Отчёт о Процессном форуме 2010

Процессный форум 2010.

В среду 27 октября 2010 года в отеле «Холидей Инн Сокольники» состоялся пятый, юбилейный, форум, посвящённый теме управления бизнес-процессами, известный в прошлом как «форум ARIS». Из-за объединения компании Software AG и IDS Scheer, мероприятие стало называться просто «Процессный форум».

Форум открывался выступлениями генерального директора Software AG Карл-Хайнца Штрайбиха и генерального директора Software AG & IDS Scheer в России и СНГ Марии Каменновой. Это были вводные доклады о том, как эффективно и выгодно использовать процессный подход в управлении деятельностью предприятия, и конкретные примеры тех компаний, где технологии ARIS уже помогают успешно оптимизировать деятельность предприятия и снижать расходы. Поблагодарили главного спонсора — компанию T-Systems International и упомянули информационных партнёров. После общих выступлений конференция продолжилась в четыре потока по разным тематическим направлениям:
1. «Управление бизнес-процессами»
2. «Оптимизация ИТ-инфраструктуры», во второй половине дня — «Интегрированные системы менеджмента»
3. «Внедрение решений SAP», во второй половине дня — «Контролинг-24 — управление операционной эффективностью»
4. «Инновации в энергетике», во второй половине дня — «Государственное управление».

Доклады были короткими — по полчаса, что с одной стороны вполне хватало именно для изложения доклада, не вдаваясь в ненужные подробности, а с другой при таком жёстком регламенте практически не оставалось времени на вопросы. Параллельно выступлениям в коридорах происходила демонстрация решений на стендах.

Кому интересно, подробная программа выступлений здесь.

Меня не очень интересовала энергетика или внедрение SAP, поэтому из двух оставшихся потоков — «Управление бизнес-процессами» и «Оптимизация ИТ-инфрастуктуры» я выбрал последнее. Несмотря на то, что этот поток был вторым по популярности, мест всё равно не хватало для всех желающих.

доклад №1
Применение методологии управления ИТ-архитектурой при автоматизации и интеграции бизнес-процессов с помощью ARIS и webMethods.
(Константин Иванов, менеджер по решениям Enterprise Architecture и SOA Software AG)

Одним из основных результатов, последовавших после объединения Software AG и IDS Scheer, стало совместное решение, которое представляет из себя объединение технологий webMethods, предназначенных для интеграции приложений, и технологий на базе платформы ARIS, то есть платформы для разработки, исполнения, управления бизнес-процессами. Интеграция SOA и BPM позволила легко реализовывать спроектированные с помощью ARIS процессы благодаря возможности быстрого переноса этих процессов в среду выполнения. Так же, в результате совмещению двух платформ, стал возможен круговой цикл непрерывного совершенствованию бизнес-процессов, имеющий следующие стадии:
1. Стратегия (на базе платформы ARIS)
2. Дизайн (на базе платформы ARIS)
3. Разработка (совместное решение на базе платформы ARIS и технологий webMethods)
4. Сборка (технологии webMethods)
5. Выполнение (технологии webMethods)
6. Контролинг (совместное решение на базе платформы ARIS и технологий webMethods)

Главными преимуществами такого комбинированного подхода явились:
— уменьшение дублирования функционала решений
— повышение стандартизации решений
— снижение времени разработки решений.

доклад №2
Комплексный подход к интеграции информационных систем и приложений на основе SOA в АМТ Банк.
(Игорь Коваль, исполнительный директор АМТ Банк)

Докладчик, являющийся исполнительным директором «крупного банка, входящего в ТОП-50 банков», рассказывал об успешном внедрении SOA в АМТ Банке. Проблема, которая решалась данным способом, довольная распространена и известна — в компании существует большое количество различных информационных систем, каждые из которых соединены по принципу точка-точка. Как следствие — отсутствие консолидации информации, используемой в различных системах, постоянное увеличение количества дополнительных процессов согласования данных, рост затрат.
В качестве решения проблемы была внедрена сервис-ориентированная архитектура на базе решений и технологий webMethods. То есть реализация следующего подхода:
— проектирование и разработка сервисов на базе имеющихся информационных систем
— создание корпоративной сервисной шины, предоставляющей сервисы
— разработка бизнес-процессов, которые используют сервисы
— создание у конечных пользователь простого и понятного портала, с помощью которого они могут в соответствии со своими ролями участвовать в исполнении бизнес-процессов.
На данный момент в АМТ Банке таким образом реализовано 12 бизнес-процессов, участниками которых являются порядка 300 человек.

