Форум Сообщества Аналитиков

Общий раздел => Примеры => Тема начата: helga от 02 Февраля 2009, 14:40:17

Название: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 02 Февраля 2009, 14:40:17
Доброго времени суток!
Подскажите начинающему в изучении UML и средств моделирования какую-нибудь книгу/методичку/пособие (или ссылочку :) на одно из вышеперечисленного) по EA с примером создания комплекса диаграмм. Интересует именно законченный проект, т.к. материала по отдельным элементам оч много, а вот так, чтобы все и сразу :(
Предметная область - любая.
Заранее спасибо!
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: bas от 02 Февраля 2009, 14:59:11
В поставке ЕА (если мы говорим о Sparx ЕА) есть пример полноценной модели. Файл называется EAExample.eap
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 02 Февраля 2009, 15:30:02
Да-да, пример там есть, и он хороший. Но по опыту скажу, что иногда бывает удобнее сделать другой набор диаграмм.
Кстати, Helga, если хотите, можем в этой ветке поиграться - на примере Вашего проекта придумать необходимую структуру модели и набор диаграмм. Мне интересно попробовать :-)
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 02 Февраля 2009, 15:49:25
Спасибо за комментарии!
To bass: Файл-пример изучен по мере возможностей))

To Irr: оч интересное предложение, с удовольствием попробую, только предметной области нет((, есть желание изучить программную оболочку))...область можно придумать или взять нечто, с чем раньше приходилось работать, а к области "прикрутить" проект.
Среди таковых имеются:
1. документооборот муниц. организаций;
2. биллинг
Irr, есть взаимный интерес к перечисленным темам? Если нет - можно взять еще что-то...мне как бизнес-аналитику будет однозначно полезно, а вам знакомо :)
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 02 Февраля 2009, 16:09:59
Ой, мне в качестве темы - все равно.
Кстааати, можно взять тему из ветки http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=1106, но ограничиться только моделированием, причем именно в ЕА. Как такой вариант?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 02 Февраля 2009, 16:47:01
Оч хороший вариант, особенно в части ограничений по моделированию
По теме: ИС заказа продукции. например
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 02 Февраля 2009, 18:27:23
а чем не нравится сама аттестация студентов из топика?
Следить за правильностью логики использования УМЛ особо я не буду, предлагаю сфокусироваться на выборе набора диаграмм и составлении комплекта.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 02 Февраля 2009, 18:47:10
по теме - можно и аттестацию... с чего начинать?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 02 Февраля 2009, 21:25:59
Предлагаю сделать так:
Выбираем некую дисциплину по RUP  и прикидываем, какие диаграммы с т.з. данной дисциплины в нашем проекте у нас будут. А потом прикидываем, как будет выглядеть модель в целом на данном этапе.
От Вас будет требоваться список диаграмм и ответы на мои вопросы.
От меня - вопросы, в т.ч. и наводящие, и предложения, как структурировать эти данные в виде модели в ЕА.
Т.о. я вижу цель нашей развлекалочки так: на примере конкретного проекта научиться структурировать информацию о системе в виде модели, описывающей систему с разных точек зрения (от бизнес-аналитика до тестера, а может, и до внедренца).
Сразу скажу, что:
- не претендую на истину в последней инстанции, т.е. могу высказать только свое мнение, вполне возможно не подкрепленное мнением классиков
- за нотацией и корректностью модели с т.з.  UML следить не буду, ведь наша цель - структурирование (правила и нотацию могут проверить наши гуру в другой ветке).
Helga, если Вы согласны со мной, то приступаем:
Какие диаграммы нужны с точки зрения бизнес-анализа?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: bas от 02 Февраля 2009, 23:29:02
а можно я предложу набор ЮМЛ Диаграмм для проекта ИС "Аттестация студентов"?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 02 Февраля 2009, 23:52:20
а можно я предложу набор ЮМЛ Диаграмм для проекта ИС "Аттестация студентов"?
Не вопрос, при желании можно замоделировать прям текущий набор: заинтересованные лица, потребности, цели, страссировать их меж собой, разложить по полочкам и получить документ "концепция" как отчет по модели. 
Но это будет нечистый умл :-) В нотации в явном виде я не припомню ни потребностей, ни целей.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 03 Февраля 2009, 10:58:58
Irr, с целью "развлекалочки" согласна ))

>>Какие диаграммы нужны с точки зрения бизнес-анализа?
На мой взгляд, БА в данном случае не обойдется без следующих диаграмм:
1. Д.классов
2. Д.пакетов (если получится сложная структура классов)
3. Д.деятельности
4. Д.вариантов использования
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 03 Февраля 2009, 11:27:17
Irr, с целью "развлекалочки" согласна ))

>>Какие диаграммы нужны с точки зрения бизнес-анализа?
1. Д.классов
2. Д.пакетов (если получится сложная структура классов)
3. Д.деятельности
4. Д.вариантов использования
Хм. Обычно бизнес-аналитику не обойтись без модели предметной области, которая действительно может быть выражена в виде диаграмм классов.
Д. деятельности обычно нужна системному, а не бизнес-аналитику, хотя... если бизнес-процесс сложный, то можно и ее.
Д. вариантов использования - это Business usecase или просто usecase?
Про пакеты - отдельный вопрос - пакеты это уже вопрос структуры, с которым мы будем разбираться отдельно, он как раз нам интересен.
Helga, теперь нарисуйте диаграммы, как видите, в ЕА. Пока все в одном пакете. После чего экспортируйте пакет и прикрепите его сюда. Я его заберу, проимпортирую и мы разберем, что куда можно сложить и почему. Хорошо?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 03 Февраля 2009, 11:49:30
>>Д. вариантов использования - это Business usecase или просто usecase?
Интуитивно чувствую, что это должен быть первый вариант...простите за вопрос, а чем они отличаются и какие диаграммы соответствуют перечисленным в EA - я нашла только одну  - Use Case?

