Форум Сообщества Аналитиков
Обсуждения => Сообщество Аналитиков => Тема начата: olevanov от 31 Марта 2007, 13:01:09
-
Дорогие коллеги!
По служебной необходимости столкнулся с задачей развития как своего личного, так и еще пары аналитиков нашей компании.
Опыт и образование у всех различное, имеется явная нехватка системных знаний и "правильного" опыта работы.
Вообще, тема достаточно часто встречающаяся в аналитических сообществах (http://community.livejournal.com/ru_bsa/?skip=10 или вот http://moikrug.ru/circles/753072998/topics/202914644/).
Отдельное спасибо Денису "Майевтику" за описание обязанностей аналитика (http://moikrug.ru/circles/753072998/topics/590335133/)!
Для решения наших задач - мне кажется целесообразным пойти через формулирование компетенций аналитика, последующую "многоступенчатую" аттестацию и создание плана развития компетенций ребят.
Предлагаю сообществу на обсуждение предварительный лист - матрицу пересечений навыков, знаний, обязанностей по Вигерсу (http://www.processimpact.com/process_assets/RA_job_description.doc) сравнить с аналогом из BABOK и версией Дениса "Майевтика". Предлагаю всем желающим воспользоваться результатом и по возможности дополнить, внести коррективы :)
Также выкладываю карту памяти обязанностей аналитика (с) Денис "Майевтик" и англо-русскую инструкцию (с) Вигерса.
-
Описание обязанностей аналитика хорошо написано, в том числе, хорошее описание вакансии для КА.
Интересно было бы увидеть каким образом планируется аттестация аналитика...
-
В умение слушать я бы добавил: Не додумывать за заказчика, а задавать вопросы и строго документировать, что он сказал.
Почему-то "Умение организовать дружескую атмосферу на семинарах и встречах для сбора и уточнения требований" не отмечено как "Communication Skills"
"Организационные навыки" - Issue Management
"Навыки написания документации" - "Structured Analysis Techniques"
"сбора, анализа, документирования, проверки, и способность применять их на практике" - Structured Analysis Techniques
Ну и так далее ...
"СБОР ТРЕБОВАНИЙ" - "СОБИРАТЬ ТРЕБОВАНИЯ"
З.Ы. Немного трудно читать документ
-
Вот еще интересная статейка по теме: http://www.processimpact.com/articles/be_analyst.pdf
-
и ещё одна статья про бизнес-аналитика и его компетенции: http://consulting.ru/283mgmt4_4
-
Коллеги,
для интересующихся: на сайте IIBA имеется 114-страничный документ "Модель компетенций Бизнес-Аналитика".
Файл весит 950 Кб.
http://download.theiiba.org/default.asp?fileid=66&categoryid=7
Прокомментировать не могу, т.к. просмотрел по диагонали
-
Прочитал модель компетенций бизнес-аналитика ИИБА. Интересный документ, очень подробный. Составлен именно как модель компетенций в отличие от того, что было представлено в этой ветке ранее. Помимо действий (поведенческих индикаторов) каждая компетенция у ИИБА содержит результаты действий.
Компетенции разбиты по уровням:
- новобранец (послушник, стажёр)
- специалист
- мастер (эксперт).
Новобранец по большей части должен уметь читать схемы и документы, понимать и быть в курсе ("Новобранец не участвует в этих действиях, но осведомлён об их результатах").
В плане работы с требываниями, к примеру, уровни различаются так: Новобранец собирает требования (не отличая их от предложений по реализации и дизайну), специалист ─ выявляет (не отличая высокого качества требований от низкого), мастер ─ формулирует.
Несмотря на то, что модель содержит более 100 страниц, она не кажется тяжеловесной и громоздкой.
Недавно, кстати, я по материалам этой ветки составил модель компетенций - с одной стороны более психологическую, а с другой более "техническую" (вплоть до владения конкретными инструментами). Результат - трёхстраничная таблица. Там правда не так явно разнесено по уровням и без результатов.
-
Относительно этого документа имхо стоит сказать, что они выделяют 3 области деятельности (модели):
* Business Analysis Model
* Quality Assurance Model
* Usability Engineering
т.е. опять имеет место семантическое передёргивание, т.к. последние 2 дисцплины/сферы совершенно точно никоим боком не входят в понятие "бизнес-анализ"; то, что IIBA понимает под BA (а именно, требования) - тоже.
