Форум Сообщества Аналитиков

Дисциплины => Системный Анализ и Требования => Тема начата: Koshmarik от 13 Августа 2009, 13:16:55

Название: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Koshmarik от 13 Августа 2009, 13:16:55
Уважаемые коллеги.

Меня зовут Алексей. Я работаю не бизнес аналитиком, а менеджером проектов в ИТ. Недавно, один мой старый друг описывал мне проблемы, которые возникали и продолжают возникать у них в компании, в процессе работы над интернет проектами (созданием сайтов). При описании одной из них, я задумался и не смог придумать решение. Выношу проблему на общее обсуждение заинтересовавшихся.

Дано:
Есть компания, которая занимается созданием сайтов с нуля и под ключ. В этой компании, на многих проектах возникает следующая проблема. При попытке сдать дизайн сайта Заказчик говорит: "Все хорошо, но вот тут бы подправить...", ну, и как вы понимаете, таких итераций возникает большое количество, а время дизайнера необходимо оплачивать. Если контракт T&M, то все более-менее хорошо, иначе-плачевно. Получается, с одной стороны время дизайнера, перерасход которого никто оплачивать не собирается, с другой стороны перспектива получить деньги за последующие этапы (дизайн, как правило один из первых этапов). При этом бриф для дизайнера, функциональное задание и ТЗ пишется и утверждается, и эскизы, показываемые Заказчику им соответствуют. Так, что не сказать, что проблема от каши в голове, но ведь можно под один бриф подобрать тысячи вариантов дизайна. Вот и мучается человек, в попытках удовлетворить Заказчика.
Мне кажется, проблема тут кроется в том, что для дизайна подобрать четкие критерии приемки проблематично.
Вопрос:Как же быть? На текущий момент компания фиксирует итерации или сроки на дизайн или количество эскизов, но ведь это не факт, что повышает удовлетворенность Заказчика. А хотелось бы и дизайн, удовлетворяющий клиента получить и по деньгам не просесть.
Коллеги, кто сталкивался с проблемой и решил ее - напишите, пожалуйста. Кто не сталкивался, но имеет идеи - все равно напишите, возможно здесь мы решение и найдем.

Всем спасибо,
Алексей
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: 474 от 13 Августа 2009, 17:45:16
Один из вариантов, точнее модификация вашего подхода к фиксации итераций: делайте число итераций при разработке сайта малым, но в договоре оговаривайте возможность (платную) для Заказчика подавать заявки на доработку, но уже после приема работы Заказчиком. Мотивировать тем, что на готовом продукте, а не на прототипе, Заказчик сможет принять взвешенное решение что действительно важно поменять, а на что можно махнуть рукой и деньги съэкономить.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: AlexTheRaven от 13 Августа 2009, 19:19:28
Тут может быть 2 подхода:
1) закладывать предполагаемое время на доработку и согласование в цену, с запасом
2) если последующие этапы более прибыльны и покроют превышение трудозатрат на дизайн - списывать превышение на пресейл
3) определённый объём доработок гарантировать после сдачи проекта, в рамках тех. поддержки.

Для коммерческого предприятия удовлетворённость Заказчика - лишь один из инструментов получения экономической прибыли, причём обычно не самый важный. Например, Заказчик будет максимально удовлетворён, если Ваша компания сделает для него всё в лучшем виде и бесплатно, и его совершенно не будет волновать, что она потом обанкротится.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Водолей от 13 Августа 2009, 19:53:20
to AlexTheRaven:
какие два из трёх? :о)))

расскажу в контексте обсуждаемого историю:
в одном музее была какая-то большая (по размеру) картина одного из старых мастеров. а значит была ценной и старой. от времени на ее поверхности появилось большое количество пятен, причем разного размера, существенно портящих и впечатление зрителей, и саму картину.
администрация музея пригласила реставратора, была проведена экспертиза и было принято решение, что с учетом стоимости работ следует удалить 3-4 самых больших пятна. реставратор добросовестно выполнил задачу, но когда он показал отреставрированную картину, ему указали на 3 больших пятна, которые следовало бы удалить. он снова сделал это, но потом нашлись следующие 3 пятна.

Ничего не напоминает?  Кстати, реставратор оказался умнее дизайнеров интернет-сайтов и сделал так, чтобы больше подобных желаний не возникало.

чтобы не занимать Ваше время, сразу скажу, что сделал это реставратор. Он выбрал 10-20 самых больших и мешающих восприятию пятен и удалил их. После чего администрация музея осталась довольна. И хотя в окончании этой истории умалчивается о вознаграждении, думаю, основной ответ на Ваш вопрос в ней есть. Более того, компании других профилей давно пользуются подобными вещами.