По диаграммам - ок, приступаю. По времени - результат думаю будет завтра в течение дня.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 03 Февраля 2009, 12:38:08
>>Д. вариантов использования - это Business usecase или просто usecase?
Интуитивно чувствую, что это должен быть первый вариант...простите за вопрос, а чем они отличаются и какие диаграммы соответствуют перечисленным в EA - я нашла только одну  - Use Case?
Обычно отличаются стереотипом, так же как и Actor'ы. В общем, Вы рисуйте, рисуйте, по результатам разберемся, что получится. Еще раз отмечу, что корректность того, чьи это диаграммы, бизнес-аналитика или системного аналитика, выходят за рамки интересов данной задачи.
По диаграммам - ок, приступаю. По времени - результат думаю будет завтра в течение дня.
Прекрасно! Буду ждать.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: bas от 03 Февраля 2009, 12:45:19
Отличия БВИ и СВИ в первую очередь в смысле, а потом уже в изображении на Д:
http://www.uml2.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=75&Itemid=47

Посмотрите еще выполнение примера по изображению ДВИ:
http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=286.0
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: bas от 03 Февраля 2009, 12:47:02
Может Вас перенести в раздел Примеры?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 03 Февраля 2009, 12:56:31
Спасибо за ссылки
>>Может Вас перенести в раздел Примеры?
наверно да, т.к. тематически это ближе ...а меня там Irr найдет?:))
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 03 Февраля 2009, 13:42:02
наверно да, т.к. тематически это ближе ...а меня там Irr найдет?:))
Я везде всех найду :-)
Только еще раз, BAS, это не пример UML-проекта, это пример создания структуры модели с диаграммами. Поэтому строгого соблюдения UML-ля я требовать не буду и проверять модель на это - тоже не буду.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: bas от 03 Февраля 2009, 14:23:31
Ирр,