-
Чтобы поддержать тему, выкладываю черновик профстандарта профессии "Системный аналитик", разрабатываемого сейчас Комитетом по образованию в области ИТ (http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573) Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий.
Вот отзывы коллег, с которыми я полностью согласен:
Удивило, что до четвёртого квалификационного уровня предлагается расти два года. Маловато. Просто достаточное количество проектов в этот срок не укладывается. А из "проектов полного цикла" -- хорошо, если два влезут.
Не встречала живьём представителей пятого уровня. Обычно они всё-таки уже не аналитики, а архитекторы.
Колонка "Основные знания" показалась заполненной случайным образом.
И сильно смутило, что нигде не прописан контекст существования системного аналитика в процессе производства и обслуживания систем. Кому нужны результаты его труда, грубо говоря. Возможно, это просто не входит в стандарт.
Хороший термин - андрогогика. Кто-нибудь знает, что за зверь - "основы системного анализа"?
-
В принципе уже достаточно инфы чтобы составить свои сертификационные требования для аналитика.
-
Чтобы поддержать тему, выкладываю черновик профстандарта профессии "Системный аналитик", разрабатываемого сейчас Комитетом по образованию в области ИТ Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий.
Подчерпнула много интересной информации, полезная вещица особенно для начинающих. Спасибо за линк ;)
-
И еще один:
http://www.iqtiedu.com/competencies-of-business-analysis.html
-
Ну на мой взгляд с Проверкой более или менее ясно: на начальном этапе Аналитик должен организовывать процесс Проверки требие ований Старшими Аналитиками и Заказчиками, а уже в конце сам должен Проверять требования.
З.Ы. Желание создать\адаптировать матрицу компетенции есть.
-
Вопрос: могли бы мы сделать автоматизированную версию этих методик для выполнения прямо на сайте (скажем, пока для зарегистрированных пользователей)? Работы (программирование) на пару дней.
Можно сделать с помощью Гугл Формс. Денис обещал показать, но так и не показал :(
-
Вопрос: могли бы мы сделать автоматизированную версию этих методик для выполнения прямо на сайте (скажем, пока для зарегистрированных пользователей)? Работы (программирование) на пару дней.
Можно использовать компоненты под joomla, рассчитанные на обучение и тестирование.
Можно попробовать реализовать эту задачу собственными силами - т.е. создать собственный компонент.
Можно поискать уже имеющиеся средства опросов
Можно создать офф-лайн редакцию
Варианты есть
-
Можно сделать с помощью Гугл Формс. Денис обещал показать, но так и не показал :(
http://spreadsheets.google.com/
New > Form
-
Насколько я знаю в джумла есть возможность создания форм пользователя - нам это может помочь? или все-таки сосредоточимсян а гугле?
-
Австралийская ассоциация Бизнес Аналитиков (ABAA) (http://www.abaa.org.au/cms/tiki-index.php) сформировала матрицу компетенции Аналитика (http://www.abaa.org.au/cms/tiki-download_file.php?fileId=66):
(http://1.bp.blogspot.com/_2vgIgz_H4g8/ShfqW1kgGhI/AAAAAAAAAWQ/kqDA4xe2giE/s1600/bacompetency.JPG)
-
Имел опыт и удовоьствие наблюдать за процессом найма на работу аналитика. Впечатления.
Что такое аналитик:
1. человек энергичный, болеющий за свое дело, но умеющий быть хладнокровным и трезвомыслящим
2. человек стремящийся понять нужды клиента, придумать как их можно устроить
3. человек влюбленный в своего клиента, потакающий ему, но вместе с тем умеющий успокоить, найти приемлеммое разруливание "стрессовой" для клиента ситуации в рамках текущих возможностей
4. человек продвигающий выполнение работ, созданных им в ходе взаимодействия с клиентом. Домагающийся до проектировщиков и программистов
5. человек с чувством собственного достоинства, но не обуяный гордыней
6. человек который не забывает об интересах своей фирмы-кормилицы
7. обладающий чувством юмора, оптимист
ну как-то так можно и продолжить:)
-
Ну и сюда запощу, чтобы легче было искать:
Мне очень понравилась вот эта картинка про компетенцию Аналитика:
(http://practicalanalyst-1b99.kxcdn.com/wp-content/uploads/2009/07/pillars_big.png)
Ну и пояснительная статья к ней: Four Key Knowledge Areas for Business Analysts (http://practicalanalyst.com/four-key-knowledge-areas-for-business-analysts/)
-
Только, что получил письмо от IIBA, что новая версия компетенции вышла (http://www.theiiba.org/AM/Template.cfm?Section=Business_Analysis_Competency_Model&Template=/CM/HTMLDisplay.cfm&ContentID=6415)
По скольку членом IIBA пока не являюсь, скачать сие творение не могу. Из тех, кто уже состоит в этой организации и возможно видел эту компетенцию, подскажите сильно ли она отличается от публично выложенной за 2006 год?