Аналогичным образом рекомендую поступить и Вашему приятелю.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: bas от 14 Августа 2009, 00:19:12
К 3ем вариантам AlexTheRaven, можно еще добавить:
4. В Договоре прописать и на словах озвучить заказчику, что затраты на доработки по дизайну вы делите 50 на 50 с ним
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: 474 от 14 Августа 2009, 09:42:19
Аналогичным образом рекомендую поступить и Вашему приятелю.
Дизайн сайта и пятна на картине малосопоставимы. Пятно существует объективно, может быть обнаружено реставратором и удалено заранее. Предсказать же, что именно не понравится заказчику дизайнер, как правило, не в силах.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческ&
Отправлено: Koshmarik от 14 Августа 2009, 11:02:22
В общем-то согласен с 474. Реставратор мог договориться, что а) общая площадь пятен будет составлять не более x% картины, при этом б) площать пятен на произвольно выбранной области в n кв.см. будет не более m кв.см. С дизайном так не сделаешь. Т.е. иначе говоря, реставратор все-таки мог найти критерии приемки, а по сайту что выбрать?
Дело не только в затратах, но и в сроках. Стадия дизайна зачастую держит дальнейшие этапы...
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Водолей от 14 Августа 2009, 12:27:06
Цитата: 474
Дизайн сайта и пятна на картине малосопоставимы. Пятно существует объективно, может быть обнаружено реставратором и удалено заранее. Предсказать же, что именно не понравится заказчику дизайнер, как правило, не в силах.

сопоставимы-сопоставимы...
это значит плохой дизайнер, который только и может, что дизайнить. а ведь там тоже требования, только выраженные в более мягкой и поэтому менее понятной форме "мне бы хотелось", "это нам не подходит"

Цитата: Koshmarik
В общем-то согласен с 474. Реставратор мог договориться, что а) общая площадь пятен будет составлять не более x% картины, при этом б) площать пятен на произвольно выбранной области в n кв.см. будет не более m кв.см. С дизайном так не сделаешь. Т.е. иначе говоря, реставратор все-таки мог найти критерии приемки, а по сайту что выбрать?
Дело не только в затратах, но и в сроках. Стадия дизайна зачастую держит дальнейшие этапы...

любят же ИТ-ишники фигнёй заниматься :о)))
конечно есть критерии, только их нужно уметь выявить.

что значит "держит"? у вас фиксированные сроки проекта? а почему на дизайн сроки не фиксируются тогда. ограничение сроков - вполне себе критерий: вы должны за час выбрать любой из представленных 10 вариантов или любую их комбинацию.
читайте кирсанова (если не спутал фамилию автора)
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: SALar от 14 Августа 2009, 12:51:06
чтобы не занимать Ваше время, сразу скажу, что сделал это реставратор. Он выбрал 10-20 самых больших и мешающих восприятию пятен и удалил их. После чего администрация музея осталась довольна.
Неверно. Он не удалил их, а сделал их меньше. Кроме того он выбрал еще с десяток пятен и увеличил их. Таким образом на картине получилось 20-30 примерно одинаково больших пятен, которые не бросались в глаза.

В принципе, так тоже можно делать. Раскрашен сайт плох, но одинаково плохо.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: SALar от 14 Августа 2009, 12:53:17
Раскраска сайта и его кодирование - два разных проекта и должны оцениваться по разному.

Писатели часто пишут книги по заказу. И аким то образом им удается это делать?
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Григорий Печенкин от 14 Августа 2009, 13:41:13
При попытке сдать дизайн сайта Заказчик говорит: "Все хорошо, но вот тут бы подправить...", ну, и как вы понимаете, таких итераций возникает большое количество, а время дизайнера необходимо оплачивать. Если контракт T&M, то все более-менее хорошо, иначе-плачевно. Получается, с одной стороны время дизайнера, перерасход которого никто оплачивать не собирается, с другой стороны перспектива получить деньги за последующие этапы (дизайн, как правило один из первых этапов). При этом бриф для дизайнера, функциональное задание и ТЗ пишется и утверждается, и эскизы, показываемые Заказчику им соответствуют.


Дизайн дело неблагодарное, вроде политики или воспитания чужих детей. Каждый считает себя экспертом, причём это не лечится.

По возможности прописать количество и содержание этапов по разработке дизайна в ТЗ или договоре, и потом ему следовать.
Скажем, 1-й этап - обсуждается и утверждается навигация, перечень и состав экранов, 2-й - варианты оформления в виде эскизов, третий - доводка по предложениям заказчика.
Можно ещё оговорить или даже подарить заказчику 4-й, бонусный этап - доводка по результатам опытной эксплуатации.

Важно то, что все пожелания и хотелки сводятся и обсуждаются в определённые, заранее оговоренные моменты времени, а не непрерывно в процессе разработки, когда заказчику кто-то что-то посоветовал, или он сам прочитал очередную главу Ководства.