Как скажите, если Вас двоих это устраивает, тогда вперед. Но думаю я еще внесу свои 5 копеек :)
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 04 Февраля 2009, 12:47:33
Irr, BAS, доброго дня!
Диаграммы готовы. все в одном пакете. Сознательно сделала их простыми (даже оч простыми). Если будет необходимо - структуру можно усложнить...но пока наверно не стоит - иначе ответа придется долго ждать((. Мне оч важно понять как правильно и продуктивно использовать ЕА и UML. Буду рада замечаниям и конструктивной критике.
Задачу системы можно сформулировать так: система получает данные о посещаемости и оценках студентов и возвращает по запросу сводные данные
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 04 Февраля 2009, 13:35:57
Helga, я получила диаграммы, отвечу развернуто завтра вечером.
Мне оч важно понять как правильно и продуктивно использовать ЕА и UML. Буду рада замечаниям и конструктивной критике.
С учетом того, что Вы хотите правильно и продуктивно использовать и EA, и UML, предлагаю сделать так: в этой ветке мы разбираемся со структурой модели и возможностями EA, не обсуждая корректности диаграмм с т.з. UML, а в примерах Вы делаете еще одну тему типа "Пример модели аттестации студентов на UML", куда помещаете картинки получившихся диаграмм (для того, чтобы все желающие, а не только владельцы EA могли присоединиться к обсуждению). И в этой новой теме начинается обсуждение, насколько корректно с т.з. нотации UML Вы всю эту красоту нарисовали.
Хорошо?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 04 Февраля 2009, 13:39:39
Irr, ок, спасибо!
BAS, а можно выложить диаграммы в новой теме. чтобы не дублировать их в разных ветках?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: bas от 04 Февраля 2009, 14:06:48
Я не против.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 05 Февраля 2009, 23:58:27
Времени было немного, что успела - то успела.
Helga, в приложении вордовый файлик с моими предложениями по изменению структуры, а так же файл для импорта результирующего пакета.
Важно! импортировать файл модели лучше в другой файл модели EA, а то может затереться ваша модель.
Скажу сразу, с т.з. UML диаграммы не очень хороши, лучше показать их в отдельной теме и послушать критику гуру.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 06 Февраля 2009, 19:53:53
Irr, спасибо!
Действительно, было что "причесать")). Боюсь, что после детального изучения Ваших комментов, я снова засыплю Вас вопросами
Вот один из них уже: "импортировать файл модели лучше в другой файл модели EA" - в данном случае под файлом понимается новый проект или достаточно создать в дереве элементов новый пакет и произвести импорт в него?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Galogen от 06 Февраля 2009, 23:24:07
"импортировать файл модели лучше в другой файл модели EA" - в данном случае под файлом понимается новый проект или достаточно создать в дереве элементов новый пакет и произвести импорт в него?
файл - это именнованная самостоятельная единица файловой системы определенного типа. Поэтому в данном случае под файлом следует понимать именно новый проект. Однако импорт можно проводить и в новый пакет старого проекта...
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 07 Февраля 2009, 21:39:13
Irr, спасибо!
Действительно, было что "причесать")). Боюсь, что после детального изучения Ваших комментов, я снова засыплю Вас вопросами
На здоровье. Приходите еще :-)
Вот один из них уже: "импортировать файл модели лучше в другой файл модели EA" - в данном случае под файлом понимается новый проект или достаточно создать в дереве элементов новый пакет и произвести импорт в него?
Про новый файл модели Galogen ответил, если в дереве элементов создавать новый пакет и производить импорт в него, то надо при импорте поставить специальную галочку, название которой на английском я не помню. Суть и назначение галочки: каждый элемент в модели имеет свой уникальный идентификатор, который сохраняется при экспорте. И тут мы попытаемся симпортировать в модель пакет, элементы которого имеют уже имеющиеся идентификаторы. Наличие галки при импорте указывает, что импортируемым элементам нужно выдать новые идентификаторы. Попробуйте сами найти эту галку, у меня сейчас ЕА под рукой нет. Не найдете, в понедельник найду точное название.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 08 Февраля 2009, 12:58:54
Галка похоже найдена - "Strip GUID's" - при прямом переводе что-то вроде "отнять" существовавшие уник.идентификаторы  (говорю "наверно" т.к. версии ЕА у нас отличаются - выяснилось при детальном разборе комментариев)
Irr, "Приходите еще :-)"- пасиб, я пока не уходила, просто под рукой не было компьютера))
...в разборе "моего полета" Вы выбрали в качестве начальной Д диаграмму типа Extended-Custom. Согласна, что доп.элементов нам не нужно, но все же - почему именно она?Это такая специальная диаграмма-контейнер и ее обычно используют для таких целей?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 08 Февраля 2009, 22:35:30
Галка похоже найдена - "Strip GUID's" - при прямом переводе что-то вроде "отнять" существовавшие уник.идентификаторы  (говорю "наверно" т.к. версии ЕА у нас отличаются - выяснилось при детальном разборе комментариев)
Да-да, правильная галка!
...в разборе "моего полета" Вы выбрали в качестве начальной Д диаграмму типа Extended-Custom. Согласна, что доп.элементов нам не нужно, но все же - почему именно она?Это такая специальная диаграмма-контейнер и ее обычно используют для таких целей?
Ну, она мне просто нравится за то, что не содержит специфических элементов :-) В принципе, хорошо бы подошла Package Diagram, и возможно, с т.з. UML это было бы даже более правильно.
На самом деле тип диаграммы влияет только на набор элементов в Toolbox. Т.о. повышается удобство использования инструмента. Но при желании EA позволяет использовать любые типы элементов на диаграмме любого типа. Просто проверки (validation) на правила разных нотаций могут не проходить при вольном использовании элементов.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 09 Февраля 2009, 18:22:19
EA позволяет использовать любые типы элементов на диаграмме любого типа.
ага, это точно: свобода действий большая
Irr, есть желание продолжить разработку диаграмм? Я понимаю, что особо развернуться негде, но первый этап был на мой взгляд оч удачным - цель достигнута. По поводу Д, которая осталась "бесхозной" - можно ее вообще исключить из рассмотрения
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 09 Февраля 2009, 18:44:18
Не вопрос, давайте продолжим.
В проекте получалась куча заинтересованных лиц, целей, потребностей и т.д.
Можно их замоделировать, а потом сюда пакетик выложить - там как раз вылезут те вопросы, которые мы не рассматривали на предыдущем наборе.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 09 Февраля 2009, 18:54:53
ок!!! постараюсь завтра вечером выложить результаты..., только я правильно понимаю, что на данном этапе нужно нарисовать Д заинтересованных лиц, их целей и интересов?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 10 Февраля 2009, 19:25:35
Irr, выкладываю обновленный пакет.
В пакет добавила 3 диаграммы (целей,обоснования, заинтересованных лиц)+диаграмму-контейнер под них
Внесла соответствующие изменения на начальную диаграмму. Посмотрите плз)
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 10 Февраля 2009, 23:37:38
Отлично, Helga! Посмотрю и дам ответ в четверг вечером, раньше не получится.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 12 Февраля 2009, 20:24:51
Сейчас уже более чистенько получилось.
Комментарии:
- англо-русскость названий диаграмм и элементов на этом уровне детализации описания системы, по-моему, мешает воспринимать модель.
- в ходе 2 итераций моделирования у нас actor Преподаватель в модели встречается 2 раза. А зачем? По идее это один и тот же элемент. Просто в одном случае мы объявляем о его существовании, в другом описываем его цели, а в третьем ВИ с его участием. Ответ на вопрос, в каком пакете должен жить элемент Преподаватель, а на каких диаграммах должна быть ссылка на этот элемент, ожидаю от Вас.
- на диаграмме заинтересованных лиц нарисована иерархия Ректор-Декан-Преподаватель. Возможно, что я не права, но как читателю мне хотелось видеть не только связь Dependencу, но и ее название, т.е. как именно они связаны. Ну что-то типа Ректор руководит Деканом и т.п. Но тут я не настаиваю, возможно, это и так понятно.
- с какой целью добавлена диаграмма Обоснование необходимости системы?
- на верхнем уровне у нас сейчас 3 пакета - Opportunity Definition, объекты предметной области, Требования. А все эти названия корректны с точки зрения логики? Все ли они описывают явления одного порядка?  Предлагаю сформировать rtf-документ по этому пакету и посмотреть, на что он похож, какую информацию о системе он несет, кто мог бы быть читателем этого документа? Возможно, взгляд на печатный документ позволит уточнить структуру текущей модели.
Пока все.
И еще вопросик: будут ли дорабатываться диаграммы 1 итерации по комментариям 2 итерации? Хотелось бы получить цельную красивую модель
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 13 Февраля 2009, 16:59:07
Irr, прежде чем я пойду править очередную порцию "багов", посмотрите плз: насколько корректно я их поняла)):
- англо-русскость названий диаграмм и элементов на этом уровне детализации описания системы, по-моему, мешает воспринимать модель.
это точно (особенно в файле-отчете rtf). Все названия я переведу. А путаница с двумя языками возникла по тривиальной причине:в качестве примеров смотрела на разные диаграммы (с разными языками), ну и сделала на автомате по аналогии)))))

