Формулировка цели для процесса "учебная работа деканата"(Прочитано 56007 раз)
Думаю это пост будет здесь по назначению.

Итак. Моделируется учебная работа деканата.

Для начал опишу некий процесс или процессы.

1. Работник деканата(методист) в начале учебного года (или чуть раньше) после завершения вступительных экзаменов и работы приемной комиссии формирует, комплектует новые учебные группы первого курса, используя сведения о поступивших абитуриентах, специальностях, на которые они поступали (естественно только для данного факультета). Готовит проект приказа, который затем подписывает декант и возможно проректор по учебной части. Сведения о группах передаются в учебный отдел и студенческий отдел кадров.

2. В течение семестра методист(ы) формируют рейтинги студентов на основании текущей успеваемости ( 3 контрольные точки дают в сумме 50 баллов - методист передает обработнанные ведомости на кафедры, преподаватели выставляют текущий балл, возращают ведомость методисту, методист вводит баллы в систему учета) + посещаемость студентов в семестре ( по журналу посещаемости группы - ведет староста) + оценка за экзамен (еще 50 возможных баллов).

3. По итогам сессии и работы в семестре готовится:
а/приказ на назначение стипендии для бюджетников только (каждый семестр), декан подписывает, проректор подписывает, приказ передается в бухгалтерию
б/приказ о переводе студентов на следующий курс, декан подписывает, проректор подписывает, методист производит перевод студентов на следующий курс в ИС
в/печатаестя приложение к диплому и приказ о выпуске, все подписывают ура ура

4. в ходе сессии декан рассматривает возможность продления сессии, разрешения академ отпуск, отчисления, разрешения перездать или сдать экзамен или другую зачетную работу

Вот примерно так.

Что затруднительно и что вызывает вопросы:
1. выделить бизнес процессы (или просто типичные процессы работы) и использовать для этого нотации Эриксона Пенкера
2. указать цели этих процессов
3. как отобразить участников?

Что знаю и понимаю - изучал пример в Enterprise Architect. Понял, что БП может реализовываться 1 или несколькими вариантами использования уровня цели пользователя. У каждого процесса может быть цель, процесс что-то дает на выходе, процесс что-то инициирует, у процесса есть участники, но есть и клиенты ( а как их указать?), у процесса есть ресурсы и управление, исполнители

Попытался выделить такие процессы:
комплектовать новые учебные группы
1. инициирует завершение вступительных экзаменов и работы применой комиссии
2. используются списки зачисленных абитуриентов и специальностей куда они зачислены, регламинтирует положение о количестве в группе, план набора
3. выполняет методист, подписывает декан и вероятно проректор
4. результатом являются списки зачисленных студентов по группам - это информация передается в учебный отдел и отдел кадров, а так же заносится с ИС "Студент"
Вопрос: какова тут может быть цель? Укомплектовать группы? - но это вроде сам процесс

Формировать рейтинг студента ( не буду уж расписывать подробно) результат некий рейтинг за семестр на основании которого -
студенту назначается стипендия
переводится на следующий курс
печатается приложение к диплому
освобождается от коммерческой уплаты за обучение (если такая возможность есть)



Сергей, проблема не в этом - не в стиле или методологии. Проблема в формулировании цели.
Пролблема может быть и в том, что на самом деле вся описываемая деятельность не имеет никакой другой цели - кроме учетной.

Давай посмотрим на это не с позиции, которую ты мне навязываешь, а просто.