Но может быть, именно это и делается ("компания фиксирует итерации"), просто недостаточно чётко определены результаты каждого этапа?
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Koshmarik от 14 Августа 2009, 14:45:12
По поводу фиксации сроков на дизайн отдельно - принято. Но только у Заказчика обычно деадлайн на готовый сайт такое-то число. И понятно, что оправдать себя и прикрыть зад тем, что именно Заказчик срывает сроки можно легко, но цель-то не в этом... По поводу хотелок, дело не в них. Просто критерий "нравится-не нравится" настолько субъективный, что сложно, очень сложно понять как его удовлетворить. Коллеги, поймите, цель отнюдь не сказать Заказчику: "Сам дурак" и обосновать это. Цель - сделать клиента довольным дизайном и не в ущерб себе.  Со всеми его заморочками...
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Сергей Атрощенков от 14 Августа 2009, 15:10:03
Алексей, Вы знаете анекдот про царя зверей и "Умные на лево, красивые на право"?

Критерий общий не вывести для "нравится-не нравится". Максимум, из сумасшедшего - могу посоветовать озвучивание независимой платной экспертизы у какой-нибудь веб-студии за деньги заказчика. Бред полный и влетит в копеечку. Заказчик может быть не доволен, но вот как это преподнесете.. или работой команды у которой он сделал заказ или работой экспертов-оценщиков :)
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: bas от 14 Августа 2009, 15:14:45
Вот почему все так любят отвечать вопросом на вопрос???
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Сергей Атрощенков от 14 Августа 2009, 15:18:46
Вот почему все так любят отвечать вопросом на вопрос???

Стремление не дать прямой ответ человеку, а подвести его к нему, что бы он САМ вывел решение которое лучше отразит его мировоззрение. Это экономит тучу времени на выяснение деталей.
наверное так :)
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Koshmarik от 14 Августа 2009, 15:37:57
Как я понял, мнение, что критерий вывести нельзя. Ок. Может другие мнения появятся. Или вообще другой подход к проблеме...
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Galogen от 14 Августа 2009, 17:56:35
Вот почему все так любят отвечать вопросом на вопрос???
Маевтика называется. Дать готовый ответ, не означает, что ДАЛ ОТВЕТ на вопрос :)
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Сергей Атрощенков от 14 Августа 2009, 18:35:55
Вас интересует критерий, учитывающий различные коэффициенты и риски ?

Что бы можно было взять заказчика: Директора машиностроительного завода (например) и директора бассейна, вогнать в формулу определенные параметры и получить на выходе: что именно?
Или говоря о критерии и требовании - вы подразумеваете что-то другое?

Можете ли Вы количественно описать, что значит удовлетворенный заказчик, представив, например, ряд характеристик и соответствующих им цифр?

Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: tolldo от 15 Августа 2009, 12:58:37
Ну, во-первых, как уже выше сказали, есть две задачи:
Вторая задача может рассматриваться как вполне самостоятельная вне зависимости от того, насколько качественно выполнена работа и выполнена ли она вообще. Вынимание денег из заказчика -- это вообще отдельная песня... Она не совсем о творчестве. Понимаю, что взаимного выкручивания рук не всегда удается избежать, но обсуждать это мне здесь не интересно.

Также понятно, что если заказчик доволен результатом выполненной работы, то получить с него подписи и оплату значительно проще.

Теперь о терминах. Что такое дизайн? Вот одни говорят, что это должно быть сделано на первом этапе, другие полагают, что на последнем. То, что на первом и то, что на последнем -- это одна и та же сущность? Разве об одном и том же идет речь?

Я бы предложил разделить понятия "дизайн" и "оформление" ("внешний вид"). В моем представлении дизайн -- это организация среды, пространства в котором пользователь (потребитель) решает свои задачи. Поэтому описания дизайна должны быть тесно связаны с перечнем действий, операций, выполняемых пользователем.

Но так получается, что говоря "дизайн" имеют ввиду совершенно иное -- "оформление", внешний вид, упаковку изделия. Чаще всего приемка дизайна и сводится к приемке внешнего вида.

Требования к дизайну связаны с предполагаемой деятельностью пользователя. Их можно как-то аргументировать и формально выводить. Требования же к внешнему виду изделия являются субъективным произволом заказчика, который не всегда можно формализовать подробнее, чем "нравится-не нравится".

Откуда берутся эти "нравится-не нравится"? У меня объяснение такое. Когда заказчик рассматривает внешний вид изделия, то он вольно или невольно пытается в нем увидеть узнать себя. Он желает, чтобы внешний вид изделия соответствовал его собственному портрету, его представлениям о самом себе. Пусть и в такой странной форме...