- в ходе 2 итераций моделирования у нас actor Преподаватель в модели встречается 2 раза. А зачем? По идее это один и тот же элемент. Просто в одном случае мы объявляем о его существовании, в другом описываем его цели, а в третьем ВИ с его участием. Ответ на вопрос, в каком пакете должен жить элемент Преподаватель, а на каких диаграммах должна быть ссылка на этот элемент, ожидаю от Вас.
По идее жить он должен там, где мы объявляем о его существовании. Вся соль ситуации в том, что у меня есть вариант 2 и 3. Но нет объявления существования. В связи с этим можно рассмотреть такой вариант:
добавить элементы actors на Д "объекты предметной области" . На Д заинт.лиц, ДВИ сделать наследование. насколько это верно?

- на диаграмме заинтересованных лиц нарисована иерархия Ректор-Декан-Преподаватель. Возможно, что я не права, но как читателю мне хотелось видеть не только связь Dependencу, но и ее название, т.е. как именно они связаны. Ну что-то типа Ректор руководит Деканом и т.п. Но тут я не настаиваю, возможно, это и так понятно.
спасибо, что напомнили, что у всех  зависимостей есть названия - я про них просто забыла((

- с какой целью добавлена диаграмма Обоснование необходимости системы?
иногда (когда проект внутренний, да и внешний) у инициатора проекта есть необходимость обоснования  проекта (с т.з. затрат особенно). поэтому я добавила эту диаграмму. она, конечно, куцая и поэтому (что логично) и возник вопрос: зачем?...в более сложном проекте я бы в нее добавила колич.характеристики - насколько например увеличится производительность и пр. может и здесть что-нибудь придумаю...

- на верхнем уровне у нас сейчас 3 пакета - Opportunity Definition, объекты предметной области, Требования. А все эти названия корректны с точки зрения логики? Все ли они описывают явления одного порядка?  Предлагаю сформировать rtf-документ по этому пакету и посмотреть, на что он похож, какую информацию о системе он несет, кто мог бы быть читателем этого документа? Возможно, взгляд на печатный документ позволит уточнить структуру текущей модели.
в документе rtf это смотрится откровенно не оч хорошо. Нужно что-то менять - подозреваю, что Объекты предм.области придется понижать хотя бы на 1 ур.
OpDef переместить в Требования (если рассматривать пакет Требования как бизнес-требования к системе)
если говорить о читателях, могу предположить:
цели, ЗИ - это для заказчика или руководства +БА.
объекты предм.области - БА+СА
требования - БА

