей и удовлетворения потребностей
в) внедрение этих решений
г) сопровождение решений, чтобы убедться, что они работают и внесении корректировок в решения елси условия с течением времени меняются ...
Этим я занимаюсь как консультант по процессам :-).
Что касается вашего вопроса -- то вы хотите поставить бизнес, как вариант начните с того, что пригласите консультантов, которые помогут вам решить ваши проблемы :-) .. заодно и поймете как они работают :-).
-
За это время накопился кое-какой опыт решения многих управленческих вопросов, собственные идеи-рекомендации очень часто оказываются довольно эффективными. Поэтому возникла идея оказания на коммерческой основе консалтинговых услуг в том числе. На уровне частного (ИТ-)консультанта.
А каким консультантом Вы хотите стать, в смысле в какой области, ведь ИТ тоже большой. В области автоматизации управленческого учёта??
Во-первых надо понять что же Вы будете предлагать?! Выбор ПО и внедрение, постановка процесса разработки и т. д.?
Если внедрение, то вам скорее сюда: http://www.erpforum.ru/
Мы здесь больше по процессам разработки ПО, а не внедрения.
-
Что касается вашего вопроса -- то вы хотите поставить бизнес, как вариант начните с того, что пригласите консультантов, которые помогут вам решить ваши проблемы :-) .. заодно и поймете как они работают :-).
Не совсем :) Я хочу узнать более подробно о данной теме на практике (пункты 3-6). Консультантов у нас в городе нет, поэтому и интересуюсь этим здесь. :) Можете ответить на эти пункты?
-
А каким консультантом Вы хотите стать, в смысле в какой области, ведь ИТ тоже большой. В области автоматизации управленческого учёта??
Во-первых надо понять что же Вы будете предлагать?! Выбор ПО и внедрение, постановка процесса разработки и т. д.?
Если внедрение, то вам скорее сюда: http://www.erpforum.ru/
Мы здесь больше по процессам разработки ПО, а не внедрения.
Да, в области автоматизации управленческого учета. Да и тема вообще, очень интересует.
Предлагать и то, и другое. В зависимости от возможностей-потребности клиентов.
-
3. Какие на выходе должны быть документы?
Ну опять же смотря для чего. Если для внедрения, то Vision должен быть обязательно. Описание БП тоже, его можно и в Vision засунуть.
4. Наверняка есть стандарты результативных документов для [1]?
Акт сдачи примеки, договор??? Вы о чем???
5. Может быть кто-то может поделиться своими (или не своими) примерами [4] (пусть даже с искаженной, в целях сохранения конфедициальности, информацией)?
Вы определитесь какие вам нужны документы и для чего. Вы же не мукулатуру сдаете?!
6. Что вообще нужно знать/уметь/иметь, чтобы оказывать услуги ИТ-консультанта?
Знания и опыт в первую очередь, потом связи и желательно побольше.
7. Как оценивать стоимость услуг? По часам?
Смотря когда. Если поотвечать на вопросы, то по часам. Если работать над проектом, то скорее деньги берутья с проекта, самая простая формула расчета:
Сумма=Кол-воЧасов*СтоимостьТвоегоЧаса*2.
Но, к сожалению, судя по вопросам Вы еще не готовы к самостоятельному консалтингу.
И как говорит Юрий, в любом случае должден быть продукт, хоть коробочный хоть консалтинговый, т.е. Вы должны выходить на рынок с готовым решением, а не так - выйду, а там что будет.
-
А как называется консалтинг по формированию ИТ-инфраструктуры?
Ну опять же смотря для чего. Если для внедрения, то Vision должен быть обязательно. Описание БП тоже, его можно и в Vision засунуть.
Именно то, что я хотел услышать. Т.е. для консалтинга по внедрению на выходе должен формироваться документ Vision? Где можно было бы посмотреть правила (стандарт) оформления этого документа?
Акт сдачи примеки, договор??? Вы о чем???
Вы определитесь какие вам нужны документы и для чего. Вы же не мукулатуру сдаете?!
Я о Vision, например. Может где-нибудь можно посмотреть или кто-то готов показать реальные примеры готовых документов (можно с искаженной информацией)?
Знания и опыт в первую очередь, потом связи и желательно побольше.
Связи есть различные. О связях какого уровня вы говорите? Чиновники, другие компании, налоговая, прочее?
Но, к сожалению, судя по вопросам Вы еще не готовы к самостоятельному консалтингу.
И как говорит Юрий, в любом случае должден быть продукт, хоть коробочный хоть консалтинговый, т.е. Вы должны выходить на рынок с готовым решением, а не так - выйду, а там что будет.
Да, я не готов, но я хочу научиться. И вот я пришёл к вам, опытным людям, за ответом, за мудрым советом.
Резко на рынок я не собираюсь выходить, а оказывать консалтинговые услуги наряду со своими (настройка ПО, внедрение ПО, разработка ПО).
-
А как называется консалтинг по формированию ИТ-инфраструктуры?
Да хоть груздём :) Зачем вам название? Устоявшихся мне неизвестно, узковат и неустоявшийся рынок.
Именно то, что я хотел услышать. Т.е. для консалтинга по внедрению на выходе должен формироваться документ Vision? Где можно было бы посмотреть правила (стандарт) оформления этого документа?
Типы и форматы документов зависят от специфики проекта.