Был такой фильм Приключения принца Флоризеля (http://"http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B0_%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)"). Там есть сюжет с портретом. Так вот, задача изготовления внешнего вида сайта похожа на изготовление такого "портрета" :)

(http://content.video.mail.ru/mail/chas-e/276/i-383.jpg) (http://video.mail.ru/mail/chas-e/276/383.html)
ролик (http://video.mail.ru/mail/chas-e/276/383.html)
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Galogen от 15 Августа 2009, 20:47:47
Анатолий 5+ :)
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческ&
Отправлено: AlexTheRaven от 16 Августа 2009, 02:02:56
К 3ем вариантам AlexTheRaven, можно еще добавить:
4. В Договоре прописать и на словах озвучить заказчику, что затраты на доработки по дизайну вы делите 50 на 50 с ним

Проблема, обычно, в том, что у заказчика и у исполнителя разные взгляды на то, что считать устранением дефекта, а что - доработкой. А брать за исправление выявленных дефектов деньги могут позволить себе только монополисты наподобие Microsoft или Oracle. Так что нужно это чётко описывать, что является дефектом, а что - нет. Например (упрощённо), дефект - отсутствие возможности получить доступ к размещённой на сайте информации в соответствии с утверждённым ТЗ (структурой, деревом навигации, функциональностью CMS).

IMHO можно также прописать пункт о том, что если (время, трудозатраты исполнителя) превышены, и на тот момент на сайте отсутствуют выявленные дефекты, считать работу выполненной. Все дальнейшие доработки - предметы дополнительных договоров.

Ну и ещё нужен пункт, позволяющий как заказчику, так и исполнителю, в любой момент прервать работы по договору. При этом у заказчика должны оставаться в собственности только результаты тех этапов, за которые он заплатил.

Да, такие пункты наверняка вызовут недовольство заказчика. Потому что каждый заказчик хочет заплатить меньше, чем реально стоит результат. И всё же если бы я был заказчиком, меня бы насторожило отсутствие подобных пунктов: исполнители на всё согласны, обычно, не от высокого профессионализма и хорошей жизни.

IMHO, как совершенно верно подмечено, графический дизайн вещь субъективная, его качество и соответствие целевой аудитории трудно проверить (хотя в некоторых случаях можно привлекать для этого внешнюю комиссию или сообщество бета-тестеров). Графический дизайн - предмет доверия исполнителю, его репутации и портфолио. Его не следует описывать в ТЗ - получаются сплошные ошибки типа "удобный интерфейс" и "эстетичное сочетание цветов". Эскиз дизайна, в т.ч. стили и цветовую схему, нужно разрабатывать и утверждать отдельно от ТЗ. Может быть, хорошая идея - включить в договор пункт о том, что дизайн сайта в обязательном порядке должен стать первым скриншотом публичного портфолио исполнителя не менее чем на полгода с момента сдачи проекта.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Koshmarik от 17 Августа 2009, 12:22:16
Коллеги, про устранение дефектов и про риски я не говорю. Про то что лучше употреблять не дизайн, а внешнее оформление - согласен. Со ледующего поста начну :). Про конкретные замечания - у меня их нет могу спросить, но думаю, что это будет что-то типа "Не нравится.". Ниже выкладываю результаты опросов, с небольшой моей редакцией, о тех мерах, которые можно предпринять для решения проблемы. После части из них стоят комментарии моего друга (у которого в компании подобные проблемы).

1.   Определить роли и их обязанности и полномочия дизайнера и клиента
Многие клиенты, с которыми вы работаете не  являются дизайнерами. Необходимо выделить время в начале проекта, чтобы объяснить, что они могут делать, что не могут, и кто за что ответственный. Необходимо показать, что клиент ответственный за саму концепцию сайта и должен сосредоточится на определении нужд пользователей сайта и, соответственно, формулировке требований, а такие мелочи, как точные цвета, шрифты и т.д. оставить дизайнеру, т.к. он лучше знает как обеспечить выполнение требований заказчика через цвета и дизайн. Также, необходимо четко и ясно объяснить чего вы ожидаете от заказчика.

Да. и в принципе можно оставить только этот пункт, т.к. именно из него растут 95% проблем
но вся беда в том, что небольшой студии получившей хороший заказ выполнить этот пункт на практике почти не реально, но стремиться к этому надо

2.   Изучить и понять бизнес заказчика
Дизайнеру необходимо не только посмотреть бриф, но еще и изучить, что за компания заказывает сайт, возможно, познакомиться с представителем заказчика, который будет осуществлять приемку. В идеале, если дизайнер сам дойдет до понимания нужд бизнеса заказчика, изложенных в брифе…

Да

3.   Изучить пользователей сайта
До начала работы необходимо встретиться с несколькими пользователями сайта (организует Заказчик). Понимание потребностей пользователей ведет не только к более качественной работе, но и является одним из аргументов в общении с Заказчиком.