доклад №3
Почему Газпром, РЖД, Рособоронэкспорт и многие другие до сих работают на Adabas.
(Владимир Силин, технический директор Software AG & IDS Scheer)

Главной темой доклада были преимущества, являемые пользователю замечательной СУБД Аdabas, которая использовалась раньше в различных стратегических предприятиях и госструктурах СССР — ЦК КПСС, предприятия ВПК, силовые структуры, а позже и России — МО, МВД, ГАЗПРОМ, Аэрофлот.
Преимущества СУБД Аdabas:
— высокие скорости обработки данных — до 300000 транзакций в секунду
— число отказов в работе стремится к нулю
— простота администрирования
— низкая стоимость владения
— «максимальная масштабируемость», позволяющая интегрироваться с различными информационными системами.
Одним словом — система без страха и упрёка.
Так же было рассказано о не менее чудесной платформе разработки корпоративных приложений 4-ого поколения — Natural, главные достоинства которой:
— высокая продуктивность разработки
— простота освоения (базовый курс длится 10 дней)
— поддержка большого количества технологий, интерфейсов пользователя
— простота интеграции с SOA и BPM.

На достигнутом разработчики замечательных Adabas и Natural останавливаться не собираются, а поэтому в ближайших планах:
— разработка системы мониторинга приложений Natural
— кластеры Adabas высокой готовности
— поддержка в Natural веб-технологий Flash, MS SilverLight и других.

доклад №4
Процессы управления ИТ с использованием ITIL v3.
(Ярослав Речкалов, начальник отдела обеспечения моделирования и описания бизнес-процессов ОАО «РН-Информ»)

Признаться честно, от этого доклада я ждал чего-то бОльшего. А так, всё выступление свелось к каким-то общим вещам, можно сказать сугубо теоретическим. Докладчик рассказал о том, как в одной компании возникли типичные проблемы при взаимоотношении бизнеса и ИТ. Для решения проблем была использована библиотека ITIL, где описаны рекомендации как решать возникшие проблемы, что, собственно говоря, и было сделано, правда частично. Был внедрён один из процессов ITSM (подмножество библиотеки ITIL), а именно, процесс управления изменениями, а все остальные процессы были «разработаны». Как бы всё. Все дружно пошли обедать.
В инете полно теоретической информации, вкратце озвученной на этом выступлении, например тут: ITIL, ITSM.

После обеда я пошёл на доклады потока управления процессами. При том, что это была самая большая аудитория, люди сидели и в проходах, и в коридоре, и на любых свободных пространствах.

доклад №5
Как организовать в компании управление бизнес-процессами. ARIS Process Governance.
(Дмитрий Тимошенко, начальник отдела управления бизнес-процессов и стандартизации ОАО «Иркутскэнерго»)

Доклад был посвящён переходу компании на процессное управление. Усиление конкурентности в отрасли, слияния, поглощения, территориальная распределённость филиалов компании — всё это являлось предпосылками для перехода к процессному управлению и повышению эффективности компании.
Работа по повышению эффективности велась как «снизу-вверх» (оптимизация технологических процедур), так и «сверху-вниз» (оптимизация бизнес-процессов), что обеспечило вовлечение в процесс повышения эффективности широкого круга сотрудников компании. Повышение эффективности носило характер постоянного улучшения, то есть по принципу цикла Деминга (PDСA «Plan-Do-Check-Act» циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством).
В рамках описания и реинжениринга бизнес-процессов было описано порядка 3000 процессов, выявлено свыше 300 проблемных зон, то есть зон, где процесс потребляет завышенное количество ресурсов или качество результата не удовлетворяет заказчика.
Все результаты оказались общедоступными для персонала компании, что способствовало дальнейшему продолжению улучшения бизнес-процессов.
В 2009 году компания перевела модели своих бизнес-процессов в среду ARIS, которая стала централизованной системой поддержки всех активностей, связанных с повышением эффективности процессов компании.
Одна из главных проблем при переходе к процессному управлению и к политике повышения эффективности — пассивность персонала. Данная проблема решалась путём стимулирования сотрудников на участие в оптимизации бизнес-процессов. Суть решения заключается в том, что сотрудник, желающий улучшить какой-нибудь процесс, оформляет подробную заявку с обоснованиями, в итоге, если заявка доходит до внедрения, то сотруднику выплачивается процент от съэкономленных средств за счёт внедрения предложенного улучшения.