И еще вопросик: будут ли дорабатываться диаграммы 1 итерации по комментариям 2 итерации? Хотелось бы получить цельную красивую модель
будет:))
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 13 Февраля 2009, 17:38:00
это точно (особенно в файле-отчете rtf). Все названия я переведу. А путаница с двумя языками возникла по тривиальной причине:в качестве примеров смотрела на разные диаграммы (с разными языками), ну и сделала на автомате по аналогии)))))
Очень хорошо. Для этого мы и пересматриваем модель, чтоб она была смысловая, а не на автомате.
По идее жить он должен там, где мы объявляем о его существовании. Вся соль ситуации в том, что у меня есть вариант 2 и 3. Но нет объявления существования. В связи с этим можно рассмотреть такой вариант:
добавить элементы actors на Д "объекты предметной области" . На Д заинт.лиц, ДВИ сделать наследование. насколько это верно?
Имхо, он должен жить там, где его интуитивно легко найти и там, где мы его объявляем. По-моему, если бы моделирование осуществлялось в реальной, а не обучательной последовательности, Преподаватель был бы объявлен в пакете Заинтересованные лица. А его ДВИ появилась бы позже и уже его использовала. К тому же в таком случае мы можем быстро обнаружить (включить в документ) всех наших Заинтересованных лиц, а не искать их отдельно по всем требованиям.
спасибо, что напомнили, что у всех  зависимостей есть названия - я про них просто забыла((
Тут кстати, может быть название не UML-ное, а просто логически интуитивно понятное. Какое название выбрать, зависит от квалификации пользователей диаграммы. Если заказчик не знает УМЛ, то ему захочется видеть нормальное русское название.
иногда (когда проект внутренний, да и внешний) у инициатора проекта есть необходимость обоснования  проекта (с т.з. затрат особенно). поэтому я добавила эту диаграмму. она, конечно, куцая и поэтому (что логично) и возник вопрос: зачем?...в более сложном проекте я бы в нее добавила колич.характеристики - насколько например увеличится производительность и пр. может и здесть что-нибудь придумаю...
Моделирование по сути это визуальное описание, более удобное, чем текст, в случае, когда требуется показать взаимосвязи между элементами. В данном случае у нас нет связей этих элементов, так что ценность этой диаграммы очень маленькая, я бы ее рисовала только в том случае, если мы всю информацию о системе собираемся хранить в модели, а документы получать генерированием отчета по модели. Предлагаю пока оставить ее так, как есть, вдруг и правда что-нибудь придумается.
в документе rtf это смотрится откровенно не оч хорошо. Нужно что-то менять - подозреваю, что Объекты предм.области придется понижать хотя бы на 1 ур.
OpDef переместить в Требования (если рассматривать пакет Требования как бизнес-требования к системе)
Я согласна с Вами, поэтому предлагаю Вам подумать на тему переструктурирования иерархии пакетов и переименования пакетов. Если рассматривать пакет Требования - как бизнес-требования, почему бы так его и не назвать?
если говорить о читателях, могу предположить:
цели, ЗИ - это для заказчика или руководства +БА.
объекты предм.области - БА+СА
требования - БА
В принципе, в отдельном пакете можно построить модельку структуры и использования нашей модели: у нее есть читатели (пользователи), пакеты (составные части) и появятся документы (т.е. этот пакет пойдет в ТЗ, этот в концепцию и т.д. - этакий userguide по модели ;)
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 13 Февраля 2009, 17:55:22
Irr, пасиб! беру тайм-аут до понедельника - есть над чем подумать и что сделать))
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 17 Февраля 2009, 14:46:48
Все, есть очередная версия. Для упрощения чтения выкладываю также стуруктуру пакетов+две основные Диаграммы
Изменения коснулись в основном структуры+добавила ДКлассов
...единственное, что вызвало вопросы: диаграмма использования - это какой вид диаграммы? (нашла только ДВИ, но она у меня есть)?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 17 Февраля 2009, 15:19:49
Замечательно! Подробно посмотрю как всегда, в четверг :-)
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Galogen от 17 Февраля 2009, 18:43:10
Девчата, молодцы!!!!

Здорово, если результаты будут потом оформлены окончательно.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 18 Февраля 2009, 15:49:45
Спасибо за поддержку!
А под оформленными результатами что понимается:
выложенная модель в пакете+краткое описание (что в какой последовательности делали)?
а еще в соседней ветке зависла пара вопросов по существующему примеру ЕА...
Помогите плз, чтоб там тоже были результаты :)))
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Galogen от 18 Февраля 2009, 20:11:06
А под оформленными результатами что понимается:
Нечто законченное и готовое для использования (изучения). Статья, брошюра, блог, все что Вам больше нравится
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 19 Февраля 2009, 10:02:42
Helga, я написала Вам в личные сообщения.

Galogen, что-нибудь обязательно получится законченное и готовое для использования. Мы оформим.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Денис Иванов от 19 Февраля 2009, 11:21:56
Все, есть очередная версия....

ID обычно не пишут как атрибуты классов. Используйте квалификаторы.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 26 Февраля 2009, 20:45:40
Смотрю на очередную версию модели: выглядит чисто и красиво. Теперь можно сосредоточиться над соответствием модели нотации UML, чтоб количество диаграмм было побольше, элементы по-разнообразней. На них можно будет с трассировкой поиграть. - но выбор дальнейшего направления для усилий оставляю за автором :-)
Теперь комментарии:
Смущает пока схожесть модели классов и словаря предметной области. По идее в словаре предметной области все должно быть на русском языке, и классы словаря не должны принадлежать какому-то языку (а в модели это Java). А вот модель классов приложения - она как раз наоборот может строиться под определенный язык реализации, для дальнейшей кодогенерации. В общем, по этому поводу хорошо спросить знатоков UML:
1. Как нарисовать правильно словарь предметной области? Она же BusinessDomainModel (если пользоваться терминами RUPа) или DomainModel  в примере к ЕА. Кстати, в примере классы словаря имеют стереотип Entity и Language None.  - я думаю, это неспроста!
2. Рисование классов проекта - это такой сложный момент, классы проекта могут быть сначала нарисованы в виде абстрактной модели, а потом трансформированы в конкретную реализацию Переход от абстрактной модели классов к конкретной  реализации в примере показан как MDA Transforms из AbstractClassModel  (PIM - платформонезависимая модель) в ImplementationModel (PSM - платформозависимая модель). Решение о том, какие модели классов строить, а какие нет, принимает архитектор/проектировщик - в общем, это густо замешано на конкретной разработке, и зависит от того, собираемся ли мы генерировать исходный код из модели или нет. Эти решения так же принимать автору модели.
...единственное, что вызвало вопросы: диаграмма использования - это какой вид диаграммы? (нашла только ДВИ, но она у меня есть)?
Диаграмма использования - это мой термин, не общеупотребительный. Я предложила нарисовать метамодель нашей модели. Т.е. описать структуру нашй модели в виде классов. Практически это будет выглядеть как диаграмма классов, где на текущий момент есть следующие классы: Словарь предметной области, Заинтересованные лица (ЗЛ), связанный с ним класс Цели заинтересованных лиц, связанный с ЗЛ класс Бизнес-требования. В общем, когда будет побольше исходная модель - могу нарисовать и объяснить подробней.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: bas от 26 Февраля 2009, 23:15:43
Ира,