Сомнительно. т.е. это слегка полезно, но не настолько чтобы тратить на это силы

4.   Предоставлять заказчику только один шаблон
При показе нескольких шаблонов, Заказчик зачастую будет стремиться смёржить несколько шаблонов взяв из них сильные стороны и убрав слабые, что приведет к шаблонам Франкенштейнам, которые никому не нужны.

Шаблон -> эскиз. не всегда уместно, часто клиент изначально явным образом требует несколько эскизов

5.   Использовать карточки с образами
Заказчик зачастую не знает, что  он хочет. До начала дизайна можно предложить ему карточки с различными цветами, шрифтами и образами, которые передают различные настроения. Это поможет понять настрой сайта до написания шаблона (эскиза). Карточки с образами можно использовать на разных проектах. Кроме того, они легко создаются.

Фигня, утопия, не будет работать

6.   Предложить варианты
Насколько я понял, обычно, Заказчику предлагают показать варианты сайтов, которые ему нравятся. Проблема в том, что довольно проблематично для дизайнера получить из сайтов именно те элементы, которые понравились Заказчику. Есть вариант самостоятельно предлагать Заказчику некий набор сайтов, с хорошо известными дизайнеру сильными и слабыми сторонами (акцентами), из которых Заказчик выбирает, что ему нравится.

Эта практика направлена на то чтобы уловить общий дух желаемого дизайна, а не элементы
т.е. если чувак показывает 5 сайтов из которых 4 красные на черном с логотипом в левом нижнем углу, сразу понятно чего он хочет, причем он сам не может обычно сформулировать
поэтому этот этап довольно полезный
про отдельные элементы обычно тут никто не спрашивает и не рассказывает, поэтому на этом этапе проблемы обычно не возникает
это не отменяет возможности дизайнеру показать "хорошие" сайты самому (причем это обычно "свои" сайты дизайнера)

7.   Сначала разрабатывать контент для главной страницы
Как я понял, зачастую клиент сам не знает как будет выглядить дизайн с контентом и будет ли он сочетаться. Необходимо делать контент до дизайна и демонстрировать эскиз уже с наполнением.

Обязательно. контент нужен до дизайна, 100%. все дизайнеры об этом знают, но заставить клиента его выдать всегда проблема

8.   Презентация дизайна
Не высылать эскизы по почте и не предоставлять их без пояснений. Лучше всего устроить показ эскиза с объяснениями сильных сторон данного дизайна, что сразу отметет часть претензий.

Согласен, хотя бывают исключения

9.   Предоставлять сопровождающие материалы (возможно, в бумажном виде тоже)
Возможно, что решающее слово по эскизу будет у босса принимающего, которого не будет на показе. Не факт, что представитель Заказчика, которому будет проводиться показ передаст информацию так же, как она была передана при показе. Поэтому, необходимо заранее позаботиться о печатном материале для таких случаев. Печатные материалы должны быть тщательно продуманы и хорошего качества. Кроме того, само их наличие придаст вес и солидность дизайну и компании.

Утопия, никто читать не будет, все будут картинки смотреть.
вместо этого полезно бывает нарисовать поверх дизайна стрелочки и надписи с пояснениями аля комикс. это дает ёмкий механизм донести свою позицию до зрителя [мои комментарии: это, возможно, стоит также включать в бумажный вариант]

10.   Исследовать ответы Заказчика на их причины
Необходимо тщательно читать ответы и находить причины именно таких ответов. Пример, заказчик хочет именно избегать сильной, “мужской” цветовой гаммы для своего сайта. Почему? Возможно потому, что его основными клиентами являются женщины? Или голубые? Или еще что? Нужно найти причину, т.к. это может сильно повлиять на решения дизайнера.

"Исследовать ответы Заказчика на их причины"  на->и
в целом да, но хороший дизайнер это сам ж#$@й чует, а стандартный клиент почти никогда не знает причины своих эстетических предпочтений

11.   Фиксировать сроки и бюджет поэтапно
Тогда дизайн не будет “есть” бюджет остального проекта. И сроки срывать по остальным этапам также не будет.

Обязательно да
но проблема обычно в том что несмотря на поэтапность сроков проект в целом почти всегда имеет глобальный дедлайн, и этап дизайна (обычно первый) этому дедлайну может повредить

Вывод:
в целом мыслишь верно
но пункты 5, 9, 10 выглядят полной утопией
а пункты 3 и 6 слабо обоснованы имхо
к остальным надо стремиться всегда по мере возможностей

Эти действия еще не отписывал другу, поэтому комментариев по ним нет.