Зачем нужно собирать в деканате результаты текущей успеваемости? Лично я не вижу в этом никакой необходимости.
Вероятно, введение рейтинговой системы было скажем, так  ответом на модное течение. Это считалось престижным и передовым методом оценивания знаний. Возможно, изначально эта система служила действительным стимулом к получению высокого рейтинга и лучшего уровня знаний. Однако человеческий фактор тут играет большое значение, многие преподаватели относятся к рейтингу как ненужной и обремительной системе. Кроме того, судя по обратной связи вернее по ее отсутствию, в течение семестра рейтинг мало имеет значение. Хотя возможно я не совсем прав и есть некий процен студентов, которые стараются следить за своим рейтингом и стремится к высоким его значениям.
Так или иначе - деканат играет скорее координирующую суммирующую роль. Действительно - скажем у нашего деканата - 5 групп на каждом курсе. Деканат собирает 3 раза в семестр эти рейтинги и учитывает их (неким образом в нашем случае это пока не важно как именно). Однако на самом деле итоговая рейтинговая оценка за семестр все равно дублируется в экзаменационной ведомости, часто рейтинговая ведомость после 3 точки так и не возвращается в деканат, поскольку деканату последняя точка и не так важна - она есть в экзаменационной ведомости. Там же проставляется оценка за экзамен и дальше с учетом посещаемости и других факторов расчитывается суммарный рейтинг по дисциплине и общий рейтинг по студенту в целом. На основании этого рейтинга принимается решение о стипендии. А если это последний год обучения, то печатаеся вкладыш к диплому. Естественно существует еще масса мелких действий, о которых я уже писал.

Далее ответы на тови вопросы. Не понимаю почему они у тебя возникают:
1. Что является рассматриваемой системой?
    деканат, а именно его учебная деятельность. Заметь система - это еще и совокупность некоторых правил и действий и не всегда просто объект и только объект...

2. Кто вокруг системы вовлечен во взаимодействие с ней? Мне нужно простое перечисление.
по моему я довольно точно все написал. Учебный отдел, Отдел кадров, Проректор, Кафедра, Преподаватель, Инженер кафедры, студент, староста.

3. Для каждого заинтеревсованного надо установить, что он
я описываю не уровень ВИ, здесь уже все давно описано и выяснено.
Я беру уровень процессов (бизнес-процессов если хочешь) Естественно я пишу от лица с точки зрения работников деканата (декан, замдекана, методист).
Да я задаю себе вопрос: зачем деканату нужна информация о рейтингах? Возможный ответ - так желает руководство.

Каково назначение рассмариваемой системы?
назначение деканата весьма сложное, а вот относительно учебной работы и не понятное - получается основная дейтельность касается учетных функций успеваемости для ведений соотвествующей документации, для принятия решения о исключения, переводе и других действий со студентом, назначении ему стипендии, выдачи диплома.......

Кто имеет четко сформулированные проблемы и нереализованные возможности и какие?
о проблемах пока не будем говорит - дались тебе эти проблемы, честное слово... Как раз и есть задача понять - а есть ли проблемы и по возможности предложить решение этих проблем...

Я лично спрашивал декана - какова цель учебной дейтельности или какова цель назначение и т.п. например процесса учета и формирования рейтинга? Декан называет то, что я уже описавал дважды или трижды. Ну не понимает человек явной цели - нужно это и все: нужна статистика, нужны документы для отчета перед комиссией, нужны доказательства в случае конфликтов... И я не понимаю как спросить об этом ...




Провел собеседование с деканом. Вот, что выяснилось. Основной целью учебно-административной работы деканата стоит считать Обеспечение выполнения студентами учебного плана по специальности в полном объеме.
Далее учебно-административная работа предполагает такие виды деятельности как:
1. комплектование учебных новых групп - целью является присвоение идентификационного номера студенту и оформление/выдача зачетной книжки и студенческого билета.
2. контроль текущего рейтинга и посещаемости занятий - цель Обеспечение выполнения студентами учебного плана по специальности в полном объеме за отчетный период
3. контроль выполнения сессии - цель Обеспечение выполнения студентами учебного плана по специальности в полном объеме за отчетный период
4. подведение итого сессии - цель Обеспечение выполнения студентами учебного плана по специальности в полном объеме за отчетный период
5. подготовка приказов - цель  ??

в результате получил такую модель: просьба активно критиковать



Эд, я не очень понимаю, зачем ты рисуешь тут диаграммы процессов и структуры предметной области.

Как я понимаю, при формулировке целей носителями целей могут быть:
1. Принципал (Заинтересованное лицо, не принимающего непосредственного участьия в работе Системы)
2. Агент (ЗЛ, выполняющее поручения Принципала в рамках Системы)
3. Система

Причём СОБСТВЕННЫЕ цели системы - относятся сугубо к категориям термодинамики, кибернетики и теории систем, например "сохранение гомеостаза". Цели системы, о которых говорят обычно в контексте бизнес-моделирования и разработки систем - это цели НАНОСНЫЕ, СПРОЕЦИРОВАННЫЕ на систему цели Агентов и Принципалов (главным образом последних).