доклад №6
Построение системы регламентации деятельности АНК «Башнефть».
(Иван Фирсов, директор департамента методологии и организационного развития АНК «Башнефть»)

Начался доклад с подробного описания компании и её деятельности — сколько добывает нефти, сколько планирует добыть, какого стандарта получается бензин на НПЗ компании и какая глубина переработки нефти. Познавательно.
Что касается темы конференции, то у компании создан департамент методологии, который занимается системой регламентации бизнес-процессов. Главным этапом для внедрения в компании процессного управления является наличие структурированного, формализованного, «согласованного со всеми», полного описания всей совокупности бизнес-процессов, составляющих деятельность компании, реализованного в виде каталога бизнес-процессов.
Каталог формируется с помощью 3-х уровневой детализации — процессы верхнего уровня (диаграмма VAD), детализация процессов верхнего уровня (так же диаграмма VAD) и последующей детализацией с помощью диаграмм eEPC.
Такой каталог бизнес-процессов (после его создания) планируется в дальнейшем использовать для анализа и совершенствования бизнес-процессов и эффективного внедрения ИТ-систем.

доклад №7
Использование ARIS для проектирования решений при внедрении бизнес-приложений.
(Кирилл Царьков, руководитель группы описания бизнес-процессов ЗАО «Гринатом»)

Докладчик рассказал об оригинальном, «перпендикулярном», использовании ARIS. Суть подхода заключалась в том, что инструментарий ARIS использовался как инструмент управления проектами.
На компанию в последнее время «свалилось» внушительное количество ИТ-проектов. И для того, чтобы максимально распараллелить ведение проектов и придерживаться единой концепции управления, тем самым снизить риски, решили использовать модели ARIS как некую среду визуализации для создания, если так можно выразиться, методологии управления проектами и средства контроля выполнения проектов. Так же в моделях хранилась документация на проект, то есть ARIS использовался ещё и как хранилище документов. В общем, даже таким образом ARIS помогает управлять деятельностью в компании.

На этом поточная часть форума закончилась, пришло время последнего кофе-брейка, после чего в общем зале было зачитано ещё 2 доклада.

доклад №8
Новый подход к построению информационной системы поддержки внутренних процессов
T-Systems на базе продуктов SW AG.

(Штефен Товара, руководитель группы проектов T-Systems International GmbH)

Доклад был о том, как в компании T-Systems внедрили инфраструктуру SOA. Основная проблема — это огромное количество информационных систем без единой системы интегрирования, отсутствие консолидации данных и прочие сопутствующие неприятности. Как следствие, громадные затраты на поддержание процесса взаимодействия и целостности данных. В 2003 году началось внедрение инфраструктуры SOA. В итоге, были получены следующие положительные результаты:
— гибкость изменений, вносимых в процесс, не затрагивая зависимые приложения
— многократное использование сервисов
— мониторинг выполнения процессов.

доклад №9
Оптимизация процессов подготовки и оформления поручений Президента РФ.
(Александр Братчиков, начальник департамента УИДО ПРФ Администрации Президента РФ)

Докладчик рассказал о том, что в Администрации Президента РФ (АП РФ) был внедрён электронный документооборот, но эффект от внедрения был ниже ожидаемого, потому что «задача порождается и заканчивается документом». Чтобы улучшить ситуацию, было принято решение о пошаговой оптимизации делопроизводства с помощью процессного подхода. Вся работа делится на этапы:
— описание существующих процессов документооборота
— анализ и выявление «узких» мест
— разработка целевой структуры процессов
— автоматизация выбранных процессов делопроизводства.

Ожидаемые преимущества:
— это полный переход на электронный документооборот
— сокращение времени обработки поручений
— снижение трудоёмкости и повышение контроля.

Одна из основных проблем при переходе на электронный документооборот, как ни странно, проблема связи. А если точнее, то отсутствие достаточного количества защищённых систем связи, всё же как ни любит наш президент яблочные гаджеты, всё равно, работать приходится на других устройствах, обеспечивающих необходимый уровень защиты информации.

Такими образом содержательная часть всего мероприятия закончилась, после рассказа о процессных делах в АП РФ прошла быстрая церемония награждения в различных номинациях премии «Совершенство бизнес-процессов 2010». Ну а завершал вечер живой концерт Ольги Арефьевой и группы «Ковчег».

Напоследок несколько слов от себя. Событие меня однозначно впечатлило, наверное от части потому, что на таких мероприятиях мне ещё не удавалось побывать. Но всё равно, действительно было интересно послушать выступления коллег из других компаний о том, как у них организована работа по организации и управлению ИТ-служб, чуть более детально узнать, как они внедряют процессный подход в управлении, и вообще с какой стороны смотрят на бизнес-процессы. Ну а так же из первых уст можно было узнать об основных технологиях и решениях одного из лидеров в области управления бизнес-процессами.

Добавить комментарий