12.   Включить в договор пункт о том, что дизайн сайта в обязательном порядке должен стать первым скриншотом публичного портфолио исполнителя не менее чем на полгода с момента сдачи проекта. [мои примечания: ну, или, на первой странице быть и т.п.]

13.   Сдавать дизайн одним из последних этапов
Ибо дизайн определяется функционалом (который определяется потребностями заказчика), а не наоборот (хотя подгонять функционал под дизайн это известная болезнь). И если заказчик говорит, что эти буквы должны быть синими, а не красными, то можно предложить ему оценить его финансовые потери от того, что они будут синими, сравнить их с затратами на доработку дизайна, и достичь просветления.

14.   Выполнять дизайн параллельно с другими этапами
Дизайн разрабатывается параллельно с контентом, навигацией, и прочим. При согласовании чистого дизайна есть большая вероятность, что заказчик не видит готовый продукт и по этому у него есть сомнения, выражающиеся в отговорках. Есть риск что в итоге окажется, чтото упущено, а дизайн уже подписан.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: ida - брэнд с 14-летней историей от 17 Августа 2009, 13:04:49
0. Стать профессионалом в выбранном направлении :)

Тогда 1-14 могут и не понадобиться вовсе!
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческ&
Отправлено: Koshmarik от 17 Августа 2009, 13:23:28
В общем, да. Мне товарищ говорил, что так действуют широко известные и общепризнанные фирмы. Заявляют, мол, мы делаем так и никак иначе. К этому нужно стремиться, но пока этого не достиг, нужно как-то выкручиваться. Я имею ввиду, что когда профессионализм сотрудников станет общепризнаным, а компания широкоизвестной, тогда данная проблема исчезнет. В других случаях - проблема остается.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческ&
Отправлено: Koshmarik от 17 Августа 2009, 16:19:51
Ида, я честно говоря вас не очень понял. Когда я говорил про общепризнанность и авторитетность, то хотел сказать следующее: насколько мне известно, внешнее оформление сайта может понравится, а может нет. Тема была затеяна в связи с тем, что критерий нравится/не нравится настолько субъективет и не соответствует принципам S.M.A.R.T., что при приемке внешнего оформления сайта часто возникают проблемы, связанные с невозможностью измерить достигнута цель или нет до того, как Заказчик скажет об этом. Опять же, по сведениям моих коллег, крупные, авторитетные фирмы, занимающиеся внешним оформлением сайтов не имеют подобных проблем, т.к. у них несколько иной подход, состоящий в том, что либо вы обращаетесь к ним и берете то, что они предлагают на их условиях, либо обращаетесь к кому-либо еще.
Далее, ваш пост про достижение чего-либо, на мой взгляд не очень корректен, т.к. именно невозможность измерить достигнуто внешнее оформление сайта который "нравится" или нет до того как Заказчик выразит свое мнение и является поблемой. Как достигнуть того, что не измеряется?
Далее, целью является решить проблему и пока, на мой взгляд опять же, я это и стараюсь сделать. Для этого вынес проблему на обсуждение и сформулировал 14 положений, которые будем проверять. Если вы считаете более эффективным другой подход - напишите. Кроме всего вышесказанного, я могу предложить вам оценить бриф или ТЗ на дизайн. Думаю, что даже после вашей проверки, и формирования внешнего оформления полностью соответствующего заявленному ТЗ, не исключается вариант что Заказчик скажет "не нравится". Вот этого и хотелось бы избежать.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Galogen от 17 Августа 2009, 23:21:46
Знаю такой случай. Один бизнесмен нанял дизайнеров для разработки дизайна концертного зала в собственном офисном здании.
Ему предоставляли один дизайн за другим, но ничего его не удовлетворяло. Он хотел дизайн классического стиля, а по его утверждению ему предлагали что-то совершенно не то, то с элементами техно, то еще что-то. В результате все-таки компромисс был найден. Здание построено, зал существует. Лично я не нашел в нем чего-то строго классического. Простой добротный стиль. Акустика великолепная и это главное.

Та же проблема была с логотипом фирмы. В результате логотип придумал сам босс, дизайнер сумел его обработать в нужном направлении.

К чему я, может заказчику самому заказать дизайн где-то на стороне, а уж функционал сайта будет на совести разработчика?
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Сергей Атрощенков от 17 Августа 2009, 23:57:54
Эдуард, тогда не получится разработки под ключ :)
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Galogen от 18 Августа 2009, 00:25:50
Эдуард, тогда не получится разработки под ключ :)
Сергей, я конечно понимаю это.

Но на рынке представлена прорва различных cms как платных, так и бесплатных. Еще больше различных шаблонов для этих cms.

На рынке также существуют фирмы, которые реализуют подобные изложенным в теме задачи, как на основе существующих движков, так и на основе чисто собственных разработок.