А что ты хотела конкретно спросить про Business Domain Model? Ты вроде сама написала ответы :)
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 27 Февраля 2009, 10:53:53
А что ты хотела конкретно спросить про Business Domain Model? Ты вроде сама написала ответы :)
Из каких элементов она строится. Когда-то давно мы такое строили из элементов (видимо, классов, но не помню) со стереотипом BusinessEntity. Используется ли такое в свежих вариантах нотации UML, я не знаю, хочу узнать у вас, знатоки. Просто в EA, например, с 7й версии в дефолтном списке стереотипов нет ни businessentity, ни businessworker'а, а вот если ручками прописать, он меняет графическое отображение.

А насчет проектирования кто-нибудь добрый нам поможет? А то я набросала шаманских терминов, но я их понимаю интуитивно, а наверняка, есть знатоки.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: bas от 27 Февраля 2009, 11:12:00
Именно нотация UML ничего не говори про Business Domain Model, что и правильно, т.к. она дает нотацию, а представление мы сами строим.
Business Domain Model определена в РУПе и ОпенУПе.
Она строится из элементов Класс со стереотипом Actor и  Business Entity.

А помочь - поможем.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 27 Февраля 2009, 12:18:27
Business Domain Model определена в РУПе и ОпенУПе.
Она строится из элементов Класс со стереотипом Actor и  Business Entity.
О! Предчувствия меня не обманули, я как раз смутно помню, что не все так просто с ними...
А Actor просто или таки businessActor с кривой палочкой в районе шарика-головы?
Все-таки интересно, как называется эта нотация, где их ввели. Я помню, что видела их в RUPе, но это ж не нотация, а методология...
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: bas от 27 Февраля 2009, 13:09:57
Можно почитать РУП, что нужно включать:
http://www.ts.mah.se/RUP/RationalUnifiedProcess/process/reports/re_bom.htm

Ира, это нотация ЮМЛ, т.е. обычная ДК со стереотипами.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Galogen от 27 Февраля 2009, 13:38:10
О! Предчувствия меня не обманули, я как раз смутно помню, что не все так просто с ними...
А Actor просто или таки businessActor с кривой палочкой в районе шарика-головы?
Все-таки интересно, как называется эта нотация, где их ввели. Я помню, что видела их в RUPе, но это ж не нотация, а методология...
Ира, было введено именно в РУП процессе. Другими поддерживается или нет.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 09 Марта 2009, 11:29:02
Спасибо всем за комментарии! Извиняюсь, что долго попадала.
Ошибки с языком модели исправлю. По дальнейшему курсу есть предложение сделать диаграммы анализа, т.е. набор диаграмм с т.з. системного аналитика + диаграмму процесса.
Irr, нам такой вариант подходит?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 09 Марта 2009, 17:43:28
По дальнейшему курсу есть предложение сделать диаграммы анализа, т.е. набор диаграмм с т.з. системного аналитика + диаграмму процесса.
Irr, нам такой вариант подходит?
Замечательные планы! Вполне подойдет!
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Денис Иванов от 09 Марта 2009, 20:44:37
А где можно последнюю модель в виде набора картинок посмотреть?
Я видел несколько скриншотов и к ним есть вопросы на самом деле...
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 10 Марта 2009, 14:44:37
Denis, полный набор диаграмм в картинках - вот в этих двух вложениях (ч.1.и ч.2). Остальные - анализ и процесс - будут немного позже.
И... еще оч хотелось бы узнать: как задать в EA квалификатор (если это можено сделать в ЕА) вместо идентификаторов-атрибутов (сама честно пыталась найти, но поиск результатов не выдал)?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 10 Марта 2009, 14:45:38
это вторая часть диаграмм модели
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Денис Иванов от 10 Марта 2009, 22:36:56
Я посмотрел диаграммы. Спасибо.

С точки зрения синтаксиса UML следующие замечания:
1) Раздел Р3-2 Д Заинтересованные лица.
   Раздел Р3-3 Д Цели заинтересованных лиц
Между ДЛ не может быть зависимостей, как нарисовано. ДЛ могут быть связаны только обобщениями. Больше никак.

2) ВИ Запросить документы.
Что такое "Напечатать документ" слева сверху от деятельности "Напечатать документ"?
То же самое на следующей диаграмме.

По проектированию тоже есть замечание. Хотя это все не слишком принципиально. Я ТЗ не видел, поэтому не могу утверждать, как должно быть.

1) Д Словаря предметной области.
Обычная практика : Предмет-преподаватель-студент связаны тернарной ассоциацией, а Журнал - это класс-ассоциации. То что сейчас нарисовано допускает такие вещи, например: студент слушает ОДИН и тот же курс у разных преподавателей или преподаватель читает ВСЕ курсы.
2) там же
Журнал обычно принадлежит группе, а не предмету или преподавателю или студенту. Это никак не отражено.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Galogen от 11 Марта 2009, 11:18:27
Helga, hi.