-
Прошу прощения если данные требования уже упоминались. Но все-таки.
Почему все описывают и ссылаются на иностранные требования.
Конечно, опыта в зарубежье больше, чем в России и не учитывать его неправильно.
Но в России есть Квалификационные требования (профессиональный стандарт)
в области информационных технологий «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИТИК» ( http://apkit.ru/files/analitik.doc (http://apkit.ru/files/analitik.doc))
-
...
Но в России есть Квалификационные требования (профессиональный стандарт)
в области информационных технологий «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИТИК» ( http://apkit.ru/files/analitik.doc (http://apkit.ru/files/analitik.doc))
Алексей, черновик этого стандарта прикреплён к 9-му сообщению данной темы (http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=202.msg2545#msg2545).
-
Согласен, просмотрел :(.
Но раз уже есть не черновик, можно прикрепить последний?
-
Написал свое видение компетенции Аналитика:
http://www.uml2.ru/community/blog/1074/
http://www.uml2.ru/community/blog/1077/
http://lib.uml2.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
Просьба критиковать и добавлять.
-
Я бы сказала, что управление тут совершенно необязательно - это не задача аналитика. Если процесс поставлен нормально, то управленческие функции должен осуществлять менеджер.
По поводу остального в принципе верно, я их только называю по другому:
- коммуникативные навыки
- аналитические способности
- технические знания
- знания предметной области
причем последние два тоже опциональны.
Хотя вот сейчас задумалась - если выращивать аналитика, то по идее можно взять человека вообще без всего перечисленного и успешно это проделать (при наличии его на то желания). В общем, прав Ильин, говоря, что любого человека можно обучить любой профессии, постепенно тоже к этому прихожу :)
-
Я бы сказала, что управление тут совершенно необязательно - это не задача аналитика. Если процесс поставлен нормально, то управленческие функции должен осуществлять менеджер.
Если мы говорим про обычного Аналитика, то ни причем. Если же мы говорим о нач группе Аналитиков или отделе анализа, то как раз причем.
Хотя вот сейчас задумалась - если выращивать аналитика, то по идее можно взять человека вообще без всего перечисленного и успешно это проделать (при наличии его на то желания). В общем, прав Ильин, говоря, что любого человека можно обучить любой профессии, постепенно тоже к этому прихожу :)
Даже не поспоришь :) Поэтому, наверное, у нас людей и учат в школе и институте, а потом еще доучивают на работе :)
-
Если мы говорим про обычного Аналитика, то ни причем. Если же мы говорим о нач группе Аналитиков или отделе анализа, то как раз причем.
По-моему ты у себя в статье этого явно не указал.
Или я что-то пропустила?...
-
Цитата из статьи:
До этого были перечислены области знаний и навыков, которыми должен обладать хороший Аналитик. Если же мы говорим о начальниках групп Аналитиков или Аналитического отдела, то к области знаний сразу добавляется еще и "Управление".
-
В ходе КС на ЛАФ был сформирован список знаний и навыков, которыми должен обладать Аналитик.
Я начал формализовать данный список в БЗ:
http://lib.uml2.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
На основе фоток с КС:
http://picasaweb.google.com/yoshtaua/2010071102?authkey=Gv1sRgCIzI5fiJ6tSNQg#
и свой статьи:
http://blogs.uml2.ru/post/Kompetenciya-Sistemnogo-Analitika-Okonchanie
Просьба присоединяться и наконец-то сформировать правильную русскоязычную компетенцию Аналитика!
-
Так а что вы хотите на выходе?
Поучаствовать в формировании образовательного стандарта или что?
Сори, я опять наверное что-то пропустила :)
-
Пока сформировать свое понимание компетенции, а потом уже можно и дальше лезть.