Вопрос оформления, дизайнерского решения, это вопрос оформления - а не функционирования. Не помню точно названия сайта, который был сделан по мотивам культовой книги по css дизайну, что-то типа zencss или еще как ... Там на основе стандартного набора контента и функций - реализуются самые разные стили и оформления.

Т.е. есть три вообще ключевых момента в разработке веб-приложения. А разрабатывается именно веб-приложение, а не просто какой-то там сайт.
Эти моменты:
шаблон оформления - рисунки, графические образы, типографика, элементы навигации, стили и т.п.
верстка всего этого
функционал фронт-энда и бэк-энда

Насколько мне известно, часто львиная доля в стоимости разработки таких приложения занимает имено дизайнерсоке решение и верстка. Причем последняя значительно меньше, чем первая часть. Дизайнерское решение разрабатывается соотвествующей творческой студией, возможно среди работников ИТ-компании есть свои штатные дизайнеры и верстальщики в одном лице. У меня есть приятель, он дизайнерские решения отдает на сторону, с другой стороны есть коллеги в веб-студии - они делают все сами.

Как можно оценивать творческий продукт? Только по эстетики, остальное - это техника и инженерное искусство.

Может автор темы, даст нам посмотреть на дизайнерские наброски?
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Водолей от 18 Августа 2009, 01:22:56
Цитата: Galogen
Насколько мне известно, часто львиная доля в стоимости разработки таких приложения занимает имено дизайнерсоке решение и верстка. Причем последняя значительно меньше, чем первая часть.

Один фиг всё делают ручками, потому и цена зашкаливает. У дизайнеров ведь нет технологий, типа RUP/MSF/Agile/Scrum :о)) они ведь в большинстве своём творческие личности, сами с усами.
А то что любой проект требует управления: требованиями, рисками, коммуникациями, поставками, наконец, -  это в их дизайнерских учебных заведениях, видимо не проходят :о)) вот и мыкаются горемычные.
Между прочим, более перспективным будет обычное повышение эффективности - выдавать больше вариантов в единицу времени.

Кстати, хочу предупредить Кошмарика, дизайнерам не понравится Ваш рационалистический подход. Текучка вырастет однозначно.

Цитата: Galogen
Дизайнерское решение разрабатывается соотвествующей творческой студией, возможно среди работников ИТ-компании есть свои штатные дизайнеры и верстальщики в одном лице.

Ну разве что это будут отшень-отшень продвинутые специалисты, что и качественный дизайн сварганить, и реализовать его не менее качественно. Обычно ведь инструментарий и навыки дизайнеров и верстальщиков не пересекается. Такие спецы идут фрилансить.

P.S. Коллеги, а из Вас разве никто не заказывал дизайна для дома, для семьи? Вот бы где аналогии поискать. Причем архитектурный дизайн посложнее интернет-дизайна сайтов будет. Те хоть позволяют что угодно сделать, а тут пойди найди какие-нибудь специфические аксессуары, не всё же в конце концов в Икее продаётся...

:о))
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческ&
Отправлено: Koshmarik от 18 Августа 2009, 10:38:14
2 Boatman:
Компания занимается созданием аналитических систем для ПИФов, ОСБУ и т.д. Как часть этих систем идут внешние сайты, магазины и прочее. Соответственно, если прикручивается внутренний портал, то Заказчик обычно не заморачивается, были бы цвета брендбука, если внешний сайт присутствует, то бывает описанная проблема.

2 Ida:
Да, хотелось бы с первого раза все делать правильно. Пострадать могут сроки, о чем я писал. Чтобы практиковать подход "бери что дают - плати сколько говорят", нужно иметь очень большой авторитет. Да и заказчик, у таких студий как правило другой. Многие обращаются за оформлением сайтов в подобные студии т.к. это дорого и престижно.

2 Galogen:
Узнаю, конечно, по поводу примеров. Вариант передать оформление на сторону это, конечно, вариант, но теряются деньги.

2 Водолей:
Ну, насчет "понравится/не понравится" дизайнерам, пока не известно. Поживем - увидим :)

Коллеги, хотелось бы услышать ваши отзывы по поводу 14 пунктов. Что по вашему мнению будет работать (снижать вероятность возникновения описанной проблемы, снижать последствия и т.д.), а что не будет, с комментариями :) . Было бы очень интересно.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: InfinitI от 19 Августа 2009, 03:37:52
Коллеги, хотелось бы услышать ваши отзывы по поводу 14 пунктов. Что по вашему мнению будет работать (снижать вероятность возникновения описанной проблемы, снижать последствия и т.д.), а что не будет, с комментариями :) . Было бы очень интересно.