Если заказчик старой советской закалки или ему сильно импонирует слово "ГОСТ" - то делаем по ГОСТу (Отчёт об обследовании, Концепция, ТЭО, ТЗ, Комплект докуменации по ЭП/ТП, Комплект рабочей документации). См. ГОСТ 34 и РД 50-34.698-90
Если заказчику главное - эффективность, то тут вы выбирате и предлагаете сами - хотите, делаете системный проект по Калянову, хотите - Vision, SRS по RUP/Вигерсу/IEEE, если нужно - описываете решения по IEEE/ISO.
Общая рекомендация такая - сначала смотрите ГОСТы по своей теме, если чего-то не хватает - смотрите западные стандарты. Я стандартов по IT-инфраструктуре не смотрел, но скорее всего в вашем случае нужно очень хорошо знать, что такое и опираться в работе на ITIL.
Я о Vision, например. Может где-нибудь можно посмотреть или кто-то готов показать реальные примеры готовых документов (можно с искаженной информацией)?
Я не думаю, что кто-то в здравом уме будет это делать.
Во-первых, любая документация несовешенна, и спустя какое-то время приходит понимание того, где были сдлеланы ошибки, просчёты, что стоило бы переработать и подвергать себя критике анонимных коллег никому особо не хочется, тем более что со стороны, не зная всех деталей проекта, трудно дать адекватную оценку.
С другой стороны, есть интересы заказчика, и часто они таковы, что нельзя публиковать информацию об обнаруженных проблемах, выработанных рекомендациях и выбранных решениях даже на условиях анонимности.
С третьей стороны, в консалтинговом документе воплощается опыт и компетенция консультанта, и никто не хочет бесплатно ею делиться с конкурентами.
Вот пример документа, который мы делали с AlexTheRaven на проекте по выбору системы построения гибких отчётов: http://beskov.ru/isi/ISI-BI-Research-2005-04-11.pdf
Т.к. это госзаказчик, то я счёл возможным публикацию (по договорённости) такого документа.
-
Рекомендую книгу Питера Блока "Безупречный консалтинг".
В ней описаны базовые моменты связанные с консалтингом вообще.
Основные этапы типового консалтингового проекта ( По сути очень похоже на то что описал Юрий, чуть другой ракурс):
1. Инициация - Заключение соглашения об оказании услуг ( В том числе оговаривается результат).
2. Сбор Информации
3. Обратная связь выбор решения
4. Реализация решения
5. Сопровождение
-
Вслед за этой идеей, возник вопрос(-ы)...
1. А что такое консалтинг по вашему, а также и по общепризнаному мнению? Бизнес-консалтинг и ИТ-консалтинг в частности?
Консультирование (советование) в области ведения бизнеса и в области использования ИТ соответственно.
Это все можно найти в соответствующей литературе.
2. Чем он отличается от простых консультаций (ответов на вопросы), подсказок и рекомендаций?
В принципе ответы на вопросы - это один из способов консультирования. Как правило, консалтинг подразумевает в результате предоставление клиенту какого либо цельного результат - проекта системы, например.
3. Какие на выходе должны быть документы?
У кажой услуги консалтинга по идее будут свои документы. Как правило, в большинстве случаев присутствует отчет по услуге (анализ и/или рекомендации по вопросам услуги). Могут быть и другие документы: например ИТ-стратегия у услуги разработка ИТ-стратегии. В некоторых случаях на выходе могут быть и диаграммы (если того требует услуга).
4. Наверняка есть стандарты результативных документов для [1]?
Для некоторых услуг могут быть стандарты - упоминавшийся выше ГОСТ например. Но в большинстве случаев - официальных стандартов нет. Консалтинговые конторы как правило разрабатывают свой внутренний стандарт.
5. Может быть кто-то может поделиться своими (или не своими) примерами [4] (пусть даже с искаженной, в целях сохранения конфедициальности, информацией)?
К сожалению, у меня нормальных таковых нет. А те что есть - убогие.
6. Что вообще нужно знать/уметь/иметь, чтобы оказывать услуги ИТ-консультанта?
1. Предметную область (зависит от услуги)
2. Правила оказания консалтинговой услуги (этапы, коммуникации и т.п.)
А лучше почитайте литературу. Например, Милана Кубра "Управленческое консультирование". Там расписана и структура оказания консалтинговых услуг, проведена классификация областей упр. консалтинга, написаны требования к консультантам.
(или можете порыскать по сайтам конс.контор и посмотреть, какие требования они предъявляют к будущим сотрудникам - консультантам.
7. Как оценивать стоимость услуг? По часам?
Можно и по часам. Но это как правило для недлительных услуг.
Но в большинстве случаев, перед проектом расчитывается стоимость всего проекта (сроки умноженные на ставку). При этом, как правило клиенту предоставляется план-график с основными работами с указанием трудозатрат и стоимости работ.
Самое главное, если включать в свои проекты консалтинговую составляющую, то надо четко понимать и прописать результат данной услуги. Например, если у Вас проекты по автоматизации УУ, то вы можете добавить в проект услугу по постановке УУ (методологическая работа). Она будет идти перед автоматизацией и по результатам нее необходимо будет предоставить проект новой систему УУ, который будет автоматизироваться.
-
...
Спасибо большое. Всё предельно ясно и исчерпывающе. Сразу видно - опыт работы. ;) Ещё раз спасибо.
-
Я стандартов по IT-инфраструктуре не смотрел, но скорее всего в вашем случае нужно очень хорошо знать, что такое и опираться в работе на ITIL.
Кстати, вот бесплатный тест по ITIL (http://brainbench.com/xml/bb/common/testcenter/taketest.xml?testId=2615).
-
Надо ещё сам ITIL найти..)