З.Ы. Тусить с народом надо почаще :)
-
З.Ы. Тусить с народом надо почаще :)
PS. Чаще надо оповещать сообщество о важных решениях, принятых в неформальной обстановке :P
А если бы я в Африке жила?...
-
З.Ы. Тусить с народом надо почаще :)
На мой взгляд, это сообщение не относится к тебе дискуссии и является переходом на личности.
-
На мой взгляд, это сообщение не относится к тебе дискуссии и является переходом на личности.
Можно удалить эту часть сообщения (тогда еще нужно + твое, иды и данное сообщение), если так считает модератор данного раздела.
-
Коллеги,
Я закончил формализацию модели компетенции Аналитика, котрую мы обсуждали на ЛАФ:
http://lib.uml2.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0#.D0.A1.D0.BC._.D1.82.D0.B0.D0.BA.D0.B6.D0.B5
Прошу дополнять и корректировать.
-
Прошу прощения за некоторый глобализм, но я бы сократил перечень оластей:
1. Навыки и техники Анализа требований
2. Знания Предметной области
3. Знания Технологий
4. Навыки и техники по Коммуникации
5. Навыки Профессионала
6. Знания Методологии работы с требованиями
7. Навыки Управления людьми
следующим образом:
п. 1 распределить по п. 3 и 6
п. 5 распределить между 4 и 7
и п. 7 я бы переименовал в навыки лидерства
-
Согласен с предыдущим оратором. Навыки Профессионала звучит не понятно. А если звучит так, то скорее всего так и есть.
Нелогичность и в том, что начинающий аналитик или аналитик средней руки - это уже профессионал? Что вкладывается в понятие Профессионал, да еще с большой буквы.
Может имеет смысл сделать это карьерными навыками?
или как предложил LDV
-
следующим образом:
п. 1 распределить по п. 3 и 6
п. 5 распределить между 4 и 7
и п. 7 я бы переименовал в навыки лидерства
Согласен, что п.6 можно включить в п.1, но п.3, если вчитаться, должен быть отдельным. Из п.3 можно в п.1 и 6 вынести знание средств УТ.
Да, с п.6 больше всего непонято, он немного туманно описан, но это навыки любого профессионального сотрудника, который работает в команде, он тоже должен быть отдельным.
п.7 - это не просто навыки лидерства, это те навыки, которыми должен обладать руководитель (а это не только навыки лидерства), что важно для руководителей группы аналитиков или отдела.
В принципе, к этому мы и пришли на последнем КС (http://lib.uml2.ru/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%28%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB_2010-10-28%29).
-
напомнило известный анекдот про пассажиров в поезде, которые рассказывают друг другу анекдоты сообщая их номера. видимо, они тоже были аналитиками :о)))
-
Водолей,
Пункты перечислил LDV в сообщении #36 (http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=202.msg24677#msg24677), я же в сообщении #35 (http://www.uml2.ru/forum/index.php?topic=202.msg22935#msg22935) дал ссылку на описание этих пунктов.
-
тут уж ничего не скажешь, кто-то умеет писать сообщения, а кто-то не умеет писать сообщения :о)))
-
Согласен, что п.6 можно включить в п.1, но п.3, если вчитаться, должен быть отдельным. Из п.3 можно в п.1 и 6 вынести знание средств УТ.
Не так, я предлагаю "Навыки и техники Анализа требований" разбить на "Знания Технологий" и "Знания Методологии", т.к. не вижу что еще кроме технологий и методологий можно рассматривать как "навыки и техники".
п.7 - это не просто навыки лидерства, это те навыки, которыми должен обладать руководитель (а это не только навыки лидерства), что важно для руководителей группы аналитиков или отдела.
Я бы предложил разделить аналитика и руководителя аналитиков - это разные роли.
Лидерство нужно и тому и другому, а навыки управления - некий upgrade для перехода на следующий уровень ;)
Не каждый хочет переходить на след. уровень, кстати.
-
Не так, я предлагаю "Навыки и техники Анализа требований" разбить на "Знания Технологий" и "Знания Методологии", т.к. не вижу что еще кроме технологий и методологий можно рассматривать как "навыки и техники".
Что ты подразумеваешь под "Знаниями Технологий"? В статье имеется ввиду, что это знание средств реализации, т.е. на чем программируется\кастомизируется приложение. Н-р, если мы внедряем SAP, то Аналитик должен понимать что SAP может делать, а что нет...