В общем случае я бы сказал так, что "Целью системы является удовлетворение интересов заинтересованных лиц". Тогда всё сводится к выработке целостного, сбалансированного набора интересов, которые переносятся на Систему.

У Агентов и Принципалов в контексте выполнения какой-то Деятельности есть определённые Интересы, Потребности. Вот о них и нужно говорить, при этом детализировать Деятельность диаграммами я смысла не вижу, максимум можно построить диаграмму взаимосвязей (обобщения/специализации) для ЗЛ.



Эд, я не очень понимаю, зачем ты рисуешь тут диаграммы процессов и структуры предметной области.

У Агентов и Принципалов в контексте выполнения какой-то Деятельности есть определённые Интересы, Потребности. Вот о них и нужно говорить, при этом детализировать Деятельность диаграммами я смысла не вижу, максимум можно построить диаграмму взаимосвязей (обобщения/специализации) для ЗЛ.
А тут я тебя не понимаю, что проясняет нам картинка диаграммы взаимосвязей ЗЛ? Ну отразит она иерархию этих лиц, а дальше?



А тут я тебя не понимаю, что проясняет нам картинка диаграммы взаимосвязей ЗЛ? Ну отразит она иерархию этих лиц, а дальше?
Это сугубо техническая, вспомогательная вещь - повторное использование для исключения дублирования. Чтобы не писать одинаковые цели Разным ЗЛ, даже если они у них действительно есть.



Провел собеседование с деканом. Вот, что выяснилось. Основной целью учебно-административной работы деканата стоит считать Обеспечение выполнения студентами учебного плана по специальности в полном объеме.
Цитировать
в результате получил такую модель: просьба активно критиковать
В Domain Model напрашивается такая сущность как учебный план.



Попытался выделить такие процессы:
комплектовать новые учебные группы
1. инициирует завершение вступительных экзаменов и работы применой комиссии
2. используются списки зачисленных абитуриентов и специальностей куда они зачислены, регламинтирует положение о количестве в группе, план набора
3. выполняет методист, подписывает декан и вероятно проректор
4. результатом являются списки зачисленных студентов по группам - это информация передается в учебный отдел и отдел кадров, а так же заносится с ИС "Студент"
Вопрос: какова тут может быть цель? Укомплектовать группы? - но это вроде сам процесс
Скомплектовать учебные группы к дате X на основе списков зачисленных студентов по специальностям, плана набора, требований к комплектованию учебных групп.



.....
2. контроль текущего рейтинга и посещаемости занятий - цель Обеспечение выполнения студентами учебного плана по специальности в полном объеме за отчетный период
3. контроль выполнения сессии - цель Обеспечение выполнения студентами учебного плана по специальности в полном объеме за отчетный период
.....

...что проясняет нам картинка диаграммы взаимосвязей ЗЛ? Ну отразит она иерархию этих лиц, а дальше?

Вопрос: являются ли студенты Заинтересованными лицами по отношению к данной системе? (В советское время среди преподавателей высшей школы ходил такой анекдот: "Директор: "Наш институт похож на деревообрабатывающий комбинат: принимаем дуб, выпускаем липу."" Привожу не с целью поставить под сомнение авторитет института и компетенцию студентов и преподавателей в данном случае, а для иллюстрации возможных модельных (промышленных) практик которые невольно могут быть воспроизведены в данном проекте при чисто процессном, бессубъектном подходе).

Возможно имеет смысл попытаться определить:
Какие ВИ актуальны для данных задач?
Какие лица к каким ВИ имеют отношения?
Кто будет собирать контрольные данные для задач п.п. 2 и3?
И, возможно, какое отношение собираемая информация может иметь к конкретным формам и срокам воздействия на студентов целью достижения результатов, для которых данные контрольные действия будут предприниматься (т.е. в чем может на практике заключаться управление учебным, а не контрольным процессом, и как они между собой связаны)?