1. – Да, «Определить роли и их обязанности и полномочия дизайнера и клиента», необходимо безусловно. Но! Вполне вероятно, что описанные вами проблемы как раз и возникают потому, что большинство заказчиков не в состоянии самостоятельно выработать концепцию сайта и определить нужды пользователей, а, следовательно, сформулировать требования. Во всяком случае, когда речь идет о разработке программных систем и продуктов, задача формулирования требований ложится на плечи исполнителя, а именно – аналитика. Возможно, для того они к вам и обращаются ;)

2.  «Изучить и понять бизнес заказчика» - необходимо, но опять же если проводить параллель с разработкой ПО, то чаще дизайн выполняет (разрабатывает интерфейс) не то лицо, в чьи непосредственные задачи входит «изучение и понимание бизнеса заказчика»… Т.е. мера должна сработать. Только выполнять это, возможно, надлежит не дизайнеру самостоятельно, а тому, в чью специализацию это входит.

3.   «Изучить пользователей сайта
До начала работы необходимо встретиться с несколькими пользователями сайта (организует Заказчик). Понимание потребностей пользователей ведет не только к более качественной работе, но и является одним из аргументов в общении с Заказчиком.»

Выполнение этого действия сильно упростило бы задачу исполнителя, но по большому счету это больше относится к сфере маркетинга, т.е. маркетинговых исследований. Опять же вопрос: если помимо всего прочего в рамках выполнения работ по разработке сайта необходимо еще и составить портрет пользователя, то это уже отдельный вид работ, который, как правило, отдельно и оплачивается… Если вы готовы «подарить» эту работу заказчику – вперед, мера сработает. :)

4 - уже больше имеет отношение к оформлению, здесь я не сильна, но, тем не менее, оказавшись на месте заказчика, я предпочла бы увидеть несколько вариантов. ::)

«5.   Использовать карточки с образами
Заказчик зачастую не знает, что  он хочет. До начала дизайна можно предложить ему карточки с различными цветами, шрифтами и образами, которые передают различные настроения.»

Во многих сферах это работает – по крайней мере, таким образом выбирается обивка на мягкую мебель, цвет и материал корпусной мебели и т.д.

6, 8, 9, 11 – да, делать надо, но 100%-ой гарантии, что поможет, никто не даст.

10 – исследовать на причины полезно, но сам пример убивает! Что значит «избегание мужской цветовой гаммы»?! Мне вот, например, никогда не было понятно, почему все «женские» сайты окрашены в розовый цвет… Не все женщины любят розовый! И заказчик (если говорим о конкретном лице, выполняющем приемку) может быть субъективен – просто ему лично не нравятся вот эти цвета и все! А вы уже там успели накрутить про то, что «на самом деле» причиной является то, что сайт ориентирован на такую-то аудиторию и предназначен для решения таких-то задач...

13 – предложение хорошее, а утверждение, что «дизайн определяется функционалом» неоспоримое. При хорошем обосновании, заказчик даже может согласиться принимать дизайн в самом конце.
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: Koshmarik от 20 Августа 2009, 11:11:00
Заказчик у компании, о которой я говорю - банки и брокеры, но которые покупают не сайт как таковой, а аналитическую систему к которой прикручены сайты (внешний и/или внутренний), поэтому платить просто за внешнее оформление большие деньги они не будут. В то же время геммороя на данном этапе много...

2Infinity: по п.1. имелось ввиду не определение требований, а определение ролей, которые присутствуют у Заказчика и Подрядчика. Я не очень знаком с бизнес анализом, т.к. не работаю аналитиком, но в BABok, вроде, есть похожий пункт в самом начале, где таски связанные с закинтересованными лицами...
По п.3 - у Заказчиков той компании о которой я говорю, насколько я понял, зачастую портрет клиента уже есть.
По п.10 - согласен, может быть и такое. Единственный выход - вплотную работать с Заказчиком, на мой взгляд... Возможно пункт стоит исключить, но поработать над ним точно стоит :)
Про примеры внешнего оформления помню, просто друг что-то не появляется (в отпуске, я полагаю).
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: ida - брэнд с 14-летней историей от 20 Августа 2009, 11:14:16
Заказчик у компании, о которой я говорю - банки и брокеры, но которые покупают не сайт как таковой, а аналитическую систему к которой прикручены сайты (внешний и/или внутренний
Мои клиенты :) Эх, есть где развернуться....  ::)

Но посмотрите, к примеру, на сайт Центробанка. Как по-вашему, долго они согласовывали дизайн? :)
Название: Re: Требования и критерии приемки к творческим продуктам (например, дизайн сайта)
Отправлено: ichy от 28 Августа 2009, 11:18:44
Вот, случайно наткнулась на статью "Что такое «хорошее» ТЗ на сайт?", может быть здесь можно почерпнуть пару мыслей...
http://habrahabr.ru/blogs/pm/5556/