Можно покритиковать?

1. Словарь предметной области.
1. Вы используете для идентификации объектов некий ID. Мне кажется это не правильно. Неправильно по разным причинам. Для начала нужно понимать, что концепции ООП предполагают идентификацию объектов по умолчанию.
2. Это больше похоже не на словарь, а на реализацию
3. ID как внешняя ссылка в журнале - некорректна. Вы же уже указали ассоциацию. Каким образом будет осуществлена связь объектов, нам сейчас не важно. Будет ли это концепция внешнего ключа или ссылка на объект или что-то иное, все это в будущем. При проектировании и реализации
4. Следовательно нужно убрать все ID или заменить их ясными и точными атрибутами ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ.
Предмет никогда не идентифицирется по ID, он идентифицирется через название
Преподаватель скорее идентифицируется или через табельный номер, или через принадлженость к кафедре и ФИО
Студент может идентифицироваться номером зачетной книжки, студенческого билета
Группа идентифицируется специальностью, годом поступления, возможно номером, если на специальности несколько групп
Журнал - что за журнал? Журнал успеваемости? Если так то используйте это название, т.е. название ПРЕДМЕТНОЙ области
Роли на ассоциациях тоже важны, у вас они какие-то странные, сборник? непонятно. Мне как заказчику Ваша модель предметной области не понятна
5. Связь Студент - группа. Я бы поставил некоторое ограничение кратности со стороны студента скажем (12..30), т.е. такми образом я учитываю бизнес-правило - количество студентов в группе не меньше 12 и не больше 30
6. Связь Студент - Журнал. Студент может встречаться в разных записях журнала или объектах журнала. Но в 1 журнале может быть только один Студент - разве это верно?

Резюме - смесь реляционного (порой не правильного ) и объектного подхода. Диаграмма не пойдет!

2. по ВИ и диаграммам деятельности
1. ВИ запросить документы. А описано по сути создание документа. Если моя цель запросить документы, то каков результат? Он очевиден запрос послан и скажем принят или не принят
2. ВИ регистрации оценок - ДД непонятна, что значит запрос на регистрацию?? Мне представляется это таким образом. Выбрать группу, открыть документ, выбрать студента, ввести оценки по студенту, сохранить
3. ДК - это что? проектная диаграмма классов? Диаграмма классов аналитической модели, VOPC реализации ВИ, проектная диаграмма классов, модель данных - не понятно. При этом все ошибки ПРЕДМЕТНОЙ области перемещены в сюда, хотя добавлены операции, а как Вы получали эти операции? Кроме того все показанные операции это типичные операции любого класса (конструктор и деструктор). Не принято указывать то, что подразумевается по умолчанию. А вот семантически значимых операций нет

Резюме - должно быть переделано и осознано почему и что

Сорри если резковато
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Irr от 11 Марта 2009, 11:29:11
А вот и откликнулись знатоки нотаций, ура!
Теперь у Helg'и будет полный набор рекомендаций со всех точек зрения, а не только с точки зрения структуры модели, а значит, после устранения замечаний получится красивая и правильная модель :-)
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 15 Марта 2009, 22:54:12
Спасибо за комментарии и критику!
Постаралась все учесть и исправить...хотя не совсем все: возникло несколько уточнений
Новая версия готова, но ее еще нужно будет менять,дополнять в зависимости от дальнейшей критики :)) (надеюсь таковая случится)

2) ВИ Запросить документы.
Что такое "Напечатать документ" слева сверху от деятельности "Напечатать документ"?
То же самое на следующей диаграмме.
Это значение Linkname связи Controlflow.
Таким образом я пыталась показать, что пользователь системы может запросить печать документов, а может и не запрашивать.
Т.об., если запрос на печать отсутствует, то действия завершаются (попадаем в терминатор  )
Если пользователь посылает запрос печати, то попадаем в деятельность "Напечатать документ". Т.е. я использовала свойство связи, чтобы показать при каком условии осуществится переход в деятельность "Напечатать документ". Но насколько это верно?

То что сейчас нарисовано допускает такие вещи, например: студент слушает ОДИН и тот же курс у разных преподавателей или преподаватель читает ВСЕ курсы.
2) там же
Журнал обычно принадлежит группе, а не предмету или преподавателю или студенту. Это никак не отражено.
[/quote]
А связь между журналом и группой через класс Студент не подойдет в такой ситуации?

2. по ВИ и диаграммам деятельности
1. ВИ запросить документы. А описано по сути создание документа. Если моя цель запросить документы, то каков результат? Он очевиден запрос послан и скажем принят или не принят
это моя невнимательность похоже: название некорректно, исправила на "Сформировать документы", т.к. действительно речь идет именно об этом.

2. ВИ регистрации оценок - ДД непонятна, что значит запрос на регистрацию?? Мне представляется это таким образом. Выбрать группу, открыть документ, выбрать студента, ввести оценки по студенту, сохранить
под запросом не регистрацию подразумевала выбор п.меню (например) "заполнить журнал". Затем преподаватель заполняет общую информацию о занятии (дата, название предмета, номер группы). Эта информация вводится единожды за "сеанс" заполнения данных о занятии. Затем вводится информация конктрено по каждому студенту: ФИО, присутствовал или нет+оценка (если была). Т.об, получаем минимальный набор данных, на котором впоследствии можно рассчитать средний балл студента, количество посещенных занятий и пр.производные для отчетности по посещаемости и оценкам...Насколько такая схема корректна с т.з. реального процесса  (правда, сильно упрощенного)?