Вопрос: являются ли студенты Заинтересованными лицами по отношению к данной системе? (В советское
Да конечно являются:
1. студент хочет знать свой текущий рейтинг по всем предметам и проще всего его узнать в деканате, где собирается вся эта информация. Часто после этого возможны конфликты и противоречия с преподавателями
- это нормально,
2. студенту важен его общий рейтинг в конце сессии - поскольку он влияте на сумму и возможность получение стипендии
3. студенту важна его общая успеваемость например если он стермится получить карсный диплом и т.п.
4. студент хочет получить разрешение на продление сессии. получения академ отпуска в случае проблем, либо он хочет восстановится (после армии, после академ отпуска, из другого вуза), получить разреншение на пересдачу экзамена и т.п. Тут перечисленно все, что влияет на учебно-административную работу

Цитировать
Возможно имеет смысл попытаться определить:
Какие ВИ актуальны для данных задач?
Это уже сделанно и гораздо раньше. Именно так мы в начале и поступили. Выдели ЗЛ, определили их интересы, рассмотрели как они решаются или не решаются - однако картинка получилась очень размазанная и трудно воспринимаемая на докладе (предзащита)  решили несколько изменить подход:

1. даем такую обзорно-концептуальную EP диаграммму процессов - на которой кстати будет заметны и проблемы выполнения этих процессво более очевидно. По крайней мере Денис обратил на них внимание практически сразу: отсутсвие обратной связи и управляющих воздействий на качесвто учебного процесса - получсется рейтинг ради самого рейтинга + принятия решени о переводе и стипендии. Однако воздействие хотя и есть но оно отдаленное и не своевременное получается. Т.е. если поставить цель, что количесвто скажем студентов со средним рейтингом не ниже 65 баллов было 75 процентов, то цель фактически не достижима ибо нет никких управляющих воздействий
 
2. ясно что каждый БП может быть реализован 1 или множеством вариантов использования, где в явной степени отразяться интересы участников и их потребности и желания

3. каждый ВИ при желании раскрывается сценарием либо в виде текста, диаграммы деятельности или диаграммы последовательности, диаграммы состояния наконец + диаграмма бизнес или просто объектов

Таким образом я вижу такой подход к моделированию:
А. Основная цель всей этой учебно адми. работы -  Обеспечить выполнения студентом учебного плана по специальности в полном объеме (такая пока видится цель - скорее качесвтенно-количесвтенная - но направленая на каждого студента в отдельности а не на всех студентов как единого множества) Другими словами деканат должен гарантировать, что студент в следующем семестре учится без хвостов как минимум, или что когда человек подходит к выпуску  у него все предметы сданы и физкултура и ОБЖ и другие не счтиая естественно специальных предметов
Б. Основная цель должна расскрываться некими субцелями - целями процесса или целями выхода(если следовать логики книги Business Modeling with UML: Business Patterns at Work by Hans-Erik Eriksson and Magnus Penker
С. каждая такая субцель раскрывается целью пользователя (ЗЛ), т.е. ВП уровня пользователя (ЗЛ)
Д. ну а каждая цель пользователя уже раскрывается через элеметнарные функции или требования

Цитировать
Какие лица к каким ВИ имеют отношения?
Это все есть или будет. Распеределение по ВИ тоже есть

Цитировать
Кто будет собирать контрольные данные для задач п.п. 2 и3?


раньше я в посте писал
2. В течение семестра методист(ы) формируют рейтинги студентов на основании текущей успеваемости ( 3 контрольные точки дают в сумме 50 баллов - методист передает обработнанные ведомости на кафедры, преподаватели выставляют текущий балл, возращают ведомость методисту, методист вводит баллы в систему учета) + посещаемость студентов в семестре ( по журналу посещаемости группы - ведет староста) + оценка за экзамен (еще 50 возможных баллов).
3. пункт во многом аналогичен