Я бы предложил разделить аналитика и руководителя аналитиков - это разные роли.
Лидерство нужно и тому и другому, а навыки управления - некий upgrade для перехода на следующий уровень ;)
Не каждый хочет переходить на след. уровень, кстати.
Да, многие говорили, что это нужно вынести за рамки модели, но я не совсем согласен. Т.к. если на основе модели делать Уровни профессионализма Аналитика (грейды), то на каждом уровне Аналитик должен знать что-то из каждой области, в итоге, когда Аналитик дорастает до Руководителя группы (отдела) анализа, то он как раз должен обладать навыками руководства.
-
Что ты подразумеваешь под "Знаниями Технологий"? В статье имеется ввиду, что это знание средств реализации, т.е. на чем программируется\кастомизируется приложение. Н-р, если мы внедряем SAP, то Аналитик должен понимать что SAP может делать, а что нет...
вот здесь не понял.
открываю Знания Технологий
http://lib.uml2.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9
читаю "... 5. Проектирование и архитектура ИС 6. Моделирование ..."
никакого SAP там нет и намека. скорее то, что может SAP должно относится к знанию предметной области, т.к. это предмет конкретного проекта для аналитика.
-
в итоге, когда Аналитик дорастает до Руководителя группы (отдела) анализа, то он как раз должен обладать навыками руководства.
тогда нужно определиться с целью для чего компетенции аналитика рассматриваются. Если для того, чтобы взять аналитика на проект- то здесь его дорастание до Руководителя группы в какой-то перспективе обычно никого не интересует.
Если с точки зрения саморазвития как аналитика - другое дело.
-
А если нужно взять Руководителя группы (отдела) анализа?
-
вот здесь не понял.
открываю Знания Технологий
http://lib.uml2.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9
читаю "... 5. Проектирование и архитектура ИС 6. Моделирование ..."
никакого SAP там нет и намека. скорее то, что может SAP должно относится к знанию предметной области, т.к. это предмет конкретного проекта для аналитика.
Дима,
А ты обычно снизу вверх читаешь или наоборот? ;)
В самом начале написано:
Часто забывают, что Аналитик должен обладать и знаниями технологий, на основе которых разрабатывается Система. Что тут имеется в виду под технологией - язык программирования, СУБД, ОС, Сервер приложения, внедряемая система (1С, SAP, OeBS, ...) и т.д.
Т.е. здесь написано, что Аналитик должен знать.
А цитату, которую ты привел, вот она целиком:
На ЛАФ 2010 мы выдели следующие дисциплины чему необходимо обучать Аналитика в данной области:
1. Введение в технологии/решения
2. Алгоритмизация
3. Методы оптимизации
4. Основы программирования
5. Проектирование и архитектура ИС
6. Моделирование
7. ИТ архитектура предприятия
Тут имелось в виду: чему нужно учить Аналитика, чтобы дать ему такие знания, н-р, в ВУЗе.
Знание SAP само по себе не дает знание Предметной области, т.е. Бизнеса Заказчика.
-
Знание SAP само по себе не дает знание Предметной области, т.е. Бизнеса Заказчика.
Согласен, но ведь и ты уже почти согласился, что SAP все же больше относится к предметной области, так?
;)
ведь есть куча проектов где SAP нет и знания его не нужно и предметная область там другая и зависит она вообще говоря от проекта.
А технологии для аналитика - как раз моделирование, архитектура, управление требованиями. Отдельно выделять работу с требованиями не совсем правильно, т.к. то же моделирование фактически служит для фиксации определенных требований.
П.С.
Обычно действительно читаю наоборот :) чтобы сразу узнать какие выводы сделаны ;)
-
Согласен, что обучение Моделированию сюда зря приплетено, уберем. Возможно и обучение Проектированию ИС тоже.
Но все же я бы разнес две области - Пр Область и Технологии, а то так все можно объединить и сказать, что все зависит от проекта
-
Наткнулся недавно по теме на данный файл (http://saway4ru.codeplex.com/downloads/get/225514), описаны квалификационные требования начинающего аналитика, аналитика и старшего аналитика. Материал - выдержка из книги "Путь аналитика. Практическое руководство IT-специалиста" (http://www.piter.com/book.phtml?978545901084).