3. ДК - это что? проектная диаграмма классов? Диаграмма классов аналитической модели, VOPC реализации ВИ, проектная диаграмма классов, модель данных - не понятно. При этом все ошибки ПРЕДМЕТНОЙ области перемещены в сюда, хотя добавлены операции, а как Вы получали эти операции? Кроме того все показанные операции это типичные операции любого класса (конструктор и деструктор). Не принято указывать то, что подразумевается по умолчанию. А вот семантически значимых операций нет
Диаграмму пока не исправляла, т.к. действительно нужно сначала определиться с ее типом.
Пусть необходимо построить проектную Д классов. Верно ли, что на такой Д должны быть классы с внешними и уникальными ключами, значимые операции + все, что было на Д словаря предметной области (без ошибок конечно)?

вроде все спросила, надеюсь ничего не пропустила. За комментарии еще раз спасибо! оч жду продолжения (версия doc с новыми, измененными Д в следующем сообщении)...
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 15 Марта 2009, 23:05:08
Исправленные + новые диаграммы (Д процесса, Д последовательностей)
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Денис Иванов от 16 Марта 2009, 12:43:33
а картинки нельзя выложить?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 18 Марта 2009, 10:59:02
сорри, прикрепила два одинаковых файла вместе второго .doc со всеми диаграммами, исправляюсь...
диаграммы, которые начинаются с "D-" - измененные старые версии.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 18 Марта 2009, 11:00:12
и вторая часть
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Денис Иванов от 18 Марта 2009, 12:03:08
Про диаграмму классов я говорил. Мне кажется семантика не особо отражает реальное положение дел. Журнал принадлежит группе и т.д.

Диаграмму последовательности мне не нравятся. Что это за сущность "Сформировать лист успеваемости", например?

И вообще, где диаграмма использования? Я не вижу ни одного варианта использования, а мы уже диаграмму классов построили.
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 18 Марта 2009, 12:33:15
С помощью Д последовательности по формированию документов я пыталась отобразить следубщую последовательность действий:
пусть пользователю необходимо получить данные по посещаемости/успеваемости студентов (к ним относятся например средний балл, колич.пропущенных/посещеных занятий и пр.). тогда необходимо:
1. выбрать п.меню "Сформировать пакет документов"
2. выбрать п. меню "Сформировать ведомость" или "Сформировать лист успеваемости" - в зависимости от того, что нужно пользователю
С тех.т.з. в этот момент запускается функция расчета производных для документации, по ее завершению пользователь получает электронный документ со всеми показателями.
Может это слишком подробный вариант?

Д использования в предыдущей версии, т.к. она не менялась, я не стала загромождать сообщения, но давайте я ее опять добавлю (для полной картины)

Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Денис Иванов от 18 Марта 2009, 12:39:09
Хорошо...
А можно сформулировать и одним постом выложить сюда все техническое задание?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 18 Марта 2009, 12:46:28
можно... а шаблон для ТЗ есть - или формат произвольный?
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Денис Иванов от 18 Марта 2009, 12:52:13
произвольный
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: helga от 18 Марта 2009, 13:12:30
ТЗ в данном случае такое:
Необходимо создать ИС для фиксации посещений студентами занятий и их оценок. Система должна хранить минимально необходимый набор исходных данных для расчета показателей посещаемости и успеваемости.

Система должна позволять формировать (рассчитывать) показатели документов (например, средний балл) и предоставлять их электронные и печатные формы пользователю по запросу. Всего необходимо формировать 2 документа – экзаменационную ведомость и лист посещаемости.

Процесс фиксации оценок и посещаемости (в данном случае) проходит следующим образом: по окончании каждого занятия преподаватель заполняет форму, в которой указывает общую информацию (дата, №группы, предмет) и детальную информацию по каждому студенту (был/не был, оценка – если была)
Название: Re: EA - описание среды с примером
Отправлено: Galogen от 18 Марта 2009, 13:59:23
Hi, Helga.

По диаграмме бизнес-процессов

1. зависимость от процесса к цели, а не наоборот
2. Сформировать ведомость - это не цель, а задача. Цель должна быть положительной улучшить, расширить, углубить на ...
3. не понятно что за пакет документов? Откуда Вы взяли понятие пакет документов?
4. Вообще то что Вы описали в этой модели не бизнес-процессы, а части этапы его, то что можно назвать в какой-то степени целями пользователя и то с натяжкой
5. Диаграмма с человечками читается напрмер так: Преподаватель - это Декан - это Ректор, разве такое утверждение верно?
6. Роль у группы - Список Групп - смотрится странно, разве у студента есть список групп? Я бы создал роль со стороны Грцппа - учится в, а со стороны студента Список студентов - это было бы нормально
7. Диаграмма последовательности - можно и так, но где граничный класс. У Вас с чем взаимодействует пользователь? Наверное с формой а не просто с управляющим классом Сформировать пакет документов. Тем более пункт меню - реализация, он находится на форме!