Цитировать
И, возможно, какое отношение собираемая информация может иметь к конкретным формам и срокам воздействия на студентов целью достижения результатов, для которых данные контрольные действия будут предприниматься (т.е. в чем может на практике заключаться управление учебным, а не контрольным процессом, и как они между собой связаны)?
Вот вопрос очень интересный, значит анализ проведен верно - раз так много народу заметило сей вопиющий факт или его отсутствие. Т.е. действительно мы видим что контроль есть, упраления нет. Вернее управление есть уже когда возникла плачевная ситуация - студента надо отчислять!!! Хотя уже в течение семестра видно было это. Дело в том, что как упраляющая рейтинговая система сейчас не работает, более того, после отменя допусков к сессии вообще серьезных рычагов управления процессом не остается, хотя в положении об учебном процессе вуза записано
1. не приступившие к занятиям в течение месяца после начала учебного года;
2. пропустившие более 60% ЗАНЯТИЙ В ТЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЬННОГО СРОКА
набравшие менее 30 % баллов от максимального количесвта за установленный контрольный период.
Однако на практике декану требутся за две недели до принятия решения уведомить студента, студент должен лично расписать в получение этого документа( а если его найти не возможно?). Конечно сам факт такой возможности и реализация одного другого прецедента имела бы воспитательное значение, но не используется.
Кроме того сбор информации 3 раза в семестр явно не достаточно для быстрого реагирования.
Все это является как раз отличным подтверждением наличия проблем, понимания причины этой проблемы, а следовательно возможности предоставления решения для снятия проблемы.

Если это достаточно ясно из моих диаграмм и объяснения - значит цели своей я добился. Единственно что меня волнует это логические синтаксические и семантические шероховатости неточности и ошибки






Да конечно являются:
1. студент хочет знать свой текущий рейтинг по всем предметам и проще всего его узнать в деканате, где собирается вся эта информация. Часто после этого возможны конфликты и противоречия с преподавателями
- это нормально,
2. студенту важен его общий рейтинг в конце сессии - поскольку он влияте на сумму и возможность получение стипендии
3. студенту важна его общая успеваемость например если он стермится получить карсный диплом и т.п.
4. студент хочет получить разрешение на продление сессии. получения академ отпуска в случае проблем, либо он хочет восстановится (после армии, после академ отпуска, из другого вуза), получить разреншение на пересдачу экзамена и т.п. Тут перечисленно все, что влияет на учебно-административную работу

Какая-то совсем идеальная картина получается ... Может быть всё-таки не все студенты разделяют благие намерения деканата :-[. ? Очень опасно пытаться описать цели участника процесса за него самого, хотя практика обучения IT-технологиям часто грешит нарушением собственных же теоретических положений о необходимости выявления целей и мотивов ЗЛ именно у самого участника.
То, что для каждого ВИ будет, как правило 2 ЗЛ - одно от деканата, другое - студент, содержит в себе возможность конфликтов при внедрении  и использовании системы и должна предусматривать механизмы разруливания разнонправленных устремлений участников. Если бы все студенты были такими заинтересованными, наверное и система такая не требовалась бы? А если они заинтересованы, то, возможно, система должна быть не учетной, а скорее информационной, ориентированной на студента (студент, как увидит, что он отстает по показателям и сразу начнет работать, и данные будет сам вводить и всё-всё прямо сам будет делать :)).
Если "карательные" функции системы действительно окажутся эффективными, вокруг системы могут начать происходить интересные события (опять таки по сценарию известного анекдота про освоение шведской бензопилы русскими лесорубами). Лучше бы, конечно, если бы удалось замотивировать студентов на учебу без превращения их в элемент автоматизированной системы. В общем, успеха Вам в Вашем нелегком деле...



Если ясность наступила напиши концептуальный документ. Если концептуальный документ не написать, то ясность опять исчезнет.
Вне всякого сомнения. Знать бы только, какую цель хочет достигнуть декан. Однако остается только подумать за него немного. Так как проблемы обозначились довольно четко и причины тоже.



Приветствую!
Скажите, в какой среде вы моделировали процессы учебной работы деканата?



Приветствую!
Скажите, в какой среде вы моделировали процессы учебной работы деканата?
Sparx Systems Enterprise Architect



Приветсвтую!
Простите, может глупый вопрос, я новичок в бизнес-моделировании, а эту среду вообще первый раз открыла. Мне не совсем понятно, что это за обозначения у вас на втором скрине (business domain model) возле стрелок - 1...3, 1...10* и какую они несут смысловую нагрузку и как, собственно, эти обозначения добавить? И еще меня интересует, как вам удалось построить такую конструкцию - четыре входящие стрелки в класс "Приказ"? У меня Sparx Systems Enterprise Architectю 8.0. Заранее спасибо.




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19